Преподобный Захария

Источник

В православной Русской церкви есть целый сонм святых, так называемых, неканонизованных, память которых почти никогда «не чтилась церковью, а хранится лишь в устах народа или только записана летописцами»1. Таким святым не установлено церковью празднования, им не поются молебны, к ним не обращаются с молитвою. Признаваемые за святых лишь народом, они поминаются церковью, как и все умершие «в вере и надежде воскресения», только на заупокойных литургиях и панихидах. Многие из таких неканонизованных святых, долгое время чтившихся лишь народом, были причисляемы и высшею церковную властью к лику истинно святых (напр., в последнее время, св. Феодосий черниговский); многие и доселе остаются не канонизованными (каковы, напр., митр. Иоанн Максимович и Павел Конюшкевич, Онуфрий Катромский, Серафим Саровский и др.), имена же некоторых неканонизованных святых, некогда чтившихся народом, ныне совершенно забыты им или в силу «всеизменяющего времени», или в силу особых исторических условий.

К числу последнего рода неканонизованных святых относится некий «преподобный Захария». О жизни и подвигах этого преподобного нет никаких сведений, даже самое имя его в настоящее время почти никому не известно. Но в XVIII веке этот преподобный, нужно полагать, пользовался немалою известностью. Сведения, и притом самые краткие, об этом преподобном сообщаются, – как свидетельствует преосвящ. Сергий, – только в одной рукописи XVIII века, хранящейся в библиотеке Киево-Софийского собора и имеющей такое заглавие, «Книга, глаголемая Описание о русских святых, где и в котором граде, или области, или монастыре, или пустыни поживе и чудеса сотвори, всякаго чина святых». Да и в этой рукописи имя преп. Захарии, – по словам того же преосвященного, приписано другою («позднею») рукою, а не тою, которою писана вся рукопись. Все сведения, сообщаемые этою рукописью о преп. Захарии, заключаются в следующих весьма не многих словах: «Преподобный Захария на реке Туре града Тюменя, явися в лето 1707»2. Но и эти не многие слова раскрывают пред нами целую страницу из истории города Тюмени. Из приведенной приписки, сделанной в «книге глаголемой, Описание о российских святых» видно, что слух о «преп. Захарии» распространился в XVIII веке не только в пределах Тобольской епархии, но даже в Европейской России: имя преп. Захарии было известно даже в Киеве. И эта известность Захарии была известностью его, именно как почитаемого народом святого, хотя и неканонизованного церковью. Если о жизни и подвигах Захарии и ничего не сообщается в упомянутой рукописи XVIII века, то во всяком случае можно за несомненное считать, что чтившийся народом Захария, называемый в рукописи «преподобным», был монах и проводил, если не всю жизнь, то по крайней мере остатки дней своих в Тюмени, где и был погребен. Знаменательно выражение: «Явися в лето 1707». Это выражение обыкновенно означает обретение мощей. Следовательно, и самое почитание народом Захарии было вызвано обретением в 1707 году его мощей, быть может, даже нетленных. При каких условиях и в каком именно месте в г. Тюмени были обретены мощи Захарии, неизвестно. Но, что в первой четверти XVIII века в Тюмени было «нетленное тело», это известно достоверно.

