Источник

К Евреям послание Апостола Павла

Время и место написания его неизвестны. По преданию, оно приписывается Апостолу Павлу. По своему содержанию оно вполне согласуется с духом прочих посланий Апостола Павла, но многие мысли и выражения, толкования истории и учреждений притчами и подобиями, показывают близкое знакомство с Александрийскою философией, коего не видно в прочих посланиях Апостола Павла. Во всяком случае писано оно позже прочих посланий. – Христиане из Иудеев, в коим писано это послание, принадлежали по всей вероятности к Александрийской или к Римской общине, и послание имеет в виду объяснить людям, подробно знающим богослужебные порядки Ветхого Завета, исполнение в Новом Завете и в христианской Церкви образов и притчей Священного Писания.

Глава 1. О Христе. Превосходство Его пред Ангелами

Многократно и многообразно Бог глаголал отцам (нашим) в пророках,

в последние же дни сии глаголал нам в Сыне, егоже поставил наследником во всем; Имже и веки (вселенную) сотворил.

Он, сияние славы Его и образ существа Его, содержа все словом силы Своей и совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную Величествия на высоте,

явив Себя столь же превыше Ангелов, сколь выше имени ангельского и наследованное Им имя.

Кому же когда из Ангелов речено было Богом: «Сын Мой еси Ты – Аз днесь родих Тя» (Пс.2)? И еще: «Аз буду Ему во Отца, и Той будет Мне в Сына».

А когда вводит Первородного во вселенную, глаголет: «и да поклонятся Ему все Ангелы Божии» (Пс.96).

Об Ангелах же глаголет: «творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный» (Пс.103);

а о Сыне: «престол Твой, Боже, в век века, жезл правости жезл царствия Твоего.

Возлюбил Ты правду и возненавидел беззаконие – сего ради помазал Тебя, Боже, Бог Твой, елеем радости, паче причастников Твоих» (Пс.44).

И еще: «в начале Ты, Господи, землю основал еси, и дела рук Твоих суть небеса.

Та погибнут, Ты же пребываеши, и яко риза обетшают,

и яко одежду свиеши их, и изменятся, Ты же тойжде еси и лета Твоя не оскудеют» (Пс.101).

Кому же когда из Ангелов речено было Богом: «седи одесную Меня, дóндеже положу враги Твоя в подножие ног Твоих» (Пс.109)?

Не все ли они суть служебные духи, на служение посылаемые для тех, кому должно наследовать спасение?

Глава 2

Итак надлежит нам со всем вниманием помнить слышанное (чему научены были), чтоб не отпасть.

Если чрез Ангелов возвещенное слово было твердо и за всякое его нарушение и ослушание было праведное воздаяние,

то как мы избежим, вознерадевши о толиком спасении, которое в начале возвестил Сам Господь, а потом утвердили в нас слышавшие от Него,

и засвидетельствовал Бог знамениями и чудесами и различными силами и раздаянием Духа Святого по Его воле?

Не Ангелам же покорил Бог будущую вселенную (будущую вечную жизнь), о коей говорим.

Нет, но некто негде засвидетельствовал такими словами: «что́ есть человек, яко помниши его, или сын человеческий, яко посещаеши его?

Умалил еси его малым чем от Ангелов; славою и честию увенчал его, и поставил над делами рук Твоих;

все покорил под ноги его» (Пс.8). Когда же покорил ему все, то ничего не оставил непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было покорено ему (человеку).

Но видим, что Иисус, малым чем умаленный от Ангелов, за претерпение смерти увенчал славою и честию, так что по благодати Божией вкусил Он смерть за всех.

Итак надлежало, чтобы Тот, ради Кого все и от Кого все существует, и Кем приведены многие сыны в славу, начальника спасения их совершил чрез страдания.

Ибо и Освещающий и освящаемые – от Единого все, и потому не стыдится братиями называть их,

говоря: «возвещу имя Твое братии Моей, посреди церкви воспою Тя» (Пс.21).

И еще: «Я буду уповать на Него». И еще: «се Аз и дети, ихже дал Мне Бог» (Ис.8).

А как дети все причастны плоти и крови, то и Он также воспринял плоть и кровь, да смертию упразднит имущего державу смерти, то есть диавола,

и избавит тех, кои под страхом смерти на всю жизнь подвержены были рабству.

Ибо не от Ангелов приемлет Он, но от семени Авраамова приемлет.

Посему должен был во всем уподобиться братиям, да будет милостивым и верным Первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.

И как Сам Он претерпел, быв в искушении, то может и искушаемым пособить.

Глава 3. Превосходство пред Моисеем и Иисусом Навином

Итак, братия святые, причастники звания небесного, уразумейте Иисуса Христа, Посланника и Первосвященника исповедания нашего, –

сколь верен Он Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его.

И бо́льшая по достоинству слава Ему пред Моисеем, как больше дается чести устроителю дома, чем самому дому.

И всякий дом кем-либо устроен, а Создатель всего сущего есть Бог.

И Моисеево верно было служение во всем доме Его, как служителя, поставленного во свидетельство о том, что́ должно было возвестить.

Христос же – яко Сын в доме Его; дом же Его – мы, если только сохраним до конца дерзновение и славу упования, коим хвалимся.

Посему, как глаголет Дух Святый, «днесь, аще глас Его услышите,

не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, во дни искушения в пустыне,

где искушали Меня отцы ваши, искушали Меня и видели дела Мои сорок лет.

Посему вознегодовал Я на род оный и рек: всегда заблуждают они сердцем, не познали они путей Моих,

и поклялся Я во гневе Моем, что не внидут в покой Мой» (Пс.94).

Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного и не отступить бы вам от Бога живого.

Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно еще говорить «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.

Все мы стали причастниками Христу, если только восприятое (от Него) начало жизни сохраним до конца,

доколе сказано слово: «днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота».

Некоторые из слышавших возроптали, но не все вышедшие из Египта с Моисеем.

На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, коих кости пали в пустыне?

И о ком же клялся, что не войдут в покой Его? Явно, что о непокорных.

Итак видим, что не могли они войти за неверие.

Глава 4

Итак должны мы опасаться, – когда остается еще обетование нам войти в покой Его, как бы не оказался кто из вас опоздавшим.

Ибо и нам такое же было благовестие, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших.

А входим в покой мы уверовавшие, как Его слово было: «клялся во гневе Моем, что не внидут в покой Мой», хотя дело Божие совершено было в начале создания мира,

ибо сказано негде о седьмом дне так: «и почи Бог в день седьмый от всех дел Своих» (Быт.2).

И еще другое: «не внидут в покой Мой».

И так как остается еще некоторым войти в покой, а те коим возвещено прежде, не вошли за непослушание, –

то еще установляет некоторый день «ныне», глаголя, чрез долгое время, устами Давида, как выше приведено было: «ныне, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших».

И если бы Иисус Навин доставил народу покой, не было бы сказано потом о другом дне.

Посему народу Божию остается еще субботство;

ибо кто вошел в покой Его, тот и сам почил бы от дел своих, как и Бог от Своих дел.

Итак потщимся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность.

Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судить помышления и намерения сердечные.

И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его; Ему дадим отчет.

Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, станем твердо держаться исповедания нашего.

Не такой Первосвященник наш, что не может сострадать нам в немощах наших, но такой, Кто подобно нам искушен во всем кроме греха.

Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати – да получим милость и обретем благодать во благовременную помощь.

Глава 5. Превосходство пред Аароном

Всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение за них Богу – приносить дары и жертвы за грехи;

может сострадать и неведущим и заблуждающим, ибо и сам обложен немощью,

и потому должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.

И никто сам собою не приемлет честь сего звания, только званный от Бога, как и Аарон.

Так и Христос не Сам присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто изрек Ему: «Сын Мой еси Ты – Аз днесь родих Тя»,

как и в другом месте: «Ты священник во век по чину Мельхиседекову» (Пс.109).

