1. Сирийская литургия по произведениям писателей V-VIII веков
Литургия оглашенных
Вход
«Святый Боже и Отец, Святый Крепкий, Сын Божий, воплощенный и распятый плотию ради нас, Святый Бессмертный, Дух Святый, Единый Господь Саваоф, помилуй нас».
Чтение Апостола и Евангелия
Литургия верных
В каждом собрании читается Символ (веры).
Лобзание мира
«Возлюбим друг друга».
Чтение священных диптихов (т. е. поминаний живых и мертвых).
Приношение
Диаконы предлагают Дары на св. жертвеннике.
Анафора
Диакон возглашает: «Станем добро, станем со страхом, будем внимать святому возношению».
Диакон становится с правой стороны жертвенника с таинственной рипидой. Отроки становятся пред святым алтарем. Иерей: «Горé сердца».
Народ: «Имеем ко Господу».
(В разбираемых произведениях церковных писателей, сама евхаристическая молитва описывается лишь с момента ангельского славословия, так сказать, молитвы «sanctus», следуя западной литургической терминологии. Впрочем, в дальнейшем увидим, что и история творения и промышления о мiрe не остается без внимания.)
«... служащих ангелов, покрывающих таинственную трапезу шестокрылых Херувимов, предстоящих, и Серафимов, громким голосом вопиющих трисвятую песнь с благоговением: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полны суть небо и земля Твоей славы».
После того, как народ пропоет трисвятую песнь, иерей, в растолкование ее, говорит:
«Свят Ты, Царю веков, и Господь, и Податель всякой святыни; Свят и Единородный Твой Сын, Которым Ты всё сотворил, Свят и Дух Твой Всесвятый, Испытующий всё и Твои Божии глубины.
«Бог, спострадав немощи Своего создания, дав ему бытие и одарив его благобытием, не пренебрег человеком, изгнанным по правосудию Божию из рая, осужденным на смерть и подверженным тлению, но, смилостившись о нем падшем, сперва воспитал его, призвав его к обращению многими способами, a именно болезнями, страхом, потопом, почти полным истреблением рода человеческого, смешением и разделением языков, посещением ангелов, сожжением городов, образными богоявлениями, победами и поражениями на войне, знамениями и чудесами, различными силами, законом и пророками... Всем этим нужно было освободить того, кто должен был быть безгрешным... поэтому благоволением Бога и Отца Единородный Сын сходит... и Слово неизменно стало плотью от Духа Святаго и Марии, Святой Приснодевы и Богородицы. И чтобы через Него и в Нем обновить то, что по образу и подобию, Господь наш Иисус Христос сошел с неба. Желая, стало быть, принять за нас вольную смерть, Он в ту ночь, в которую Он предал Себя, установил Новый Завет со святыми Своими учениками и апостолами, a через них – и со всеми верующими в Него. Итак, вкусив со Своими учениками ветхую пасху в горнице святаго и славнаго Сиона и исполнив, таким образом, Ветхий Завет, Он, преломив хлеб, подал его им со словами: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, ломимое за вас во оставление грехов». Подобным же образом, взяв чашу вина и воды, Он предал ее со словами: «Пийте от нея все; сия есть Кровь Моя Новаго Завета, за вас изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание». Ибо, всякий раз, когда вы будете есть этот Хлеб и пить эту Чашу, вы будете возвещать смерть Сына Человеческаго и исповедовать Его Воскресение, пока Он не придет».
Призывание
«(Вспоминая) ... Страдания... смерть... спасительный Крест, гроб, Воскресение, восхождение на небеса...»
Иерей говорит: «Чтобы, сойдя на нас и на предлежащие Дары, Дух Святой, Господь Животворящий, Единосущный и Совечный Отцу и Сыну, Единосущный и Соцарствующий, излившийся на святых Его учеников в виде огненных языков в горнице святого и славного Сиона, освятил и содеял хлеб сей – святым Телом Христовым, а чашу сию – честною Кровию Христовою, и, чтобы, для достойно и верно причащающихся, они были во оставление грехов, в жизнь вечную и в сохранение души и тела».
Ходатайство
«(Помяни) святой и славный Сион, Мать Церквей во всей вселенной, святую Божию кафолическую и апостольскую Церковь, утвержденную на камне веры. Единый, явившийся безгрешным среди людей...»
Молитва (Господня)
Возношение
Иерей, после освящения этой бескровной жертвы, возвышает Хлеб Жизни и показывает его всем, и тогда диакон возглашает: «Вонмем».
Иерей, воздев руки к нему, говорит громким голосом: «Святая святым».
Народ: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос, Которому слава со Святым Духом».
Преломляется Хлеб.
Причащение
Иерей подает святое причастие клирикам, после них – отрокам (вероятно, прислужникам). Народ подходит и, сложив ладони крестообразно, принимает Тело и, приложив к глазам, устам и челу, причащается божественного угля. Диакон держит святую Чашу и подает (ее верным).