Азбука веры Православная библиотека святитель Кирилл Туровский Памятники Российской словесности XII века. Творения Кирилла, епископа Туровского
К. Калайдович

Памятники Российской словесности XII века. Творения Кирилла, епископа Туровского

Источник

Содержание

Оглавление Творения Кирилла Епископа Туровского Российского Витии XII века  

 

Исполняя волю знаменитого Мецената, Государственного Канцлера Графа Николая Петровича Румянцев, который своею любовью к отечественным Древностям и щедрыми в пользу наук пожертвованиями, являет незабвенную в нашей Словесности эпоху, по справедливости достойную носить славное его имя, я приступил к сему изданию, которое на иждивении Его Сиятельства теперь появляется. Положив в основание творения Кирилла Епископа Туровского, Писателя XII века, присоединяю к оным еще несколько статей, к древней Словесности и Истории относящихся, принадлежащих к тому же столетию. Нет нужды упоминать о пользе сего издания: самые Памятники служат тому свидетельством. Пред каждым из них находятся объяснительные примечания. – Что касается до правил, принятых в издании Памятников Российской Словесности XII века, то я признал за полезнейшее, напечатать оные обыкновенным гражданским шрифтом, прописывая полным чтением слова, поставленные под титлами, удерживая только в прежнем виде Славянские цифры и употребляя собственные препинания, совершенно не соблюденные прежними нашими писцами. Опыты научили, что издания Славянских памятников, с сохранением разнообразного и неутвержденного правописания, служат только Палеографическими приметами, затмевающими нередко достоинство и красоту чтения. Точно также поступали иностранные Филологи при печатании древних Классиков. Впрочем, в средине слов удержаны полугласные буквы Ъ и ь, нередко в древности имевшие силу гласных; собственные имена, следуя подлинникам, оставлены неприкосновенными; в местам сомнительных означены варианты других списков; а для показания почерка древнейших, присовокуплены два образца XIII века, из Синодальной Кормчей и рукописи Графа, Ф. А. Толстова заимствованные. Москва. Ноября 17, 1821 года.

Оглавление

Слово в неделю Цветоносную (Ваий), от сказания Евангельского.

Слово на Святую Пасху, в светоносный день Воскресения Христова, от Пророческих сказаний.

Слово в Новую неделю по Пасхе, о поновлении Воскресения и о артусе и о Фомине испытании ребер Господних.

Слово о снятии тела Христова с креста и о Мироносицах, от сказания Евангельского и похвала Иосифу; в неделю (Мироносиц) 3-ю по Пасхе.

Слово о расслабленном, от Бытия и от сказания Евангельского; в неделю 4-ю по Пасхе.

Поучение в неделю 5-ю по Пасхе.

Слово о слепцах и о зависти Жидов, от сказания Евангельского; в неделю 6-ю по Пасхе.

Слово на Вознесение Господне, в четверток 6-й недели по Пасхе, от Пророческих указаний и о воскрешении всеродна Адама из ада.

Слово на Сборе Святых Отцов 300 и 18, от святых книг указание о Христе Сыне Божием, и похвала Отцам Святого Никейского Собора; в неделю (седьмую по Пасхе) прежде Пянтикостия.

Поучение на Пянтикостии.

Слово о Премудрости. Притча.

Слово.

Сказание о черноризском чине, от Ветхого закона и Нового, оного образ носящего, а сего дела совершающего.

Повесть к Василию Игумену Печерскому. Притча о белоризце человеке, о монашестве, о душе и о покаянии.

Притча о человеческих душе и о теле, о преступлении Божиих заповедей и о воскресении телес человеческих, о будущем суде и о муке.

Послание от Никифора Митрополита Киевского к Владимиру Князю всея Руси, сыну Всеволожу, сына Ярослава.

Вопрошание Кюриково (Кюрьяково), еже вопраша Епископа Новгородского Нифонта и иных.

К Архиепископу Римскому от Иоанна Митрополита Русного, о опресноках.

Илья Архиепископ Новгородский исправил с Белогородским Епископом.

Слово о Даниле заточнике.

Послание смиренного Епископа Симона Владимирского и Суздальского к Поликарпу черноризцу Печерскому.

Творения Кирилла Епископа Туровского Российского Витии XII века

Россия, в течении двух столетий от принятия крещения, была преемницею дарований и вкуса, хотя не изящного, но еще не совершенно исказившегося, который сообщала ей ослабевающая Византийская Империя. Немногие остатки Славяно-Русских древностей служат верными сему свидетельствами. Изображения на монетах Владимировых и Ярославовой, на коих приметен совершенно Византийский чекан, уступают Эллинским в изящности отделки; резец Фидиаса не одушевил мраморной гробницы Ярослава, и наш Нестор не Фукидид, не Плутарх: его слог и повествование не возносятся выше Кедрина и Зонары, образцов, которым он следовал. Самое духовное Витийство, в известных Русских памятниках, не являло силы убеждений, хотя изящный пример оного, не уступающий Демосфену, могли видеть наши предки в Иоанне Златоустом и других церковных учителях. Так мыслили и писали! Достойный подражатель знаменитого Константинопольского Патриарха, св. Кирилл Епископ Туровский, которого сочинения, по истечении шести сот лет, на свете появляются, не обращал доселе на себя внимания ни одного из наших Литераторов. Исторгая сии памятники дарований из рук времени и забвения, нахожу обязанностью предварить читателя о жизни нашего Витии, известных трудах и достоинстве представляемых творений, с кратким исследованием о местоположении Турова и бывшем некогда в оном Епископском престоле.