Он во дни плоти Своей с воплем крепким и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти и услышан был за Свое благоговение.

Хотя и Сын был, но страданиями навык послушанию

и, совершившись, стал для всех послушных Ему виновником спасения вечного,

быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мельхиседекову.

О сем надлежало бы сказать вам много, но трудно истолковать вам, потому что стали вы неспособны слушать.

Судя по времени, надлежало бы вам быть учителями, но вас нужно снова учить первым от буквы началам словес Божиих, и потребно еще питать вас молоком, а не твердою пищей.

Всякий питаемый молоком несведущ в слове правды и есть еще младенец.

Твердая же пища свойственна совершенным, у коих чувства долгим навыком приучены к различению добра и зла.

Глава 6. Высшее достоинство христианина

Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству и не станем вновь полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога,

учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.

И это сделаем, если даст Бог.

Ибо невозможно – однажды просвещенных и вкусивших дара небесного и ставших причастниками Духа Святого,

и вкусивших доброго Божия глагола и сил грядущего века,

и отпадших, еще раз обновлять покаянием, когда они вторично сами себе распинают Сына Божия и на позор предают Его.

Земля, много раз пившая сходящий на нее дождь и рождающая злак на пользу тем, для кого возделана, приемлет благословение от Бога.

Но та, что производит терние и волчцы – негодна и близка к проклятию, а конец его – сожжение.

Хотя и говорим так, однако о вас, возлюбленные, надеемся мы, что вы лучше того и держитесь спасения.

Ибо не неправеден Бог, не забудет дело ваше и труд любви вашей, что оказали вы во имя Его, послужив святым, как и ныне служите.

Желаем же, чтоб и каждый из вас с тою же ревностью достигал уверенности в надежде и сохранил ее до конца;

чтобы вы не обленились, но подражали тем, кои с верою и долготерпением наследуют обетования.

Бог, когда давал обетование Аврааму, не имея кем высшим Себя клясться, клялся Самим Собою,

и таков был глагол Его: «воистину благословляя благословлю тебя и умножая умножу тебя» (Быт.22).

И так, долготерпев, Авраам получил обетованное.

Люди высшим клянутся, и всякому их спору конец полагает клятвенное удостоверение.

Посему и Бог, хотя внушительнее показать наследникам обетования непреложность воли Своей, употребил в посредство клятву;

дабы в двух непреложных вещах, в коих невозможно Богу солгать, имели мы твердое утешение, когда, ища прибежища, взялись за предлежащую надежду.

И та надежда есть для души как якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесой (святилище),

куда предтечею за нас вшел Иисус, став Первосвященником на веки по чину Мельхиседекову.

Глава 7. Священство Мельхиседеково и священство Христово

Сей Мельхиседек, царь Салимский, священник Бога Вышняго, – тот, что встретил Авраама, когда он возвращался после поражения царей, и благословил его;

ему и десятину отделил Авраам от всего (от всей добычи). И сказуется в имени его во-первых «царь правды», а потом и царь Салима, то есть «царь мира». –

Итак, именуясь без отца, без матери, без родословия не имеющим ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает он священником непрестанно.

Видите, сколько велик Мельхиседек сей, коему и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.

И приемлющие священство из сынов Левииных имеющих заповедь брать десятину по закону со своих братий, хотя произошли сии от чресл Авраамовых.

А сей, не происходя от рода их, получил десятину от Авраама и благословил его, имевшего обетования.

Неоспоримо однако, что от бо́льшего меньшему дается благословение.

И здесь десятины берут человеки смертные, а там – берет тот, о ком свидетельствуется, что он жив.

И можно сказать, что сам Левий, принимающий десятины, дал десятину в лице Авраама,

ибо он был еще в чреслах родительских, когда Мельхиседек встретил Авраама.

Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства (при коем дан народу закон), то какая была бы еще нужда восставать иному первосвященнику по чину Мельхиседекову, а не по чину Ааронову именоваться?

Но с переменою священства необходимо быть и перемене закона.

