Источник

Акепсим Сирский

Акепсим, преп. – Сирский подвижник, живший во времена Валента и Феодосия Вел., в конце IV или в начале V в. Бл. Феодорит говорит о нем, что своим подвижничеством «прославился он по всему Востоку», и приводит несколько характерных черт из его подвижнической жизни. «Заключившись в домике, – рассказывает он, – преп. Акепсим прожил шестьдесят лет, никого не видя и ни с кем не разговаривая, но углубляясь в самого себя и созерцая Бога... Приносимую пищу он принимал сквозь небольшое отверстие, которое было сделано так, что подававшие ее не могли заглянуть внутрь. Для пищи ему была приносима чечевица, размоченная в воде; потребное количество воды он сам начерпывал себе в ближайшем источнике, выходя из домика раз в неделю ночью». За пятьдесят дней до смерти он предсказал свою кончину и, по предложению епископа, принял в эти дни сан священника, говоря при этом: «так как я спустя немного дней отойду отсюда, то нисколько не спорю против принятия священства; но если бы надеялся долго прожить, то уклонился бы от тяжкого и страшного бремени священника, страшась будущего отчета». Через несколько дней он мирно скончался, завещав тайно похоронить тело в известном месте, которое оставалось бы неведомым ни для кого (Феодорит, Ист. Богол., гл. 15, – его же Истор., кн. IV, гл. 26, – Никифор, Истор. кн. II гл. 41). – Пам. его в Прав. М, 3 нояб., в Рим. нет.

Рассказ бл. Феод. о св. Акепсиме дословно приводится в греч. Синакс. Служ. Мин. (Венец. изд. 1843 г.) и в Синаксар. Никод. под 3 нояб., из греч. Синак. внесен и в наш рукоп. стишн. Прол., в Макар. Чт.-Мин. и в печат. Прол., в Мен. В. и в Прол. древн. нестишн. редакц. ни памяти преп. Акеп., ни рассказа об нем бл. Федор. нет.

А.Пономарев.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle