Источник

Агапит

Агапит Маркушевский, преп. – Инок Соловец. монаст. и (вероятно) постриженник св. Филиппа, преп. Агапит М., при Паисии, преемнике св. Фил., после 1568 г., оставил Соловец. обитель, удалившись в Сольвычегодский Борисоглеб. монастырь, и здесь подвизался. В 1576 г. он тяжко заболел и уже готовился к смерти, как вдруг, на 28 день болезни – «ему было, по словам его жития, преславное явление образа отца нашего Николая чудотворца, и дивный голос повелел ему взять тот образ, отнести и поселиться с ним в пустыне, находившейся между Устюжским и Божеским пределами, при реках Тарнаге и Маркуше, чтобы построить там молитвенный храм. Услышав это и увидев образ преп. тотчас сделался здоров». На указанном месте построил он храм, в котором поставил образ свят. Николая, а затем основал общежительный монастырь и при нем две церкви (в 1578 г). Жители одного из соседних селений, озлобленные против преп. Агапита за то, что земли и угодья, которые они считали своими, стали отходить к монастырю и, в надежде смертью его уничтожить основанную им обитель, – подстерегли его выход из монастыря и умертвили (в 1584 г., 21 мая; тело его было погребено между созданными им церквами, и над ним поставлена часовня, в которой были сохранены и железные вериги, найденные на его теле. Маркушевский монастырь упразднен в 1764 году, – сохранился лишь погост и одна из церквей, деревянная, холодная, Николаевская. Вместо прежней Благовещенской и монастыря построена, уже в 1850 г., нынешняя каменная, и в ней-то, в качестве местной – придел Николая Чудотв., где и хранится теперь явленный чудотворный образ св. Николая. Он украшен серебряным позолоченным окладом в серебрян. венце и цате, и вставлен в середину большой доски, на которой вокруг изображены события из жизни св. Николая. Своей славой он и доныне привлекает много богомольцев, а раньше от этой чудотв. иконы известно 195 чудес, записанных в тетради, хранящейся при той церкви. Память преп. Агапита Мар.21 мая, он не канониз. Житие его составлено, на основании монастырских бумаг, в 1712 г., по поручению Варнавы, архиеп Холмогорского, случайно пробывшего некоторое время в Маркушевском монастыре.

См. Ист. рос. иер. V, 61; Слов. Ист. о свят., 9; Филар., жит. свят. и Серг. Месяц.; Верюжский, Истор. свед. о волог. свят., 540 и сл.; Барсук. Ист. р. агиог., 10; Леон., Св. Русь, 86. О жит. преп. Аг., о Маркмон. и об иконе св. Николая – «Вологод. Губерн. В.» 1849 № 44, 45, – «Вол. Епар. В.» 1878 г № 12 и 13, а также у Вознесен. и Гусева, жит. и чуд. св. Ник. чудот. С.-Пб., 1899 г. стр. 336–337.

А. Пономарев.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle