Источник

Притчи

К поучениям Космы Этолийско­го по своему содержанию можно отне­сти и притчи. Речь идёт о шести дос­таточно больших самостоятельных текстах дидактического характера, в каждом из которых Святой объяс­няет своим слушателям важные исти­ны Православия. Неизвестно, выделились ли эти притчи из поучений постепенно или изначально были опубликованы как самостоятельные тексты. Второй ва­риант кажется более вероятным, ведь ни одна из притч мы не встречается в основном тексте поучений. Авторство этих притч не вызывает у учёных никаких сомнений: все они принадлежат Косме Этолийскому.

Притча 1

Некий купец, прозванный безрассудным, тор­говал сорок-пятьдесят лет, но никогда не извлекал какой-либо прибыли.

Однажды он нашёл посреди дороги мешок. Открыв его, он обнаружил фальшивые монеты и жемчужи­ны, а также один алмаз. Взяв мешок с сокровищами, он поспешил к меняле, чтобы выяснить, настоящие ли они. Посмотрев на них, меняла сказал, что все они, за исключением алмаза, фальшивые. Но торговец не по­верил ему, забрал сокровища и пошёл к другому ме­няле, которые также подтвердил, что все деньги нена­стоящие и фальшивые и только один алмаз представ­ляет большую ценность. Расстроился торговец, взял алмаз и мешок с «сокровищами» и ушёл восвояси.

По дороге он встретил слепого и решил проверить, какова сила найденного алмаза. И о чудо! – едва он дотронулся им до глаз слепца, тотчас они открылись и незрячий прозрел. Возликовал тогда купец. Продол­жив свой путь, он встретил некоего глухонемого че­ловека – едва он его коснулся, тот стал слышать и на­чал говорить. Встретил расслабленного, который ис­целился с его первым прикосновением. Прикоснулся к бедному, и тот стал богатым. Коснулся стари­ка, и тот стал молодым и здоровым! Приложил алмаз к мёртвому, и он тотчас воскрес. При виде таких чудес сердце купца исполнилось радостью, он взял мешок с деньгами и бросил их в море, и, оставив себе один только алмаз, вернулся домой.

Приближался час смерти торговца, он позвал всех своих близких и сказал им: я, чада мои, сорок-пятьдесят лет был торговцем, но никакой особой вы­годы извлечь не смог. Но нашёл мешок, в котором среди фальшивых золотых дукатов, грошей и жем­чужин был один настоящий алмаз, сила которого была такова, что он даже мёртвых воскрешал, бед­ных обогащал, открывал глаза слепым, глухим давал возможность слышать и исцелял все болезни. Те­перь, когда я умираю, я не могу вам оставить в на­следство ничего другого, кроме этого алмаза. Но и вам, благородные, следует найти способ, как его со­хранить, чтобы он остался пригодным; его нельзя ставить где попало.

Пришло время, и купец умер, а алмаз достался его родственникам. Исполняя последнюю волю покойно­го, они стали искать место, где его можно поставить. Наконец они нашли мраморный равносторонний тре­угольник и поставили на него алмаз, который, одна­ко, не устоял на нём; близкие купца огорчились тому, что не могут найти надлежащий способ хранения драгоценности. Тогда они для мягкости подложили кусок белой ткани на мраморную подставку, но к их разо­чарованию алмаз всё равно не устоял на треугольни­ке. Тогда они решили постелить ещё один отрез тка­ни, и алмаз тотчас встал на подготовленную мрамор­ную подставку. Люди возликовали и прославили Бога.

Теперь нам следует разобраться, во-первых, кто такой торговец, во-вторых, что обозначает мешок, в-третьих, что такое гроши, в-четвёртых, что такое дукаты, в-пятых, что такое жемчужины, в-шестых, что обозначает алмаз, в-седьмых, кто такие менялы, в-восьмых, кто такие родственники купца, в-девятых, что такое мрамор, в-десятых, что такое первый кусок ткани и в-одиннадцатых, что обозначает второй ку­сок? Это и есть одиннадцать вопросов, которые мы должны разрешить.

Итак, безрассудный купец, пьяница, лентяй и без­дельник – это я, бывший «предпринимателем» сорок-пятьдесят лет. Чем я занимался? Более сорока лет я посвятил учёбе. Бог удостоил меня найти мешок. Что же он обозначает? Это Святое Евангелие. Открыв его, я нашёл фальшивые дукаты. Что такое дукаты? Это иудеи, которые говорят, что веруют, но их вера лжива и исходит от диавола. Нашёл также фальшивые гро­ши. Что они обозначают? Нечестивцев178, утверждаю­щих, что веруют, но и их вера диавольская и ложная. Нашёл в нём фальшивые жемчужины. Что же обозна­чают они? Еретиков, говорящих, что веруют в Святую Троицу, однако, вера их тоже фальшива и исходит от диавола. Алмаз – Господь и Бог наш Иисус Христос. Менялы – пророки, предвозвестившие Сына и Слово Бога-Отца, Безначального и Всемогущего. Кто такие родственники купца? Благочестивые православные христиане, сыновья и дочери нашего Христа. Что та­кое треугольный равносторонний мрамор? Это чело­век, верующий в Святую Троицу, но одной только его веры будет недостаточно для спасения. Что же ещё необходимо? Первый кусок ткани – это человек, ве­рующий в Святую Троицу и имеющий любовь к Богу. Второй кусок ткани, нужный для того, чтобы алмаз устоял, – человек, верующий в Пресвятую Троицу, имеющий любовь к Богу и к своим братьям, он сможет удержать в себе бесценный алмаз – Господа и Бога на­шего Иисуса Христа.

Человек, у которого есть Бог в сердце, имеет вся благая и не может согрешать. Но когда у него нет в сердце этого алмаза – любви, то есть Христа, он бу­дет иметь в сердце диавола. А тот, кто имеет в сердце своём диавола, одержим всяким злом и всякий грех совершает. Итак, братья мои, мне придётся оставить вас, и я не знаю, удостоит ли меня Господь вновь на­сладиться живым общением с вами. Нет у меня ни­чего другого, чтобы оставить вам, кроме этого алма­за. Только пусть у вас будет подходящее для него ме­сто. Этот алмаз содержит в себе блага, душевные и телесные, и счастлив будет тот, кто удостоится чести вместить его в своём сердце, ибо он станет обладате­лем бесценного сокровища.

Притча 2

Однажды один подвижник попросил Госпо­да даровать ему знание многих откровений и тайн. По дороге к одному селению он встре­тил Ангела, но принял его за простого человека. Они нашли дохлую лошадь. Аскет зажал нос руками, Ан­гел же – нет. Прошли немного и увидели дохлого быка. Отшельник вновь закрыл нос, а Ангел – нет. Наткнув­шись на дохлую собаку, подвижник снова схватился за нос, а Ангел – нет. У самого села путники увидели прекрасную деву в дорогих нарядах с украшениями. Тогда уже Ангел зажал нос руками (крылами).

Видя это, отшельник спросил: «Кто ты, Ангел, че­ловек или диавол? При виде дохлых, смердящих ло­шади, быка и собаки ты не отворачивал свой нос от них, а теперь, когда мы встретили прекрасную де­вушку, ты закрываешь его руками?»

Тогда Ангел открыл себя отшельнику и сказал ему: «Ничто так не противно Богу, как гордость». Произне­ся эти слова, он тотчас стал невидимым.

Аскет же устремился назад в свою келью, где стал плакать о своих грехах, прося Бога хранить его от за­падней диавола, не давать ему впасть в гордость и по­губить свою душу.

Притча 3

Некий человек исповедался пятнадцать лет у одного духовника. Однажды он пришёл к нему на исповедь и застал его за грехом блуда.

– Горе мне, я столько лет ему исповедовался – те­перь меня ожидает ад, – воскликнул тогда он. Всё, что он мне простил, осталось непрощённым. Сказав это, он тотчас ушёл.

По дороге его начала мучить жажда. Неподалёку он увидел тёкшую там воду, которая была такой чистой, что он воскликнул:

– Если эта вода столь чиста и прозрачна, то насколько чище её источник!

Наклонился и стал пить.

После этого он дошёл и до источника этой воды, которая текла из пасти одного пса. Человек тяжело вздохнул и сказал:

– Горе мне! Я осквернился.

