Руководство к изучению богослужения православной Церкви

Источник

О праздниках великих, со знаком

О великих праздниках, которые в богослужебных книгах имеют знак крест в круге в 47 главе Типикона сказано: «Имже бдение и вся служба праздника совершается по Уставу». Эти праздники суть Христовы, Богородичны и Предтечевы два: Рождество (24 июня) и Усекновение (29 августа) и обоих верховных апостолов, Петра и Павла (29 июня), к сему разряду праздников принадлежат девять праздников, так называемых дванадесятых (в году), именно: Рождество Богородицы (8 сентября), Воздвижение Креста Господня (14 сентября), Вход во храм пресвятой Богородицы (21 ноября), Рождество христово (25 декабря), Богоявление Господне (6 января), Сретение Господне (2 февраля), Благовещение пресвятой Богородицы (25 марта), Преображение Господне (6 августа), Успение пресвятой Богородицы (15 августа), три же из числа дванадесятых праздников суть подвижные. Они суть: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница, в Месячной Минее нет служб на эти дванадесятые праздники, а службы им находятся в Триоди. Праздник Пасха есть высочайший; он не в числе двенадцати.

Отличие служб великих праздников от тех средних, в которые положено совершать бдение, состоит (за исключением частных особенностей в службах некоторых великих праздников, например – Рождества христова, Крещения Господня, Воздвижения Креста, Благовещения) в следующем общем для всех их признаке, указанном в Типиконе, в 47 главе, а именно: что средним праздникам, «имже бдение совершается, прилагается и канон Богородицы на утрени» (обыкновенно на 6), а в великие праздники поются (и в Минее находятся) на утрени каноны только праздничные, а Богородице нет. Так, в праздники великих святых – оба канона святым (один на 8, другой на 6), в праздники Господские – оба праздничные, в праздники Богородичны – оба Богородичны, но праздничные, т.е. прославляющие Матерь Божию главным образом как виновницу воспоминаемого в тот день праздничного события. По 8-й песни не поется «Честнейшая», а на место того поется ирмос 9-й песни, а иногда, кроме того, и величание (припев); и то же поется и на литургии: вместо «Достойно» – задостойник во все дванадесятые праздники.

Великие же праздники Господние отличаются от великих праздников Богородичных и в честь святых тем, что в праздники Господние, случившиеся в неделю (воскресение), отменяется служба воскресная и поется лишь служба праздника (из Минеи или триоди), а в праздники Богородичные и святых, случившиеся в неделю (воскресение), служба этих праздников отправляется вместе со службою воскресною (Типикон, последование 8 сентября, 14 сентября, 6 августа и др.). На литургии в праздники дванадесятые Владычные поются (вместо Изобразительных) антифоны праздничные и произносится входное. Наконец, в великие Господние праздники положены особые отпусты после служб.

Великие праздники Господские, Богородичные и святых, со знаком , имеют все ту особенность, отличие от других праздников, что молитвословия для этих праздников находятся не в одном только последовании на день праздника, но и в последованиях некоторых предшествующих и последующих дней, в службах перед праздником находятся песни, предваряющие празднество. Дни и числа, в которые поются эти песни, называются предпразднством. В службах после праздников находятся молитвы и песни, продолжающие славить празднество бывшее. Дни и числа, в которые поются эти песни, называются днями попразднства.

Предпразднственные молитвы и песни Минеи приготовляют верующих к достойному сретению и провождению праздника. Дни предпразднства, в которые мы готовимся к празднику посредством молитвословий, песнопений, можно представлять себе временем пророчеств, которые за несколько лет предварили воспоминаемое в праздник событие. Все праздники, кроме праздника Рождества Христова и Крещения Господня, имеют по одному дню предпразднства. Рождество Христово имеет 5 дней, а Богоявление 4 дня предпразднства.

Молитвы предпразднства заменяют собою отчасти песни и молитвы Октоиха, который не поется в дни предпразднства, вообще заменяют Богородичны не только Октоиха, но и Минеи.

Дни попразднства суть продолжение праздника. После многих праздников Господних и Богородичных попразднство прежде всего состоит в том, что в первый день после дня праздника воспоминаются и прославляются участники события, воспоминаемого в день праздника. Так, после дня Рождества Богородицы (8 сентября) совершается праздник в честь святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны; после Рождества христова (25 декабря) празднуется Собор Богородицы; после Крещения Господня (6 января) празднуется Собор святого Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна; после Сретения Господня (2 февраля) совершается память святого праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы; после Благовещения Богородицы (25 марта) празднуется Собор Архистратига Гавриила, в последованиях Минеи на эти числа находятся песнопения сих праздников. Вместе же с этими песнопениями или, когда после праздника Господнего и Богородичного нет таких воспоминаний, вместе с песнопениями святому в дни попразднства, в Минее Месячной находятся песни собственно попразднственные, которые воспоминают и прославляют бывшее событие праздника. Дней попразднетвенных и последований Минеи, заключающих в себе песни попразднства, бывает неодинаковое число после праздников.

Последний день попразднства, как сказано, называется отданием праздника. Отдание праздника отличается от дней попразднства тем, что в отдание совершается служба праздника торжественнее, нежели в эти дни. В отдание поется последование праздника с большей частью тех молитв и песней, которые поются в сам праздник, в отдание праздника на утрени поется великое славословие. Отдание праздника оканчивается на литургии. По Типикону, отличие службы самого праздника от службы отдания заключается в исключении из службы отдания некоторых песнопений, но не во включении в него чего-либо не петого в праздник57. Поэтому в дни отдания праздников в последованиях Минеи нет песнопений для отдания праздников, в последованиях этих дней находятся одни песни святым, случившимся в то число.

8 сентября – великий праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Преблагословенная Мария родилась в незнатном городе Назарете, который даже был в презрении у иудеев (Ин. 1:46). Родителями ее были святые праведные Иоаким и Анна. Иоаким происходил из рода царского, именно от колена Иудина, дома Давидова, а св. Анна происходила от архиерейского рода, от колена Левиина, из дома Ааронова. Долго и усердно молились праведные Иоаким и Анна о даровании им детей. Наконец, в глубокой старости Бог обрадовал их рождением преблагословенной Марии. Имя Мария – еврейское, и на русском языке означает «высокая, превосходящая». Праздник Рождества пресвятой Богородицы принадлежит к числу дванадесятых, имеет день предпразднства (7 сентября) и четыре дня попразднства. Отдание его бывает 12 сентября. На утро праздника Рождества Богородицы празднуется праведным Иоакиму и Анне (праздник малый со знаком 🕃 черным).

14 сентябрявеликий праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Этот праздник совершается в память двух событий: во-первых, обретения Животворящего Креста; во-вторых, возвращения его от персов. Обретение Животворящего Креста было в IV в., в 326 году. Императрица св. Елена, мать императора Константина Великого, пожелала отыскать крест, на котором был распят Господь. Она отправилась в Палестину, в Иерусалим; от одного еврея Иуды узнала, что крест был зарыт в земле на том месте, где было капище Венеры. По разрытии земли нашли три креста. Чтобы узнать, на котором из них был распят Господь (ибо надпись от креста Господня отпала), попеременно возлагали кресты на умершего, которого несли для погребения. Два креста не произвели никакого действия, а когда положили третий крест, мертвый воскрес. Это чудо ясно указало на Животворящий Крест Господень, с чувством благоговения народ повергался перед Крестом, желал его лобызать. Но от стечения народа многие не могли его видеть. Тогда Иерусалимский патриарх Макарий взошел на возвышенное место и воздвигнул Крест таким образом, что народ мог его видеть. Народ, повергаясь перед Крестом, восклицал: «Господи, помилуй, Господи, помилуй»! Животворящий крест после находился в Иерусалиме до 614 г. В этом году Хозрой, царь персидский, овладел Иерусалимом, разграбил храм Воскресения и с другими сокровищами храма похитил Крест Господень, в руках язычников Крест находился 14 лет. В 628 году греческий император Ираклий заключил мир с персидским царем Сироем, сыном царя Хозроя, и тогда Крест Господень возвращен был в Иерусалим. Император Ираклий взялся сам нести Крест до храма Воскресения. Но при несении невидимая сила остановила его у ворот на Голгофу. По откровению Божию, полученному чрез ангела, патриарх объявил царю, что причиною сему было то, что император был облечен в знаки царского величия, а великолепие несообразно с уничижением, в каком Господь шел по сему пути и нес крест на место казни. Ираклий снял с себя все знаки царского величия и в простом одеянии, с босыми ногами без препятствия внес во храм Воскресения христова, в котором Крест и поставлен был для поклонения. Тогда же положено повсюду праздновать Воздвижение креста Господня. Оттого праздник называется всемирным, Воздвижением, всеобщим по всем церквам Вселенской Церкви.

