Послание к никодимийцам против Евсевия и Феогниса1

Источник

Константин Август – кафолической никомидийской Церкви.

Вы все, возлюбленные братия, по благодати Господа Бога, Спасителя нашего Христа, хорошо знаете, что есть Отец и Сын. Отец безначален, бесконечен, Отец настоящего века. Христос же Сын Божий, Творец всего, виновник нашего бессмертия, родился, как учит исповедуемая нами вера, принял тело с тем, чтобы явить свою силу и уничтожить грех, происшедший от диавола, избавить род человеческий от погибели, неведению дать новое учение веры, очистить недостойные мысли ума, укротить ярость смерти и возвестить людям надежду бессмертия. При всех сих благах я особенно радуюсь обновлению вселенной. Поистине удивительно, что столько народов, о которых прежде говорили, как о неведущих Бога, приведены к единомыслию и согласию в вере. Но каким образом народы будут познавать то, что мы сделали предметом любопрения? Понимаете конечно, возлюбленные братия, что я обвиняю нас самих. Мы христиане и разногласим увлекаемые жалкою страстию. Такова ли самая вера наша? Таково ли учение святейшего закона? Откуда ж выродилось настоящее зло? Кто научил этому столь незлобивый народ? Не другой кто, как союзник тиранской жестокости Евсевий; ибо можно видеть из многого, что он всегда был на стороне тиранна2: об этом свидетельствует убиение епископов, – и епископов истинных; об этом же вопиет громкое и жесточайшее гонение на христиан. Я уже не говорю теперь о нанесенных мне лично оскорблениях, чрез которые скопища противников имели весьма много успехов. Он даже подсылал ко мне соглядатаев и подавал тирану чуть не вооруженную помощь. Да не подумает кто либо, будто я не могу доказать этого. Верное доказательство – то, что мною, как известно, явно схвачены были преданные Евсевию пресвитеры и диаконы. Но я оставлю это; не негодование движет моими устами, а желание пристыдить их. Того только боюсь, о том только беспокоюсь, что они и вас, вижу, сделали участниками в преступлении; ибо чрез наставление и превратное учение Евсевия ваши мысли стали чуждыми истины.

Впрочем, вы не замедлите исцелиться, если, приняв ныне епископа верного и неукоризненного, будете взирать на Бога. Теперь это в вашей власти, да и прежде должно было бы зависеть от вашего суда, если бы вышеупомянутый Евсевий, при содействии людей, в то время сильных, не пришел сюда и бесстыдно не расстроил надлежащего порядка. Но так как об этом Евсевие нужно поговорить с вашею любовию, то ваше незлобие пусть припомнит себе бывший в городе Никее собор, на котором я и сам присутствовал, не имея в мысли ничего другого кроме желания привести всех к согласию, прежде же всего обличить и отстранить зло, получившее начало от безумия Ария александрийского и усиленное нелепою и пагубною ревностию Евсевия. Этот самый Евсевий, возлюбленнейшие, с каким, думаете, усилием, – быв побеждаем собственною совестью, – и с каким бесстыдством, защищал отовсюду опровергнутую ложь! То подсылал он ко мне различных ходатаев за себя, то сам просил какого-либо с моей стороны содействия, чтобы ему, обличаемому в столь важном преступлении, не лишиться своей чести. В этом свидетельствуюсь самим Богом, который милостив ко мне и к вам. А что Евсевий обошел и низко обманул даже меня, вы сейчас узнаете.

Тогда все сделалось по его желанию, хотя в душе своей таил он всякого рода зло. Не говоря о других бесчестных его поступках, прошу вас выслушать особенно то, что сделал он вместе с сообщником своего безумия, Феогнисом. Я приказал выслать сюда из Александрии некоторых, отпавших от нашей веры; потому что чрез их происки разгоралось пламя вражды. Но упомянутые честные епископы, по милости собора однажды пощаженные в видах покаяния, не только приняли их и дали им у себя безопасный приют, но и стали разделять с ними злые их намерения. Посему с этими неблагодарными я определил поступить так: приказал взять их и сослать в самые отдаленные места. Теперь ваше дело обратиться к Богу с тою верою, в которой, как известно, вы всегда жили, и по этой вере живя правильно, поступать так, чтобы мы радовались имея епископов неукоризненных, православных и человеколюбивых. А кто осмелится вспоминать о тех губителях, или неосмотрительно хвалить их, тот в своей дерзости немедленно будет обуздан властию служителя Божия, то есть моею. Бог да сохранит вас, братия возлюбленные!

* * *

1

Феодор. Церк. ист. 1, 20.

2

Ликиния.


Источник: Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе при казанской духовной академии : В 7 томах. - Изд. 3-е. – Казань : Центральная типография, 1910-. / Т. 1. 1910. - 402, II с. / Послание императора Константина к никодимийцам против Евсевия и Феогниса. 88-90 с.

Комментарии для сайта Cackle