Глава 4. Каппадокийский дух персоналистического богословия архим. Софрония (Сахарова)
Господь даровал нам свет откровения Персоны.539
Архимандрит Софроний – духовник и богослов-практик
Основной темой богословия архимандрита Софрония (Сахарова) является учение о личности, о персоне.540 Не только в своих богословских сочинениях, но даже и в поучительных нравственно-аскетических беседах-диалогах ученик преп. Силуана Афонского – о. Софроний всегда имел в виду Бога именно как Носителя и Источника Персонального Бытия и человека как образ и подобие этого таинственного бытия.541 Внимание нашего зарубежного соотечественника, выдающегося богослова и духовника двадцатого столетия всегда было приковано к практической теме Богообщения, которое созерцалась им как встреча «между личным Богом и человеком-личностью».542 Главной заслугой его поистине деятельного богословия, без всякого сомнения, нужно признать антропологическое развитие и применение «принципа персоны», который он дерзновенно полагал не иначе как «ключевым положением Божественного Откровения».543
Само слово «персона», как известно, пришло в русский язык из латинского, где оно имело свою длинную предысторию.544 И хотя филологи до сих пор спорят о происхождении термина и многозначности его исторических значений,545 его употребление о. Софронием, с одной стороны, связано с его продолжительной жизнью и проповедью в Европе, а с другой – позволяет переосмыслить известное слово в его высшем, собственно богословском, значении применительно как к Богу, так и к человеку. Богословский анализ о. Софронием понятия «персоны», «личности» раскрывает перед нами его абсолютное значение, очищая его от смысла ограниченности, которую человек призван сверхъестественным образом превзойти.
Именно на фоне возрастающей деформации и увядания значения персонального принципа в жизни современного человечества прозвучало его глубочайшее переосмысление в антропологическом максимализме о. Софрония,546 основанном на словах Христа: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»547 (Мф. 5:48).
Богословский вклад о. Софрония
В чем состоит богословский вклад архимандрита Софрония? В чем его основная заслуга как церковного мыслителя? Многие признают его святым уже сейчас,548 другие полагают, что он впал в прелесть,549 или просто находят его богословие не до конца продуманным.550 Тем не менее, все богословское наследие о. Софрония является несомненным свидетельством не только православности и догматической вписанности его мысли в Предание Церкви, но и наличия удивительного дара, подобного дару Каппадокийских «вселенских учителей Церкви» проводить богословский анализ Св. Писания и Св. Предания Церкви в контексте современных мыслителю нужд христианства, способности актуально прилагать сокровища богословской мудрости, накопленные Церковью на протяжении столетий, к текущей ситуации, умения брать на себя ответственность за новые догматические формулировки, отвечающие острым потребностям современности, и в то же время излагать их исключительно в Духе (но далеко не всегда в полноте буквы) Традиции, не разрывая ее, но бытийно продлевая и развивая.551
Персона как принцип бытия
Основополагающим догматом в богословии о. Софрония был, как и для всех подлинно церковных авторов, Тринитарный догмат. Неисчерпаемая в своей глубине вера в Святую Троицу всегда оставалась главным источником вдохновения552 истинных сыновей Церкви. Внимание старца-богослова было сугубо сосредоточено на ипостасном принципе бытия Божественных Лиц. Так, он писал: «Ипостась-Персона есть самый внутренний принцип Абсолютного Бытия – его начальное и конечное измерение: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель» (Откр 1. 8)».553 Конечно, на первый взгляд, здесь о. Софроний не открывает ничего нового православному читателю. Однако его особенное благоговение перед таинственным личностным бытием Бога, его особый акцент на том, что принцип Персоны в Боге – это далеко не отвлеченное понятие, но «сущностная реальность, обладающая Своею Природою и Энергией Жизни»,554 заслуживают более пристального внимания и оценки. О. Софроний усматривает откровение об онтологически личностном образе бытия Творца уже в ветхозаветной тетраграмме, переведенной в славянском тексте Библии как «Аз есмь Сый».555 Причем в своей трактовке Св. Писания о. Софроний не может быть обвинен в склонности к ошибкам философского экзистенционализма, поскольку для него принципиально важно «равновесие», «эквилибр» между понятиями природы и личности.556
