Источник

Слово на литургии в неделю 17-ю по Пятидесятнице

Храм Ленинградской Духовной Академии,

15 октября 1978 г.

В жизни православного христианина исключительно важное значение имеет храм Божий. Здесь происходит желанная для него встреча с Богом живым, с вечным и неистощимым Источником истины, добра и красоты.

Какими вдохновенными словами изображают это стремление души человеческой и эту встречу ее с Богом богомудрые псалмопевцы древнего богоизбранного Израильского народа.

"Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому... один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия» (Пс. 83:2–3, 11). «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому».

Случайного посетителя храма Божия, подчас ничего или почти ничего не знающего о Боге, о вечной жизни, о бессмертии души, нередко привлекает необычность обстановки, красота богослужебного чина, стройность и благозвучие церковных песнопений. Но тот, кто приходит сюда не на десять-пятнадцать минут, кто имеет дарованное свыше неодолимое влечение к участию в священнодействии общей, всецерковной молитвы, к радостному подвигу предстояния пред лицом Бога любви и милосердия, – тот ощущает здесь нечто гораздо более глубокое и существенное, чем простое эстетическое удовольствие.

Душа верующего православного христианина обретает здесь мир и покой от суеты, тревог и волнении, которыми проникнута повседневная обыденная человеческая жизнь. Это тот мир, который не в силах создать никакие, даже самые искренние и благородные человеческие усилия, – мир, о котором сказал Своим ученикам и апостолам наш Господь и Спаситель: »Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам« (Ин. 14:27). Это тот безмятежный покой, которого ищет обуреваемая скорбями и жизненными невзгодами душа, которого не могут обеспечить никакие, даже самые трогательные заботы наших друзей и близких, но который дается каждому, кто с доверием и готовностью отзывается на Божественный призыв: »Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).

Благодатная атмосфера храма возвышает и облагораживает человеческую душу, проясняет и очищает от греховного налета сокрытые в ней черты нетленного образа Божия, сообщенные ей при творении. Нет в этой атмосфере места ничему, что порочит и унижает достоинство человека: ни сквернословию и празднословию, ни развращающим примерам, ни соблазнительному легкомысленному поведению.

Храм Божий – это великое училище благочестия. Многовековой опыт жизни Церкви, ее лучших и самых верных сынов и дочерей – прославленных Богом святых, явивших миру изумительные образцы христианского подвижничества, – весь этот ценнейший опыт воплощен и запечатлен, на благо каждому из нас, в различных сторонах храмовой жизни: в иконописных изображениях, в насыщенных богомыслием проникновенных молитвах и песнопениях, в священных обрядах, обычаях и в церковной дисциплине.

И если кто-нибудь из нас по неразумию или нерадению ведет себя в храме Божием не соответственно его величию и святости, то это, конечно. вредит нам самим, лишает благоволения Божия, а иногда и навлекает на нас то или иное вразумляющее наказание свыше, но отнюдь не умаляет и не уничижает самого храма Божия, как не может умалить достоинства школы недостойное поведение отдельных ее учеников.

Но что особенно важно, храм Божий есть место самого тесного и глубокого общения нашего с нашим Богом и Спасителем. В храме можем мы не только единым сердцем и едиными устами славить Господа, не только обращаться к Нему с молитвами о помощи или об избавлении от бед и скорбей, неизбежных в земной жизни, но и получать в святых таинствах могущественные благодатные силы для духовно­нравственного обновления, без которого невозможно удостоиться и стать пригодными для той вечной будущей жизни, к которой все мы призваны Божественной любовью.

Таким образом, наша любовь к храму Божию и богословски оправдана, и психологически понятна. Нельзя не любить того, что дает нам столь обильные духовные блага и укрепляет наши высокие христианские упования на милосердие Божие, на участие в будущей блаженной жизни со Христом.

И православный народ в богохранимом Отечестве нашем издревле проявлял свою горячую любовь к храмам Божиим, всячески заботясь об их благоустроенни и благоукрашении. А святая Церковь, в ответ на эту любовь и заботу, всегда воссылала и продолжает воссылать свои усердные молитвы о создателях храмов Божиих, о плодоносящих и добродеющих в них, о труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Господа великия и богатыя милости.

Но искренне любящий святой храм Божий и заботящийся о нем православный христианин призывается к еще более высокому и богоугодному служению, о котором говорит нам сегодняшнее апостольское чтение.

"Вы храм Бога живаго«, – говорит в своем послании к верующим города Коринфа св. апостол Павел. – К вам и ко всем истинно верующим относится то великое обетование, которое некогда даровал Бог избранному народу: »вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом... И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дочерьми«. И потому, – завершает свое наставление апостол, – »имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием« (2Кор. 6:16, 18, 7:1).