Если случится праздник сей в неделю, не поется воскресная служба; только поется «Воскресение Христово видевше».

В этот праздник совершаются особые священнодействия, в которых изображаются сами события: 1) после вечерни Крест Господень выносится из сосудохранильницы, как бы из недр земли, и полагается на престоле; 2) затем на утрени, после великого славословия, крест выносится из алтаря, полагается на средине храма для поклонения ему, а в соборных храмах и монастырях воздвигается Крест Господень при пении «Господи, помилуй».

Так как в день Воздвижения совершается служба кресту Господню, то полагается пост. Это постановлено в воспоминание страданий Господа, претерпевшего смерть на кресте, и для внушения того, что почитание Креста состоит в умерщвлении плоти.

Праздник всемирного Воздвижения Животворящего креста принадлежит к числу дванадесятых. Он имеет день предпразднства (13 сентября) и семь дней попразднства. Отдание его бывает 21 сентября. Праздник Воздвижения, кроме дня предпразднства и дней попразднства, имеет ту особенность, что суббота и неделя (воскресение), предшествующие дню Воздвижения, называются субботою и неделею перед Воздвижением; равно суббота и неделя, следующие за днем Воздвижения, называются субботою и неделею по Воздвижении, в эти субботы и недели положено на литургии читать особые Апостол и Евангелие, имеющие отношение ко кресту, а перед ними говорятся сообразные прокимны и аллилуиарии. Животворящий Крест, вынесенный в праздник Воздвижения, лежит во храме на аналое до дня отдания Воздвижения креста Господня. В день отдания Воздвижения после отпуста литургии священник вносит Честный Крест в алтарь.

21 ноября – великий праздник Входа во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Праведные Иоаким и Анна, родители преблагословенной Марии, еще до рождения ее дали обет Богу, что они посвятят Ему дитя, которое Он дарует им. Когда пресвятой Деве исполнилось три года, родители посвятили ее Богу. Они ввели ее во храм в сонме дев, с возженными свечами. Святая отроковица, которая соделалась честнейшею херувим и славнейшею без сравнения серафим, по внушению Божию, вошла не только во святилище, но и во святое святых, куда мог входить только первосвященник, и то однажды в год (Евр. 9:7; Исх. 30:10: Лев. 16:2). При храме Божием провела пренепорочная Мария годы воспитания, упражняясь в молитве, слове Божием, в разных добродетелях.

Праздник Входа пресвятой Богородицы во храм принадлежит к числу дванадесятых праздников.

На утрени после Евангелия и 50 псалма, вместо «Молитвами Богородицы», «Слава и ныне», поется стихира «Днесь храм одушевленный»; после «Помилуй нас, Боже» – стихира «Днесь Боговместимый храм».

С праздника Входа пресвятой Богородицы на утрени поется катавасия праздника Рождества христова «Христос рождается, славите».

Праздник имеет день предпразднства (20 ноября) и четыре дня попразднства. Отдание праздника бывает 25 ноября. Службу в отдание сего праздника положено совершать со службою святых отец, священномучеников Климента, папы Римского, и Петра Александрийского.

25 декабря – великий праздник Рождества Спасителя нашего Иисуса Христа. Господь наш Иисус Христос родился от Пречистой Девы Марии непреложно, непостижимо, несказанно, в 5508 году от сотворения мира, в царствование римского императора Августа, в Вифлееме Иудейском. Август повелел делать народную перепись в Сирии и Палестине. Посему Мария и Иосиф, которому она была обручена, жившие в Назарете, пришли в родной свой город Вифлеем, чтобы записаться. По случаю переписи стеклось множество народа в город, и не было места в гостиницах; поэтому Иосиф и Мария поместились в одной пещере, в которую на зиму загоняли скот. Здесь родился Господь наш Иисус Христос и положен был в яслях. Весть о рождестве Спасителя прежде всего услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал ангел Господень и сказал: «я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился Спаситель, который есть Христос», в то же время явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2:1:14).