Понятие и понимание Бога как Жизни, Любви, Света, Лица и многие, если не все, другие проистекают для него именно из Персональности Три-Ипостасного Бога. Не существует никакого сверхличного или иного какого-либо принципа, который бы превосходил личностное бытие. «Принцип персоны-ипостаси» не только не является «ограничительным сам по себе, и, следовательно – недостойным и неприложимым к Богу», но «воистину именно сей принцип есть образ Живого Абсолюта».557 Как существование творения, так и познание им своего Создателя становятся возможными, по мысли архим. Софрония, также только исходя из того же принципа Персоны в Боге: «Персона лежит в основе всего сущего, сие есть наше христианское боговидение и мировидение. Нам открылся Ипостасный Бог, Творец неба и земли, и всего видимого и невидимого. Он есть Само-Бытие».558
Надо отметить, что, будучи настоящим деятельным аскетом,559 проведя многие годы на Афоне, в том числе и в уединенной молитве, о. Софроний в своем богословии всегда переплетал богословскую теорию и духовную практику, он редко позволял себе уходить в отвлеченные построения, скоро обращался умом к конкретному значению богословия для жизни христианина.560 Поэтому, хотя со строго научной точки зрения, его тексты могут быть оценены в некоторой степени критически, мы должны помнить целевые установки, стоявшие перед автором этих текстов. Отметим, что ряд богословских текстов св. Василия Великого и его сподвижников до сих пор порой толкуются превратно отчасти потому, что в них теснейшим образом переплетены собственно Богословие (Триадология) с домостроительством и сотериологией,561 что действительно приводит к смешению понятий в сознании ряда читателей. Отцы Церкви всегда богословствовали в виду задач сотериологических. О. Софроний подобным образом размышлял о Боге всегда в свете проблем антропологических. Для него богословие, как познание Истины, всегда бытийно. Истина сама по себе для о. Софрония отнюдь не теоретического характера, она не абстрактна и неотделима от Бытия никаким интеллектуальным актом, она есть «Сам Бог в Его безначальности»,562 к бытийному соединению с Которым призван человек.
Полагая «принцип персоны» краеугольным камнем Откровения о бытии Бога и человека, о. Софроний при этом настаивает на непостижимости этого принципа. Как не может быть исследована тварным разумом Природа Божества, таким же образом сознание человека замирает пред тайной Его Тройственной Ипостасности.563 Однако подобный богословский апофатизм, издревле столь присущий восточной православной мысли, абсолютно не подразумевает, что о. Софроний стоит на позициях агностицизма. Напротив, именно на непостижимом в своей глубинной сущности принципе личностного Высшего Бытия зиждется возможность и действительность «бытийного»564 познания Бога человеком, созданным по образу и подобию Его. Несмотря на неисчерпаемость и непознаваемость, персональное бытие Бога является одновременно столь богословски и практически важным фактом и понятием, что «вся наша жизнь находится в теснейшей зависимости от нашего представления о нашем Первообразе. Всякое изменение в нашем умном видении безначального Начала, Принципа всего существующего, влечет неизбежно за собой соответствующую перемену в наших чувствах, мыслях, действиях, реакциях на все окружающее нас».565
«Ипостасная соизмеримость» и образ Божий в человеке согласно о. Софронию
Гносеология в мысли архим. Софрония основывается на личностном начале в Боге и человеке. Именно персональность обоих субъектов открывает возможность их подлинного диалога и взаимного познания.566 В ходе истории сообразность человека своему Творцу мыслилась отцами Церкви под разными углами зрения. Несомненной заслугой антропологического богословия архим. Софрония является то, что ядром и всеобъемлющим принципом образа Божия в человеке выдвигается не что иное, как именно его персональность. Согласно замыслу Создателя вселенной, человеку предоставлена возможность, оставшись тварным существом, стать «равным»567 по образу бытия своему Творцу. В этом смысле рассматривает о. Софроний евангельскую заповедь: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5. 48). Эта заповедь дана нам не столько, как «указание направления, сколько в несравненно более глубоком смысле: как Откровение Предвечного замысла Творца»568 о нас.
