Руководство к изучению богослужения православной Церкви

Источник

Миропомазание

Миропомазание есть таинство, в котором верующие, при помазании святым миром частей тела во имя Св. Духа, получают дары Св. Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной, чтобы крестившиеся были крепкими, твердыми и непоколебимыми в православной вере, любви и надежде и со дерзновением, без страха, непостыдно исповедовали перед всеми имя Христа Бога, возрастали во всех добродетелях, избавлялись от лукавого и всех начинаний его, в чистоте и правде душу соблюдали.

Совершение таинства миропомазания принадлежит только епископам и пресвитерам. Освящают самое миро исключительно одни епископы61.

Все крещаемые имеют нужду в миропомазании, поэтому в Православной Церкви оно не отлагается на известное время, а соединяется с крещением. Совершается же таинство миропомазания отдельно от крещения только в следующих случаях: а) когда возрастные присоединяются к православной Церкви из иноверцев, которые получили правильное крещение, но не были помазаны св. миром, и б) при помазании царей на царство.

Миропомазание, бывающее сразу после крещения, совершается таким образом: после облачения новопросвещенного в белую одежду священник произносит молитву, в которой просит Бога, чтобы Он даровал новокрещенному «печать дара Духа Святаго», сохранил его в преподанном ему освящении и утвердил в православной вере. Затем священник крестообразно помазует чело, очи, ноздри, уста, уши, перси, руки и ноги, произнося при каждом помазании: «Печать дара Духа Святаго, аминь», в то время как видимым миром помазуется тело, Святым и Животворящим Духом освящается душа. После помазания миром священник с восприемником и младенцем обходят трижды кругом купели62 при пении: «Елины во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа». Круг изображает вечность, поэтому обхождение три раза вокруг купели со свечами при пении «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» выражает вступление новопросвещенного в вечный союз со Христом, Светом мира (Ин. 8:12). После обхождения вокруг купели читается Апостол (Рим. 6:3–11). В нем показаны цель и плоды крещения. За Апостолом следует чтение Евангелия (Мф. 28:16–20), в котором говорится о заповеди Господа, данной апостолам: крестить всех людей во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. После чтения Евангелия бывает ектения «Помилуй нас, Боже», в которой есть особые прошения о восприемнике и новопросвещенном. Затем в Требнике указаны молитвословия, предшествующие отпусту: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше»; «Слава и ныне»; «Господи, помилуй», трижды; «Благослови» и отпуст.

Далее в Требнике печатается, что в осьмой день паки приносят младенца в церковь, чтобы омыть. В древности новокрещенный после крещения семь дней не снимал белой одежды, удалялся от мирских удовольствий, проводил время в посте и молитве и не обмывал на себе видимых знаков запечатленных даров Св. Духа, в восьмой день он снимал с себя белую одежду, и священник после молитвы к Богу омывал те части тела, которые были помазаны святым миром. Но ныне это омовение совершается почти тотчас же после миропомазания, а именно сразу после чтения Евангелия и ектении, и потому после ектении «Помилуй нас, Боже» не бывает молитвословий, предшествующих отпусту, ни отпуста, а священник совершает омовение губою.

После омовения священник читает молитвы на пострижение власов. Здесь он просит Господа: «Благослови пришедшаго раба Твоего, начаток сотворити стрищи власы главы своея» (молитва 1), «и на главу его благословение Твое да снидет... яко да преспеваяй возрастом и сединами старости славу Тебе возслет... во вся дни живота своего» (молитва 2). Затем крестовидно постригает волосы на голове новокрещенного, произнося: «Постригается раб (такой-то), во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно» и пр. Пострижение волос означает, что новопросвещенные предают себя в послушание Богу. Ибо пострижение волос всегда служило знаком рабства, подчиненности, при каждом пострижении иерей отдает волоса восприемнику, и тот влагает их в кусочек воска и потом опускает в купель. За пострижением волос следует ектения «Помилуй нас, Боже», в которой поминают восприемника и новопросвещенного. Затем бывает отпуст.


Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви / Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с.

Комментарии для сайта Cackle