А. Соловьёв

Невоструевский архив при Симбирской духовной семинарии

Источник

С 1840 по 1849 год одну из профессорских кафедр в Симбирской духовной семинарии занимал воспитанник Московской духовной академии, магистр богословия, знаменитый впоследствии археолог, Капитон Иванович Невоструев. Преподавая в среднем и высшем отделениях семинарии разнообразные предметы и серьёзно и с любовью относясь к своим профессорским обязанностям, Капитон Иванович в то же время усердно занимался научно-археологическими исследованиями местной старины. «В бытность мою в Симбирской семинарии профессором»: – писал он в письме, приложенном к описанию бывших в Самаре Преображенского мужского и Спасского женского монастырей, – «в 1844–1849 годах, сперва по собственной воле, потом вследствие циркулярного указа Св. Синода (о составлении историко-статистического описания епархии), по поручению Симбирского преосвященного (Феодотия), занимался я собиранием материалов для истории монастырей, церквей и других сторон Симбирской епархии. Вполне сознавая важность и необходимость документального, но коренным источникам, описания монастырей и церквей не только для науки, но часто полезного и в материальном отношении, особенно же нужду полного исторического обозрения епархии, его преосвященство изволил дать мне все способы к моим занятиям и доступ к архивам. Последние открыл он мне не только в духовном ведомстве своим распоряжением по епархии, но и во всех почти светских местах губернского и уездных городов сношениями своими с гражданскими властями. При этой возможности, не говоря о духовных архивах, я просматривал столбцы и старые дела в Симбирске – гражданской и казенной палаты, губернского правления, уездного суда и магистрата и архивы уездных судов в городах Сызрани, Самаре, Алатыре, Курмыше и Ставрополе, акты некоторых пригородов и селений и собрал сведения о гражданском быте и древностях сих городов и мест. Способствуя полезному делу, его преосвященство от собственного лица рассылал циркулярные вопросы симбирскому духовенству и с участием просматривал ответы на них, прежде поступления их ко мне; при обозрении же епархии обращал особенное внимание на предметы древности и народного почитания, на местные предания и уцелевшие акты и передавал мне о них».

Приступив к обозрению монастырских архивов, Капитон Иванович нашел их в крайне беспорядочном состоянии, исключавшем всякую возможность пользоваться ими для научных изысканий, и прежде всего вынужден был заняться приведением этих архивов в надлежащий порядок. В 1847 году он разобрал архив Симбирского Покровского монастыря, расположил хранившиеся в нем документы и дела в хронологическом порядке, собрал их в несколько объемистых томов, названных им столпами, перенумеровал документы и присоединил к каждому тому подробное оглавление вошедших в него актов. В последствии Капитоном Ивановичем приведены в порядок и архивы монастырей Симбирского Спасского, Алатырских Троицкого и Киево-Николаевского и Сызранского Вознесенского.

Приводя в порядок монастырские архивы, Капитон Иванович вместе с тем делал подробные выписки или только краткие извлечения из найденных в них документов, по содержанию своему относившихся к интересовавшим его церковно-историческим вопросам, а некоторые рукописи брал себе в подлинниках.

Вместе с разбором и изучением монастырских архивов Капитон Иванович обследовал архивы Симбирского и Самарского духовных правлений, Симбирского и Ставропольского Троицких соборов и некоторых церквей и даже частных лиц, для чего предпринимал неоднократные поездки по епархии. Во время этих поездок он снимал копии с найденных в церквах и у частных лиц старинных грамот, с надписей на антиминсах, храмозданных крестах, иконах, богослужебных книгах, колоколах и т.п.; собирал также и записывал местные предания старожилов, рисовал планы местностей, бывших городищ и т. п. Так как Курмышский и Алатырский уезды, из которых последний заключал в себе и теперешний Ардатовский уезд, до образования Симбирской епархи входили в состав Нижегородской епархии; то Капитон Иванович ездил в Нижний Новгород и в архив тамошней консистории разыскивал дела и документы, касавшиеся истории курмышских и алатырских монастырей. Когда по расследованию его оказалось, что Курмышский Рождественский монастырь в конце XVII столетия приписан был к Московскому Воскресенскому Ново-Иерусалиму, монастырю, в ведении которого находился до самого своего закрытия; то при содействии преосвященного Феодотия он выписал из архива Воскресенского монастыря некоторые грамоты, относящиеся к истории Рождественского монастыря, и сделал из них извлечения.