Таким образом, в рамках своего персоналистического богословия о. Софроний делает существенный вклад в развитие представления об образе Бога в человеке. Этот образ состоит для него, прежде других свойств, обычно упоминаемых (разумность, свобода, бессмертие души и т. д.), именно в личностном бытии Адама и Евы и их потомков. Подобно тому как Абсолютное Перво-Бытие – Ипостасно, так «и человек – подобие Абсолюта, есть личность-ипостась».569 Здесь о. Софроний прилагает к человеку термин «ипостась» наравне с понятием «личность» именно в том смысле, в котором этот термин в Триадологии применялся для обозначения различия Лиц в Троице, то есть для обозначения личностной уникальности Отца, Сына и Духа.
И не случайно, что в рамках развития своих мыслей о. Софроний настаивает на том, что именно Христос-Личность явлен для нас Богом Отцом как «образ Полноты Бытия Персонального начала, идеал Персоны, явленный миру «с великой силой»».570 Именно Сын Божий в Воплощении «принес на землю совершенное откровение об Образе Божественного Бытия»,571 открыл дотоле прикровенную «Тайну Перво-Бытия»,572 ибо Им Бог открылся человечеству как «Существо Персональное»,573 как реальная живая Личность. Только благодаря Христу человечество познало истинный Лик Бога, именно «через Него мы познали и Персону-Ипостась Отца» и Духа Святаго.574
Но опять же не кто иной, как Христос являет нам и «совершенство образа Божия в человеке».575 Именно благодаря Ему, можно говорить «об ипостасной соизмеримости человека и Бога».576 Таким образом, о. Софроний более, чем кто-либо из предшествующих ему церковных авторов, фокусирует внимание не столько на природном аспекте Христологии,577 сколько на персональном,578 постоянно подчеркивая при этом соизмеримость ипостасного бытия Творца и венца творения – человека, соизмеримость, явленную во всей полноте замысла Самим Предвечным Художником, ставшим Бого-человеком. И если для всей святоотеческой традиции свойственно видеть ипостасное единство Божественной и человеческой природ Христа как основание нашего спасения, то архим. Софроний развивает христологическую мысль, акцентируя внимание на том, что Сын Божий стал идеальным Образом Персоны. Богословие «образа» в ипостасной перспективе двусторонне: Сын являет нам образ Отца и, в то же время, Он есть образ совершенного Человека.
Синергия и обожение в свете понятия персоны
Из факта явления во Христе соизмеримости образа ипостасного бытия Бога и личностного бытия Адама проистекают многие выводы и положения богословия архим. Софрония. Так, его учение о синергии христианина и Бога в деле спасения, о возможности вместить человеком полноту нетварных энергий Бога,579 учение о единстве человечества по образу Троицы, об ипостасной молитве за человечество и весь мир опираются именно на этот, столь универсальный в видении о. Софрония принцип богословского персонализма. Из перечисленных положений наиболее трудными и оспариваемыми оказываются утверждения о. Софрония о потенциальном «равенстве»580 человека Богу и о природном «единстве», «целостности» Адама. Как сам живой опыт Богообщения старца-богослова, во многом подобный опыту древних Боговидцев,581 так и его убежденность в том, что обожение ведет человека к усвоению присущих Богу свойств бытия582 вплоть до «равенства»583 Ему и обладания «полнотой содержания жизни Бога» и «полнотой Богочеловеческого Бытия»,584 часто вызывали непонимание. Уяснить догматическую точность и значимость этих положений в богословии архим. Софрония мы можем только исходя из все того же принципа персонального бытия. Как «равенство» нас Троице, так и «единство» человечества мыслятся о. Софронием в свете онтологии личности. «Равенство» для него, конечно, не означает абсолютного тождества, но подразумевает никогда не прекращающееся ипостазирование тварной персоной нетварных энергий Бога. О. Софроний «говорит лишь о специфическом аспекте равенства: человек наследует полноту Божественной жизни, но онтологическое различие между человеком и Богом всегда остается».585 «Благая весть христианства заключается в том, что бытийное соединение с Творцом возможно для твари» на основании личного бытийного общения. И осуществляется это общение, конечно, не в слиянии личностей, и не в слиянии природ, «но в единстве энергий».586
