Руководство к изучению богослужения православной Церкви

Источник

О днях и службах круга седмичного

Как в дневном суточном кругу богослужения есть службы торжественные (вечерня, утреня, литургия) и есть службы более покаянные (повечерие, полунощница, часы) и такие, в которых по преимуществу полагаются молитвословия за умерших (литургия, полунощница, повечерие), так и в седмичном кругу есть дни торжественные (воскресение), есть постные (среда и пяток), и – назначенные для молитв за умерших (суббота), в кругу седмичном в первый день по субботе, в который Господь воскрес, воспоминается воскресение Христово. Затем в седмичные дни отправляются службы целым ликам или чинам святых в следующем порядке: в понедельник, первый день по неделе (по воскресении), совершаются службы в честь небесных чинов бесплотных, кои в лике святых, после Матери Божией, честнейшей херувим, занимают первое место. Во вторник – в честь святого Крестителя и предтечи Иоанна, который прославляется, после Матери Божией, прежде всех человек (Мф. 11:11). В лице св. Пророка и Крестителя Иоанна Церковь прославляет и всех пророков, в среду воспоминается предание Господа на смерть и совершается служба животворящему Кресту, на котором Господь претерпел смерть, умер за нас. В четверток воспоминаются святые апостолы, святитель Николай Чудотворец, а в лице его и все святители. В пяток воспоминаются страдания Господа и смерть Его на кресте, в субботу воспоминаются преподобные, мученики и все святые и совершается служба за умерших. Молитвословия и песнопения в честь Матери Божией полагаются в каждый день седмицы (см. в Октоихе – Богородичны каноны на повечерии); но она по преимуществу прославляется в недели (воскресения), в среду и пяток, когда полагается служба Кресту (в Октоихе – каноны на утрени). Матерь Божия стояла при кресте Господа, сострадала Распятому, посему св. Церковь, прославляя страдания, смерть и воскресение Христово, при этом прославляет и Матерь Божию. Служба суббот и воскресных дней отличается от службы других дней седмицы.

Служба субботы отличается от службы других дней седмицы тем, что в субботу совершается как бы отдание воскресной службы и того гласа Октоиха, который был пет в оканчивающейся седмице.

А) На вечерне на субботу и на утрени в субботу поются Богородичны воскресим настоящего гласа, т.е. того гласа, который был пет в оканчивающейся седмице. Так, на вечерне а) после стихир на «Господи воззвах» (Типикон, гл. 12), б) по «Ныне отпущаеши» (Типикон, гл. 12 и 52), на утрени по «Бог Господь» и в) по великом славословии – если в субботу случится святой с полиелеем или с бдением55 (Типикон, гл. 52).

Б) На утрени по кафизмах положены малые ектении, подобно тому как указано в предпразднства, попразднства и отдания праздников (см. Служебник, утреня). В субботы песнопения Минеи святым предваряют, поются прежде песнопений Октоиха, тогда как в другие дни седмицы, если не случится праздника святому на 6, то поются сперва песнопения Октоиха.

Воскресная служба Октоиха сходна со службою тех праздников, в которые указано всенощное бдение, в воскресные дни, если только в них не случится дванадесятого праздника Господня, она состоит главным образом из молитвословий воскресных. Число же песнопений в честь святых, случившихся в воскресение, неодинаково, смотря по различию празднования им – то с великим славословием, то с полиелеем, то с бдением. Это указано в Типиконе в главах 2, 3, 4, 5 и 7 и в храмовых главах, при увеличении в службе песнопений Минеи, а также и Триоди, воскресные песнопения несколько сокращаются.

В среду и пяток положен пост, так как это дни скорбей и страданий Господа за нас. В среду по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток – потому что Он пострадал за нас. Есть немного седмиц в году, а именно шесть, в которые отменяется пост в среды и пятки. В одни из таковых седмиц пост отменяется ради празднования великих событий в продолжение их. Эти седмицы суть: пасхальная, седмица после дня Пятидесятницы и две седмицы после дня Рождества христова (до сочельника перед Богоявлением) – в честь сих праздников (Типикон, последование 25 декабря). Еще отменяется пост в среду и пяток в седмицу мытаря и фарисея, для того чтобы научить не величаться постом, как делал фарисей, а подражать смиренному мытарю. Затем в седмицу сырную не постимся в среду и пяток, чтобы не уподобляться еретикам иаковитам и другим, которые желали соблюдать тридневный пост в подражание ниневитянам и постились на сырной неделе во вторник, среду и четверток.

В день Господень и в субботу, кроме только Великой субботы, или не положено поститься (Апостол, правила, 64), или облегчается пост, как в субботы Великого поста.


Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви / Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с.

Комментарии для сайта Cackle