Праздник Рождества христова принадлежит к числу дванадесятых праздников. Но ни один из дванадесятых праздников не празднуется Церковью с таким торжеством, как праздник Рождества Христова, к достойному празднованию его верующие приготовляются сорокадневным (шестинедельным) постом (начиная с 15 ноября), с праздника Входа во храм Преблагословенной Марии (21 ноября) на утрени поется катавасия от канона праздника Рождества Христова – «Христос рождается, славите». Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства: с 20 по 24 декабря, и шесть дней попразднства. Отдание бывает 31 декабря, кроме того, перед праздником Рождества Христова в два воскресные дня (две недели) Святая Церковь празднует праведникам, кои спаслись верою в имеющего родиться Иисуса Христа. Одна неделя (воскресение) называется неделею праотец, а другая неделя (воскресение), бывающая перед самым Рождеством Христовым, называется неделею свв. отец. Для той и другой недели положены в Минее особые службы, и в обе недели читаются на литургии особые Апостол и Евангелие.

В неделю праотец воспоминаются свв. патриархи, жившие до закона и по закону – от Адама до Иосифа обручника; свв. пророки – от Самуила до Захарии и до Предтечи Иоанна Крестителя.

Последняя неделя (воскресение) перед Рождеством Христовым именуется неделею перед Рождеством Христовым и неделею свв. отец, в эту неделю (воскресение) читается на литургии Евангелие (Мф., зач. 1), в котором излагается родословие Иисуса Христа, т.е. родственные по плоти предки Господа, начиная от Авраама, отца верующих, до Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии, а в Апостоле исчисляются ветхозаветные святые, жившие верою в грядущего Мессию (Евр. 11:9–10).

Канун, или день навечерия праздника, обыкновенно называется сочевником, или сочельником, так как, по Уставу, назначается более строгий пост; полагается в этот день «сочиво обварено или кутия с медом», в какой бы день седмицы ни случилось навечерие. Если навечерие (канун праздника) будет в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток, то в навечерие праздника отправляются царские часы – 1, 3, 6 и 9 (все вместе), из коих на каждом, после 3-х псалмов (особых) и пения тропарей, читаются паремия, Апостол и Евангелие; затем отдельно от часов совершается литургия св. Василия Великого с вечернею, или, точнее сказать, – после вечерни, в самый же праздник совершается литургия св. Иоанна Златоуста. Если же навечерие Рождества Христова случится в субботу или в неделю (воскресение), то в этот день царские часы не поются. Но царские часы отправляются в пяток, в тот пяток литургия не совершается. В канун – в субботу и воскресение – литургия Златоуста, и вечерня бывает после литургии Златоуста, отдельно от нее.

На вечерне всегда бывает чтение 8 паремий, Апостола и Евангелия. По чтении первых трех паремий, затем также и после других трех, произносится тропарь чтецом, читающим паремии; конечные слова тропаря поют певцы; затем чтец произносит стих Св. Писания, певцы же поют те же конечные слова тропаря. После такого пения несколько раз, чтец, подобно тому как бывает при произнесении прокимна, снова говорит начало тропаря, и оканчивают его певцы. По прочтении 8-й паремии следуют малая ектения и возглас «Яко свят еси Боже наш». Затем, если после вечерни совершается литургия, произносится: «Господи, спаси благочестивыя» и поется Трисвятое. На вечерне же, отдельно совершаемой от литургии, Трисвятое не поется, а потому не произносится «Господи, спаси благочестивыя», а после паремий и малой ектении следуют прокимен, Апостол, аллилуиа и Евангелие.

В навечерие, после отпуста литургии (если навечерие было в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток) или после отпуста вечерни (если навечерие в субботу или воскресение), поставляется свещник среди церкви. Певцы поют тропарь праздника: «Рождество Твое, Христе Боже наш». «Слава и ныне», кондак: «Дева днесь пресущественнаго рождает». Это или подобное сему славословие, или славление, в дни праздника Рождества Христова возносится священнослужителями в домах.

Так как в навечерие (накануне) Рождества Христова, в какой бы день оно ни случилось, всегда совершается великая вечерня отдельно от всенощного бдения, то всенощное бдение на праздник Рождества Христова начинается великим повечерием.

1 января празднуется: а) Обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа·, б) память св. отца нашего Василия Великого; в) начало нового года.