Принцип, на котором строится энергийное общение природ Бога и человека, есть именно ипостасный, персональный. Творец и «Владыка не завидует тому, чтобы» его творения посредством Его же Божественной энергии (благодати) «являлись равными Ему, и не считает Своих рабов недостойными уподобиться Ему, но утешается и радуется, когда видит нас… таковыми по благодати, каковым Он был и есть по естеству».587 «Мы становимся в некотором смысле «несозданными» участием в Божественной несозданной энергии, и в то же время не перестаем быть творением, не теряем своей личности, мы не поглощаемся Богом», ибо Он смиренно желает нас возвеличить Собою, Своей энергией, совершенствуя нас в нашем личностном бытии. «Три Божественные Личности преподают нам Свою природную энергию таким образом, что мы обладаем ею личностно», причем «наша природа и наша природная энергия остаются при этом неповрежденными. А Божественная энергия, по природе принадлежащая Богу, становится по дару благодати принадлежащей нашим личностям». И поскольку благодать Бога в Его энергиях передается от Его Лица нашим лицам, то для тварных личностей возникает «возможность личного общения с Богом, причем такого, которая не смешивает природ».588
Персона как основание единства
Что касается проблемы «единства» Адама, то, согласно о. Софронию, если «единство Троицы явлено совершенно абсолютным образом, что выражается в богословии понятием «взаимопроникновения» (περιχώρησις), то прародители и их потомки, призваны «по образу сего Троичного Единства… стать единым человеком» (Ин. 10:30, 17:21)».589 И вновь осью, вокруг которой вращается мысль архим. Софрония, является принцип персоны. Единство Бога содержится Тремя Ипостасями Троицы, и человеческая личность «в творческом акте своего становления… стремится к всеобщему единству». В любви, которая может быть определена со строго богословской точки зрения лишь как меж-личностное понятие, может устремляться и достигать человеческая персона подобия Богу, Который есть любовь (1Ин. 4:16).
Динамичность персоны у о. Софрония
Анализируя вклад архим. Софрония в сокровищницу православной богословской мысли, мы должны обратить наше внимание на его динамическое видение принципа персоны. Динамизм в богословском персонализме о. Софрония имеет, по крайней мере, двойной смысл. Первый и главный аспект динамизма – вечная динамика ипостасных отношений и перихоресиса Лиц Троицы. «Триединство… есть Бытие предельно динамическое. Сию динамику мы научились видеть в Любви»,590 – говорит о. Софроний. Несмотря на то, что Бог есть для него, конечно, Абсолют в совершенном смысле этого слова, тем не менее, о. Софроний не боится говорить о вечном движении Любви внутри Божественного Абсолюта. Это подлинная, не примитивно-механическая динамика любви и свободы. Второй аспект богословского динамизма личности состоит в отражении высшей, вечной персональной динамики в «духовной динамике нашей личности».591 Тварная динамика персоны включает в себя медленный в условиях земной жизни процесс становления, но может, ввиду онтологической свободы Адама, принять и отрицательное направление. Направление «негативное… выражается во все возрастающей динамике падения… Другое движение – положительное, восходящее, проявляется как влечение любви к бесконечному соединению с Отцом».592
Важно подчеркнуть, что мы, конечно, найдем множество изречений Святых отцов и учителей Церкви, начиная еще с апостольских времен, о двух возможных для человека путях, лежащих перед ним. Двойственность эта глубоко библейская и выражается разнообразно и в описаниях конечных пунктов нашего духовного путешествия. Однако заслуга архим. Софрония в том, что он привлекает наше внимание к тому факту, что эти два возможных динамизма суть персональны по своей природе. А значит, ход духовного процесса, динамика всего нашего бытия коренится в нашем личном, ипостасном, в полноте богословского смысла этих слов, самоопределении.
