Агапия, св. муч. и св. мученицы Хиония и Ирина
Агапия (любовь, греч.) св. муч. и с нею св. мученицы Хиония (снежная, греч.) и Ирина (мир, греч.) – Во время гонения Максимиана эти три св. девственницы, родные сестры, проводившие благочестивую христианскую жизнь вблизи Аквилеи (в Иллирии), скрылись в горах, но были схвачены, доставлены правителем этого города и подвергнуты допросу. Их обвиняли в том, что они – христианки и, кроме того, св. Ирину – что она хранит у себя воспрещенные и осужденные на сожжение императорским указом (Диоклитиана) христианские книги. Они мужественно исповедали Христа и, после увещаний, угроз и истязаний, которыми мучители старались принудить их к отречению от веры Христовой, – были преданы смерти: все они были замучены и сожжены живыми (в 304–305 г.) – сначала Агапия и Хиония, а после них Ирина, которая пред этим была подвергнута позорному поруганию в публичном доме. Пам. их с Вост. Мес. 3 апр., в Рим. Март. Агапия и Хион. 3 апр., Ир. 5 апр. – Одноименные с ними св. мучч. Ирина, Агапия и Хиония из Солуня, в Македонии, пострадали около того же времени и в то же гонение Диоклит. и Максим. в Фессалониках (Солуни): память их 16 апр. и 22 дек. в день памяти учителя их, св. муч. Хрисогона и св. муч. Анастасии, их покровительницы, – в Гим. Мар.25 дек.
О мученичестве св. Иллирийск. дев – Аг., Хион. и Ир. свидетельствуют сохранившиеся их «мученические деяния» («Act. Маrt.»), которые признаются «подлинными и чистыми», представляющими извлечение из судебных протоколов (рurа аtque sincera, рrout а notariis ехсерtа fueunt): в них сообщается судебный допрос мучениц у рraeses’а Дульциния и его приговор, приведенный в исполнение «в течение апрельских календ», «в царствование Диокл. и Максимиана» (Ruin. АМ., еd. 1802 г., ч. II стр. 400 и сл.). Эти «деяния» находятся и в числе Метафрастовских житий свят., на латин. яз. (Мigne РG. t. 115 стр. 77–82) и на основании их составлено чтение об Иллир. мучч. в М. В., под 3 апр., помещенное под тем же числом и в нашем Прол.; под этим же числом память их показывается в Месяц. Типикона Велик. Константиноп. цер., IX–X в., изд. Дмитриев., при чем, называется имя судьи – Дульциний и указываются место, где они были взяты под стражу – Фессалоники, и некоторые обстоятельства из судебного хода дела, согласно названным «деяниям» и Мен. Вас., так что по этому указанию древнего греч. месяцесл. эти св. мучч. были не Илир., а Македонские или Солунские, как и другие трисоименные с ними; но последние в том же Месяц. показаны особо под 22 дек., как и в Мен. В., и о них, кроме того, говорится, что пострадали вместе с их матерью Феодотой (о последней в Мен. В. особое сказание под 22 дек., и она не называется материю Солун. мучч). О Солун. мучч., соименных с Иллирийскими, некоторые лишь сведения сообщаются в житии св. иллир. муч. Анастасии (память также 22 дек.) в Метафр. собрании (Migne, РG. t. 116 соl. 579 и сл.) и из этих сведений составлено чтение об их мучении в Мен. В. и в Прол.; но сведения эти настолько неопределенны, что на основании их невозможно точно установить отношение Солун. мучч. жития Апаст. к Иллирийским указан. «мучен. Деяний» и признать тождество или различие тех и других св. мучениц. В древн.-слав. Прол., как и в первом печат. изд. его (1641 г.) память Солун. мчч. под 22 дек., Иллир. же муч. 3 апр.; в исправленном Прол. (1675–77 г. и познейш. изв.) – первые 3 апр., вторые же 16 апр. Димитр. Рост. тех и других считает за одних мучениц, находя указания Прол. неверными, полагает память их на 16 апр. и под этим числом приводит рассказ о Солун. мчч. из Метафрастова жития св. Анастасии узорешительницы (гл. V-XIII), сообщая остальные части этого жития под 22 дек., днем ее памяти. В греч. и слав. Служ. Мин. – память, служба и синакс. также только 16 апр.
А. Пономарев.