Тогда Ангел Господень сказал ему:

– Почему сначала, когда испил воды, ты не почувствовал себя осквернённым, а теперь, когда уви­дел, что она течёт из пасти собаки, побрезговал ею? Она что, не от Бога, сотворившего небо, землю и всё остальное? Если собака грязная, не переживай, вода не принадлежит ей. Также и духовник, который тебя исповедовал. Прощение, которое он тебе дал, разве принадлежит ему? Нет, оно принадлежит не ему, но Духу Святому. Так как у него есть сан иерея, он выше царей и Ангелов. А если он блудник, что тебе с того? Он олицетворяет собой пасть пса, а тебе расстраиваться не следует. Всё, что он тебе простил, будет про­щено. Тебе надо только пойти к духовнику и покаять­ся, а его самого уже будет судить Бог. И Ангел стал невидимым.

Тогда человек поспешил назад к своему духовнику, рассказал ему обо всём произошедшем и принёс ему покаяние, как научил его Ангел. Услышав этот рас­сказ, духовник заплакал, покаялся и спасся. Нам сле­дует обвинять во всём себя, и тогда спасёмся.

Притча 4

Один человек собрал большое богатство. Он ни­когда не имел желания ни исповедаться, ни творить милостыню.

У него был сын десятилетнего возраста. Однажды богач тяжело заболел, и близкие стали советовать ему исповедаться и сделать что-нибудь ради спасения своей души. Но он отвечал им: «Да будет здоров мой сын, он сделает всё для спасения моей души». Он был пленён диаволом, и ничто не могло заставить его из­менить своё мнение.

В той местности жил один благочестивый старец. Сбрив бороду и одев мирскую одежду, он отправил­ся в дом богача.

– Что тебе надо? – спросили его, когда он постучал в дверь.

– Я чужеземец. Когда я волей случая оказался в вашем селении, я узнал, что ваш правитель болен. Я пришёл увидеть его, так как я врач.

Тотчас он был принят. Все родственники больного собрались вокруг духовника.

– Как себя чувствует больной? – спросил он их.

– Мне худо, – ответил ему сам больной.

– А что тебе говорят врачи вашего селения?

– Они говорят, что я смертельно болен.

Врач-духовник взял его за руку и сказал:

– Да, это так, ты действительно умираешь. Но если бы нашлось одно лекарство, ты бы не умер.

– Что же это за лекарство, которое нам необходи­мо найти?

Духовник притворился, что не слышит, и спросил:

– У тебя есть дети?

– Только один ребёнок.

– Не переживай, твоё лекарство найдено. Я обещаю тебе, что ты не умрёшь. Он попросил дать ему чашку воды и немного муки, перемешал их и сделал вид, что добавляет туда ещё какое-то снадобье, и сказал:

– Теперь лекарство готово, лишь необходимо, чтобы сюда пришёл твой сын, я уколю его мизинец игол­кой, добавлю в лекарство три капли крови, дам тебе его выпить, и ты тотчас поправишься.

В это время сын богача играл во дворе. Тотчас по­спешили к нему и сказали:

– Пойдём, сынок, пришёл врач, который исцелит твоего отца.

Ребёнок хотел было продолжить играть, но его силой привели к отцу.

Завидев его, врач сказал:

– Чадо моё, давай я уколю твой мизинец иголкой и капну три капли крови, чтобы приготовить лекар­ство, которое дам выпить твоему отцу, и он тотчас выздоровеет.

– Что, я с ума сошёл портить свой палец?

Врач воскликнул:

– Сынок, от тебя зависит, выживет твой отец или умрёт. Не видишь, сколько богатства он собрал, чтобы тебе оставить?

– Будет он жить или нет, я свою руку портить не собираюсь, – ответил юноша и ушёл.

Тогда врач сказал правителю:

– Я, духовник этой области, сделал это, чтобы пока­зать тебе, что от ребёнка не стоит ожидать какой-либо заботы о твоей душе.

Тогда больной поднялся и сказал:

– Я погубил свою душу ради своего сына, чтобы оставить ему большое наследство. А тот не смог ради спасения моей жизни пожертвовать тремя каплями своей крови? Ты прав, отче.