Умалчивая о многих городах и урочищах, носивших в древности название Турова и доныне под сим именем известных, упомянем о Туровле Полоцком и Турове Пинском, лежащем на Припети: ибо Польские и Униатские ученые, вопреки нашим, полагают существование некогда Епархии в Туровле Полоцком. Под сим названием и теперь находится имение, в 10-ти с небольшим верстах лежащее от Полоцка при речке Туровлянке, до войны Короля Стефана Батория принадлежавшее Полоцким Русским монастырям, Спасскому, Предтечевскому и Воскресенской церкви1; по мирному договору сего Короля с Царем Иоанном Васильевичем, вместе с другими городами, уступленное Полякам; потом пожалованное Стефаном Иезуитам и наконец, по уничтожении их общества в Польше, доставшееся помещикам Беликовичам, которые и теперь оным владеют. В сем-то Туровле Польские и униатские ученые полагают местопребывание Епархиальных Архиереев. Но место кафедры Туровских Преосвященных в одном древнем свидетельстве, о коем подробнее упомянем ниже, означено в монастыре Бориса и Глеба. Хотя в честь сих святых созданный монастырь и находится близ Полоцка; но основание оного, следуя Стриковскому, относится к 1220 году; следовательно в нем нельзя полагать пребывания Туровских Архиереев, которых Епархия имеет древнейшее начало. Преосвященные всегда именовались Туровскими и Пинскими2; а посему далекое расстояние Полоцкого Туровля от Пинска , также дозволяет сомневаться о существовании в сем месте Епархии. И самая принадлежность Туровля некоторым Полоцким монастырям, при бытности Епископии, служит сильным возражением против ложного мнения, на одном только сходстве названия основанного. Но есть другой Туров, лежащий Минской Губернии в Мозырском повете над рекою Припетью: там, более двух сот лет, господствовали удельные Князья и гораздо долее имели пребывание Епархиальные Епископы. При въезде в оный с запада находится предместье Запесочье, где ныне от 10 до 20 дворов над проливом Припети, называемом Струмень, которой проходя около предместья Заятеля, впадает при урочище Калищи опять в Припеть. С юга, на пространстве 21 версты, течет речка Езда (Езда), берущая начало из реки Ствиги. Струмень весною, при разлитии воды, служит жителям ближних деревень удобным на лодках сообщением, а летом так высыхает, что можно в некоторых местах перейти оной по суше. На месте древнего Турова теперь урочище Проков или Ковень: колодези и другие признаки являют бывшее существование города. Внутри нынешнего местечка, не доходя улицы Пршевалской, находится урочище Тур: и теперь виден здесь древний колодезь с тремя окнами.– По рассказам старожилов в Турове было 40 Греко-Российских церквей, Епископ и девичий монастырь (по другим донесениям 40 церквей с монастырями): теперь же только 4 православных церкви и одна Римско-Католическая каплица на кладбище. Не далее трех верст от Турова, при озере, на большой горе, древними соснами окруженной, стоит уединенно опустевший храм, неведомо когда воздвигнутый: древность здания, Греческие надписи на иконах и следы развалин других строений, обращают на себя внимание любопытного. В 5-ти верстах от Турова близ сельского погоста, на поле над Припетью, находится в часовне каменный крест, вынутый из песка на берегу Припети одним Греко-Российским священником, по внушению чудесного сновидения, который в память сего устроил означенную часовню; при ней в день Воздвижения креста Господня бывает многолюдное стечение. По дороге от Турова чрез деревню Слепцы и реку Ствигу до селения Езеран, в 5-ти верстах от местечка, а от Езеран в 1-ой версте, над болотом находится урочище Городец, при коем и доселе видны валы и остатки каменным ворот. Вблизи Турова существует урочище Дворец, где в последующее время было пребывание Польских Вельмож, владетелей Турова. Вот часть сведений о Турове и его примечательных окрестностях, сообщенных, в следствие неутомимых разысканий Государственного Канцлера, Минским Гражданским Губернатором Г. Гечевичем.– Сей некогда известный город, а ныне бедное местечко, следуя Нестору, назван так по имени Варяга Тура, повелевавшего сею областью3. Владимир I, разделяя Государство, отдал оный в Удел усыновленному племяннику Святополку. Упадок Турова, вели верить свидетельству, находящемуся в сочинении о благотворной Кринице Юрсвицкой Пресвятой Богородицы, произошел от нападения Татарского Хана Ярмелана, который в XVI веке истребил Туров огнем и мечем, сделав набег из близ лежащего города Видоличи, где был Епископ, монастырь и пещеры (?). – Епархия в Турове, вероятно, в конце XI века, учрежденная под именем Туровской и Пинской (по названию Пинска, не в дальнем расстоянии от первого, в одной Минской Губернии лежащего), находилась под ведением Киевского Митрополита, и, в XV веке, по числу степеней, считалась пятою в Малой Руссии, между Епархиями Луцкою и Холмскою. В таком порядке следует Епископия у Кодина, писавшего после 1453 года, или, вернее, в прибавлениях неизвестного к сему Византийскому Историку (Нестор. Шлец. Ч. II. с. 317, 321 и 328); в росписях же, помещенных в наших Летописях, Туровская Епископия поставлена в одном месте между Холмскою и Полоцкою, а в другом между Подольскою и Переяславскою Епархиями (там же с. 326 и 327). – Когда Митрополит Исидор, на Соборе Флорентийском, склонился к соединению с церковью Западною, Епископы южной России признали особенного Иерарха, посвященного в Риме. Владислав III, в 144З году, подтвердил права сего Духовенства; и Папа Пий II в своей Булле, 1458 года, наименовал Епархии, подвластные Риму, в том числе и Туровскую. Совершенное же отторжение оной униатами последовало в конце ХVI или начале XVII века. Из православных Епископов Туровских и Пинских известны следующие:

Симеон.

Игнатий.

Иоаким I.

Георгий.

Должны принадлежать к XI веку. Имена их сохранены в описании чуда св. мучеников Бориса и Глеба. См. ниже.

Кирилл I. Если верить показанию сочинителя Истории Российской Иерархии (Ч. I. с. 225), хиротонисан 1114, Марта 6, и скончался 1120 года. Но сей Кирилл не был современник Великому Князю Андрею Георгиевичу, как в Иерархии сказано; не причтен к лику святых; и не его память совершает наша церковь 28 Апреля: сии обстоятельства относятся к нашему Витии. См. ниже.

Иоанн I (сомнительный). Татищев упоминает о поставлении его в 1146 году в Епископы.

5. Иоаким II. Хиротонисан 1144 года. Смоленский Князь Ростислав, исполняя приказание брата своего Великого Князя Изяслава Мстиславича, при вступлении его на престол, в 1146 году, изгнал с Удела дядю своего Князя Туровского Вячеслава, и, окованных цепями его Наместников, вместе с сим Епископом, привел в Киев. В Патерике Печерском (в жизни св. Нифонта) сказано, что он, в 1147 году, был на поставлении Митрополита, и вместе с некоторыми Епископами держал Нифонтову сторону, противясь избранию Климента без согласия Патриарха Константинопольского.

6. Кирилл II святой. Наш Вития. Предал анафеме злодея Епископа 1169 года; был в тесных связях с Великим Князем Андреем Боголюбским, убиенным в 1174 году, и написал Повесть к Архимандриту Печерскому Василию, посвященному в сей сан 1182 года.