Одновременно с занятиями в архивах монастырей и духовных учреждений Капитон Иванович усердно трудился над изучением старинных документов в архивах гражданских учреждений: в них он читал старинные грамоты, книги писцовые, переписные межевые, строительные, приходные и расходные, отказные, отводные и крепостные, дела уголовные и гражданские, книги явочных челобитцев и т. д. Из таких документов, которые заключали в себе сведения по интересовавшим Капитона Ивановича историко-археологическим вопросам, он делал краткие извлечения, которые вносил в особые тетради; таких тетрадей образовалось четырнадцать; некоторые из них заключают в себе до 150 страниц листового формата. Наиболее важные по своему содержанию документы он списывал целиком; таких копий сохранилось после него несколько сот.

Собрав достаточное количество материалов, Капитон Иванович приступил к обработке их. В 1849 году он составил описание почти всех монастырей и пустыней Симбирской епархии, существовавших в то время и упразднённых в 1764 году и ранее. Таких описаний в его архивах сохранилось двадцать одно.

На основании этих же исторических материалов Капитон Иванович написал исследование «Историческое обозрение Симбирска от первых времён его до возведения на степень губернского города», со многими весьма ценными примечаниями.

В 1849 году Капитон Иванович, по распоряжению Святого Синода, вызван был в Москву для составления вместе с профессором Московской духовной академии А.В. Горским описания Московской Синодальной (прежде патриаршей) библиотеки. С тех пор до самой своей смерти в 1872 году он жил в Московском Чудовом монастыре. Занятый чрезвычайно трудным, особенно в начале, и сложным делом описания библиотеки, он, при всём своём сочувствии к Симбирскому краю и привязанности к прежнему делу описания Симбирской епархии, не находил уже возможности окончить это дело в скором времени. Но вместе с переселением в Москву для Капитона Ивановича открылась возможность разыскивать материалы для своих работ в богатейших столичных архивах. В 1855 году Симбирский архиепископ Феодотий, находясь в Петербурге для присутствия в Св. Синоде, приглашал его к себе и там предоставлял ему возможность просмотреть относящиеся к Симбирской епархии старые дела в Синодском архиве, из которых он и сделал нужные извлечения.

Особенно много простора для архивных изысканий Капитона Ивановича представляла Москва с её богатейшими собраниями древностей. Он первый из частных лиц получил доступ в государственные архивы старых дел и вотчинный и с величайшим усердием занялся разыскиванием в них и просмотром старинных документов, относившихся к интересовавшим его историческим вопросам. В государственном архиве старых дел он изучал главным образом дела бывшей коллегии экономии. Здесь он списал составленные в 1764 году описи некоторых монастырей и пустыней Симбирской епархии. В особенности же много выписок сделал Капитон Иванович из документов, хранившихся в Московском вотчинном архиве; эти выписки заключаются в тринадцати тетрадях.

Кроме государственных архивов, Капитон Иванович производил свои изыскания в архивах Московского Успенского собора, Московской Духовной академии, Троицкой Сергиевой лавры, Волоколамского монастыря и др. Не оставлял он и порученного ему Симбирским епископом Феодотием составления историко-статистического описания Симбирской епархии. Преосвященный Феодотий энергично содействовал ему в собирании местных материалов для этого описания. По его распоряжению Симбирская духовная консистория указом от 11 декабря 1852 года предписала благочинным собрать сведения о епархии по составленной им программе. В 1857 году, по его же желанию, она требовала от причтов новых, более обстоятельных и полных сведений о церквах и приходах. Все эти материалы для описания Симбирской епархии, по мере их накопления, пересылались в Москву Капитону Ивановичу и просматривались им. Ему же высланы были из консистории два дела: одно – об учреждении Симбирской епархии, а другое – со сведениями о явленных и чудотворных иконах.

