Торжество православия

Источник

Поучение на неделю православия, произнесенному в Тобольском кафедральном соборе.

Простое ли любопытство посмотреть на церковный чин анафематствования ересей, или безотчетное следование веками утвержденному обычаю привели нас сегодня в этот соборный храм? Да, быть может, многие из нас, равнодушные к вере и жизни церковной, пришли сюда или побуждаемые любопытством, или безотчетно влеченные обычаем. Но верны сыны православной Церкви, истинные христиане, в любви и единомыслии совершающие свое спасение, собрались ныне торжественно и явно засвидетельствовать своё единение, свой неразрывный союз со всей святой и апостольской Церковью, засвидетельствовать здесь истину Христова обетование о вечности нашей спасающей Церкви. Для таких христиан ныне великий и радостный день. «Торжество православия!» Ныне небо и земля веселятся; ныне ликуют ангелы и торжествуют бесчисленные сонмы святых1 ныне радостный праздник всех сынов истинной Церкви! Если недавние дни разнузданной масленицы принесли плотскую радость всем легкомысленным и плотоугодным людям, избравшие широкий путь нравственной гибели, – то нынешний день принес собой светлую угодную радость всем ревнителям православия; всем хранителям чистоты нашей веры, всем подвижникам благочестия!

С чувством беспредельной благодарности и сердечного умиления возносится ныне хвала Спасителю нашему, давшему своей Церкви обетование вечности и непоколебимости. Даже врата адова, по слову Христа, не одолеют Его святой, соборной и апостольской Церкви. И действительно, Его Церковь до ныне стоит непоколебимой и непреклонной. Какие только преследование, гонения и мучения не терпела она и от язычников с их безбожными царями, и от еретиком с сильными от мира сего, – но она не погибла в тяжелой борьбе, не исчезла с лица земли, а пережила все те древние языческие религии и богохульные ереси. Кровь святых мучеников и тяжкие душевные страдания исповедников веры святой только украсили Церковь Православную, вдохновили её верных сынов, влили в сердца их отраду и светлую надежду на Божественную помощь.

Прославляя всех страдальцев за веру, вдохновляясь их высоким примером, Церковь торжественно исповедует ныне исполнение данного ей Христом обетования. В слух всему миру она вещает сегодня, что она доселе, непоколебима и тверда; что она не страшится никаких козней и восстание против нее; что никакие лжеучения и ереси не уничтожат ее. Правда, она скорбит об умножении теперь на земле как разных нелепых лжеучений, так и всевозможных отвратительных пороков – и скорбь её об этом умножении зла среди людей велика, но она нисколько не опасается за своё собственное существование. Пускай неверующий лжеучитель гордится своим родством с обезьяной; пускай безбожный ересиарх отрицает Божественное величие Христа; пускай увлеченная их безумными речами легкомысленная толпа предает поруганию весь строй нашей Церкви, её священные книги, святые иконы и таинства. Но ей не страшны эти насмешки и поругания. Гибель не замедлить разразиться над головами этих богохульников, а Церковь будет вечно стоять – светлая, живая и торжествующая.

Благословение Господне и ныне почивает над нашей православной Церковью, и милости великого Бога изобильно изливаются на всех верующих в Него и теперь. Только неверующие и легкомысленные люди не хотят замечать этих небесных щедрот, благодатных явлений и чудесных знамений. А, ведь, сколько явил Господь дивных знамений, свидетельствуя истину и святость нашей Православной Церкви и непреложность своих обетований! И явил, не говорю: «Когда-то в древности» – а в наше время, в наши дни, на наших глазах. Правда, теперь нередко можно слышать, будто наше время совсем не то, сто древние века. Если в дали минувших веков мы видим многочисленные сонмы великих подвижников и светил Церкви; если там мы созерцаем множество дивных чудотворений и неизъяснимых знамений, то обращаясь к своему-то времени, мы вокруг себя видим одни только грехи, беззакония и немощи душевные. По-видимому, нынешняя жизнь Церкви не имеет той силы, того одушевления, той изобильной Божественной благодати, которыми отличалась церковная жизнь в старину. Но это только по-видимому. Только слишком близорукие люди могут находить такое различие в жизни Православной Церкви. Церковь всегда одна и та же, Христос всегда один и тот же! Жизнь Церкви, жизнь её истинных сынов всегда полна свежести, силы и вдохновения. И наше время ничуть не хуже древних веков. Правда, ныне много еретиков и нераскаянных беззаконников, но ведь они – не Церковь, они отступники от Церкви. А вы посмотрите на подлинную жизнь действительной Церкви, – и тогда вы увидите и чудеса, и знамения, и пророчества; тогда вы встретитесь со светлыми необычайными личностями, с великими подвижниками благочестия, одаренными от Бога силой исцеления и прозорливости, обладающими таинственным даром благотворного, спасительного влияния на людей; тогда вы убедитесь, что благодать и сила Христова действует в Церкви и в наши дни.