Весь путь «актуализации» персоны проходит во взаимодействии Бога и человека, наделенного богоподобной свободой, которую мы богословски должны атрибутировать именно к личности. Не случайно в своих беседах о. Софроний говорил, что «наш духовный прогресс зависит прежде и более всего от нашего собственного отношения».593 Правильно истолковать эту мысль богослова-духовника мы можем именно в рамках его богословского персонализма, поскольку «отношение» в богословском смысле подразумевает здесь отношение глубоко личное, по подобию и в ответ на отношение Бога к нам.
Заключение
Завершая наш краткий анализ богословского персонализма архимандрита Софрония (Сахарова), нужно подчеркнуть, что, будучи исторически естественным, органическим и глубоко востребованным современностью продолжением святоотеческой линии мысли, он настолько укоренен в мировоззрении и свойственен богословию о. Софрония, что всегда находил и находит свое живое отражение в его деятельном слове духовника и наставника сотен и тысяч людей. Даже там, где мысль о личности, персоне, ипостаси не звучит явным образом, она присутствует имплицитно, как фундамент его мысли и духа, молитвы и общения. Вот почему мы дерзнули назвать эту главу «каппадокийский дух» богословия о. Софрония. «Вселенские учители и святители» всегда богословствовали не от отвлеченной теории, пытаясь затем применить теорию в практике, но от практики возносились умом к теории, созерцанию, и возвращались вновь к практике духа, творчески и вдохновенно преломляя Традицию призмой харизмы Духа.
* * *
Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. С. 240.
«Принцип персоны занимает одно из главных мест в его богословии», Мельников А. А. Богословие Архимандрита Софрония (Сахарова). С. 57.
В богословии о. Софрония, как мы увидим позже, синонимичные понятия персона, личность, ипостась составляют в человеческом бытии «главный момент соответствия между Богом и человеком», Николай (Сахаров), иерод. Понятие образа и подобия у архимандрита Софрония. С. 103.
См., например: Иларион (Алфеев), митр. Богословы XX века. С. 160.
Завершинский Г., свящ. Богословие диалога: «принцип персоны» архимандрита Софрония (Сахарова). С. 43.
«Сначала «маска» (преимущ. театральное), потом «театральная роль», и, наконец «лицо», «личность»», Этимологический словарь русского языка. Сост. Фасмер М. С. 244.
См.: Nédoncelle M. Prosopon et Persona dans l’antiquité classique. Pp. 277–299; Porter L.B. On Keeping «Persons» in the Trinity: a Linguistic Approach to Trinitarian Thought. P. 531. Само слово persona, вероятно, происходит от этрусского persu (phersu), связанного с представлением о ритуальной или театральной маске (ср. греческое προσωπεῖον), см.: Stramara D. Unmasking the Meaning of Προσωπον: Prosopon as Person in the works of Gregory of Nyssa. Pp. 14, 18.
Об антропологическом универсализме и максимализме архим. Софрония см: Sakharov N. V. I love, therefore I am: The Theological Legacy of Archimandrite Sophrony.
См.: Aimilianos, archim. The Authentic Seal. Elder Sophrony of Essex. P. 378.
Ibidem. P. 385.
До о. Софрония при жизни доходили «сведения о том, что один профессор в России критикует его книги», Иларион (Алфеев), митр. Православное богословие на рубеже эпох. С. 154. «Так, профессор А. И.Осипов писал: «У меня нет никаких сомнений, что этот человек находится в глубокой, причем в очень тонкой, духовной прелести. Для меня это стало очевидным после прочтения его книг «Видеть Бога как Он есть» и «О молитве»», Алипий (Кастальский), архим. Старец Софроний в России. С. 15.
См.: Богословие Архим. Софрония (Сахарова). Материалы круглого стола. С. 67.