А Тот, о Ком сие сказано, принадлежал к иному колену, из коего никто не приступал к жертвеннику;

ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о коем Моисей ничего не сказал относительно священства.

И это еще яснее видно из того, что по подобию Мельхиседека восстает Священник иной,

Священник не по закону заповеди плотской (плотского, земного порядка), но по силе жизни нетленной (бессмертной);

ибо таково свидетельство (Писания): «Ты еси священник во век по чину Мельхиседекову» (Пс.109).

Отмена же прежней заповеди бывает по причине ее бессилия и бесполезности –

ибо закон ничего не доводит до совершенства; но еще (вместе с отменою прежнего) вводится лучшая надежда, приближающая нас к Богу.

И притом совершено все сие не без клятвы, –

ибо те ставились священниками без клятвы, а Сей с клятвою: о Нем сказано: «клятся Господь и не раскается: Ты еси священник во век по чину Мельхиседекову».

Итак нового, лучшего с клятвою завета поручителем поставлен Иисус.

И тех священников сменялось много, так как смерть не допускала пребывать одному,

а Сей, пребывающий во веки, имеет и священство непреходящее;

посему и может до конца спасать приходящих чрез Него к Богу, непрестанно Живый, чтобы ходатайствовать за них.

Таков нам и был желанен Первосвященник: свят, незлобив, непорочен, отделен от грешников, превознесен превыше небес.

Не имеет нужды каждый день, как те первосвященники, приносить жертвы сначала за свои грехи, потом за грехи людские, – ибо все сие совершил единожды, Себя Самого принеся в жертву. –

Закон поставляет первосвященниками человеков, подверженных немощи; слово же клятвенное, после закона, поставляет Сына, во веки совершенного.

Глава 8. Новое священство превосходнее прежнего левитского

Главное же во всем сказанном то, какого имеем мы Первосвященника: Того, Кто воссел одесную престола Величествия на небесах

и есть служитель сего святилища и скинии истинной, поставленной Богом, а не человеком.

Всякий первосвященник поставляется приносить дары и жертвы; итак нужно и Сему иметь приношение.

Если бы пребывал Он на земле, то не был бы священником: здесь такие священники, кои по закону дары приносят,

кои служат образу и тени небесного, как было сказано Моисею, когда приступал к совершению скинии. «Смотри, – сказано, – все сотвори по образу, показанному тебе на горе» (Исх.25).

Иисус же получил высшее служение, поскольку ходатай Он лучшего завета, утвержденного на лучших обетованиях.

Если же бы первый завет был без недостатка, не было бы нужды искать места второму завету.

Но вот слово, к ним сказанное, когда укоряет их Господь: «се дни грядут, глаголет Господь, и совершу на дом Израилев и на дом Иудов завет новый,

не по завету, какой сотворил отцам их в тот день, когда взял их за руку – извести из земли Египетской; ибо не пребыли они в том завете Моем, и Я пренебрег их, глаголет Господь.

И вот завет, что завещаю Я дому Израилеву после тех дней, глаголет Господь: вложу законы Мои в мысли их и на сердцах их напишу их, и буду им Богом, и они будут Мой народ.

И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа, но все от мала до велика увидят Меня,

ибо Я буду милостив к неправдам их и грехов и беззаконий их не помяну уже впредь». (Иер.31; Исх.19; Лев.26; Ис.54).

И тем словом «новый» завет – обличил Бог ветхость первого, а ветшающее и стареющее близко уже к истлению.

Глава 9. Превосходство нового завета: в святилище

Имел и первый завет установленный порядок богослужения и святилище земного чина.

Устроена была скиния первая, и в ней светильник и трапеза и предложение хлебов, и название ей «святое».

За второю же завесой была скиния, называемая «святая святых».

В ней золотая кадильница и ковчег завета, обложен всюду золотом, и в нем сосуд золотой с манною и жезл Ааронов прозябший и скрижали завета;

а над ним херувимы славы, осеняющие алтарь. Но о сем нечего теперь говорить подробно.

Таково было устройство, и в первую скинию всегда входят священники – службы совершать;

а во вторую – единожды в год один первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за людские заблуждения.

Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, пока стоит прежняя скиния.

Она есть образ того текущего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие удовлетворить совесть приносящего их;

но все то, с яствами и питиями и с различными омовениями и с обрядами плотского чина, установлено было лишь до времени исправления.

Превосходство нового завета: в очистительной силе

Но Христос, Первосвященник грядущих благ (лучшего завета), пришед чрез бо́льшую и совершеннейшую скинию, нерукотворенную, то есть не плотского устроения,

и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию единожды вшел во святилище и обрел вечное искупление.

Если же кровь козлов и волов и пепел телицы чрез окропление освящает оскверненных в плотскую чистоту,

то кольми паче Кровь Христа, Иже Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, во служение Богу живому и истинному.

И потому Он есть ходатай нового завета, дабы за смерть Его, бывшую во искупление преступлений, бывших в первом завете, призванные получили обетованное им вечное наследие.

Где завещание, там необходимо предполагается смерть завещателя,

ибо завещание приемлет силу со смертию, а пока жив завещатель, не имеет силы.

От того и первый завет утвержден был не без крови.

Ибо Моисей, возгласив все заповеди по закону пред всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом и окропил как самую книгу (закона), так и весь народ,

говоря: «се кровь завета, егоже завеща к вам Бог».

Также окропил кровию и скинию и все сосуды богослужебные (Исх.24).

Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.

Превосходство нового завета: в лице Первосвященника

Итак образы небесного должны были очищаться такими жертвами, для самого же небесного потребны были лучшие жертвы.

Ибо Христос вшел не в рукотворенное святилище, бывшее лишь прообразом истинного святилища, но в самое небо, да предстанет лицу Божию за нас,

и не за тем, чтобы многократно приносить Себя, как входит первосвященник раз в каждый год во святилище не с своею кровию, –

иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира. Он же единожды, на конец веков, явился для упразднения греха жертвою Своею.

И как человекам положено единожды умереть, потом же суд,

так и Христос, единожды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не ради бремени греховного, но для ожидающих Его во спасение.

Глава 10. Превосходство нового завета: в действенности жертвы

Закон имеет только тень грядущего блага, но не самый образ существа его, и одни и те же жертвы, каждый год постоянно приносимые по закону, никогда не могут сделать совершенными приступающих с жертвами.

Иначе перестали бы люди приносить жертвы: когда были бы однажды ими очищены, не имели бы и сознания о грехах.

Но, напротив того, жертвы и напоминают им о грехах каждый год,

ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов разрешала грехи.

Посему и Христос, приходя в мир, так говорит: «жертвы и приношения не восхотел еси, тело же совершил Ми еси;

всесожжения и о гресе не благоволил еси.

Тогда рех: се иду: в главизне книжной написася о Мне, еже сотворити волю Твою, Боже» (Пс.39).

Сказав прежде, что ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, – кои приносятся по закону, – не восхотел Ты и не благоволил, –

потом прибавил: вот, иду сотворить волю Твою, Боже. Отменяет первое и поставляет второе.

И в исполнение сей-то воли Божией освящены мы единожды совершенным принесением Тела Иисус Христова.

Всякий священник день за днем стоит в служении своем и много раз приносит одни и те же жертвы – жертвы, кои никогда не могут истребить грехи.

Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,

ожидая затем, доколе враги Его положены будут в подножие ног Его;

ибо одним приношением соделал навсегда совершенными освящаемых.

Свидетельствует нам о сем и Дух Святый, как сказано:

«сей завет завещаю к ним во днях оных, глаголет Господь: вложу законы Мои в сердца их и в помышлениях их напишу их,

и грехов их и беззаконий не помяну затем» (Иер.31).

А где отпущение грехов, там не нужно приношение за них.

Слово ободрения и возбуждения

Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище, Кровию Иисуса Христа, путем новым и живым,

егоже отверз нам Христос чрез завесу, то есть плоть Свою,

и имея Священника великого над домом Божиим,

да приступаем во всей искренности сердца и с верою совершенною, кроплением очистив сердца наши от совести лукавой и омыв тело водою чистою.