7. Лаврентий. Из иноков Печерского монастыря. Был на посвящении Василия, избранного, по смерти Поликарпа, из белых священников в Архимандриты Печерские, 1182 года. О нем упоминает также Симон, Епископ Владимирский, в Послании к черноризцу Поликарпу. Тело его покоится, следуя рукописи о Российских святых, в Киевской пещере (пр. Антония). Не тот ли это Лаврентий, который пребывал в затворе в Изяславовом монастыре св. Димитрия и которого церковь причла к лику святых, совершая его память Января 29? В Киевском Отечнике сего имени известен один только святой – сей затворник Печерский.

8. Феодосий. Поставлен в 1390 году Митрополитом Киприаном. Историограф свидетельствует (2 изд. Т. V., с. 225), что сей Епископ, вместе с другими, сопровождал Митрополита, с великою пышностью возвратившегося из Царьграда в Россию; но Летописи говорят противное. Вси (Святители, которых имена и Епархии исчисляются) ео едино лето (1590) кийждо свою Епископию прияша: следовательно дело идет о поставлении Иерархов, в том числе и Феодосия Туровского.

9. Антоний. Митрополит Киприан, в угодность Литовского Князя Витовта, в 1404 году, лишил его Епископского сана, отняв у него белый клобук, ризницу, источники и скрижали, а самого заключил в Московский Симонов монастырь. Некоторые Летописи рассказывают подробности. Витовт, внимая клеветам Католиков, не терпевших сего Епископа за ревность к православию, уверял Митрополита, что Антоний ссылается с Ханом Шадибеком, призывая его идти войною на Киев и Волынию, и требовал низложения Епископа. Киприан видел клеветы, но боясь сам лишиться Митрополии, исполнил желание Витовта; и заключив Антония в Симоновскую келлию, приказал его во всем покоить, ничем не оскорблять, только запретил ему выходить из обители. Древний Летоп. и Татищ. Истор. Российская, 1405 год. Прибавления последнего означены косвенными буквами.

10. Евфимий. Повинуясь Витовту, вместе с другими, в 1415 году, в Новогродке, склонился на посвящение в Митрополиты Киевские Григория Цамблака.

11. Арсений. Присутствовал с Киевским Митрополитом и шестью Епископами на Соборе в Вильне, Января 18 , 1509 года, собравшемся по делам Церкви.

12. Иона Протасович. Хиротонисан около 1567, в следующем году возведен на Митрополию Киевскую и 1577 года скончался.

Сим Ионою заключаются известные благочестивые Туровские и Пинские Епископы, ибо

Леонтий Пелчицкий или Пельчацкий,

Иоанн II, по другим известиям Иона, Гоголь и

Кирилл III Семенович Терлецкий,

в одно время бывшие, в достоверных известиях именуемые Иерархами Туровской и Пинской Епархии, перешли от благочестия к унии. –Константинопольский Патриарх Иеремия, при возвращении из Москвы в 1589 году, посещая свою паству в Киеве, отрешил от Митрополии Онисифора, узнав что он был из двоеженцев, и возвел на его место Михаила Рогозу. Патриарх хотел подобным образом поступить и с Терлецким, бывшим в сие время Епископом Луцким и Острожским, человеком соблазнительной жизни и также двоеженцем, но хитрый Епископ, вместо наказания, получил еще от Иеремии звание своего Экзарха. Недовольные Патриархом Епископы, подущаемые Терлецким, собравшись с новым Митрополитом в 1595 году в Киеве, решились предаться Папе и принять догматы Римской Церкви. Вместе с прочими Епископ Туровский и Пинский Леонтий Пелчицкий присутствовал на сем Соборе4. Главнейшие советники, Епископы Владимирский Ипатий Поцей и Луцкий Кирилл Терлецкий, определением Собора, избраны в Депутаты к Клименту VIII. Представши Папе в Риме, в том же 1595 году, они торжественно приняли Унию, засвидетельствовав и от прочих Епископов повиновение Западной Церкви. Но Епископ Львовский Гедеон Балабан и Константин Князь Острожский отреклись от ненавистного соединения, учиненного без их воли двумя отступниками. Не находя средств утишить ропот в народе, возвратившиеся из Рима в Киев посланники, предложили Митрополиту обнародовать Унию. Собор, созванный в Брест-Литовский, 9 Октября 1596 года, от лица принявших Западные догматы, провозгласил соединение Греков с Римской Церковью, хотя немногие из благочестивых клялись не отступать от воли Константинопольского Патриарха. Терлецкий, бывший и на сем Соборе именовался Экзархом, Епископом Луцким и Острожским, а место Пелчицкого заступил Иоанн Гоголь, также Епископ Туровский и Пинский5.

Сего довольно для показания причин, по коим Епархия Туровская и Пинская склонилась к Унии. Ненавидимый благочестивыми и, вероятно, изгнанный с Луцкого и Острожского престола знаменитым Князем Константином, Кирилл Терлецкий окончил жизнь Туровским и Пинским Епископом, оставя по себе память крамольника Церкви6. Недавно найден в поле 7, между городом Пинском и деревнями Купятичами8 и Почановою, надгробной его камень, на котором изображено следующее: представися раб Божий Кирил Семенович Терлецкий… Епископ Пинский и Туровский а положен быть здесь лета Божьего … месяца Мая. К.Т. (В монограмме думаю, сокращено имя и прозвание Епископа).

Со смертью Терлецкого еще не кончились взаимные распри о Туровской Епархии. Патриарх Иерусалимский Феофан, возвращаясь в 1620 году из Москвы, по убеждению Гетмана Петра Конашевича Сагайдачнаго, ревностного защитника православия, посвятил в Киеве, без дозволения Королевского, на все Епархии, Униатами занятые, Кандидатов благочестивых, в том числе и на Туровскую и Пинскую, которого имя однако же неизвестно. Польский Король велел предать казни новопоставленных Архиереев; укрываясь в Киеве, они едва осмеливались посещать свои Епархии, для утверждения благочестивых. Еще в 1632 году Польские Историки, описывая угнетения Униатов, в прибавлении к Синопсису, поднесенному 27 Сентября новому Королю Владиславу IV (и тогда же на Польском в Вильне изданному), упоминали о бедствии Турова, в котором церкви насильственно со всею утварью и имуществом отняты Униатами, и благочестивый Епископ оттуда изгнан… С сего времени Туровская и Пинская Епархия совершенно испровергнута Униатами и самое имя оной исчезло в Летописях.