Хотите ли вы слышать о современных нам подвижниках благочестия, о людях, достигших нравственной высоты, близких к Богу, принявших от него великие духовные дары? Такие богоугодные подвижники есть в наше время, и среди них, как лучезарное светило, сияет известный всему русскому народу Кронштадтский пастырь о.Иоанн. Кто из нас не слышал его имени? Кому неизвестна его глубокая, живая христианская любовь, его сила молитвы и совершаемая Богом чрез него благодатное исцеление и чудеса? Со всех концов России стекаются к нему больные душевно и телесно, ища духовного утешения, одобрения и даже телесного исцеления от тяжких, неизлечимых болезней. Но разве на святой Руси только он один близок к Богу? Разве на нашем отечестве нет других святил Православия, хотя бы и иной величины? Когда в дни нечестивого Ахава, по-видимому, весь израильский народ отступил от Бога, так, что пророк Илия с глубокой скорбью жаловался Богу, что из верных Ему остался он один, то что же сказал ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колена пред Ваалом (Рим.11:3–4). Так и ныне. Кронштадтский пастырь есть только наиболее разительная личность, а не единственный подвижник. Если мы станем искать таких благочестивых, богоугодных людей, то найдём их и в больших городах, и в захолустных сёлах, и в славных обителях, и в дремучих лесах. Имена многих из них с благоговением повторяются на устах православных людей, а о некоторых из них вы можете найти сведения даже в книгах. Кронштадтский пастырь, как великое светило, озаряет всю Россию, а эти меньшие светила, освещают и согревают только свою епархию, свой уезд, свою обитель, но их молитвы слышатся Богом, и их влияние благотворно и спасительно.

Но, быть может, вы хотите слышать о чудесах и благодатных явлениях, совершаемых Богом не чрез живых Его угодников, а при посредстве небесных ходатаев? Есть и такие чудеса в наши дни. Бог благословил наше время даже явлением и прославлением нового Своего угодника и чудотворца Феодосия. Ведь, всего только каких-нибудь шесть лет тому назад совершилось великое торжество православие. На утешение и радость всему православному миру и на обличение и вразумление врагов нашей Церкви Господь явил новое свое Знамение. С умиленным восторгом ликовали сыны нашей Церкви, приняв весть об открытии в Чернигове нетленных мощей святителя и чудотворца Феодосия. Какую свежую струю внесло в жизнь православных людей это священное торжество! Невольно сердце проникается умилением и дух окрыляется вдохновением, когда мы чувствуем такую явную к нам милость Божию, когда представляем себе целые тысячи грешников, принявших прощение у гроба блаженного святителя, – больных неизлечимыми болезнями, исцеленных молитвами этого нового чудотворца,– сектантов и раскольников, обратившихся на путь святой истины при воззрении на нетленные останки святителя Феодосия! Но много ли лет прошло со временем прославления черниговского святителя? И вот мы снова слышим радостную весть о новом предстоящем торжестве православия. По всей Руси святой промчалось царское слово о скором прославлении величайшего из подвижников благочестия, жившего лишь в дни наших дедов и даже отцов. Предстоит новая духовная радость, новое ликование Церкви, – и в сонме святых засияет новое светило, великий саровский подвижник Серафим!

Но являя Свою дивную силу и благодатную помощь православным христианам, Господь свидетельствует истину Своей святой Церкви и её священных обычаев, и уставов, и иным путём. Явные покушения со стороны озлобленных хулителей Церкви на её спасительные установления Она чудесно отвращает всемогущей десницей и безумные, святотатственные действия злодеев направлять к славе Своего имени, к торжеству православия, к подъему народного духа. Давно ли было подобное торжество православия? Четыре года тому назад во дни Великого Поста четверо молодых, но уже развращенных богоотступников, дерзнули на небывалое злодейство, решив взорвать и уничтожить в городе Курск великую святыню православного народа – древнюю Чудотворную икону Божией Матери. Взрыв разрушил чугунную сень над иконой, раздробил стёкла в окнах и дверях, изломал подсвечники и ступень при иконе, повредил даже церковную стену. Но что же с самой иконой? Совершилось великое чудо воочию: там, где, по расчётам злодеев, не было никакой надежны на спасение, Господь и Божия Матерь сохранили святую икону в её полной неприкосновенности. Среди возможных обломков она осталась целой и нерушимой. Содрогнулись сердца православных, услышав об иступленном злодействе, но вместе и возрадовались, увидев дивную силу Спасителя и его Пречистой Матери, – и целые тысячи православных людей в священном трепете колена и пролили свои горячие благодарственные слёзы пред чудом сохраненной иконой. Вот новое торжество православия, вот новое знамение Божие!

И много таких знамений, таких чудес и свидетельств свыше найдём мы в наше время, если только не будем сознательно закрывать свои глаза пред ними. Такие знамения и чудеса совершаются среди сынов православной Церкви то там, то здесь, то еще где-нибудь каждый год, каждый месяц, даже каждый день. Они явно убеждают нас в истинности нашей веры, в святости нашей Церкви. Они – источник нашей духовной радости, нашего священного торжества и ликования. И в настоящий день, все истинные христиане, очистивши сердце своё покаянием и воздержанием, ежегодно во все концах вселенной приносят благодарение и славословие Богу – Спасителю нашему.

Да исполнимся духовной радости вместе с ними и мы, ибо и мы все видехом свет истинный, прияхом уха небеснаго, отретохом веру истинную, нераздельный Троице покланяемся: Та бо нас спала есть. Аминь.

Свящ. А. Юрьевский

* * *

1

Из канона на неделю Православия.


Источник: Юрьевский А., свящ. Торжество Православия // Тобольские епархиальные ведомости (Отд. неофиц.). 1903. № 6. С. 135–140.

Комментарии для сайта Cackle