В исповедании упования нашего пребудем неуклонно, ибо верен Обещавший.

Будем друг к другу усердны, поощряя друг друга в любви и в добрых делах.

И не будем, как есть у иных обычай, оставлять собраний своих, но станем возбуждать друг друга, и тем усерднее теперь, когда уже в виду у вас приближение дня оного.

Если же мы, достигнув в познание истины, произвольно грешим, то уже затем не остается жертвы за грехи,

но страшное некое чаяние суда и ярость огненная, готовая пожрать противников.

Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия казнится смертию (Втор.17),

то какой же, подумайте, тяжкой казни повинен будет тот, кто Сына Божия попирает и ни во что вменяет Кровь завета, Кровь, коею сам освящен, и кто Духа благодати оскорбляет.

Знаем мы, Кем речено это слово: «Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь». И еще: «судит Господь людям Своим» (Втор.32; Пс.134).

О, как страшно впасть в руки Бога живого!

Вспомните первые дни, когда вы, просветившись от Света, претерпели великий подвиг страдания,

то сами среди поношений и скорбей были позорным для людей зрелищем, то сострадали друзьям, когда они то же терпели.

Вы и узникам тюремным сострадали42 и расхищение имений ваших приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах достояние лучшее и непреходящее.

Итак не оставляйте упования вашего – от него великое предстоит вам воздаяние.

Терпение нужно вам, чтобы, сотворив волю Божию, приять обетованное от Него.

«Еще немного, еще сколько-нибудь, и Грядущий приидет и не умедлит.

А праведный верою жив будет; если же кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя» (Ис.26; Авв.2).

Мы же не из тех. кто колеблется на погибель, но стои́м в вере ко спасению души.

Глава 11. Вера и подвижники веры

Вера же есть живое ощущение надежды и уверенность в невидимом.

В ней засвидетельствовали о себе древние (мужи древнего времени).

Верою познаем, что веки устроены (что вселенная создана) глаголом Божиим, так что видимое нами произошло из невидимого.

Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею же свидетельствовал о себе, что праведен, как и Бог засвидетельствовал о дарах его: и по смерти говорит еще образом той своей веры.

Верою Енох преселен был так, что не видел смерти, и уже не видели его на земле, ибо Бог преселил его, и прежде преложения было о нем свидетельство, что угодил Богу (Быт.5).

Без веры же невозможно угодить Богу; веровать же надобно всякому приходящему к Богу, что есть Бог и взыскающим Его есть мздовоздатель.

Верою Ной, получив откровение о том, чего еще нельзя было предвидеть, благоговейно построил ковчег для спасения дома своего; ею же осудил он мир и стал наследником праведности, по вере.

Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.

Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования.

Ибо ожидал он града, имущего твердое основание, коего художник и строитель Бог.

Верою и сама Сарра, неплодная, получила силу к приятию семени и не по времени возраста родила: уверена была, что верен Давший обещание.

И так от одного, коего сила омертвела, родилось столь много, сколько звезд на небе и песку несчетного на берегу морском.

Все сии умерли в вере, не прияв обетованного блага, но лишь издалеча видели его и радовались и себя признавали странниками и пришельцами на земле.

А те, что говорят так, показывают, что ищут своего отечества.

Если же бы имели они в мыслях то отечество, откуда вышли, то имели бы время возвратиться.

Но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему не стыдится их Бог, что именует Себя их Богом, ибо уготовал им град.

Верою Авраам, когда был искушаем, привел на жертву Исаака и, имею обетования, принес его в жертву, своего единородного,

о коем было сказано: «в Исааке наречется тебе семя» (Быт.21),

ибо рассудил, что силен Бог и из мертвых воскресит его, почему и получил его в предзнаменование (как бы из мертвых воскресшего).

Верою в грядущее Исаак благословил Иакова и Исава.

Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.

Верою Иосиф, при кончине, говорил о (предстоящем) исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.