Та же истина о призвании христиан быть живыми храмами, в которых благоволит обитать Бог, подтверждается и другими местами из посланий св. апостола Павла. »Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы« (1Кор. 3:16–17). И не только душа христианина удостоивается быть живым храмом Божества, но и самое тело как омытое в купели святого крещения благородное орудие наиболее чистых и высоких устремлений его богообразной души. »Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии« (1Кор. 6:19–20).

Все это не должно, конечно, служить для нас поводом к самообольщению, укреплять нашу самонадеянность. Указав на высокий идеал христианской жизни, на ее святую цель, апостол Павел тут же предупреждает нас об огромной ответственности, о необходимости напряженных нравственных усилий для достижения этой цели и о тяжких последствиях беспечной и нерадивой жизни, не отвечающей своему идеалу. »Вы куплены дорогой ценой«! – ценой беспримерного подвига любви, ценой искупительных страданий Господа нашего Иисуса Христа, во имя Которого мы крестились, дав пред всей Церковью обеты верности Его святым заповедям.

И горе нам, если мы, вместо того, чтобы прославлять Бога богодарованными силами нашей духовно-телесной природы, станем разорять созданный Богом в нас, в нашем сердце, в недрах нашего существа храм Божий и бесславить наше христианское звание своим недостойным поведением!

Воля Божия есть освящение наше (1Сол. 4:3). Бог призвал нас не к нечистоте, но к святости (1Сол. 4:7). Только освящаясь благодатными дарами в недрах святой Церкви и проводя жизнь »во всяком благочестии и чистоте« (1Тим. 2:2), можем мы надеяться на то, что исполняется и над нами слова Господа и Спасителя: »кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим...и Мы придем к нему и обитель у него сотворим« (Ин. 14:21, 23).

Святая Церковь высоко чтит и прославляет тех носителей святости, которые еще здесь на земле удостоились быть отмеченными явными признаками Божественного присутствия и благоволения. Так, обращаясь к святителю и чудотворцу Николаю, она взывает к нему словами акафиста: «радуйся, святыни чистое и честное жилище!» (икос 3-й). О преподобном Сергии Радонежском она говорит, что он «молитвой, верой, любовью к Богу и чистотою сердца устроил душу свою во обитель Пресвятыя Троицы» (молитва акафиста). Пречистую же и Преблагословенную Деву и Богородицу Марию она прямо именует «пречистым храмом Спасовым» (кондак праздника Введения во храм), «небом и храмом Божества» (догматик 1-го гласа).

В то же время, научая нас смирению и предостерегая от опасности самообольщения, святая Церковь всячески старается напомнить нам о том, как мы далеки еще от идеала христианской жизни и в каком печальном состоянии находится подчас храмина души нашей. Когда мы приближаемся к престолу величия Божия, чтобы приобщиться святых Христовых Таин, она, как заботливая Мать и Наставница, влагает в уста наши следующее смиренное исповедание нашего недостоинства: «Господи Боже мой, вем, яко несмь достоин, ниже доволен, да под кров внидеши храма души моея, занеже весь пуст и пался есть, и не имаши во мне места достойна, еже главу подклонити» (молитва ко св. Причащению 2-я). То есть – Господи! со скорбью сознаю я, что недостоин, чтобы Ты вошел под кровлю храма моей души, ибо храм этот пуст и едва не обрушивается от ветхости, и Тебе, подобно бесприютному путнику, не находящему пристанища для отдыха, невозможно сотворить во мне Твою божественную обитель...

Размышляя о слышанном нами апостольском наставлении и внимая апостольскому увещанию, постараемся же, возлюбленные, как можно ярче запечатлеть и в нашем сознании и в нашей памяти эти святые слова: «вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас», «очистим себя от всякой скверны плоти идуха». Они, как и каждое слово Божие, живое и действенное, будут и окрылять нас великой надеждой на помощь Того, Кто Сам хочет обитать в нас, животворя и просвещая все силы нашей души, и – вместе с тем, – постоянно возбуждать в нас страх Божий, то спасительное чувство благоговения пред Богом и нашей ответственности, без которых невозможна разумная христианская жизнь на земле, немыслимо достойное приготовление к вечности.

Станем чаще и усерднее прибегать к помощи и ходатайству за нас Пречистой Богоматери, честных небесных Сил бесплотных и всех святых Божиих, призывая со смирением и сами Царя Небесного, Святаго Духа Утешителя, чтобы Он, по неизреченной милости Своей, пришел и вселился в нас, и очистил нас от всякия скверны и Своим животворящим присутствием спас для вечной жизни наши немощные и скудные добродетелями души. Аминь.


Источник: Воронов Ливерий, прот. Проповеди // Христианское чтение (Спец. вып. памяти прот. Ливерия Воронова). 1996. № 11. С. 5-190.

Комментарии для сайта Cackle