Местопребывание Туровских Епископов было в монастыре Бориса и Глеба, теперь уже не существующем. В некоторых рукописях и в Минеях Четьих Святителя Димитрия, в памяти св. мучеников, Мая 2-го, при описании чуда, сотворенного ими в XI веке9 над престарелым поваром Мартином, служившим Туровским Епископам, Симеону, Игнатию, Иоакиму и Георгию, сказано, что сей ветхий старец, уволенный от службы последним Святителем, проводил остаток дней своих в Епископском монастыре Бориса и Глеба, не в дальнем расстоянии от реки находившимся10. Принимая в совершенное уважение местные сведения заметим, что близ местечка Турова, где ныне кладбище, по уверению старожилов, была когда-то церковь с монастырем, во имя св. мучеников. Там, говорят, найдены нетленные мощи, взятые в Киев11. На месте бывшей церкви, которой уничтожение помнят еще некоторые из стариков, теперь находится часовня под тем же наименованием. И самые могильные курганы, в окрестностях Турова рассеянные, свидетельствуют о существовании некогда там обители: они доселе именуются монастырскими.

В сем-то древнейшем Турове рожден от богатых родителей и воспитан наш Вития. Ненавидя тленную славу мира, юноша прилеплялся к чтению спасительных книг, и совершенно постиг силу Божественного писания. Потом, облекшись саном иноческим, Кирилл сделался примером братии, поучая монахов быть в повиновении и покорности у Игумена. Преуспевая в подвигах иночества, он заключил себя в столпе12, и там, работая Богу в посте и молитве, упражнялся прилежно в Божественном писании. Но добродетели, утаенные в безмолвии, не могли укрыться от сердец благочестивых. Вскоре слава о жизни святого труженика распространилась в окрестности, и Кирилл, по прошению Князя и граждан, возведен Киевским Митрополитом на Епископский Туровский престол. Историограф свидетельствует13, что Святитель, ограждая церковь от соблазна и наветов, восстал, вместе с другими, против Епископа Леона, изгнанного в 1162 году из Суздаля Великим Князем Андреем Юрьевичем за некоторые ереси, ссылаясь в удостоверение на жизнь Кириллову, помещенную в Прологе. Но там сказано другое: Федорца же, за укоризну тако нарицаема (т. е. уменьшительно), сего блаженный Кирилл от Божественных писаний ересь обличи и прокля его. Кажется, сей Феодор был тот Ростовский Епископ, о коего тиранских поступках около сего же времени повествуют наши Летописи. – Святитель Кирилл скончал дни свои во второй половине XII века. Так полагать должно, судя по времени смерти злодея Феодора, случившейся в шестом десятилетии XII века, и по связям Кирилла с Великим Князем Андреем Боголюбским, убиенным в 1174 году. Сей правдоподобной Хронологии явно противоречит сочинитель истории Российской Иерархии14, означая хиротонисание Кирилла Марта 6, 1114, при Великом Князе Андрее Георгиевиче, а кончину 1120 года, Апреля 28. В сие время был Великим Князем не Андрей, а Владимир, прозванный Мономахом. Полагаем, как замечено нами в росписи Туровских Иерархов, что сей Кирилл

может быть другим сего имени Епископом15. Еще обязаны мы согласить небольшое противоречие. Наш Святитель приписал Печерскому Игумену Василию16 свою Повесть (см. статью XIV); а следующий за Кириллом Епископ Лаврентий был уже в сем сане участником посвящения в 1182 году упомянутого Василия в настоятели Печерской обители. Объяснить сие можем только удалением нашего Кирилла на покой, которого место заступил Лаврентий.

Более о Кирилле мы ничего незнаем. Время истребило в памяти место его погребения, и даже неизвестно, когда Российская Церковь присоединила его к лику святых своих и уставила праздновать ему 28 Апреля17.

Но его творения, исполненные величием и свойственною духу времени простотой, богатством мыслей и витийственным украшением оных, творения, пленявшие наших соотчичей еще в XII веке, и в наше время, по истечении шести сот лет, оставившие пример достойный подражания, к счастью избежали участи, постигшей другие памятники вкуса и дарований. Рассеянные доселе в рукописях библиотек общественных и частных: Синодальной, Иосифской Волоколамской, Государственного Канцлера Графа Николая Петровича Румянцева и Графа Федора Андреевича Толстова, теперь издаются творения Туровского Епископа в следующем порядке.

I. Слово в неделю Цветоносную, от сказания Евангельского.

II. Слово на Святую Пасху в светоносный день воскресения Христова, от Пророческих сказаний.

Список I-го находится в Сборнике Иосифова Волоколамского монастыря, под № 9, содержащем Поучительные Слова св. Отцов Греко российской Церкви, писанном в лист полууставом в начале ХVI века, и в печатных изданиях Поучений, также именуемых Cоборниками18. Список же II-го Слова, сверх означенного № 9, помещен в той же библиотеке под № 17, в листовой рукописи 1535 года, одного с прежнею содержания19. В издании I-го Слова я последовал рукописи под № 9 (л. 81‒85); в печатании же II-го № 17 (л. 50–55).

III. Слово, в Новую неделю по Пасхи, о поновлении Воскресения и о артусе и о Фомине испытании ребер Господень.

IV. Слово о снятии тела Христова с креста и о Мироносицах, от сказания Евангельского, и похвала Иосифу; в неделю З-ю по Пасхе.

V. Слово о расслабленном, от Бытия и от сказания Евангельского; в неделю 4-ю по Пасхе.

VI. Поучение в неделю 5-ю по Пасхе.

VII. Слово о слепцах и о зависти Жидов, от сказания Евангельского; в неделю 6-ю по Пасхе.

VIII. Слово на Вознесение Господне, в четверток 6-й недели по Пасхе, от Пророческих указаний и о воскрешении всеродна Адама из ада.

IX. Слово на Собор Святых Отец 300 и 18 от святых книг указание о Христе Сыне Божии, и похвала Отцам Святого Никейского Собора; в неделю прежде Пянтикостии.

X. Поучение на Пянтикостии.

XI. Слово о Премудрости, притча.

Драгоценный пергаменный список сих девяти, в сем порядке следующих сочинений, найден в библиотеке Графа Толстова (№ 8). Он написан е небольшой лист, средним уставным письмом, одною колонною, с сохранением всех признаков XIII века: древнего начертания букв и тогдашней оных орфографии. Слово XI, по своему почерку, отличается от прочих20. Новейшие списки XVI века сих сочинений, исключая VI, X и XI-го, помещены в рукописях Волоколамского монастыря под № 9 и 17. Одно из сих Слов VIII-е, на Вознесение Господнее включено в Евангелие, толковое различными святыми Кафолическими сиречь Соборной Церкви Христовыми учителями, изданное в лист 1595 года Козмою Ивановичем Мамоничем, в собственной типографии. Оно также помещено во втором издании сей книги под названием Евангелия учительного, на всякую неделю и на Господские праздники, избранного от Святого Евангелия Святейшим Калистом Архиепископом Константинограда, исследованного и исправленного повелением Галицкого Епископа Гедеона Балабана и изданного в Крилосской типографии 1606 года в лист. Сие же Слово, вместе с IV и IX, находится и в печатных изданиях Сборника. См. выше. В рукописи Волоколамского монастыря, под № 9, замечено, что оно писано в Самлаке. Мне неизвестно это Географическое, если не ошибаюсь, название. – Начало III Слова помещено по Иосифскому списку 1535 года (л. 105‒107), а конец оного и все прочие, следуя пергаменной рукописи Графа Толстова (л. 1‒49).