Духовный опыт «о. Софрония, с одной стороны, является уникальным в своем роде и для своего времени, а с другой, неповрежденно выявляет опыт святоотеческой традиции, не внося ничего иного, отличного от него», Завершинский Г., свящ. Богословский Экзистенциализм архим. Софрония (Сахарова). С. 167.
«Драгоценным и необходимым условием для молитвы и для христианской жизни вообще старец считал вдохновение», Серафим (Барадель), схиигум. О молитве архимандрита Софрония. С. 14.
Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. С. 226.
Там же. С. 228.
См., например: Софроний (Сахаров), архим. Духовные беседы. С. 96–97.
Софроний (Сахаров), архим. Переписка с прот. Г. Флоровским. С. 53; Софроний (Сахаров), архим. Письмо о единстве Церкви. http://orthodoxia.org/lib/1/1/24/6.aspx
Софроний (Сахаров), архим. О молитве. С. 205.
Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. С. 226.
Как и Каппадокийские отцы, проведшие свои юные годы в уединенных обителях Малой Азии.
Строгий анализ текстов о. Софрония приводит исследователей к ряду критических наблюдений. Встречаются замечания об «ограниченности» текста и об опыте, «который о. Софроний не может сделать дискурсом, основанным на действительно последовательных, тонких со всеми дистинкциями построениях», Сапронов П. А. Богословие Архимандрита Софрония (Сахарова). С. 66.
Ряд текстов, где говорится одновременно о внутри-троичных отношениях Лиц и послании Духа Святого в мир, до сих пор ложно интерпретируются сторонниками «Филиокве».
Софроний (Сахаров), архим. Таинство христианской жизни. С. 97.
Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. С. 226.
Там же. С. 226.
Софроний (Сахаров), архим. Рождение в царство непоколебимое. С. 43.
О богословском понятии «диалога» см.: Завершинский Г., свящ. Богословие диалога: «принцип персоны» архимандрита Софрония. С. 32–44.
Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. С. 295.
Софроний (Сахаров), архим. Таинство христианской жизни. С. 93.
Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. С. 232.
Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. С. 248.
Софроний (Сахаров), архим. Рождение в царство непоколебимое. С. 43.
Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. С. 260.
Там же. С. 231.
Софроний (Сахаров), архим. Письмо о единстве Церкви. http://orthodoxia.org/lib/1/1/24/6.aspx
Там же. С. 228.
Софроний (Сахаров), архим. Таинство христианской жизни. С.101.
Хотя и природный момент Христологии, конечно, не ускользает от внимания нашего автора. Так, он говорит, например, что «пребывая в Своей извечной Ипостаси Бога», Сын Божий «соединил в Ней Божественную природу с природой тварной», Софроний (Сахаров), архим. О молитве. С. 155.
Например, о. Софроний говорит, что притягательна во Христе, прежде всего, именно Его Личность. См.: Sophrony (Sakharov), archim. Words of Life. Pp. 17–18.
Тут же подразумевается и тема «равенства» Бога и человека.
«Уместно ли вообще это слово в определении отношения, существующего только в пространстве любви?», Васина М. В. Богословие Архимандрита Софрония (Сахарова). С. 77.
«Иные с иронией говорили: «Если хотите видеть Бога, как Он есть, поезжайте к отцу Софронию»», Иларион (Алфеев), митр. Богословы XX века (Архимандрит Софроний). С. 169.
Например: «Сыны Царствия, в Духе Святом становятся как бы вездеприсутствующими», Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. С. 254.
Софроний (Сахаров), архим. Таинство христианской жизни. С. 32.
Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. С. 244.
Николай (Сахаров), иерод. Понятие образа и подобия у архим. Софрония. С. 109.
Сержантов П. Б. Общение временного с вечным по свидетельству Архимандрита Софрония (Сахарова). С. 211.
Софроний (Сахаров), архим. Рождение в Царство Непоколебимое. С. 79.
Hussey E. M. The Persons – Energy Structure in the Theology of St. G. Palamas. P. 26.
Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. С. 262.
Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. С. 241.
Там же. С. 245.
Там же. С. 225.
Sophrony (Sakharov), archim. Words of Life. P. 58.