Руководство к изучению богослужения православной Церкви

Источник

Проскомидия

При совершении проскомидии употребляются пять просфор. Но только одна из них предлагается и приготовляется для таинства, и даже литургию служат не на одной целой просфоре, а на части ее, которая вынимается из какой-нибудь из пяти просфор и потом называется «агнцем». Приобщаются от одного хлеба (1Кор. 10:17), от св. агнца. Хлеб (просфора)50 для таинства Тела Иисуса Христа должен быть из пшеничной муки. Сам Господь сравнивал Себя с зерном пшеницы (Ин. 12:24). Хлеб должен быть квасный, какой благословил Сам Господь при совершении и установлении таинства евхаристии и какой употребляли свв. апостолы для причащения [артос– хлеб поднявшийся (Мф. 26:26: Мк. 14:22: Деян. 2:42–46; 1Кор. 11:23:24)].

Вино При совершении таинства евхаристии должно быть от плода лозного, т.е. сделанное из винограда.

Священник берет просфору и копием трижды изображает знак креста над печатию просфоры, произнося каждый раз: «В воспоминание Господа, и Бога, и Спаса нашего, Иисуса Христа», и потом режет хлеб с четырех сторон печати, произнося пророческие стихи о страдании и смерти Господа. Вынимает вырезанную в кубической форме часть просфоры и произносит: «Яко вземлется от земли живот Его», изображая тем, что земная жизнь Господа прекратилась насильственною смертию. Эта выделенная из просфоры часть называется «агнцем», потому что она представляет образ страждущего Иисуса Христа, подобно тому как в Ветхом Завете представлял Его агнец пасхальный. Просфора же, из которой вынут агнец, называется антидором («вместо дара»). Антидор священник раздаст в конце литургии верующим, тем, кои к приобщению не приступали.

Вынутую из просфоры часть, или агнец, священник полагает на святом дискосе печатью вниз, и жрет агнец, т.е. разрезает крестообразно вынутую из просфоры часть, изображая заклание, смерть Спасителя на кресте, и произносит: «Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за Мирский живот и спасение», чрез это святой хлеб предосвящается и приуготовляется к тому раздроблению, которое будет на литургии. Затем священник обращает агнца другою стороною так, что печать, изображающая на нем крест, бывает вверху, и прободает его в правую сторону копием, говоря: «Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода; и видевый, свидетельства, и истинно есть свидетельство его». В это время самым действием изображает воспоминаемое событие, вливает в чашу вино с водою.

Приготовив агнца, священник берет вторую просфору, вынимает из нее частицу, говоря: «В честь и память преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, ея же молитвами приими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой жертвенник». Вынутую частицу полагает с правой стороны агнца, близ среды его. Затем священник берет третью просфору и вынимает из нее девять частиц, в честь разных ликов святых, удостоенных жилища на небе, подобно девяти чинам ангельским. Эти частицы священник полагает по левую сторону агнца, в три ряда, именно: в первом ряду – во имя Предтечи, пониже – во имя пророков, а еще ниже – во имя апостолов; во втором ряду – во имя святителей, ниже – во имя мучеников, и еще ниже – во имя преподобных; в третьем ряду – во имя бессребренников, ниже – во имя богоотцев Иоакима и Анны и дневного святого, еще ниже, последнюю девятую частицу, во имя св. Иоанна Златоуста или Василия Великого, т.е. того, чья литургия совершается. Затем священник вынимает частицы из четвертой просфоры и полагает их внизу агнца, молясь о всех живых. Из пятой просфоры священник вынимает частицы об умерших. Эти частицы он полагает ниже частиц, вынутых за живых. Затем из просфоры, назначенной для поминовения живых, вынимает частицу о самом себе, говоря: «Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение вольное же и невольное». Наконец, вынимает частицы из просфор, принесенных молящимися. Частицы, расположенные таким образом на дискосе при агнце, изображают Церковь торжествующую и воинствующую, окружающую Агнца.

Вынув из просфор частицы, священник окуривает над кадилом звездицу и поставляет ее на дискос над Дарами, как для поддержания покрова над ними, так и для изображения той звезды, которая воссияла при рождении Спасителя. Затем священник окуривает над кадилом покровец и покрывает им дискос. Окурив фимиамом кадильным второй покровец, он покрывает им потир. Покрыв Дары, священник читает так называемую молитву предложения, в которой просит Господа, чтобы Он благословил предложение сие и принял его в пренебесный Свой жертвенник; помянул, яко благ и человеколюбец, принесших и ихже ради принесоша, и священнодействующих неосужденными сохранил в священнодействии божественных Таин.

В проскомидии, или приготовлении Даров для таинства, изображается рождество Господа нашего Иисуса Христа, принявшего плоть для принесения Себя в жертву за спасение мира. Просфора, из которой вынимается агнец, означает Пресвятую Деву, жертвенник изображает собою вертеп, дискос знаменует ясли, в которых положен был младенец Иисус, звездица означает ту звезду, которая водила и привела волхвов в Вифлеем; покровы изображают пелены, которыми Спаситель был повит. Чаша, кадильница и фимиам, в нее влагаемый, напоминают дары, принесенные волхвами – злато, Ливан и смирну. Молитвы и славословия, совершаемые священником и диаконом, изображают поклонение и славословие, возданное Спасителю пастырями и волхвами. Вместе с тем на проскомидии воспоминаются, с произнесением пророческих слов, страдания и смерть Господа. Сим обозначается то, к чему родился, пришел на землю Господь, – пострадать и умереть за грехи людей; то, что рождение Его было началом уничиженного Его состояния.


Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви / Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с.

Комментарии для сайта Cackle