ХII. Слово, в коем сочинитель беседует о исходе души от тела, странствовании (мытарствах) по смерти и о страшном суде, сообразно духу своего времени, предсказывая владычество Антихристово в трех последних годах седьмой тысячи, посем кончину мира.

В рукописи Государственного Канцлера, имеющей в начале Диоптру Философа Филиппа, в числе многих духовных статей, писанных в XVI веке полууставом, в четвертку (л. 164‒171). Полагаем, что рукопись написана где-либо в Польше или в Украине, или верной противень с тамошнего подлинника.

XIII. Сказание о черноризском чине, от Ветхого закона и Нового, оного образ носящего, а сего дела совершающего.

Взято из пергаменной Синодальной древнейшей Кормчей (л. 604‒611), написанной в Новгороде при Князе Димитрии Александровиче и Архиепископе Клименте, уставом двумя колоннами, в конце XIII века, в лист21. Два списка, употребленные ними для сличения, принадлежат библиотеке Графа Толстова: один в Кормчей, написанной в 1517 году в лист (№ 169); другой также в рукописи XVI века, в 4 под № 12. Последние пять статей сего Сказания внесены и в печатную Кормчую (Москва 1653, и в новейшие издания оной), под главами 64, 65 и 66, однако же, без означения имени сочинителя. За сими статьями мы поместили: о Ангельском образе монашеском указе, по другой рукописи: вопрос, почему Ангельский образ носящие наряжаются монахи, непосредственно следующий в означенном списке Графа Толстова, относящемся к XVI веку (л. 14‒16) иногда отдельно находящийся в рукописях. Он, по своему содержанию, кажется, составляет одно сочинение со Сказанием. Из всех творений Кирилловых, Историографу известно было одно только сие Сказание, по древнейшему Синодальному списку, из начала коего, в пример слога, предложена краткая выписка. Т. III. 2 изд. прим. 29.

XIV. Повесть к Василью Игумену Печерскому. Притча о белоризце человеке, о монашестве, о душе и о покаянии.

Издана по рукописи Графа Толстова, XVI века, в 4 под № 12 (л.16‒28); другой список XVII века в его же библиотеке под № 256, в 4.

XV. Притча о человеческой душе и о теле, о преступлении Божиих заповедей, о воскресении тел человеческих, о будущем суде и о муке.

Рукопись Графа Толстова, XVI века, в 4 под № 12 (л. 29‒44). Следуя печатным изданиям сей Притчи, помещенной в Соборниках (см. выше), она была проповедана в 5-ю неделю Великого поста.

Сими пятнадцатью сочинениями заключая издание творений Тарковского Епископа, должны мы упомянуть о Молитвах22, сему Святителю приписываемых и исключенных из нашего собрания. Они найдены в Синодальной библиотеке, в рукописи XVI века, в 4 под № 470, и при искажении древнего языка, совершенно уклоняются, по своему содержанию, от цели нашего издания; в последней же из них приметны грубые анахронизмы. Невежда переписчик, приписывая Молитву сию Кириллу, писателю XII века, и не находя в оные имена Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия и преподобных Варлаама Хутынского, Сергия, Евфимия, Андроника и Саввы, святых, живших в последствии, за благо рассудил обратиться к ним с молением от лица Кириллова. Одна из сих: Молитва во всякую неделю по заутрени помещена в книге, собранной каким-то Василием и изданной в Остроге 1598 года в 8, иждивением Острожного Князя Константина, под названием: правило истинного живота Христианского (л. 330–332). Сия же Молитва, за несколько времени прежде, включена в другое собрание Молитв на всю седмицу23, творение св. отца нашего Кирилла инока (Епископа Тарковского), присоединенных от листа 1 до 76 к Молитвам повседневным, з многих святых Отец Церкве Христовы учителей, с письма Греческого вкратце избранным, в Вильне 1596 в 8 (другое издание там же 1635)24.

В Истории Государства Российского (Т. III. изд. 2. прим. 29), ссылаясь на Пролог сказано, что наш Святитель имел переписку с Андреем Боголюбским. При справке с сим источником, с основанием можно полагать, что сия переписка (или Послания) есть не иное что, как выше исчисленные Слова и Поучения Святителя Кирилла, ибо в Прологе замечено, что он Андрею Боголюбивому Князю многа Послания написа от Евангельских и Пророческих указаний, и яже суть на праздники Господьския Слова, и ина многа душеполезная в них словеса. Это точно взято с заглавия некоторых его Поучений: следовательно, нет ни слова о переписке Кирилла с Андреем Боголюбским, как Историограф утверждает. Наш Святитель мог только приписать Великому Князю Поучительные Слова, им произнесенные.

Сочинитель Кирилловой жизни, помещенной в Прологе , может быть, живший во время владычества Моголов над Россией25, с отличным уважением относится о множайших писаниях, преданных Святителем Российской Церкви, и доныне содержимых, нарицая его другим златословесным учителем26, в России паче всех воссиявшим, который святым и пресветлым учением своим просветил концы Российские.

В заглавии Поучительных Слов, по древнейшему списку Графа Толстова, Сочинитель именуется: грешным мнихом, Кюрилом мнихом, Кюрилом недостойным, грешным мнихом (следовательно список близок времени подлинника); в Сказании о чине черноризцев, равно и в новейших списках Поучений, Кюрилом Епископом Туровским; а инде, в сих же ХVI века рукописях Поучений и Молитв, придается ему название преподобного сеященномниха и святого. – Над VI Поучением в неделю 5 по Пасхе, над X Поучением на Пянтикостии и над XI Словом о Премудрости, в пергаминном списке XIII века не означено имени Сочинителя; но один слог, то же величие и та же простота выражений, и непосредственная связь означенных сочинений с первыми, следуя правилам истинной критики, дозволяют приписывать оные нашему Святителю. – Заметим при сем, что VI Поучение, по списку одного Соборника, писанного в XVI веке в 4 и полученного мною от К. И. Аверина, отнесено к сочинению Иоанна Златоустого , с означением проповедания оного в 4-ю неделю по Пасхе. Не знаю, верить ли сему показанию; но в известных творениях сего Святителя упомянутое Поучение мне не встречалось.