1 января есть восьмой день от дня Рождества Христова. Господь в восьмой день от рождения, во исполнение закона, благоволил подвергнуться обряду обрезания (Лк. 2:21), который установлен в знамение завета Божия с Авраамом и его потомством. В этот 8 день наречено было имя младенцу – Иисус, то имя, которое было предвозвещено архангелом Гавриилом Пресвятой Деве при благовестии о рождении Сына Божия. Иисус – значит «Спаситель». Праздник Обрезания, хотя принадлежит к великим праздникам, имеет праздничный знак но не состоит в числе дванадесятых праздников. Он празднуется один день.

В день Обрезания Господня совершается память св. Василию Великому; потому в этот день совершается литургия св. Василия Великого. На утрени – величание, полиелей, Евангелие, припевы на 9-й песни положены св. Василию Великому. Но отпуст всех служб – особый, Обрезанию.

1 января у нас (с 1700 года) празднуется начало нового года. В России начинали год сперва с 1 дня марта, так как в это время «началобытный свет сей видимый сотворен» (Следованная Псалтирь); потом – с 1 сентября, так как тогда начало индикта, то есть нового лета. Счет годов и начало их от индикта, состоящего из 15 лет, принят вообще христианскою Церковью со времени избавления ее от гонений, со времени победы св. Константина Великого над Максентием, которая была в 312 году, с января ведут счет годы от Рождества Христа Спасителя; 1 января даровано Богомладенцу имя Иисус – Спаситель. 1 января, после литургии, бывает на Новый год молебен с коленопреклонением.

6 января – великий праздник святого Богоявления, или Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Господь, на 30-м году Своей жизни, перед вступлением в дело служения человеческому роду, пришел на реку Иордан и потребовал от Иоанна, чтобы тот крестил Его. Предтеча Христов, узнав, по откровению Божию, Господа, считал себя недостойным крестить Его. Но, услышав от Господа, что Ему нужно исполнить всякую правду, крестил Его. Когда Иисус Христос вышел из воды и молился (Лк. 3:21), отверзлись небеса и Дух Святой в виде голубя сошел на Него; и слышен был глас Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» (Мф. 3:13. 17; Мк. 1:9–11: Лк. 3:21–23; Ин. 1:33–34). Праздник Крещения Господа называется Богоявлением, потому что при крещении Господа явилась божественная Пресвятая Троица: Бог Отец глаголал с неба о Сыне; Сын Божий крестился от Иоанна и засвидетельствован от Бога Отца; Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Это св. Церковь выражает в песнопении: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, тройческое явися поклонение», в древности в навечерие Богоявления были крещаемы оглашенные. И так как крещение по своим спасительным действиям есть просвещение, то и праздник Крещения именуется праздником Просвещения (например: неделя по Просвещении).

Праздник Богоявления Господня принадлежит к числу дванадесятых. Он празднуется во многом сходно с праздником Рождества Христова. Праздник Богоявления Господня имеет четыре дня предпразднства (с 2 по 5 января) и восемь дней попразднства. Отдание совершается 14 января.

Суббота и неделя перед праздником Крещения Господня называется субботою и неделею перед Просвещением. В них полагается чтение особых Апостола и Евангелия, имевших отношение к празднику.

Канун, навечерие праздника Богоявления, как и канун, навечерие Рождества Христова, есть сочельник. В навечерие, если оно будет в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток, совершаются царские часы, затем, особо от часов, – вечерня с литургиею св. Василия Великого, и после нее бывает освящение воды. Если же сочельник случится в субботу или неделю (воскресение), то часы царские совершаются в пяток, и литургии в тот пяток не бывает.

Вечерня в навечерие праздника Богоявления совершается подобно тому, как бывает в навечерие Рождества Христова – с чтением паремий, Апостола, Евангелия. Но только паремий в день Богоявления читается не 8, а 13. произнесение же тропаря с пением окончательных слов его бывает, как и в навечерие Рождества Христова, после первых трех и после вторых, также трех, паремий. Если в навечерие Богоявления вечерня соединяется с литургиею (в понедельник, вторник, среду, четверток, пяток), то после чтения паремии следует малая ектения с возгласом «Яко свят еси, Боже наш», затем произносится: «Господи, спаси благочестивыя», и поется Трисвятое. На вечерне же, отдельно совершаемой от литургии (в субботу и неделю), после чтения паремии не поется Трисвятое, а бывает малая ектения, и по возгласе произносится прокимен, читаются Апостол и Евангелие.

