Сближение религии персидской с египетской

Источник

Содержание

§ 1. Единобожие § 2. Двубожие I. Дуализм света и мрака II. Дуализм зла и добра § 3. Троебожие § 4. Многобожие § 5. Всебожие  

 

Общее мнение утверждает, что религия персидская и египетская противоположны. Этот вопрос не может быть не важен для историка и этнографа, и опыт его решения, во всяком случае, не будет лишним. Мне кажется, на него отвечать должно так: религия персидская и египетская не только не противоположны, но даже очень сходны. Доказательства такого мнения – читателя найдут в этой статье.

Я ограничусь в ней сближением религии персидской с египетскою, самым поверхностным, сколько мне позволят писатели, занимавшиеся этим предметом, и на которых обыкновенно ссылаются, доказывая противоположность этих религий.

Главная трудность зависит от недостатка сведений: мы мало знаем о персидской религии, сколько передают о ней книги Зендские, Бундегеш, Эль-ма-Эслам, Дабистан, Десатир, Шах-наме, кое-какие рассказы греков, старых и новых путешественников, кое-какие памятники; еще менее знаем о религии египетской, по преданиям евреев и греков, по немногим уцелевшим памятникам, еще с недавнего времени обратившим на себя должное внимание.1 Следствие недостатка сведений, – разнородность взглядов ученых и запутанность в изложении фактов.

«Древнее религиозное учение Египта, сказал еще Паув, такая пропасть, в которой погибли не раз те, которые думали измерить глубину её».2 И это замечание до сих пор остается справедливым, его же можно повторить и в отношений к Персии.

Впрочем, Гёррес и Крейцер подвинули много вперед метод изучения систем религиозных, бросили много света на религию персидскую и египетскую, и их авторитет признается важным. Им и я буду следовать в этой статье при сравнении религии египетской с персидскою; их слова, выписки из их сочинений будут почти исключительным содержанием следующих страницу.

Сравнение, о котором идет речь, сколько не будет оно поверхностно, коснётся однако же, хотя вкратце, всех фаз религиозной системы: единобожия, двубожия, троебожия, многобожия и всебожия.

Впрочем, долгом считаю сказать, что я оставляю своя собственные мнения в стороне, а только свожу в одно целое мнения и факты тех ученых, которых авторитет может иметь важность в этом случае.

§ 1. Единобожие

Персы, египтяне, и все восточные народы, по словам Крейцера признавали единого Бога.3 Чистота их веровании, возвышенность их понятии, их духовный спиратуализм не изумит никого кто изучал и дух религий вообще и дух восточных религий в особенности.4

В персидской религии догмат о едином Боге, по мнению Анкетиля-дю-Перрона, выражен глухо,5 в египетской, как видно из Гёрреса, яснее, хотя тоже для некоторых темно.6

Единственное место в Вендидад-Садэ, где говорится хоть несколько обстоятельно о Высочайшем Существе, Анкетиль переводит так: «Дало тебя (Аримана) Существо погруженное в величие, дало тебя время без границ; оно же сотворило и ямеласпандов».7

Не приводя других маловажных мест из книг Зендских, приведу еще место из книги, Бундегеш: «Ариман и Ормузд были созданы безграничным временем (Зерване Акарене); оба – род его».8 И прибавлю еще одно сказание из Крейцера: «по религии персидской, мир создан словом.9

Почти тот же догмат о едином Боге повторяется и в отношении к Египту у Гёрреса: «Бог создал мир, и мир создан словом:10 Тот Бог единый, без имени, без форм, без тела, без движения, без конца, Творец всего, Бог, которого, должно боготворить молча; Тот Бог Парамис благий и благолепный, Бог Отец, верховное первоначальное благо».11

§ 2. Двубожие

Переходя к двубожию, вспомним, прежде всего, замечание Крейцера: «идеи любви и ненависти; жизни и смерти, света и мрака, добра и зла, в своей взаимной противоположности, находятся в основании всех феогоний; и дуализм, и борьба двух враждебных сил, под различными формами, составляет один из главнейших догматом всех религий.12

Таким образом, признавая Единого Бога, и персы и египтяне признавали и дуализм света и мрака, добра и зла, и прочее. Главная разница, как думают, между ими та, что в персидской религии дуализм представляется величественнее, в египетской – местнее и народнее,13 впрочем, нельзя и отвергать сходства.

I. Дуализм света и мрака

По персидской религии, Бог света – Ормузд, а Бог мрака – Ариман. Ормузд живет в свете, в средоточии Первобытного огня; за светом – мрак, и в средоточии того мрака живет Ариман.14 Ормузд и Ариман – первые творения Зерване-Акерене; Ормузд произнес слово, и силы мрака ослабели.15

По египетской религии в начале был мрак, хаос, и в недрах хаоса и мрака был свет – дух. Мрак и хаос тот была Атар; свет-дух Кнеф; пронесся в пространстве, раздалось слово, и мрак начал разлагаться.16

II. Дуализм зла и добра

По персидскому учению начало доброе Ормузд, а злое – Ариман; по египетскому учению начало доброе – Кнеф-Озирис, а начало злое – Тифон Антей-Бузирис. В этом сравнении мы будем руководствоваться Геереном и Крейцером.