Заслуги Российского Витии ХII века доселе не замечены ни одним нашим Писателем. Историографу известно было одно только его Сказание о чине черноризцев; а Преосвященный Евгений, в Словаре своем, не поместил даже и имени его в числе Духовных Писателей Греко российской Церкви. По сему обратим теперь внимание на достоинства Святителя Кирилла и представим мыслящему читателю красоту выражений, в которую облек Оратор Поучительные Слова свои.

Кирилл в III Слове, произнесенном в первую неделю по Пасхе, изображая после долгой зимы оживающую природу, и сравнивая состояние земли с обновленным Воскресением Искупителя естеством человеческим, восклицает:

«Ныне солнце красуясь к высоте восходит и радуясь землю согревает; взошло нам от гроба праведное Солнце Христос, и все верующее ему спасает... Ныне зима греховная покаянием прекратилась и лед неверия богоразумием растаял; зима языческого кумирослужения Апостольским учением и Христовою верою прекратилась; лед же Фомина неверия показанием Христовых ребер растаял. Ныне весна красуется, оживляет земное естество; бурные ветры, тихо повевающее, плодами изобилуют и земля, семена питая, зеленую траву рождает. Весна красная есть вера Христова, которая крещением вновь порождает человеческое естество; бурные же ветры, суть грехотворений помыслы, которые покаянием претворяются на добродетель, приносят душеполезные плоды ... Ныне новорожденные агнцы и телята, быстро в путь устремляющиеся, скачут, и скоро к матерям возвращающиеся веселятся, да и пастухи на свирелях играющие веселием Христа хвалят... Ныне дерева поросли выпускают и цветы благоуханные расцветают, и сладкий издают аромат, и делатели с надеждою трудящиеся, плододавца Христа призывают... Ныне пахари слова, словесных телят к духовному ярму приводят, и крестное рало в мысленных браздах погружают, и бразду покаяния начертают, семя духовное всыпают, надеждами будущих благ веселятся. Сегодня ветхое приходит к концу, и все сущее обновляется, Воскресения ради! Ныне реки Апостольские наводняются, и языческие рыбы плод приносят, и рыбаки, глубину Божия вочеловечения испытавшие, полную уловом церковную сеть обретают... Ныне монашеского образа трудолюбивая пчела, свою мудрость показывая всех удивляет; потому как они в пустынях живущие сами себе пропитание находят, Ангелов и человеков удивляют, и си на цветы прилетая, медовые соты сотворяют, да людям сладость и церкви потребное подают. Ныне все сладкозвучные птицы церковных хоров гнездящиеся веселятся... и каждая свою песнь поюще, славят Бога голосами неумолкающими.»

Без сомнения нашему Витие были хорошо известны изящные образцы Греческого Духовного красноречия.

Что может быть трогательнее сей кроткой укоризны, с какою Спаситель вещает к расслабленному:

«Тебе всю тварь на работу я создал; и небо, и земля тебе служат, – одно влагой, другое плодами. Тебе служит солнце светом и теплом, и луна со звездами ночь освещает. Для тебя облака напаяют землю дождем, и земля взращивает всякую траву семеносную и плодоносные деревья тебе на службу. Для тебя реки носят рыбу, и пустынные дебри вскармливают зверей. И ты говоришь: «Нет человека!»

В VIII Слове Небожители прославляют вознесшегося Господа:

«Ангелы призывают всех, говоря: воскликните Богу вся земля, пойте же имени его (Псал.65,1). Патриархи начинают песнь: се Бог наш возносится, совокупив обое во едино, земная с небесными. Преподобные возглашают: вознесися на небеса, Боже, по всей земли слава Твоя (Пс.56:6)! Праведницы велегласно вопиют: вознесися, судяй земли (Пс. 93:2), да и мы в свете лица Твоего, Господи, пойдем. Давид, как старейшина ликов, уясняя песенные гласы, взывает: вси язы́цы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования, да взыдет Бог в воскликновении и Господь в гласе трубне (Пс.46:2.6). Общий же голос заключает Павел словами: кто взыде на небо, сиречь Христа свести? Или кто снидет в бездну, сиречь Христа от мертвых возвести? Но Той есть сшедый, и паки возшедый, превыше всех небес (Рим.10:7; Ефес. 4:10).»

С каким достоинством и важностью Кирилл начинает Слово на Собор Св. Отцов в Никее:

«Якоже Историцы и Ветия, рекше Летописци и Песнотворци, преклоняють своя слухи в бывшая между Цари рати и вополчения, да украсят словесы и возвеличат мужествовавшая крепко по своем Цари, и не давших в брани плещу врагом, и тех славяще похвалами венчают; кольми паче нам лепо есть и хвалу к хвале приложити храбрым и великим Воеводам Божиим, крепко подвизавшимся по Сыне Божии, своем Цари, и Господе нашем Иисусе Христе.»

В следующем описании, кажется, мы видим Духовных Витязей, поспешно текущих к своему назначению:

«Скоро совокупишася Святии Отцы, по суху же и по морю нетрудно путьшествующе, яко корабли полни духовнаго богатства, ли яко орли, Апостольским воскрилившеся учением: легци суще телом, постницы бо беша, и смирени духом, утверждены бо бяху Христовым Евангелием.»

Заметим древность слога и красоту выражений: днесь горы и холмы точат сладость, удолия и поля плоды Богови приносят. Стран. 7. Ныне небеса просветишася, от темных облак яко вретища совлеките я, и светлым воздухом славу Господние исповедают. Стр. 20. Утрьуду болезнь клещит мя, говорит Евангельский разслабленный. Стр. 46. Якоже бо кто грамоту Цареву или Княжу принесет в град, под рукою его сущим. Стр. 55. Древнее, сильное выражение. Историограф заметил оное в Договоре Олеговом с Греками: мы от рода Русского, посланные Олегом и всеми сущими под рукою его. Т. I. 2. изд. с. 136. Церковь же Божию разорити велит, и треми деньми паки воставити ю хупеться. Стр. 59. Мы же, груби суще разумом и нищи словом, не пучину, по щербопохваление вашему празднику списавше. Стр. 85. В Слове о Премудрости, Сочинитель выражениями: игры неприязнины, – веся (вся) игры бесовьския,–потвори, волхвования, чародеяния, напоминает об остатках язычества в свое время. В другом Слове (ХII) Святитель Кирилл сообщает любопытные черты современных суеверий: 7 мытарство: буе слово, срамословие, безстудная словеса и плясание, еже в пиру и и на свадьбах, и в павечерницах, и на игрищах и на улицах.13 мытарство: чародейство и волхвование наузы. – 15 мытарство: всяка ересь и веруют в стречу, в чех, в полаз и в птичьи грай, ворожю, и еже басни бают и в гусли гудут.