Вступивший в 1721 году на Тобольскую кафедру митрополит Антоний (Стаховский), обращаясь в том же году в Святейший Синод с разными недоумениями, просил у Синода ответа и на следующий вопрос: «В Тюмени обретается некое нетленное тело, над которым попы панихиды правят и оттуда себе имут покормку: что о сем укажете?»3. Хотя в приведенных словах преосвященного Антония и ничего не говорится о преп. Захарии, но мы думаем, что едва ли ошибемся, если упомянутое «нетленное тело» признаем за обретенные в 1707 году мощи Захарии. На основании слов преосвященного Антония можно сделать следующие выводы. «Нетленное тело», очевидно, находилось в то время не в земле, не под спудом, а на поверхности земли, по подобию открытых мощей св. угодников Божиих: иначе преосвящ. Антоний не имел бы оснований говорить о «нетленном теле», а мог бы говорить только о могиле или гробнице почитавшегося народом умершего. Обретенное, вероятно, случайно в 1707 году, это нетленное тело, поразив своим видом народ, было сочтено за мощи святого, и духовенством города Тюмени было оставлено поверх земли и, быть может, было положено если не в церкви, то в какой-нибудь часовне. Все это было сделано без ведома епархиального и высшей церковной власти. После самовольного и незаконного открытия духовенством мощей преп. Захарии, началось народное почитание последнего, как неканонизованного святого: стали отправляться по нем панихиды. Из того, что панихиды над нетленным телом служились «попами», а не монахами, следует заключить, что мощи находились в ведении белого, приходского духовенства и лежали при одной из приходских церквей (или часовень), а не при монастыре. Панихиды, очевидно, заказывались народом очень часто, так что составляли для духовенства хорошую доходную статью: «оттуда себе имут покормку», писал преосвященный Антоний. Быть может, духовенство г. Тюмени, самовольно открыв мощи Захарии, не довело об этом нетленном теле до сведения епархиального начальства. Но как бы то ни было, слух об обретающемся в Тюмени нетленном теле дошел до епархиального архиерея. И вот новый Тобольский митрополит обратился в 1721 году в Св. Синод с просьбой – указать ему, как поступить с этим телом. Но Св. Синод не дал преосвященному Антонию никакого ответа, вероятно, потому, что на этот вопрос (равно как и на другие недоумения митрополита) ответ был дан в только что вышедшем тогда в свет Духовном Регламенте. В Духовном же Регламенте, в главе о делах епископов 8-й пункт гласил: «Смотрети же должен епископ, чего смотреть обещался с клятвою на своем поставлении, сиесть о монахах, дабы не волочились беспутно... також о кликушах, о телесах мертвых несвидетельствованы и прочих всего того добре наблюдать»4. В третьей же части Регламента, в пункте 4-м о «должности самих управителей» Духовного Коллегиума, или Св. Синода, говорилось: «Аще где проявится нетленное тело, или пройдет в слух видение сие или чудотворение, Коллегиум долженствует испытовать тоя истины, призвав к допросу оных повестителей и прочих, которые о том свидетельствовати возмогут»5. На основании этих постановлений Регламента, Тобольское епархиальное начальство должно было распорядиться о предании нетленного тела земле до назначения Св. Синодом свидетельствования. Так, конечно, и было поступлено, ибо ничем другим и нельзя объяснить исчезновения этого нетленного тела, как вторичным его погребением. Но когда это было сделано, мы не знаем. Быть может, преосвящ. Антоний распорядился о погребении нетленного тела в первые же годы своего служения на Тобольской кафедре, но, может быть, нетленное тело оставалось на поверхности земли еще несколько лет, только, конечно, не далее 1738 года, когда мог быть получен в Тобольске указ св. Синода от 25 ноября 1737 года. Этот Синодальный указ, последовавший в силу именного указа Императрицы Анны Иоанновны, предписывал епархиальным архиереям, чтобы те «в ведомствах своих всемерно испытно наблюдали следующего: не делаются ли где какие суеверия, не проявляет ли кто, для скверноприбытчества, каких при иконах святых, при кладезях, при источниках ложных чудес и мертвых несвидетельствованных телес не разглашают ли к почитанию за мощи истинных святых».6 – После того, как нетленное тело Захарии было предано земле (особенно, если это погребение было совершено тайно от народа), прекратилось и народное почитание его, как неканонизованного угодника Божия. Прошли года и самое имя преп. Захарии предалось забвению; забыл народ и о его «нетленном теле», привлекавшем некогда к себе толпы богомольцев; неизвестна ныне и могила его.

Но несмотря на забвение преп. Захарии народом, имя его и доселе упоминается в разных агиологических трудах в ряду имен русских неканонизованных святых. Оно, напр., упоминается у преосвященного Сергия, архиепископа Владимирского, в его «Полном Месяцеслове Востока», у преосвященного Димитрия, архиепископа Тверского в «Месяцеслове святых, всею русскою церковью или местно чтимых», у Н. Барсукова в «Источниках русской агиографии». Все эти духовные писатели, упоминая о Захарии Тюменском, именуют его не иначе как преподобным. И кто знает? Быть может, имя чествовавшегося народом в XVIII веке Захарии, действительно напечатано «на небесах», «в книге вечной жизни» (Лк.10:20; Апок.21:27)? Быть может, он, действительно, в сонме тех, неканонизованных церковью, святых, которые, по словам некоторых старинных рукописей, «в чудесех преславно не просияша, но малым некиим от жития их или от чудодействия признашася; обаче же и тии Богу угодиша и Тому единому усердно от души работаша и венцы почести от Него против трудов своих восприяша мощи же их не свидетельствованы, и овых известно где почивают, овых же неизвестны».7

А. Ю-ский

* * *

1

Сергий архиепископ Владимирский Месяцеслов Востока М. 1875, I т., стр. 311.

2

Ibid., т. II, ч. 3, стр. 62; – т. I, стр. 310.

3

Опис. док. и дел архива Св. Синода, т. II, ч. 1, col. ССХХVI.

4

Дух. Рем., изд. 1804 г., стр. 34.

5

Ibid., стр. 98.

6

Первое Собр. Законов, т. X, № 7450, стр. 362.

7

Рукопись Моск. Дух. Академии, без № («Книга, обдержащая в себе всех Российских святых»), л. 1-й на об. Тоже в «Книге, глаголемой Описание о российских святых», находящейся в бил. М. Погодина, см. у Серия архиеп. I т., стр. 312.


Источник: Юрьевский А. Преподобный Захария // Тобольские епархиальные ведомости (Отдел неофициальный). 1901. № 1-2. С. 20–24.

Комментарии для сайта Cackle