Капитон Иванович, конечно, не имел ни времени, ни сил обработать все собранные им многочисленные и разнообразные исторические материалы, а к составлению историко-статистического описания Симбирской епархии и не приступал. Обилие и разнообразие материалов, совершенно необработанных, несомненно, действовали на него подавляющим образом и задерживали издание и тех исторических работ, которые он почти закончил ещё во время пребывания в Симбирске. Он осознавал необходимость дополнить и исправить эти работы на основании добытых им новых исторических данных и переделывал составленные ещё в Симбирске описания монастырей и пустынь. Эти переделки иногда существенным образом изменяли его прежние описания. Например, в переписанном уже набело описании Алатырского Киево-Николаевского монастыря он зачеркнул первые страницы и написал их вновь на основании найденных им новых документов. Но, очевидно, Капитон Иванович не имел достаточно свободного времени для того, чтобы совершенно исправить свои описания Симбирских монастырей и приготовить их к печати. Поэтому напечатаны им немногие из этих описаний, притом некоторые даже в неисправленном виде. Вскоре после приезда в Москву, в 1852 году, он издал «Описание Симбирского Спасского девичьего монастыря», в 1867году напечатано его «Историческое описание бывших в городе Самаре мужского Спасо-Преображенского и женского Спасского монастырей» (в примечании к заголовку описания сказано, что оно составлено в 1849 году и дополнено в 1850 году); в 1869 году помещено в Археологическом Вестнике «Описание Кашпирского Благовещенского Симеонова монастыря» (в отдельном оттиске к его заголовку сделано примечание, что оно составлено в 1849 году; значит оно напечатано по первоначальной редакции, без изменений, которые следовало сделать в нём на основании данных, заимствованных Капитоном Ивановичем в 1855 году из Синодального архива в Петербурге); в 1870 году помещено в Симбирских губернских ведомостях «Описание Симбирского Покровского монастыря». Два описания: Симбирского Успенского монастыря и Соловецкой пустыни напечатаны были в Симбирском Сборнике 1870 году без ведома их автора, притом первое по неисправленной редакции. В 1871 году Капитон Иванович вел переговоры с московскими типографиями о напечатании описаний всех монастырей Симбирской епархии, но в следствии недостатка времени и средств, а может быть в следствии болезни, которая в следующем 1872 году свела его в могилу, мог докончить этого дела.

После смерти Капитона Ивановича в 1872 году его многочисленные рукописи были разобраны, и те из них, которые имели отношение к Симбирской епархии, присланы в Симбирскую духовную семинарию. Здесь они лежали в библиотеке среди разного старого хлама в полной неизвестности до лета 1905 года, когда часть их была отыскана преподавателем семинарии П.П. Неболюбовым, занимавшимся тогда составлением статьи о К.И. Невоструеве для Сборника в память десятилетия Симбирской архивной комиссии. Другая часть рукописей, заключавшая в себе некоторые цензурированные тетради с описанием монастырей и копии с документов, хранившихся в Симбирских архивах гражданского ведомства, была найдена в 1909 году на шкафах семинарской библиотеки во время разбора последней.

Так образовался Невоструевский архив при библиотеке Симбирской семинарии. Научная ценность его очень большая. В нём, во-первых, есть много подлинных старинных документов, относящихся к истории монастырей и церквей Симбирской епархии; во-вторых, в нем много копий с таких старинных документов которые в 1864 году, во время большого Симбирского пожара, сгорели вместе с заключавшими их в себе архивами.

Этот Невоструевский архив постепенно разобран, входящие в него рукописи систематизированы, разделены на отделы, приведены в порядок и описаны бывшим инспектором семинарии А.И. Соловьёвым. В настоящем выпуске следующая статья извлечена из этого архива.

А. Соловьёв


Источник: Соловьёв А. Невоструевский архив при Симбирской духовной семинарии // Симбирская церковная старина. 1915. Вып. 2. С. 77-81.

Комментарии для сайта Cackle