Слово на литургии в неделю 25-ю по Пятидесятнице (1973)
9 декабря/26 ноября 1973 г.
В сегодняшнем евангельском чтении рассказывается о чудесном исцелении Господом нашим Иисусом Христом тяжело больной парализованной женщины, «восемнадцать лет имевшей духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться» (Лк. 13:10–17). Мы не знаем об истинной причине болезни этой несчастной страдалицы. Может быть, подобно расслабленному, тридцать восемь лет находившемуся в болезни и исцеленному Господом у Овчей купели в Иерусалиме (Ин. 6:2–14), она страдала за какие-либо свои прежние тяжкие грехи. Но также (возможно, что, как и в случае с исцелением слепорожденного (Ин. 8:1–7), не согрешила ни она, ни родители ее, но все произошло для того, чтобы и на ней «явились дела Божии».
Правда, одно выражение евангелиста как будто бы указывает нам на связь немощи этой женщины с действием злых сил. Евангелист замечает, что »сию дочь Авраамову связал сатана« и что Господь благоволил ныне »освободить (ее) от уз сих« (ст. 16). Вспомним, однако, историю святого праведного многострадального Иова. Ведь о нем Сам Господь засвидетельствовал, что »нет такого, как он, на земле», что он "человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла« (Иов. 1:8). И тем не менее, зная непоколебимую верность Иова и желая прославить праведника и показать всему человечеству, на сколь великое терпение способен он в своей верности и преданности Творцу и Промыслителю, Господь попустил сатане причинить Иову тягчайшие страдания, поставив диаволу единственное условие, чтобы он не смел коснуться его души.
Из жизни и посланий святого апостола Павла мы знаем также, что тяжкие телесные страдания можно рассматривать с двух сторон: и как результат яростного нападения врага Божия, и как спасительное промыслительное действие Отца милосердия и Бога всякого утешения (2Кор. 1:3), Который хочет, чтобы испытанная посредством скорбей и искушений вера страждущего человека оказалась »драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа« (1Пет. 1:7). Помните, как апостол Павел писал коринфянам о своих скорбях и перенесенных им страданиях: »От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали ... (я) был безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти« (2Кор. 11:23–25). Вспоминая эти свои раны апостол называл их не только »жалом в плоть, ангелом сатаны« (2Кор. 12:7), но и благословенными »язвами Господа Иисуса« на теле своем (Гал. 6:17).
Наконец, из времен, гораздо более близких к нам, припомним известные страдания преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца, который с изумительным терпением и смирением перенес жестокое нападение на него злых людей, надеявшихся найти у него, великого бессребренника и нищелюбца, золото. После этого преподобный Серафим на всю жизнь остался согбенным от понесенных им телесных повреждений; но эта согбенность является для нас умиляющим сердце свидетельством той великой нравственной борьбы со злом, из которой преподобный вышел полным победителем. Известно, что он горячо заступился за злодеев, после того как спустя некоторое время они были обнаружены. Когда их хотели предать законному наказанию, преподобный Серафим обнаружил высочайшее благородство души, решительно заявив, что навсегда уйдет из своей обители и вообще покинет тот край, если с ними что-нибудь сделают. Растроганные этим разбойники порвали со своим преступным прошлым.
Если мы обратимся теперь к более внутреннему духовному смыслу сегодняшнего евангельского рассказа, то образ скорченной женщины, которую связал своими узами сатана, не напомнит ли нам о том, что нередко бывает уже не с телом, а с душой нашей? Обремененные грехами, впадающие в сомнения и малодушие, не бываем ли мы виновниками того, что душа становится немощной, связанной, согбенной, пригнетенной к земле и не чувствующей в себе силы распрямиться? Носящие в самой богозданной природе нашей нетленные черты образа Божия, призванные чрез искупление быть чадами Божиими и »открытым лицом ... взирать на славу Господню, преображаясь в тот же образ от славы в славу« (2Кор. 3:18), не утрачиваем ли мы вследствие расслабления нашей воли и нашей беспечной жизни »по стихиям мира, а не по Христу« (Кол. 2:8) достоинство христианина, призванного к богоуподоблению и к святой жизни во Христе?
"Я, – говорит нам в сегодняшнем апостольском чтении святой апостол Павел, – узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» (Еф. 4:1). Святое звание христианина, получаемое нами в священных таинствах крещения и миропомазания, будучи великой почестью, которой мы удостоиваемся, в то же время ко многому обязывает нас.
Прежде всего, будучи членами тела Христова, членами Его Святой Церкви, мы должны чувствовать себя не чужими друг другу, не предоставленными самим себе одиночками, невнимательными к другим и болезненно обидчивыми, когда дело касается нашей собственной личности, но должно поступать «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг к другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4: 2–3).
Живя в обществе, где не все являются христианами, но все составляют предмет заботливого попечения Божия, Который »хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины«, мы должны проводить »жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте« (1Тим. 2:4, 2). Именно такой жизнью будет святиться великое и всеспасительное имя Божие, будет расти и укрепляться добрая слава Церкви, возвышаться наше христианское достоинство.
Будучи плотью от плоти и кровию от крови своего народа, христианин должен с особенным достоинством исполнять свой патриотический долг. Этот священный и радостный долг должны выполнять и мы, русские люди, научаясь лучшим примерам подлинно христианского патриотизма у великих святых Божиих, таких как святой благоверный великий князь Александр Невский, святитель Алексий, митрополит Московский, преподобный Сергий Радонежский, святой священномученик патриарх Гермоген, и памятуя, что великое множество известных своей святостью верных сынов нашего Отечества на протяжении многих веков усердно молилось о том, чтобы наша страна всегда была богохранимой и Святой Русью.
В нашей семейной и частной жизни мы также призваны являть достоинство нашего звания, создавая вокруг себя атмосферу любви и мира, следуя замечательному завету преподобного Серафима Саровского: «Стяжи себе мирный дух, и тысячи спасутся вокруг тебя!»
Звание христианина есть то бесценное сокровище, которое несравненно превосходит все ценности мира сего. Оно есть та драгоценная жемчужина (Мф. 13:45–46), ради приобретения которой слышащий слово Христово и разумеющий готов пожертвовать всем, что имеет, как пожертвовал когда-то всем своим прошлым великий просветитель нашего народа святой равноапостольный великий князь Владимир. Этим званием дорожили и с достоинством несли его бесчисленные сонмы святых мучеников, исповедников, преподобных и праведников, ведомых миру и неведомых, всем сердцем возлюбивших Господа, помышлявших о горнем более, чем о земном, всегда помнивших слова нашего Спасителя: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32–33).
Потщимся же быть слышащими и разумеющими слова Господни. Будем воздерживаться от любых дел, слов и мыслей, наносящих ущерб нашему святому христианскому званию. В случае греховных падений будем внимательны к себе и усердны в деле покаяния и исправления. Ныне же вознесем молитву к Целителю душ и телес наших. Господу и Спасителю нашему, чтобы Он благодатию Своею помог нам распрямиться духовно и со смиренным сознанием своего великого нравственного долга достойно нести все обязанности, возлагаемые чудным, радостным и священным званием христианина, которого мы удостоены по неизреченной к нам милости Божией. Аминь.