Затем в навечерие совершается «великое освящение воды», иначе называемое «последованием великого освящения святых Богоявлений» (Требник), в навечерие, случившееся в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток, водоосвящение совершается в конце литургии, после заамвонной молитвы, а в навечерие в субботу и неделю оно бывает в конце вечерни, после ектении «Исполним вечернюю молитву» и возгласа священника. Великое водоосвящение в некоторых местах совершается и в самый праздник после литургии на источниках и реках. Выход на реку для освящения воды именуется хождением на Иордан. Последование освящения воды как в навечерие, так и в сам праздник, одно и то же. Оно, совершаемое накануне праздника, служит памятником крещения оглашенных в древности; ибо тогда в навечерие Богоявления совершалось водоосвящение для крещения оглашенных.

Всенощное бдение на праздник крещения Господня, в какой бы день седмицы он ни случился, начинается, как и на праздник Рождества Христова, великим повечерием; ибо в тот день великая вечерня совершается особо, прежде. Литургия в день Богоявления, как и в день Рождества христова, бывает св. Иоанна Златоуста, если праздник бывает во вторник, среду, четверток, пяток и субботу; св. Василия Великого – если праздник случается в воскресение или понедельник. На литургии вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся».

В следующий день после праздника крещения Господня празднуется Собор св. Иоанна Крестителя. Следующие за праздником крещения, или Богоявления, суббота и неделя (воскресение) именуются субботою и неделею по Просвещении. В них читаются особые Апостол и Евангелие, имеющие отношение к празднику Богоявления.

2 февраля – великий праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в храме Иерусалимском праведным Симеоном и Анною Пророчицею (Лк. 2:22–39). Это было в 40-й день по рождестве Христовом. По закону Моисееву, в сороковой день по рождении младенца мужеского пола, первенца, мать должна была явиться с младенцем в храм для принесения жертвы об очищении своем, для представления младенца Богу и для законного искупления (выкупа); ибо по закону Моисееву все первенцы принадлежали Богу (Исх. 13:12–13; Лев. 12:1–8; Числ. 3:13–18; 15–16). В жертву Богу приносили агнца и горлицу, а в случае бедности – двух горлиц или птенцов голубиных, пречистая Дева, хотя и не имела нужды в очищении, однако явилась в храм, чтобы исполнить все по закону, в жертву очистительную она по своей бедности могла принести только двух горлиц, в храме Иерусалимском встретили младенца Иисуса праведный Симеон, которому было обещано от Святого Духа не видети смерти прежде, даже не увидит Христа Господня, и вдовица Анна, восьмидесяти четырех лет, жившая при храме. Праведный Симеон взял младенца на руки и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля». И Анна Пророчица возвестила о Спасителе всем, которые с верою ожидали Его.

Праздник Сретения Господня принадлежит к числу дванадесятых праздников, но дванадесятых не Господних, а Богородичных. Ибо, если праздник Сретения Господня случится в неделю (воскресение), то служба воскресная не отменяется для службы праздника Сретения, а поется с нею вместе, как бывает в дванадесятые Богородичные праздники. Праздник Сретения и называется иногда праздником Сретения Пресвятой Богородицы. Но в этот праздник, подобно как в праздник Господень, положены: 1) на литургии на малом входе – входной стих, как в дванадесятый Господень праздник. После входного стиха поется тропарь и кондак праздника. Но в этот день не положены праздничные антифоны, а указаны Изобразительны с Блаженными. 2) После служб положен особый отпуст.

25 марта – великий праздник Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Пречистая Дева до своего совершеннолетия пребыла при храме Иерусалимском. По совершеннолетии она объявила священникам обет навсегда остаться девою. Для хранения ее девства, под видом супружества, она обручена была праведному Иосифу, восьмидесятилетнему старцу. Тогда св. Дева, оставив Иерусалим, переселилась в Назарет, в дом Иосифов. Здесь, в 6-й месяц после зачатия Иоанна Крестителя, явился архангел Гавриил и так благовестил ей о рождении от нее Искупителя мира: «Радуйся, Благодатная, Господь с тобою, благословенна ты в женах». Святая Дева смутилась при таком приветствии. Архангел ободрил ее, говоря: «Не бойся, Мариам; се зачнеши во чреве, и родити Сына, и наречеши имя Ему Иисус». Пренепорочная Мария указала на свое девство, но архангел разрешил ее сомнение, сказав: «Дух Святый найдет на тя и сила Всевышняго осенит тя». Благоговейно и смиренно предалась воле Божией Пренепорочная: «Се раба Господня, буди ми по глаголу твоему», отвечала она посланнику Божию (Лк., гл. 1).