Верою родители, по рождении, три месяца укрывали Моисея: видели они красоту младенца и не убоялись царского повеления.

Верою Моисей, пришед в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,

и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временную греха сладость,

и поношение Христово почел для себя богатством больше Египетских сокровищ, ибо взирал на воздаяние будущее.

Верою оставил он Египет, не убоявшись ярости царевой, ибо невидимого (Бога) видел и тем укреплялся в терпении.

Верою совершил пасху и пролитие крови, чтобы не коснулся истребитель первенцев Израилевых.

Верою перешли они Чермное море как по суше, на что покусившись, потонули Египтяне.

Верою пали стены Иерихонские по семидневном обхождении.

Верою спаслись Раав блудница и не погибла с неверными, когда с миром приняла соглядатаев (и иным путем провела их).

И что еще скажу! Недостанет мне времени повествовать о Гедеоне, о Вараке и Самсоне и Иеффае, о Давиде и Самуиле и о других пророках.

Они верою покоряли царства, праведно правили, получали исполнение обетований, заграждали уста львов,

угашали силу огненную, избегали острия меча, обретали силу в немощи, были крепки в военных битвах, обращали в бегство полки вражии.

Жены получали своих умерших воскресшими; иные же замучены были, и не хотели принять избавление от мук, чтобы в лучшую жизнь воскреснуть.

Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу.

Камнями были побиваемы, перепиливаемы, терпели пытки, казнились мечом, скитались в овечьих и козьих кожах, терпели лишения, скорби, озлобления.

Те, коих недостоин был мир, блуждали по горам и пустыням, в пещерах и ущельях земли.

И все сии, свидетельствованные в вере, не прияли совершения обетований:

Бог предусмотрел нечто лучшее для нас, дабы не отдельно от нас достигли они совершенства.

Глава 12. Возбуждение к терпению

Итак, имея такой облежащий нас облак свидетелей, свергнув с себя всякое бремя (мирское) и отовсюду нас запинающий грех, с терпением да течем на предлежащий нам подвиг,

взирая на начальника веры и совершителя Иисуса – Он вместо предлежавшей Ему радости претерпел крест, не взирая на посрамление, и воссел одесную престола Божия.

Сила наказания Господня

Помыслите о Том, Кто претерпел такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабели бы души ваши.

Еще не до крови боролись вы, подвизаясь против греха,

и забыли слова утешения, коими глаголет к вам, как отец сынам своим: «сын мой, не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда обличает тебя» (Притч.3).

Ибо кого любит Господь, того наказует, и бьет всякого сына, которого приемлет.

Если терпите наказания, значит Бог поступает с вами, как с сынами. Есть ли такой сын, кого бы отец не наказывал?

Если же остаетесь без наказания, коему все дети подвержены, то вы незаконные дети, а не истинные сыны.

Когда наказывали нас плотские родители наши, мы страх имели. Не гораздо ли более следует нам покорными быть Отцу духов, да живы будем?

Те наказывали нас, как воля их была, на малое время, а Бог наказует на истинную пользу, чтобы стали мы причастниками святости Его.

Всякое наказание в свое время кажется не радостью, а печалью; но после, тем, кто ими научен был, приносит мирные плод праведности.

Итак поднимите опущенные руки ваши и укрепите колена ослабленные,

и ходите прямо ногами вашими, чтобы хромлющее не сбивалось с состава, но исправилось.

Увещания

Мир имейте со всеми и святую чистоту: без нее никто не узрит Господа.

Наблюдайте, чтоб никто не оставлял втуне благодать Божию; чтобы какой горький корень, вдруг прозябнув, не причинил порчи, и не заразились бы от него многие.

Чтобы не было между вами такого блудника или нечестивца, который, как Исав, не продал бы за одну снедь первородство свое.

Вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не нашел себе способа к покаянию, хотя и просил о том со слезами.

Предупреждение и угроза

Приступили вы не к горе осязаемой и к огню пылающему,

и к облаку и мраку и буре, и к трубному звуку и гласу глаголющему – когда слышавшие его молили, чтоб не слышать им того слова –

не могли стерпеть того веления: «аще и зверь прикоснется горе, камением побиен будет» (Исх.19).

