Источник

Адриан

Адриан Публий Элий, римский император (117–138); родился в Риме 24 января 76 г., испанского происхождения; родственник Траяна, который усыновил его на смертном одре. Это был блестяще одаренный и хорошо образованный человек, превосходный воин, знакомый почти со всеми науками, обладавший чудесною памятью и бойким остроумием, красивый и благодушный. При всем том, в его характере не было цельности и твердости, и поддаваясь различным увлечениям, он наконец потерялся в самопротиворечиях. Свое царствование он начал тем, что отказался от завоеваний Траяна, – Месопотамии, Ассирии и Армении, – что представляло дотоле неслыханное явление в летописях Рима. Его политикой было сплотить, а не расширять империю, и первым условием для такой политики было достигнуть строго естественных границ. Время с 121 по 134 г. он провел в путешествии, причем сам смотрел за всем, восстанавливал, что находилось в упадке, и начинал новые предприятия. В течение его царствования было воздвигнуто множество новых зданий, и его влияние на римское законодательство, касавшееся положения рабов, военных дел, способов судебной процедуры, администрации и проч., было весьма замечательно. Но он возвратился в Рим, пораженный неизлечимой болезнью, и поддался меланхолии. Он умер в Байях, 10 июля 138 г., будучи бременем для себя и для своих друзей, и погребен был в огромном мавзолее, – Моles Наdriаni, теперешнем замке Ангела, который он построил себе в Риме. Касательно его отношений к евреям, см. п. сл. Бар.-Когба и Израиль, в отделе после-библейской истории. Что касается его отношения к христианству, то некоторые писатели считают его ожесточенным врагом и говорят о четвертом так называемом Адриановом гонении; другие считают его другом их, и делают его виновником первого эдикта о веротерпимости. То и другое мнения, без сомнения, односторонние. Рассказы о мученичестве Дионисия Ареопагита Афинского, епископа Александра, и епископа Телесфора Римского, св. Евстафия, св. Симфорозы, св. Цереала, и др., относятся к его царствованию, и свидетельствуют о том, что положение христиан при нем не было спокойным. С другой стороны, и его рескрипт, которым запрещалось казнить христиан просто по требованию мятежей, фанатической языческой толпы, далеко еще не был эдиктом о веротерпимости: это просто было подтверждение эдикта Траянова, согласно с которым христиан можно было подвергнуть казни не иначе, как после законно установленного и правильного судопроизводства. В виду этого, вообще, можно думать, что Адриан незнаком был с христианством, и относился к нему безразлично. В своем послании к Сервиану он отождествляет христиан с поклонниками Сераписа. Две христианские апологии, представленные ему Квадратом и Аристидом, без сомнения, много пролили бы света на этот вопрос, если бы они дошли до нас; но они погибли, и похвала с которою апологеты последующих поколений относились к его памяти, вероятно, имела своею целью просто произвести благоприятное впечатление на его преемника.

Spartianus: Vиta Наdrianи, в Sсriрt. Hist. Аugust.; Grеgоrvis: Gеsch. Каiser Наdrians, Кönиgsberg, 1851 Е. Кеnаn: L'Eglise chrétienne, Paris 1879, сhар. I.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle