А. Иерусалимская группа
1. Литургия в «Апостольских постановлениях» (СА)
Как это явствует из сказанного выше, сам памятник, известный под именем «Апостольских постановлений», или «Апостольских конституций», принадлежит к той группе произведений древности, которая известна под именем «апостольского предания». Не будучи, разумеется, делом рук самих апостолов, она, тем не менее, носит на себе следы глубокой древности, восходящей к самым отдаленным временам христианства. Сами «Апостольские постановления» тесно связаны с сочинением св. Ипполита Римского и находятся под его влиянием. До открытия «Апостольского предания» св. Ипполита не было ясно хронологическое соотношение «Апостольских постановлений» с другими, ему подобными, произведениями. По Ахелису, CA VIII – самый младший памятник этой группы, по Функу, он старше их всех (т.е. «Const. per Hippolyt.», эфиопских «Канонов Ипполита», египетских «Церковных постановлений» и «Тестамента Господа»). Но после работ Dom Connolly и других ученых исследователей, стало ясно, что «Апостольское предание» св. Ипполита есть источник всех упоминаемых произведений и, в частности, самих «Апостольских конституций», которые находятся в наиболее близкой связи с египетскими «Церковными постановлениями» (КО).
Два отрывка этого памятника имеют значение для истории евхаристического богослужения, а именно: 57 глава II книги и 5–15 главы VIII книги. В первом дано, скорее, описание литургии, весьма суммарное, причем, больше говорится о преанафоральной части, а о самой евхаристической молитве сказано в общих чертах и совсем мало; второй отрывок дает само чинопоследование с полным текстом молитвы. Вот, что явствует из СА II-57.
Сначала дано подробное распределение, кому где стоять в церкви по чинам: клир, мiряне, женщины, дети, девственницы, вдовицы, пресвитериссы. В преанафоральной части указано чтение книг ветхозаветных, пение псалмов Давида с припеванием концов стихов (акростихов), чтение апостольских Деяний и Посланий, а затем и Евангелия. После этого, следуют поучения или, точнее, увещания (παρακαλείτωσας) пресвитеров, «один после другого, а не все сразу, а после всех епископ». Диаконы наблюдают, чтобы все сидели или стояли по своим местам, соблюдали благочиние, не шептались, не спали и не смеялись. После поучения, оглашенные и кающиеся покидают молитвенное собрание. Одни диаконы наблюдают за этим и охраняют порядок, тогда как другие служат при совершении самого таинства. Затем следует лобзание мира и диаконская молитва (ектения) о Церкви, о мiрe, о священнике, об архиерее, царе и о всеобщем мире. После благословения архиереем молитвенного собрания, возносится сама «Жертва при стоянии и безмолвном молении всего народа», и, наконец, причащение. Женщины, – указывает памятник, – причащаются с покрытыми головами. Двери храма бдительно охраняются, чтобы не вошел кто-либо из неверных или непосвященных123.
Гораздо интереснее, и для истории Византийской литургии поучительнее, чинопоследование CA VIII. Оно следует непосредственно за описанием посвящения новоизбранного епископа и посаждения его на кафедру, интронизации его, после чего следует в таком порядке:
А. Литургия оглашенных
Чтение из Закона и Пророков.
Чтение Посланий, или Деяний апостольских.
Чтение Евангелия.
Приветствие епископа евхаристическим возгласом из 2Кор. 13:13.
Поучение епископа.
Отпуст оглашенных после усердной диаконской молитвы (ектении) о них, напоминающей нашу современную, а именно, прошениями о сопричтении их святому стаду, о бане возрождения, об одежде нетления, об очищении от всякой скверны, о христианской кончине и т.д., причем, народ приговаривает всякий раз «Господи, помилуй».
Епископ благословляет оглашенных.
Отпусты по тому же чину одержимых, просвещаемых и кающихся.
Б. Литургия верных
Ряд диаконских молений (ектений) о царе, о мiре, епископе, клире, плавающих, рабах, младенцах, страдающих и пр.
Епископская молитва о верных.
Целование мира в таком порядке: клирики – епископа, мужчины – мужчин, женщины – женщин. Диаконы обходят молящихся и наблюдают за порядком, тишиной и благочинием. Диакон возглашает: «Да никто из оглашенных, да никто из слушающих, да никто из иноверных! Молившиеся первой молитвой (т.е. все, кому было позволено присутствовать при литургии оглашенных), выйдите! Матери, возьмите к себе детей! Да никто против кого-либо: да никто в лицемерии! Прямо пред Господом стоя со страхом и трепетом, будем приносить».
Приношение Даров.
Анафора
«Благодать Вседержителя Бога, и любовь Господа нашего Иисуса Христа, и общение Святаго Духа – со всеми вами. – Горé ум. – Благодарим Господа».
Евхаристическая молитва. (Приводим ее полностью, вследствие особенности ее содержания, поэтичности и глубоких мыслей).
(Praefatio)
«Поистине достойно и справедливо, прежде всего, воспевать Тебя, истинно сущего Бога, существующего прежде всяких порождений, от Которого именуется всякое отечество на небе и на земле. Единого нерожденного и безначального, не имеющего над Собою ни царя, ни владыки, ни в чем не нуждающегося, Подателя всякого блага, высшего всякой причины и всякого происхождения, всегда одинакового и тождественного Себе, из Которого, как бы, из некоего исходища, всё пришло в бытие. Ты безначальное ведение, вечное видение, нерожденное слышание, ненаученная премудрость, первый по естеству, закон для бытия и превысший всякого числа, – всё из небытия в бытие приведший через Единородного Твоего Сына, а Его родивший прежде всех веков хотением, силою и благостию, непосредственно, Сына Единородного, Бога Слово, Премудрость живую, рожденного прежде всякого создания. Ангела великого совета Твоего, Архиерея Твоего, Царя и Господа всякого умственного и чувственного естества, сущего прежде всего, через Которого всё; ибо Ты, вечный Боже, через Него сотворил все, и через Него всё удостоиваешь надлежащего промышления, т.к. через Кого даровал Ты бытие, через Того даруешь и благосостояние бытия. Бог и Отец Единородного Сына Твоего, через Него, прежде всего, создавший херувимов и серафимов, веки и воинства, силы и власти, начала и престолы, архангелов и ангелов, и после всего этого сотворивший через Него видимый мiр и всё, что в нем! Ты поставил небо, как кровлю, и раскинул его, как шатер, утвердил землю ни на чем, одной мыслью, соорудил твердь и устроил ночь и день; Ты извел свет из хранилищ, и сокращением его, наводишь тьму для успокоения движущихся днем, и луну, для управления ночью, и начертал на небе хор звезд во славу величия Твоего; Ты сотворил воду для пития и омовения, живительный воздух для вдыхания и выдыхания, для произведения звука языком, ударяющим воздух, и для слышания, т.к. при содействии его слух воспринимает приражающуюся ему речь; Ты сотворил огонь для ослабления мрака, для удовлетворения нужд и для того, чтобы он согревал нас и светил нам; Ты отделил море от земли и устроил его приспособленным к плаванию, а землю сделал удобною для хождения – то наполнил животными малыми и великими, а эту населил кроткими и дикими, одел разными растениями, увенчал травами, украсил цветами и обогатил семенами; Ты сдержал бездну и очертил для нее широкое пространство – моря, полные соленых вод, но оградил ее пределами мельчайшего песка; то ветрами вздымаешь Ты ее до высоты гор, то расстилаешь ее, как равнину, то приводишь в неистовство бурею, то укрощаешь тишиною, чтобы, едущим на кораблях, пловцам она стала удобною для путешествия; Ты опоясал созданный Тобою через Христа мiр реками, наводнил потоками, увлажнил неиссякаемыми источниками и скрепил горами для прочности неподвижного пребывания грунта. Ты наполнил мiр Твой и украсил его благовонными и целительными травами, животными многими и различными, сильными и слабейшими, ядомыми и рабочими, кроткими и дикими, шипениями пресмыкающихся, криками разнообразных пернатых, круговращениями лет, числами месяцев и дней, переменами времен года и переходами дожденосных облаков – для произращения плодов, для поддержания животных, равновесия ветров, дующих, как им назначено Тобою, и для размножения растений и трав. И не только мiр создал Ты, но сотворил и гражданина мiрa (κοσμουπολίτην) – человека, явив его украшением мiрa [κόσμου κόσμον]; Ты сказал Твоей Премудрости: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию, и да владычествует он над рыбами морскими и птицами небесными»; посему и сотворил его из души бессмертной и тела разрушаемого, ту создавши из небытия, а это из четырех стихий, и дал ему, по душе, способность разумно познавать, различать благочестие и нечестие, отмечать справедливое и несправедливое, а по телу даровал пятиорудное чувство и способность передвигаться. Ты, Боже, Вседержитель, через Христа насадил рай в Едеме на Востоке, украсил его, всякого рода, съедобными произрастаниями и в него, как в драгоценный дом, ввел человека; и, хотя при самом сотворении человека, Ты дал ему врожденный закон, чтобы он в самом себе и сам по себе имел семена богопознания, однако, введши его в сладостный рай, Ты предоставил ему власть пользоваться всем и запретил вкушать только одно – по надежде на лучшее, чтобы, если он соблюдет заповедь, получить ему за это в награду бессмертие. Когда же он пренебрег заповедь и вкусил от запретного плода, по обольщению змия и совету жены, Ты справедливо изгнал его из рая, но, по благости, не оставил его погибнуть совершенно – он был Твое создание, – а, подчинив ему тварь, предоставил ему собственными трудами и усилиями снискивать себе пропитание, Сам же всё зарождая, выращивая и доводя до зрелости. Дав ему на малое время забыться, Ты с клятвою призвал его потом к возрождению; разрешив определение смерти, обетовал жизнь по воскресении. Но это не всё: Ты расплодил потомков его до бесчисленного множества и из них тех, кто пребыл Тебе верен, прославил, отступивших же от Тебя наказал; так Ты принял жертву Авеля, как праведного и отверг дар братоубийцы Каина; таким же образом Ты принял Сифа и Еноса, и преложил Еноха. Ты – всем людям Создатель, и Податель жизни, и Исполнитель их нужд, и Дарователь законов, и Мздовоздаятель соблюдающим законы, и Каратель, их преступающим. Ты навел на мiр великий потоп за размножение нечествовавших и избавил от потопа праведного Ноя в ковчеге с восемью душами, чтобы быть ему концом протекших и началом будущих поколений; Ты возжег страшный огонь на пятиградие содомское, обратил землю плодоносную в солончаковую за нечестие живущих на ней и избавил от сожжения праведного Лота. Ты избавил Авраама от праотеческого нечестия, поставил его наследником мiрa и явил ему Христа Твоего; Ты рукоположил Мелхиседека в архиереи служения Тебе; Ты показал многострадального служителя Твоего Иова победителем началозлобного змия; Ты сделал Исаака сыном обетования, Иакова – отцом двенадцати сыновей и его потомство размножил и ввел в Египет в числе семидесяти пяти душ; Ты, Господи, не презрел Иосифа, но в награду за целомудрие ради Тебя, дал ему власть над египтянами. Ты, Господи, изнуряемых египтянами евреев не презрел – по обетованиям, данным отцам их, но избавил, наказав египтян. И когда люди растлили естественный закон и стали то признавать тварь самобытную, то почитать ее более, чем должно, и приравнивать к Тебе, Богу всяческих, Ты не оставил их в заблуждении, но, явив святого Твоего служителя Моисея, дал через него в помощь естественному писанный закон и показал, что тварь есть Твое произведение, заблуждение же многобожия рассеял. Ты прославил Аарона и потомков его честью священства, наказал согрешивших евреев и помиловал обратившихся, покарал египтян десятью казнями, разделил море, перевел израильтян, а, преследовавших их, египтян погубил водою, усладил деревом горькую воду, источил воду из утесистого камня и дал – как дождь – манну с неба, перепелов – в пищу из воздуха, огненный столп – ночью – для освещения и облачный столп – днем – для осенения от зноя. Ты, назначив вождем Иисуса, истребил через него семь ханаанских народов, рассек Иордан, иссушил реки Ифамские, низверг стены без орудий и руки человеческой. За всё Тебе слава, Владыка Вседержитель! Тебе поклоняются бесчисленные воинства ангелов, архангелов, престолов, господств, начал, властей, сил, воинств, веков. Херувимы и шестокрылые Серафимы, двумя крылами закрывая ноги, двумя головы, а двумя летая, и вместе с тысячами тысяч архангелов и тьмами тем ангелов, непрестанно и неумолчно вопиющими, говоря:
Народ: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полны небо и земля славы Его; благословен во веки, аминь!»
Архиерей молитву sanctus’a:
«Свят Ты поистине и Всесвят, Вышний и превозносимый во веки! Свят и Единородный Сын Твой, Господь наш и Бог Иисус Христос, Который, во всем послужив Тебе, Богу Своему и Отцу, в различном творении и соответственном помышлении, – не презрел погибающего рода человеческого, но после естественного закона, после законного увещания, после пророческих обличений и ходатайств ангельских, когда люди извратили вместе с положительным и естественный закон, забыли о потопе, о сожжении, о казнях египетских, об избиениях палестинских и готовы были почти уже совсем погибнуть все. Сам, волею Своею, благоволил – Создатель человека – сделаться Человеком, Законодатель – Подзаконным, Архиерей – Жертвою, Пастырь – Овцою, и умилостивил Тебя, Своего Бога и Отца, примирил Тебя с мiрoм и всех освободил от угрожавшего гнева, происшедши от Девы, происшедши во плоти – Он, Бог Слово, Сын возлюбленный, рожденный прежде всякого создания, согласно с предсказанными Им о Себе пророчествами, от семени Давида и Авраама, из колена Иудина. Образующий всех рождающихся – Он был во чреве Девы; бесплотный – и воплотился; рожденный вневременно – родился во времени, жил свято и учил по закону, отгоняя от людей всякую болезнь и всякую немощь, совершая знамения и чудеса в народе, участвуя в пище, питье и сне, – Он, Кто питает всех нуждающихся в пище и насыщает всё живущее по благоволению, Он открыл Имя Твое не ведавшим его, прогнал неведение, возжег благочестие, исполнил волю Твою, совершил дело, которое Ты поручил Ему. И по совершении всего этого, быв схвачен руками беззаконных – лжеименных священников, и архиереев, и преступного народа, по предательству недуговавшего злобою, – много пострадав от них и подвергшись по Твоему попущению всякого рода бесчестию, быв предан игемону Пилату, судим – Сам Судия, и осужден – Спаситель, Он пригвожден был ко Кресту – бесстрастный, умер бессмертный по естеству, и был погребен – животворящий, чтобы избавить от страдания и освободить от смерти тех, для кого пришел, – расторгнуть узы диавола и избавить людей от его обольщения, – воскрес из мертвых в третий день и, пробыв сорок дней с учениками, вознесся на небеса и воссел одесную Тебя, Бога и Отца Своего. Итак, воспоминая, что Он претерпел за нас, благодарим Тебя, Боже Вседержитель, – не сколько должны, но сколько можем, – и исполняем установление Его. Он в ту ночь, в которую был предан, взял хлеб святыми и непорочными Своими руками и, возведши взор к Тебе, Богу и Отцу Своему, преломил его и дал ученикам, сказавши: «Это таинство Нового Завета; приимите от него, ядите; это есть Тело Мое, за многих ломимое во оставление грехов». Также и чашу, растворив в ней вино водою и освятив, Он подал им, говоря; «Пейте из нее все; это есть Кровь Моя, за многих изливаемая во оставление грехов; творите это в Мое воспоминание; ибо всякий раз, когда вы едите Хлеб этот и пьете эту Чашу, смерть Мою возвещаете, доколе Я прииду».
(Anamnesis)
«Воспоминая, таким образом, Его Страдание и смерть, Воскресение из мертвых, восшествие на небеса и будущее Второе Его Пришествие, когда Он придет со славою и силою судить живых и мертвых, и воздать каждому по делам его, приносим Тебе, Царю и Богу, по Его установлению, Хлеб сей и Чашу сию, благодаря Тебя через Него за то, что Ты сподобил нас предстать пред Тобою и священнодействовать Тебе, и…
(Epiclesis)
…молим Тебя, чтобы Ты милостиво призрел на предлежащие пред Тобою Дары сии, – Ты, вседовольный Боже, оказал благоволение к ним, в честь Христа Твоего, и ниспослал на жертву сию Святаго Твоего Духа, Свидетеля страданий Господа Иисуса, дабы Он явил Хлеб сей Телом Христа Твоего и Чашу сию Кровию Христа Твоего, чтобы причастившиеся Его утвердились в благочестии, сподобились оставления грехов, избавились от диавола и его обольщения, исполнились Духа Святаго, сделались достойными Христа Твоего, сподобились жизни вечной, по примирении Твоем с ними, Владыко Вседержитель!
(Intercessio)
Еще молимся Тебе, Господи, и о святой Церкви Твоей, от концов сущей, Которую приобрел Ты драгоценною Кровию Христа Твоего, чтобы Ты сохранил ее непотрясаемою и непоколебимою до кончины века, и о всем епископстве, верно преподающем слово истины. Еще просим Тебя о моем – приносящего Тебе – ничтожестве и о всем пресвитерстве, о диаконах и всем клире, чтобы, умудрив всех их, Ты исполнил их Духа Святаго. Еще просим Тебя, Господи, о царе, о властях и о всем воинстве, чтобы мирно было положение наше, дабы, в тишине и единомыслии проводя всё время жизни своей, мы прославляли Тебя через Иисуса Христа, надежду нашу. Еще приносим Тебе и за всех от века благоугодивших Тебе святых, апостолов, мучеников, исповедников, епископов, пресвитеров, диаконов, иподиаконов, чтецов, певцов, девствовавших, вдовствовавших, мiрян, чьи имена Ты Сам знаешь. Еще приносим Тебе за народ сей, чтобы Ты явил его во славу Христа Твоего Царственным священством, народом святым, за живущих в девстве и чистоте, за вдовствующих Церкви, за находившихся в честном браке и чадородии, за младенцев народа Твоего, чтобы никого из нас Ты не соделал отверженным. Еще молим Тебя и о сем городе, и живущих в нем, о находящихся в болезнях, в тяжком рабстве, о подвергшихся ссылке, лишению имуществ, о плавающих и путешествующих, чтобы Ты был защитником, помощником и заступником всех их. Еще молим Тебя о ненавидящих нас и гонящих нас за имя Твое, за внешних и заблудших, чтобы Ты обратил их ко благу и укротил ярость их. Еще молим Тебя и об оглашенных Церкви, об удручаемых противником и о кающихся братиях наших, чтобы Ты тех усовершил в вере, других очистил от действия лукавого, а этих принял покаяние и простил и им, и нам грехопадения наши. Еще приносим Тебе за благорастворение воздухов и изобилие плодов, чтобы, неоскудно наслаждаясь благами Твоими, мы непрестанно прославляли Тебя, дающего пищу всякой плоти. Еще молим тебя и об отсутствующих по благословной причине, чтобы, сохранив всех нас в благочестии, Ты воссоединил нас в Царстве Христа Твоего, Бога всякого чувственного и умственного естества, Царя нашего, неизменными, непорочными, безукоризненными. Ибо Тебе всякая слава, почитание и благодарение, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда, ныне и в непрестанные и бесконечные веки веков».
После благословения епископского диакон снова произносит ектению.
Возношение Даров со словами «Святая святым».
Причащение по чину, т.е. епископ, клирики, дети и народ. Причащение совершается раздельно Тела и Крови, при чтении 33-го псалма.
Благодарение, состоящее из краткой ектении диакона и молитвы епископа.
Последнее благословение епископа и возглас диакона: «Расходитесь с миром»124.
В приведенной полностью евхаристической молитве обращают на себя внимание все составные части ее и тот, именно, порядок их, который свойственен Иерусалимско-Антиохийским и Византийским литургиям. Это наиболее полная евхаристическая молитва из всех известных. Ее полнота, структура и разработанность выражений доказывают, что ее никак нельзя считать продуктом апостольского века. Рука литургиста-реформатора богослужения несомненно коснулась ее и пыталась придать ей образцовый характер. Некоторые так и думают (Краббе), что это начертание идеальной литургии с идеальными молитвами: другие (Гоар, Ассемани и Ниль) предполагают, что эта литургия вообще никогда и нигде не была в употреблении. Действительно, в предании Поместных Церквей нигде не сохранилось ни малейшего намека на совершение этой литургии где бы то ни было. Она близка к литургическим текстам в катихезах св. Кирилла Иерусалимского и вообще мало чем отличается в своей структуре от известных нам описаний. Поражает, правда, отсутствие «Отче наш», но следует помнить, что молитвы Господней нет ни в «Тестаменте Господа», ни в эфиопских постановлениях. Кое-где в этой литургии попадаются арианские интерполяции, но из этого нельзя сделать никаких выводов, и уж, конечно, нет оснований выделять эту анафору в особый тип. Она типична и основоположна для Иерусалимских, а за ними, и Византийских литургий.
2. Литургия св. апостола Иакова
Нося на себе бесспорные следы глубокой древности, она претерпела всё же в течение веков значительные изменения. Принадлежа по своему происхождению к общему всем анафорам апостольскому корню, она, как и разобранные выше литургии с именем апостольским, может быть названа так только в том условном смысле, о котором было замечено ранее. Как в греческом своем тексте, так и в сирийском его изводе, она, конечно, должна быть освобождена от тех позднейших наслоений, которые вошли в нее постепенно и под влиянием разных обстоятельств. Тот вид, в котором она нам представляется теперь в дошедших до нас рукописях, безусловно, не оригинален. Эти позднейшие вставки и изменения очевидны, и некоторые из них могут быть датированы с приблизительной точностью. Так, например, в самом начале литургии или, точнее, даже до ее начала помещен ряд молитв, указывающих на послеапостольское их происхождение. Эти молитвы, как и некоторые другие, предполагают постоянный храм с твердо определившимися частями: жертвенником, завесой, алтарем: предполагают приношение и воскурение фимиама и т.п., чего не могло быть в древности апостольской. Позднейшими вставками являются: пение «Единородный Сыне...» (около 536 года) и пение «Святый Боже...» (около 439 года). В момент приношения евхаристических элементов, хлеба и вина, также наблюдаются позднейшие добавления, как-то: чин великого входа, пение «Да молчит всякая плоть человеческая...», что могло, как показывает исторический анализ, появиться только после 573 года. Никак не может принадлежать апостольскому веку Никейский Символ веры и песнопение «Достойно есть...» или «О Тебе радуется...» Наконец, ряд выражений о Приснодевстве Богородицы, о единосущии, дифизитстве и т.п., должны быть признаны позднейшими вставками. Развитие отдельных частей этой литургии продолжалось довольно долго и не прекращалось до X века. Исследователю ее (А. Петровский) последующие изменения и нарастания текста представляются таким образом: «Одни части составлены и получили свой современный вид в первой половине V века (общее Греческой и Сирской литургиям содержание), другие образовались в конце V века и в течение VI и VII столетий (молитвы первого отдела до чтения Св. Писания, великий вход с сопровождающими его молитвами, молитва «да исполнятся уста наша»). Закончилось ли образование общего списка содержания в этом последнем веке или же до X века были сделаны и другие прибавления, сказать трудно; и только в виде предположения мы можем допустить, что на данный период падает составление молитв от алтаря до сосудохранилища и в самом сосудохранилище. Принадлежащими более раннему времени, т.е. до IV в., мы можем считать ектению перед молитвами проскомидии «спаси, помилуй», одну из молитв приношения, часть прошений ходатайственной молитвы, молитву перед «Отче наш» и после приобщения. Наконец, на рубеже IV и V веков стоит практика чина приобщения»125.
Перевод греческого чина на сирийский язык определяется временем после св. Кирилла Иерусалимского или, точнее, вскоре после 431 года, т. е. после Ефесского Собора.
Надо вспомнить, что нет никакого канонического правила о служении той или иной литургии или, точнее, ясно выраженного запрещения служить древние литургии, поскольку в их составе нет какого-нибудь неправомыслия, или противного духу Церкви обычая, или обряда. Как мы видели, запрещение служить литургию ап. Марка вовсе не было делом вселенского соборного сознания Церкви. Ее распространение по лицу вселенной признано было всеобщей литургической практикой; неодобрение служить ее есть дело частного мнения одного канониста (Вальсамона), каковое было усвоено Царьградским Патриархом. Совершенно то же следует сказать и о литургии ап. Иакова. О ее широком распространении свидетельствует хотя бы перевод ее на сирийский язык. Теперь она почти вышла из литургического употребления. До конца прошлого века ее еще совершали в Иерусалиме в день памяти апостола Иакова, 23-го октября, но потом и эта практика прекратилась, и, по-видимому, без какого-либо специального на то постановления высшей церковной власти. Впрочем, Русской Духовной миссией в Иерусалиме сделан перевод этой литургии на славянский язык, издан особым изданием по типу богослужебных книг, и эта литургия неоднократно совершалась в некоторых церквях русского рассеяния в течение последних лет.
Состав этой литургии представляется, приблизительно, в следующем виде: как уже было указано, в начале литургии идут несколько молитв подготовительного характера, например, молитва предстояния, молитва фимиама при начальном выходе, молитва начинательная и, наконец, еще две краткие молитвы священника и одна диакона при входе в храм. Само наличие таких молитв, равно как и их диалектика, не оставляют никакого сомнения в том, что это продукт значительно позднейшего времени.
Течение литургии следует такому плану:
А. Литургия оглашенных
1. Диакон поет при входе (в алтарь) «Единородный Сыне», в то время, как священник произносит довольно продолжительную молитву.
2. По входе в алтарь, диакон произносит ектению из 6 прошений; при этом, последнее, начиная с известного предложения: «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную» и т.д., затем поминает Иоанна Предтечу, апостолов, пророков, мучеников и всех святых. В это время иерей читает молитву, заканчивающуюся возгласом: «Яко Свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши, и Тебе славу и Трисвятую песнь возносим. Отцу и Сыну и Св. Духу...»
3. Пение «Святый Боже».
4. Чтение отрывков из Апостола, предваряемое прокимнами и аллилуариями.
5. Ектения диакона, в которой обычные прошения соединены с прошением, вошедшим впоследствии в литию: «Спаси, Боже, люди Твоя, благослови достояние Твое, посети мiр Твой милостию и щедротами, возвыси рог христиан» и т.д.
6. Чтение Евангелия.
Б. Литургия верных
7. Ектении диакона и молитва священника, в которой просят принять настоящую жертву, как были приняты приношения Авеля, Ноя, Аарона и Самуила. Этот же мотив был и в молитве литургии CA VIII, он же будет повторен и в литургии св. Василия Великого.
8. Пение «Да молчит всякая плоть человеческая...»
9. Священник читает молитву «Боже, Боже наш. Небесный Хлеб...» Эта молитва целиком и почти без изменения вошла и сохранилась в литургиях свв. Василия Великого и Иоанна Златоуста, как молитва проскомидии.
10. Символ веры .
11. Лобзание мира.
12. Молитвы предложения и ектении диакона, весьма разработанные, подробные и предполагающие установившийся чин.
13. Анафора.
Священник открывает покровы, произносит евхаристический возглас (2Кор. 13:13) и «Горé будем иметь ум и сердца».
«Достойно и праведно».
(Praefatio)
«Так, поистине и справедливо, прилично и должно Тебя хвалить, Тебя воспевать. Тебя благословлять, Тебе поклоняться, Тебя славословить, Тебя благодарить, Создателя всякой твари, видимой и невидимой. Сокровище вечных благ, Источника жизни и бессмертия, Бога и Владыку всех. Которого воспевают небеса небес, и вся сила их, солнце и луна и весь сонм звезд, земля и море, и всё, что в них, Иерусалим Небесный, торжественный Собор, Церковь первенцев, написанных на небесах, духи праведных и пророков, души мучеников и апостолов, ангелы и архангелы, престолы, господства, начала, власти, страшные силы, многоочистые Херувимы и шестокрылые Серафимы, которые двумя крылами покрывают лица свои, а двумя ноги и двумя летая, взывают друг к другу неумолкающими устами в непрестанных славословиях победную песнь великолепной Твоей славы, громким голосом поя, возглашая, славословя, взывая и говоря: «Свят, Свят, Свят Ты, Господи Саваоф, полны небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних! благословен Грядущий во Имя Господне! Осанна в вышних!»
Знаменуя Дары, священник говорит молитву:
«Свят Ты, Царь веков, и всякой святыни Господь и податель; Свят и Единородный Сын Твой, Господь наш Иисус Христос, через Которого Ты всё сотворил; Свят и Дух Твой Святый, Который проницает всё и глубины Твои Божии; Свят Ты, Вседержитель, всесильный, благий, страшный, милосердый, сострадательный особенно к творению Твоему, сотворивший из земли человека по образу Твоему и подобию; даровавший ему райское наслаждение; и, преступившего заповедь Твою и отпадшего, Ты не презрел его и не оставил, благий, но вразумил его, как Отец милосердый, призывая его посредством закона, научая его через пророков, и, наконец, Самого Единородного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, послав в мiр, чтобы Он, пришедши, возобновил и восстановил образ Твой. Он, сошедши с небес и воплотившись от Духа Святаго и Марии Девы и Богородицы, поживши с людьми, устроил всё к спасению нашего рода, и, намереваясь принять добровольную и животворящую крестную смерть, безгрешный, за нас грешных, Он в ту ночь, в которую Он был предан, или, лучше, предавал Сам Себя для жизни и спасения мiрa, (священник берет в руку хлеб) взяв хлеб в святые, и пречистые, и непорочные, и бессмертные Свои руки, воззрев на небо и показав Тебе, Богу и Отцу, благодарив, освятив, преломив, подал нам, Его ученикам и апостолам, сказав»:
(диаконы говорят:)
«Во оставление грехов и в жизнь вечную».
(Священник продолжает):
«Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое и предаваемое во оставление грехов».
(Потом берет чашу и говорит):
«Также, после Вечери, взяв чашу и растворив в ней вино и воду, и воззрев на небо, и показав Тебе, Богу и Отцу, благодарив, освятив, благословив, исполнив Духа Святаго, подал нам, Его ученикам, сказав: пейте от нея все, сия есть Кровь Моя, Нового Завета, за вас и за многих проливаемая и предаваемая во оставление грехов».
(Anamnesis)
«Сие творите в Мое воспоминание; ибо всякий раз, когда вы ядите Хлеб сей и пьете Чашу сию, смерть Сына Человеческого возвещаете и Воскресение Его исповедуете, доколе Он приидет».
Диаконы: «Веруем и исповедуем».
Народ: «Смерть Твою, Господи, возвещаем и Воскресение Твое исповедуем».
Священник: «Так и мы, грешные, воспоминая животворящие Его Страдания, спасительный Крест и смерть, погребение, тридневное Воскресение из мертвых, восшествие на небеса, сидение одесную Тебя, Бога и Отца, и Второе славное и страшное Пришествие Его, когда Он придет со славою судить живых и мертвых, когда будет воздавать каждому по делам его, приносим Тебе, Владыка, сию страшную и бескровную Жертву, прося, чтобы Ты не по грехам нашим поступил с нами и не по беззакониям нашим воздал нам, но по Твоей кротости и неизреченному Твоему человеколюбию, презрев и истребив рукописание против нас, рабов Твоих, даровал нам небесные и вечные Твои дары, которых глаз не видел и ухо не слышало, и которые на сердце человеку не приходили, которые приготовил Ты, Боже, любящим Тебя, и за меня, и за грехи мои не отверг народа, человеколюбивый Господи.
Ибо народ Твой и Церковь Твоя умоляют Тебя».
Народ: «Помилуй нас, Боже Вседержитель; помилуй нас, Боже Спаситель наш; помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей».
(Epiclesis)
Священник: «И ниспосли на нас, и на предлежащие Дары сии, Духа Твоего Всесвятого, Господа животворящего, сопрестольного Тебе, Богу и Отцу, и Единородному Твоему Сыну, соцарствующего, единосущного и совечного, глаголавшего в законе и пророках, и Новом Твоем Завете, нисшедшего в виде голубя на Господа нашего Иисуса Христа и пребывшего на Нем, нисшедшего на апостолов Твоих в виде огненных языков в горнице святого и славного Сиона в день Пятидесятницы, Сего Духа Твоего Всесвятаго ниспосли, Владыка, на нас и на предлежащие Святые Дары сии, чтобы, пришедши, святым, и благим, и славным Своим наитием Он освятил и сделал Хлеб сей святой Телом Христа Твоего».
Народ: «Аминь».
Священник: «И Чашу сию – драгоценною Кровию Христа Твоего».
(Intercessio)
«Дабы они были всем, причащающимся им, во оставление грехов и в жизнь вечную, во освящение душ и тел, в плодоношение дел благих, в утверждение святой Твоей соборной Церкви, которую Ты основал на камне веры, чтобы врата ада не одолели ее, избавляя ее от всякой ереси, и соблазнов, и делающих беззаконие, сохраняя ее до кончины века».
Ходатайственные молитвы приносятся за «святые места, которые Ты прославил Богоявлением Христа Твоего и сошествием Всесвятаго Духа Твоего; особенно, за славный Сион, матерь всех Церквей...» Засим, за Церковь, отцов и братий, епископов по всей вселенной, за всякий город и страну, за плавающих, путешествующих, странствующих христиан, находящихся в узах, в темницах, в плену, в ссылке, в рудокопнях, истязаниях; за больных, страждущих, одержимых нечистыми духами, за всякую душу оскорбляемую и угнетаемую, нуждающуюся в милости Божией и помощи, за обращение заблудших. Затем идут ходатайства за умирение народов, рассеяние соблазнов, прекращение войн, истребление восстания ересей; за благорастворение воздухов, дожди тихие, росы благотворные, изобилие плодов; за принесших эти Дары в нынешний день ко святому жертвеннику; за приносящего священника и сослужащих клириков, «чтобы нам обрести милость и благодать со всеми святыми, от века благоугодившими, праотцами, отцами, патриархами, пророками, апостолами, мучениками и т.д. В особенности, с Пресвятою, Пречистою, Преблагословенною Богородицею». Певцы поют «Достойно есть» и «О Тебе радуется, Благодатная».
Как видим, в ходатайственных молитвах такой порядок: сначала за Церковь земную и ее нужды, а потом за прославленную, в порядке иерархической подчиненности. Поминаются поименно 12 апостолов, поименно евангелисты.
1. Ектения, соответствующая современной византийской «вся святыя помянувше...» Молитва священника.
2. Молитва Господня.
3. Главопреклонение, благословение, раздробление Даров. При этом, по раздроблении, одна из частиц священником омокается в честной Крови. Этот момент представляется очень разработанным в сохранившихся рукописях, несомненно более поздних, чем апостольское время. Каждое действие сопровождается соответствующими возгласами и текстами из Св. Писания.
4. Причащение священника и клириков.
5. Литургия заканчивается рядом молитв: при последнем явлении Даров, отпустительной, в сосудохранильнице и умилостивительной.
Всё это указывает на значительную разработанность, на детали, чуждые апостольским временам, на значительную литургическую культуру. Само наличие в рукописях тайных молитв и противопоставление им возгласов подтверждает то же.
* * *
Brightman, LEW, pp. 28–30.
Brightman, LEW, 3–27.
А. Петровский, op. cit. С. 75.