Многие места в Поучительных Словах Кирилла не уступают образцам, выше приведенным. Скорбь Иосифа, его надгробное пение Спасителю, стенание расслабленного и похвала Святым Отцам Никейского Собора написаны с особенным чувством. Из Риторических фигур замечательны в Кирилле сильные противоположности и счастливые сравнения. – Желание блистать текстами Библейскими свойственно многим подражателям: так и Кирилл часто приводит места Священного Писания, нередко основываясь на одной памяти.

Чистота, обилие и плавность языка Славянского в творениях нашего Писателя, возвышали его достоинства, в глазах современников; в XVI и XVII веках чувствовали красоты сии, помещая его произведения на ряду с сладкозвучием Златоуста и Назианзина27; конечно и в наше время отличат слог его, пленяющий силою и убеждением. Преимущества Кирилловы казались бы подозрительными, вели бы мы не имели пред собою верных свидетельств, близких времени жизни Сочинителя. Дозволим думать, судя по Ораторскому приему и расположению, что современники могли пленятся не одним сладкоречием проповедника, но его сановитостью, голосом и искусством в телодвижениях.

Кажется нет сомнения, что Туровский Святитель всенародно произносил свои Поучения. Это открывается из многих Слов его. В заключениях к I и II-му Вития говорит: песньми, яко цветы, святую церковь венчаем и праздник украсим; – се ныне, яко в Галилею, в святую церковь собравшеся и веселящеся глаголем. В Словах VIII и X: придем и мы, братие, в святую церковь; – с чистою свестью (совестью) придем в Божию церковь; в VI-м же Поучении Святитель ясно соболезнует о не приходящих в церковь к слушанию Божественного Слова, им проповедуемого, нарицая оное грамотою Христовую, лучшею паче злата и каменья драгаго, и слажшею паче меда и сота.

Остальные сочинения хотя не отличаются особенною чистотой слога, но исполнены убедительных правил Христианской нравственности. В Сказании о чине черноризцев содержатся наставления проходящим жизнь иноческую; в Притче о человеческой душе и о теле объяснен рассказ, коего начало заимствовано у Евангелиста Матфея (гл. 21. ст. 33), с таинственным оного толкованием; а в Повести к Василию Печерскому Игумену, Святитель Кирилл предлагает следующую иносказательную притчу. В некотором городе жил Царь кроткий и милостивый, хороший попечитель о людях своих, который не радел только о военной защите. Этот Царь имел у себя многих советников и одну дочь, отличного ума. Один из первых, скорбя о неосторожности Царской, искал удобного времени, подать, ему в сем случае наставление. Однажды ночью случился сильный мятеж в городе; Царь вышел внезапно с своими советниками узнать, от чего сие происходило, и не находя причины возмущения, был в недоумении. Тогда благоразумный советник повел его с дочерью к большой горе, вмещавшей в себе множество оружия; в отверстие увидели они сидящего в вертепе, мужа, облеченного рубищем, и об руку ему жену его, поющую сладчайшую песнь; им предстоял некто , отличный наружностью, который подносил старцу сосуд, вином наполненный. Когда муж принимал чашу, тогда венчали его похвалами. Царь вида сие, в изумлении воскликнул к окружающим: удивляюсь, что сему дан жребий завидный! сокровенный от мира – он наслаждается истинною честью и веселием.–Вот изъяснение иносказания: город –тело; Царь – ум, обладающий телом; люди – пять чувств; нерадение – беспечалие о душе своей; советники – житейские помыслы; дочь – душа; ночь – волнение сего света; мятеж –нечаянная на человека напасть; внезапный выход Царя –смерть; большая гора – монастырь; множество оружия – иноческие добродетели; смотрение в отверстие – слушание душеполезного учения; вертеп – монастырская церковь; муж в рубище – иноческий чин; жена его – неотлучная смертная память; предстоящий – Христос; сокровенный от мира – сонм монашествующих. Довольно ума и игры мыслей, судя по времени, в котором писано сочинение! Кирилл заключает свою Повесть похвалою инокам первенствующего в России монастыря Печерского, прославленного св. Феодосием.

В заключение скажем несколько слове о Старообрядческом невежественном издании некоторых сочинений Кирилла, помещенных в книге, названной Златоуст с древнеписьменного перевода, вышедшей из Почаевской типографии без означения времени тиснения, в лист. Издатели, по своему умничанью, кажется, старались искажать древние памятники в наружной форме и в изменении чистоты языка Славянского на неуместные распространения.

* * *

1

Из письма Митрополита Греко-Униатских церквей в России к Государственному Канцлеру. – В одном пергаментном Евангелии XV века, библиотеки Графа Толстого № 2 в 4 по листам написана, почерком начала XVI столетия, вкладная Якима Денисова сына Туровенского, который отказал Иоанно-Предтечевскому на острове в Полоцке монастырю село свое на Турове, при Игумене Евфимии.

2

Равно и Князья сего Удела.

3

Знаменитому Критику Шлецеру совершенно казались непонятными слова Нестора: а Туры (в) Турове, от негоже и Туровцы прозвашася. Где же местечко Туров? спрашивает он. Есть ли народ, называемый Туровцы? Шлецер. Нестор. в перев. Г. Языкова. Т. III, стр. 654. – Народа не знаем, а местечко и теперь известно.

4

Историческое известие о возникшей в Польше Унии Н.Н. Б. Каменского. М. 1805. стр. 40.

5

Хроники о земле Польской л. 329. Рукой. библ. Графа Толстого в листе под № 157. – О смерти сего Епископа, в Книге о Вере единой истинной и православной и о святой Церкви Восточной (М. 1648 в листе, л. 224), сказано, что он: яко живiи послуси свидетелствоваша, опившися горелки, шею сломил себе.

6

Терлецкий, по свидетельству Книги о Вере, л. 224 мужеубiйством, блудодеянiем, и иными многими таковыми себе обложивши, еще при животе своем нос на лицы от дврскiя немощи из бывши, о чем вся Луцкая страна добре ведает, и подпивши себе, безведомости других, душю испроверг.

7

Из сведений, сообщенных ГосударственномуКанцлеру Гм Минским Губернатором Гечевичем.

8

Где был некогда благочестивый Богородичный Купятицкий монастырь, потом обращенный в Унию. Из Игуменов оного известен Иларион Денисович, описавший чудеса, бывшей в монастыре, иконы под названием: ParegoncudowswietychobrazaPrzeczysteyBogarodzicewmonastyruKupjatickim. Сию, книжку (из 52 стр. состоящую) приложил Калнофойский к своей Тератургиме, изданной в Киевопечерской Лавре 1638 года в 4.

9

Чьи есте чада (вопрошает старец Мартин явившихся мучеников)? и отвечаша ему: Ярославли братия есмы. И мнев старец, яко Князи Георгия. – Ярослава сродники суть. См. в Минеях Четьнх сказание о убиении св. страстотерпцев Бориса и Глеба.

10

В то время (при совершении чуда) бяше вода велика оксрест монастыря оного (Туровского Борисо-Глебского), сказано в Минеях Четьих. Сие наводнение произошло не от разлива ли весною Струменя? Сравни выше Гидрографические известия.

11

Не Епископа ли Лаврентия, почивающего в Киевской пещере?

12

Никита Хониат свидетельствует, что обыкновение спасаться на столпах, по примеру Симеона Столпника, продолжалось до XII века. В России, в одно время с Кириллом Туровским был известный Столпник Никита Переславский, убиенный в 1186 году.

13

Том III. 2 изд. прим. 29.

14

Ч. I. стран. 225, 226 и 285.

15

Историограф записал поставление Епископа Кирилла, но неизвестно куда, в один год, месяц и день с приводимым в Иерархии. Т. II. прим. 214.

16

Василий был уже третьим Архимандритом Лавры, хотя в рукописи и назван только Игуменом; но так нередко именуется в древних Летописях и второй Архимандрит Поликарп. Карамаз. Т. II. прим. 424. Т. III. пр. З.

17

Краткие известия о жизни Святителя Кирилла внесены около половины XVII века в Пролог, первым тиснением напечатанный в Москве 1641‒1644 года, кажется, по поводу в 164З году там же изданного Сборника, в который включены некоторые из Кирилловых сочинений (см. ниже). В древних же списках Прологов, равно и в Макарьевских, так называемых великих Четьих Минеях (для отличия от меньших, сочиненных св. Димитрием Ростовским), нет ни слова о Кирилле Туровском.

18

Экземпляр, который я имел пред глазами, неизвестный сочинителю Опыта Российской Библиографии, издан в Москве 1700 года в лист под заглавием: Соборник си есть собрание слов нравоучительных и торжественных, собранное от учителей святой восточной Церкви святых Отцов, исполнено Богомудрых учений и толкований Богословских, Философских, гражданских же и нравных разумении: яже начинается убо в неделю притчи Мытаря и Фарисея, кончится же е неделю всех святых. Ныне же поправлена к лучшему разумению в сочинении, и речениях, с Греческих и Славянских письменных и печатных книг. Г. Сопиков означает два издания Соборника, прежде сего в 1643 и 1647 годах в Москве напечатанных, и четыре после: в Москве 1760, в Почаеве Старообрядцами 1787, их же издание во Львове 179З, перепечатанное, или, как они называют, переводное, с 1647 года, и новое Московское издание 1804 года, все в лист, без всякого различия в содержании.

19

В конце оной записано: Божией помощью свершися сия книга Соборник, повелением и благословением отца нашего Игумена Нифонта в пречестную обитель в Осифов монастырь в Царство благоверного и Богом хранимого Великого Князя Ивана Васильевича всея Русии Самодержца, в 1-е лето Царства его, 7043-го, и при архиепископе Великого Новгорода и Пскова Владыке Макарии.

20

Непосредственно за Словом о Премудрости, в пергаменной рукописи следуют: 1) л. 49 Слово на Рождество Христово Иоанна Златоустого. 2) Сказание Афродитьяна о бывшим в Перстьей земли чудесах. Статья неправославная и еретическая, по словам Максима Грека, который укорял современников, для чего оную приняли они с уважением. См. Славян. Граммат. Смотрицкого, с приложениями Максима Грека, изданную в Москве 1618, в 4, л. 21. предисловия. 3) Месяца Августа в 16 день перенесение нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа от Едеса в Царьград. 4) Месяца Генваря в 4 день святого и преподобного Святителя Василия. 5) Книги Кирила Ерусалимского. Содержат оглашения, крещаемым в Иерусалиме. Рукопись прерывается на 184 листе 16-м оглашением.

21

См. Руские достопамятности, изданные мною при Обществе Истории и Древностей Российских. Ч. I. с. 19.‒ Кормчая хранится под № 132. Здесь и в других местах, при указаниях на рукописи Синодальной библиотеки, мы означаем № по новейшему разделению.

22

В рукописном Собрании Канонов молебных они находятся под следующими заглавиями: 1. Молитва молебного пения к Господу Иисусу Христу. 2. Канон молебный к Господу нашему Иисусу Христу. 3. Молитва молебна к Господу нашему Иисусу Христу. 4. Стиси добрейшие к исповеданию и к вине слезной. 5. В неделю по Каноне (Воскресению) Молитва. Она была напечатана в Вильне 1596 и в Остроге 1598 года. См. стран. XXXI. 6. Молитва Предтечи Иоанну. 7. Молитва к Господу нашему Иисусу Христу, в исход души, просити конец мирен и Ангелы мирны в провожденье. 8. Молитва к Ангелам. 9. Молитва Иоанну Крестителю. 10. Молитва (ко всем Апостолам). 11. Молитва всем святым.

23

Числом 22, на каждой день по 3: по утрени, по часам и по вечерни, с общею Молитвою на всяк день по часам.

24

В Подробном описании Славенороссийских рукописей, хранящихся е библиотеке Волоколамского Иосифова монастыря, учиненном Г. Строевым, означены четыре списка Молитв Кирилловых, все не старее ХVI века, из коих полнейший, под названием: десять Молитв на всю седмицу, по заутрени, часах и вечерни, помещен в 413 № четвертных рукописей. См. также в библ. Гр. Толстова № 111, XVI века.

25

Он, в своем обращении к Кириллу, молит избавить Отечество от настоящей нам беды и от безбожных Агарян, присно мучащих нас.

26

Кто ж был первый?

27

Так в Соборниках.


Источник: Памятники российской словесности XII века, изданные с объяснением, вариантами и образцами почерков К. Калайдовичем. Творения Кирилла Епископа Туровского Российского Витии XII века. - Москва : В тип. Семена Селивановского, 1821. - [2], XLI, [1], 258 c., [1] л. ил.

Комментарии для сайта Cackle