И столь ужасно было видение то, что сказал Моисей: «пристрашен я и трепетен» (Втор.33).

Но приступили вы к Сионской горе и ко граду Бога живаго, к Иерусалиму небесному и тьмам Ангелов,

и к соборному торжеству и церкви первородных, на небесах написанных, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших в совершенство,

и к Ходатаю завета нового Иисусу, и к пролитию Крови глаголющей паче крови Авелевой.

Блюдитесь же, не отвратитесь от глаголющаго. Если те, не послушав глаголавшаго на земле, не избегли казни, то тем более не избежим, если отвратимся от глаголющаго с небес.

Тогда глас Его поколебал землю, ныне же таково обетование Его: «еще единою потрясу Я не только землею, но и небом» (Исх.19).

А то слово: еще единою (еще раз) означает изменение всего потрясенного, то есть сотворенного, чтобы пребывало одно, что́ осталось не потрясенным.

Итак мы, приемля непоколебимое царство, да храним благодать, и ею да служим благоугодно Богу с благоговением и страхом.

Ибо Бог наш есть огонь поядаяй.

Глава 13. Добродетели христианские

Братолюбие между вами да пребывает.

Страннолюбия не забывайте: бывало, что, принимая странников, люди, не ожидая, приняли гостями к себе Ангелов.

Помните узников, как бы и сами вы с ними были в узах; помните страждующих, как и сами вы ходите еще в теле.

Брак у всех да будет честен и ложе нескверно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.

Не будьте сребролюбивы нравом, довольствуйтесь тем, что́ есть у вас. Сам Господь сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя» (Быт.28; Втор.31),

так что мы говорим смело: «Господь мне помощник, и не убоюся, что́ сотворит мне человек» (Пс.117).

Верность Христу и покорность наставникам

Поминайте наставников ваших, кои проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину жизни их, подражайте вере их.

Иисус Христос вчера и днесь, Той же и во веки.

Учениями чуждыми и различными не увлекайтесь: хорошо благодатию утверждать сердца, а не постановлениями о яствах, – от них не прияли пользы те, кто им следовал.

Мы имеем алтарь, но такой, от коего не в праве питаться служащие скинии.

Тела животных, коих кровь для очищения грехов вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана.

Так и Иисус, дабы освятить людей Своею Кровию, пострадал вне врат.

Того ради и мы да исходим к Нему вне стана, нося на себе Его поношение, –

ибо не имеем мы здесь пребывающего града, но в грядущем града себе взыскуем.

Итак станем чрез Него, станем непрестанно приносить Богу жертву хваления – плод устен прославляющих имя Его.

Благотворения же и общения (в имуществе с братиями) не забывайте, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

Прощальные речи

Повинуйтесь наставникам вашим и покоряйтесь: они неусыпно пекутся о душах ваших, как повинные дать в том отчет, – чтобы с радостью сие творили, а не с воздыханиями. Это было бы для вас не полезно.

Молитесь о нас, а мы уверены, что чиста наша совесть, потому что во всем хотим жить для доброго дела.

Особенно же прошу, о том молитесь, чтобы я скорее возвращен был вам.

Бог же мира, Кто воздвиг из мертвых Пастыря овцам великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,

да совершит вас во всяком деле благом – сотворить волю его, и да творит в вас все благоугодное пред Ним, чрез Иисуса Христа, Емуже слава во веки веков. Аминь.

Молю же вас, братия, примите сие слово увещания: немного я и написал вам.

Знайте, что брат наш Тимофей освобожден; и я вместе с ним, если скоро придет, увижу вас.

Привет всем настоятелям вашим и всем святым. Привет вам от братий наших из Италии.

Благодать со всеми вами. Аминь.

* * *

42

По иному чтению: «вы и узам моим сострадали».


Источник: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа в новом русском переводе К.П. Победоносцева. - С.-Петербург : Синод. тип., 1906. – VI, 629, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle