Источник

Агафон, новгородский священник XVI в.

Агафон, новгород. священник XVI в., составивший, по поручению и с благословения Новгород. архиеп. Макария, в 1539 г., «Великий Миротворный Круг» – Пасхалию на 532 года восьмой тысячи лет. С первых веков христианства на Руси были известны у нас и составлялись вновь Пасхальные таблицы, определявшие время празднования Пасхи и подвижных праздников церковного года (первое установление относительно этого, обыкновенно, приписывалось отцам Никейского вселен. соб.), которые и помещались в богослужебных книгах – в Псалтирях, Часословах и др. В начале XII в. (1134 г.) новгород. дьякон Кирик составил «Великий Круг» – «еже ведати человеку числа всех лет». Но вообще счисления этого рода не простирались далее седьмой тысячи лет, и потому еще в начале XV в. появилось суеверное ожидание, что с окончанием седьмой тысячи наступит и конец мира. Так, в Пасхалии при Часослове начала этого века (Троиц.-Серг. Лав.), после 6935 (1427) г. уже говорится: «Блюдися, блюди известно и разумно; братия, зде нужда, зде скорбь, зде печаль», а самая Пасхалия (начинающаяся 1425 г.) надписывается: «Указ о временех и летех, в них же будут знамениа многа и беганиа многа» (Опис. слав. рук. Тр.-Серг. Лав., М. 1878 г., стр. 35) . Затем в Пасхалиях после 6999 г. стали делать угрожающую приписку: «зде страх, зде скорбь, аки и в распятии Христове сей круг бысть, сиф лето и на конце явися, в нем же чаем и всемирное Твое пришествие». (Арх. истор.-юрид. свед. Калалева 1850 г., кн. И, 4, – Истор. рус. цер. Макария, т. VI, 100, изд. 2-е). И вот, чтобы положить конец «молве в людях» – смущению и толкам, волновавшим «не токмо простых людей, но и преимущих», т. е. людей с пониманием, у которых также – «сумнение бысть», особенно после того, как с приближением конца седьмой тысячи появившиеся тогда еретики жидовствующие воспользовались народными толками о конце мира для своих целей, – «в лето 7000 (1491 г.), сиречь в начале мес. Сентября» был созван собор, под председательством митр. Зосимы, на котором определили «написати Пасхалию на восьмую тысячу лет... по преданию Св. отец, иже в Никеи седьмого собора». Митр. Зосима поручал это дело Новгор. арх. Геннадию, а пока сам составил Пасхалию на 20 лет и послал ее Вологодск. еп. Филофею на рассмотрение, а по получении от него, обнародовал, и она уже появляется в Церков. уставе, написанном в первых годах XVI ст. (около 1500 г.), с таким заглавием: «изложение Пасхалии на осьмую тысячу лет, повелением Государя вел. кн. Иоанна Васильев. всея Руси, преосв. Зосимою, митроп. всея Руси, в ней же чаем всемирного пришествия Христова» (Троиц.-Серг. Лав., указ. Опис., стр. 53). Геннадий исполнил поручение – составил Пасхалии на 70 л. 8 тысячи (окончил составление ее 21 дек. 1492 г), воспользовавшись в своем труде пасхальными вычислениями новгор. владыки Василия. Эта Пасхалия, по одобрении ее собором, была разослана по церквам. Таким образом, в Пасх. Геннад. священ. Агафона имел для себя определенный и ближайший образец и, кроме того, в ней давались руководственные указания для пасхальных вычислений на дальнейшее число лет. Пользуясь Геннадием, а также, вероятно, и трудом владыки Василия, остающимся пока не найденным, о. Агафон и составил свой «Вел. Миротв. Круг». Подлинник его книги находится в библ. Тр.-Серг. Лав. (рук. № 736–1839), списки же имеются во многих рукоп. библ. и, между прочим, в Новг. Соф. библ. (при С.-Пб. дух. акад.). Содержание ее по списку этой библ. (№ 1421), относящемуся к XVI в.: 1) Пасхалия на 8 тысячу лет в 58 таблицах, с подробным толкованием, как производить вычисление (л. 1–120); 2) Пасхалия Геннадия Новгор., с опровержением ложного ожидания скорого конца мира (л. 120–143); 3) Преп. Иосифа Волоц. 8, 9 и 10-е слова на новгородских еретиков жидовствующих относительно ложного мнения о конце мира (143–207); 4) Таблица для определения новолуния (л. 207); 5), Задачи искусившемуся в знании Пасхалии (л. 208). Ничего нового эта Пасхалия о. Агафона, по словам Ундольского, сама по себе не представляла, тем не менее, воспользовавшись готовым материалом и руководственными указаниями других, он распололшл индиктионы по кругам солнца и луны «весьма остроумно и чрезвычайно удобно», что для последующих пасхалистов делало его книгу самой известной и употребительной, дозволявшей легко пользоваться ею и вносить в нее разные дополнения. Новейшая обработка ее сделана в «Руководстве к узнанию чисел Пасхи Христовой», К. Тромонина (М. 1848 г.).

См. указан. кн. «Архива» Калачева (стат. Ундольского); Прав. Собес. 1860 ч. II, стр. 334 Макария, Ист. рус. цер. т. VI, 101–104 и Прил. стр. 376; Голубинского, Истор. рус. цер. т. II пол. I стр. 608–609 (М. 1900). Венгерова, Крит.-биогр. слов. рус. писат. и учен. С.-Пб. 1889 г., т. I, 109.

А. Пономарев.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle