протоиерей Ливерий Воронов
Догматическое богословие
История Древней Церкви
Литургика
Патрология
Проповеди и слова
Русская патрология
Сравнительное богословие
Церковное искусство
протоиерей Ливерий Воронов
Догматическое богословие
История Древней Церкви
Литургика
Патрология
Проповеди и слова
Русская патрология
Сравнительное богословие
Церковное искусство
Доктор богословия, профессор догматического богословия СПбДА, сотрудник ОВЦС МП, участник многочисленных православных и межконфессиональных конференций и конгрессов, автор более 130 научных трудов.
Родился 22 января 1914 года, в семье служащих, в городе Ораниенбаум. Некоторые представители его рода принадлежали к духовенству. Сам он состоял в родстве с известным архиепископом Феофаном (Быстровом), который приходился ему дядей.
С учётом духовных семейных традиций и надлежащего нравственного воспитания Ливерию было непросто следовать курсом антирелигиозного социалистического порыва, приспособиться к жизни советского общества, слиться с социумом. Казалось, само его имя Ливерий (от римского «либеро» — свободный), данное родителями при рождении, должно было напоминать ему о той несвободе, с которой он вынужден был поневоле считаться.
В юношеские годы Ливерий поступил в Школу фабрично-заводского ученичества Охтинского химкомбината, из которой выпустился в 1930 году. После завершения обучения в школе он получил специальность электромеханика.
В период с 1932 по 1933 год он трудился в Государственном институте прикладной химии, в городе Ленинграде.
Успешно окончив в 1938 году Ленинградский химико-технологический институт, Леверий Аркадьевич получил диплом инженера-технолога. Ввиду высокого уровня знаний решением руководства он был оставлен на кафедре, в качестве научного сотрудника, а спустя год поступил в аспирантуру. На данном этапе его духовными руководителями были: архиепископ Николай (Ярушевич) и протоиерей Николай Чуков.
Наступил июнь 1941 года. Грянула Великая Отечественная война. В связи с быстрым наступлением и приближением врага аспирантура, где он учился, подлежала срочной эвакуации, и Ливерий Аркадьевич был отчислен с правом последующего восстановления. Случилось, что ближе к осени 1941 года он находился с женой у своих родителей, в поселке Вырица. В результате он оказался на оккупированной территории.
Осенью того же года Ливерий поддержал инициативу сторонников возобновления богослужений в местных храмах. Эта инициатива имела успех. Какое-то время он состоял в членстве приходского совета, служил псаломщиком и певчим в церкви Казанской иконы Божьей Матери. Несмотря на годы активной атеистической пропаганды, несмотря на гонения и репрессии многие «советские» граждане сохранили в себе искру веры. С наступлением войны люди искали особой поддержки у Бога, и конечно, с открытием того или иного Православного храма многие из них искренне устремлялись туда.
На протяжении времени с декабря 1941 по апрель 1943 года Ливерий исполнял обязанность псаломщика в храмах Оредежского района.
1942 году он оказался в положении заложника, пробыв в руках оккупантов несколько недель. Несмотря на лояльность, которую проявляли захватчики к богослужебной деятельности, Ливерий не собирался сотрудничать с ними как коллаборационист. Когда те предложили ему возможность работать по инженерному делу, он ответил отказом.
24 апреля 1943 года митрополит Литовский и Виленский Сергий рукоположил Ливерия во диакона, а через два дня посвятил его в сан священника. В этот период отец Ливерий старался поддерживать людей, находящихся под оккупационным режимом, занимался миссионерскою деятельностью в составе Псковской миссии.
Нужно отметить, что члены этой миссии занимали активную позицию в отношении дела восстановления религиозной жизни, ездили по разным районам, включая самые отдаленные и глухие, открывали храмы, справляли в них службы. Однако многим казалось, что они сотрудничают не столько с Богом, сколько с врагом. Сотрудники миссии нередко становились объектами нападений со стороны советских партизан. (Так, в 1944 году был застрелен митрополит Сергий. По свидетельству фашистских властей с ним расправились партизаны; между тем существует и другая версия: немцы сами избавились от него, устрашившись того колоссального размаха, который приобрела миссионерская деятельность).
С период с мая по август 1943-го года отец Ливерий занимал должность начальника канцелярии Псковской миссии. При этом с 26 апреля он был включен в штат Троицкого собора города Пскова. С 28 августа он служил в Афанасиевской церкви, в городе Гдов.
Какое-то время отец Ливерий служил в храмах Нарвы и Таллина, в молитвенном доме в городе Вильянди. Когда в сентябре 1944 года он получил предписание от оккупационных властей явиться на сборный пункт с целью дальнейшей отправки в Германию, то, конечно же, не обрадовался, но поспешно сбежал вместе с женой из Вильянди в Таллин. Там ему предоставили убежище и помогали скрываться от фашистов представители местного духовенства и сочувствующие верующие. В октябре 1944 года, после того как Таллин был освобожден советскими войсками, отец Ливерий был включён в клир Ленинградской епархии.
Когда представители «Смерша» стали просеивать население и отыскивать среди них врагов и предателей, они, естественно, не оставили без внимания и руководителей Псковской миссии, в том числе иерея Ливерия Воронова. 22 октября 1944 года его арестовали и доставили в Ленинград, во внутреннюю тюрьму НКВД. На допросах он держался достаточно стойко, решительно отвергал предъявляемые ему обвинения в измене Родине. Военный трибунал приговорил отца Ливерия к пятнадцати годам заключения.
В этой тяжелой ситуации ему помогло, что он был инженером. Какое-то время он трудился в особом конструкторском бюро, в Ленинграде, а затем на Севере, в Норильске, на горно-металлургическом предприятии. Отбыв в заключении почти что одиннадцать лет, в 1955 году он освободился. Немного спустя с него сняли незаслуженные обвинения и реабилитировали.
Освободившись, с августа 1955 по июнь 1957 года отец Ливерий служил в Богородице-Рождественской церкви, в городе Вологде. При этом он обучался заочно в Ленинградской духовной семинарии. После её окончания он поступил в Духовную академию и закончил её со степенью кандидата богословия в 1961 году, в возрасте сорока семи лет.
Вскоре, с благословения руководства, он стал там преподавать, поначалу — латынь, Новый Завет, а впоследствии стал читать лекции по Православному Догматическому Богословию, также по истории древней Церкви.
В 1961 году отец Ливерий был возведен в протоиерея. В это время он служил в храме при академии. С 1964 года он являлся доцентом кафедры истории и разбора западных исповеданий, а в 1965 году стал профессором Догматического Богословия.
В 1968 году занял должность заведующего кафедрой богословских наук ЛДА. В 1971 году успешно защитил магистерскую диссертацию, а в 1986 году удостоился степени доктора богословия.
Одновременно с работой в академии отец Ливерий принимал деятельное участие в различных организациях и комиссиях.
Так, в период с 1962 по по 1973 год он работал в ОВЦС МП. С 1963 года участвовал в Комиссии, занимавшейся разработкой материалов для грядущего Всеправославного Собора. Кроме того с 1989 года участвовал в Комиссии по канонизации святых.
Что касается международной деятельности, отец Ливерий входил, например, в состав таких организаций как отдел по изучению Христианской мирной конференции, «вера и церковное устройство» ВСЦ. С 1980 года он был в комиссии, занимавшейся вопросами диалога между Православными Поместными Церквями и Римско-Католической.
Кроме того отец Ливерий участвовал во множестве конференций, конгрессов.
6 декабря 1995 года сердце пастыря остановилось. Его похоронили на Волковском кладище в Санкт-Петербурге.
За свою плодотворную пастырскую жизнь отец Ливерий написал множество работ разной направленности. Существенная часть его произведений была представлена в «Журнале Московской Патриархии», в «Голосе Православия», в «Богословских трудах». Какие-то работы издавались, как отдельные сочинения. Среди них можно выделить: Догматическое богословие; Документы и акты, входящие в состав «Деяний первого Вселенского Собора 325 года»; Календарная проблема.
Автор около 130 работ по богословской тематике и проблемам экуменизма, опубликованных в «Журнале Московской Патриархии», в сборниках «Богословские труды», журнале «Голос Православия» и др. Переводы его статей публиковались в зарубежной прессе. Неопубликованные курсы лекций о. Ливерия по догматике и истории древней Церкви хранятся в его архиве.