Тотчас он разорвал все завещания, раздав всё своё имущество нищим, а сыну своему не оставил ничего, сделав его бедняком. Он обрёл Рай, и вечно радуется.

Теперь вы, те, у кого есть дети, не возлагайте на них надежду, говоря, что они хорошие и позаботятся о ваших душах. Что человек сам сотворит в этой жиз­ни, то и найдёт в жизни другой.

Притча 5

Однажды один грек решил стать иудеем. Есть три закона: естественный – у иудеев, плотский – у турок и духовный – у христиан. Последую-ка я естественному закону, – подумал грек и стал его изучать: «Если кто-то возьмёт твою одеж­ду, отними и ты её у него. Если кто-то обсчитает тебя на десять грошей, возьми и ты у него десять монет. Если кто-то убьёт твоего брата, убей и ты». Грек стал размышлять над этим: «Я иду по дороге. Кто-то хочет отнять у меня одежду, в соответствии с этим за­коном, я должен отобрать и его одеяние. Тот мне вос­препятствует, остаётся одно: или я убью его, или он меня. Иудейский закон плох, – подумал грек, – ста­ну турком. В соответствии с плотским законом мож­но иметь множество женщин и творить разные безза­кония. Такой закон мне тоже не по душе, он живот­ный, – заключил грек. – Стану не турком, а христианином». Грек взял духовный закон и, начав его изу­чать, нашёл в нём следующие слова: «Тому, кто возь­мёт у тебя одно платье, – отдай и другое, а тому, кто отберёт десять монет, – отдай ещё десять. Тому, кто ударит тебя по правой щеке, подставь и левую». Тогда грек сказал: проведу-ка я следующий опыт: поло­жим, я иду по дороге и ко мне кто-то подходит, чтобы отобрать мою одежду. В соответствии с законом я дол­жен сказать ему: постой, брат, возьми ещё одно пла­тье. Он подходит, чтобы отнять у меня десять грошей. Я скажу ему: погоди, брат, возьми ещё десять. Подхо­дит, чтобы дать мне оплеуху. Я повернусь к нему дру­гой стороной, чтобы он мог ударить меня ещё раз. Мне кажется, что, каким бы он ни был плохим и свирепым человеком, я своим кротким поведением, смиренными и добрыми словами заставлю его вернуть мне обратно отобранную вещь и не убить меня. А если буду ему со­противляться – или убью его, или сам погибну. Итак, духовный закон наиболее предпочтителен и я стану христианином.

Притча 6

Без кремня, огнива и трута огонь не появится. Как все эти три составляющих должны быть собраны вместе, так и Святая Троица одновременно триипостасна и едина. Или как вода, снег и град – все они обладают единой природой. Или как душа, слово и дыхание. Они суть от души, а не от тела. Душу можно уподобить Отцу, слово – Сыну и Слову Божию, дыхание – Святому Духу. Сперва душа рож­дает слово посредством ума и только во вторую оче­редь – посредством губ.

Слово сперва порождает душа, но оно становится явным не сразу, а потом, посредством произнесения губами, так Сын и Слово Божие был порождён Богом Отцом прежде века. Но не был явлен людям. А оста­вался в лоне Отца. Также потом он был рождён уста­ми Пророков и Приснодевой Всенепорочной Марией и тогда был явлен всему миру.

Второе рождение было из плоти, откуда Он был явлен.

Когда Он был на кресте, пострадала Его челове­ческая природа, а Божественная осталась нетрону­той. Подобно тому, как солнечные лучи, падающие на дерево, не срубаются топором лесоруба, срубающего само дерево, а остаются несрезанными и невреди­мыми, так и Божественная природа нашего Господа Христа, хотя и была во время Его страданий соеди­нена с плотью и не была отделена от неё, осталась не­вредимой, как солнце, освещавшее срубаемое дерево.

* * *

178

Под нечестивцами Святой имеет в виду мусульман (гроши – турецкие монеты).


Источник: Слова / равноапостольный Косма Этолийский ; [пер. на рус. яз. выполнен о. Александром (Носевичем)]. - Москва : Святая Гора, 2009. - 271 с.

Комментарии для сайта Cackle