Праздник Благовещения бывает в промежуток времени с четвертка 3-й седмицы Великого поста до среды Светлой седмицы. Он принадлежит к числу дванадесятых праздников. Но так как случается в дни поста, то имеет только день предпразднства и день попразднства, или отдания праздника. Если Благовещение случится в Лазареву субботу, то не имеет попразднства. А если праздник Благовещения случится в неделю ваий или в Страстную или Светлую седмицу, то он не имеет ни предпразднства, ни попразднства, а празднуется один день.

О службе праздника Благовещения должно заметить следующее:

1) Всенощное бдение иногда начинается великим повечерием, а иногда великою вечернею. Великим повечерием начинается всенощное бдение на день Благовещения тогда, когда накануне его была вечерня (со входом и паремиями) особо или перед преждеосвященною литургиею. В день же Благовещения, случившийся в недели (воскресения) и в понедельники, всенощное бдение начинается великою вечернею. Если же Благовещение случится в Великий пяток или в Великую субботу (когда полагается не великое, а малое повечерие), то всенощное бдение, или, иначе сказать, утреннее богослужение, начинается утренею, в Кириопасху, т.е. если случится в самый день Пасхи, бывает утреня с тою особенностью, что с каноном пасхальным поется канон Благовещения и полагается чтение Евангелия праздника Благовещения (по 6-й песни канона), в прочие же дни седмицы пасхальной всенощное бдение на Благовещение начинается великою вечернею.

Об утрени дня Благовещения заметим следующее:

а) На утрени в день Благовещения всегда читается Евангелие и потому поется полиелей58 во все дни Великого поста, не исключая и Великого пятка, равно и в пасхальную седмицу (исключая 1-го дня Пасхи, когда Евангелие читается по 6-й песни канона).

б) Великое славословие поется в день Благовещения только тогда, когда оно бывало бы и без праздника Благовещения, именно: если оно случится в субботу или неделю (воскресение) Великого поста, в прочие дни поста славословие на утрени то, которое читается, в пасхальную седмицу в день Благовещения не положено великого славословия.

в) В те дни, в которые в день Благовещения в Великом посту не поется (а читается) великое славословие, в конце утрени бывает ектения «Помилуй нас, Боже» (а не читается «Господи, помилуй» 40 раз).

г) Великие поклоны на утрени в день Благовещения Успение Божией Матери (светилен после канона), и пожелал видеть ее гроб. По его желанию гроб был открыт, в гробу не нашли тела Пречистой. Господь, воскресший в третий день, воскресил в третий день и Приснодеву Марию. Уверились же апостолы в ее воскресении и чудным ее явлением к ним. Вечером того дня, когда апостолы встали из-за трапезы и, по священному обыкновению, подняв часть, которую отлагали в честь Господа, стали славить Пресвятую Троицу и хотели произнести: «пресвятая троице» или «Господи Иисусе Христе, помогай нам» – они увидели в воздухе Пресвятую Деву с множеством ангелов, которая говорила им: «Радуйтесь! я всегда с вами». Апостолы произнесли: «Пресвятая Богородице, помогай нам». Апостолы затем пошли ко гробу Богоматери и, не найдя в нем пречистого тела ее, совершенно убедились в ее воскресении. Св. Церковь пребывание Матери Божией во гробе и вознесение ее с телом на небо именует Успением (Четь-Минея, 15 августа).

Праздник Успения пресвятой Богородицы принадлежит к числу дванадесятых праздников. Он имеет день предпразднства (14 августа) и 9 дней попразднства. Отдание его совершается 23 августа, к достойному же празднованию праздника верующие приготовляются двухнедельным постом, который называется Успенским и постом пресвятой Богородицы. Пост начинается 1-го и оканчивается 14 августа.


Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви / Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с.

Комментарии для сайта Cackle