Философия Зороастра, по мнению Геерена, имеет исходным пунктом начало зла, тяготеющего над человечеством. Есть царство света, где Царь Ормузд творец и распространитель всего доброго; есть царство мрака, где Царь Ариман источник зла физического и нравственного. Этот идеальный порядок явно списан с гражданского устройства монархий азиатских; но все применено к местности и обстоятельствам. Зороастр жил в государстве, по границам которого бродили кочевые хищные толпы, представлявшие противоположность с жизнью общества политического. Иран, царство Медо-Бактрийское, есть образ царства Ормуздова; Туран, страна кочевий, есть образ царства мрака.17

По египетскому учению, говорить Крейцер, все зло происходить от Тифона, и все добро от Озириса. Вот дуализм очень определенный; но это не все. Идея о Тифоне была применена египтянами к их местности и народности. Племена пастухов, кочевавших беспрестанно по границам, были ими ненавидимы и презираемы, почитаемы злодеями, и могли считаться рабами Тифона.18

Можно было бы к этим выпискам из Геерена и Крейцера прибавить еще несколько из Роде и Гаммера, Гёрреса и Малькольма; можно бы заметить не мало точек, в которых сходятся догматы египетские и персидские, как их излагают писатели, знающие дело; но это заняло бы много места. Я прибавлю только еще одну выписку из Болена, чтобы и его не оставить забытым. Он говорит: «почти все народы Азии принимали змия как злое существо, произведшее зло в мире. Так, в Египте, Тифону, которого самое имя, по мнению некоторых,19 значит змий, посвящен был крокодил; так в Персии – Ариман значил великий змий».20

Можно ли не поверить, что египтяне, подобно персам, были двубожниками?

§ 3. Троебожие

Не без смысла говорят халдейские оракулы, по-своему, что единство произвело двойственность, а оттуда родилась и тройственность:21 символ тройственности был и в Египте, и в Персия, как сейчас увидим.

Кроме Ормузда, царя света и добра; и Аримана, царя зла и тьмы, есть по религии персидской еще одно божество – Мифра,22 предупредившее даже Аримана и Озириса в поклонении себе, как думают Зоэга, Гаммер, Крейцер и т.д.

Мифра, по религии персидской, как все думают согласно, есть посредник между Ормуздом и Ариманом, сподвижник первого, преследующий зло, проистекающее от последнего, и находящийся в соотношении с солнцем.

Об этом божестве упоминают Геродот, Ксенофонт, Плутарх,23 подробно говорит Зендавеста,24 и довольно пространно рассуждают, кроме многих других, Крейцер и Эйхгорн.25

Подобное божество предполагается и по египетскому учению, и есть, как думают, Горус-Аруерис. Если в Озирисе, говорит Гиньо, заметно существо производящее, а в Тифоне существо разрушающее, то Горус есть в свою очередь сохранитель природы, побеждающий начало зла и восстановляющий власть Озириса, или доброго начала, с которым он соединяется. Египтяне представляли себе Горуса в соотношении с солнцем.26

Кроме этой тройственности, которую Гёррес сравнивает, в отношении к Персии, с Индийскою Тримурти,27 так как Болен Индийскую Тримурти сравнивает во многом с египетскою,28 кроме этой тройственности можно найти в обеих религиях еще несколько тройственностей разного рода, разного образа; и любопытно было бы сравнить все эти тройственности.

Этого достаточно для убеждения не верящих в сходство персидских и египетских понятии о тройственности.

§ 4. Многобожие

Не знаю, откуда почерпают сведения те, которые, находя многобожие в Египте, не находят его в Персии; а знаю, что многие, ограничиваясь легким взглядом на Зендские книги, убеждались в противном. Разве то важно, что в Персии боги не называются богами, а царями? Но и в Египте были, кажется, различные названия богов по их важности. Обо всем этом читать не много надобно, стоит заглянуть хотя, например, в одного только Крейцера. Впрочем, мало того, что персидская религия, как всякий может убедиться, представляет подобно египетской, образы многобожия: найти можно, что многобожие той и другой религиозной системы довольно сходно во многих пунктах; и, не заносясь далее, обратиться можно опять к одному Крейцеру, если нет ничего другого под рукою, или к Гёрресу, если этот поэт-философ нравится более.

Дабы не остаться при одном общем месте, я представляю некоторые примеры на удачу.

Возьмем образчик из догматов о порядках богов и их разрядах.

Египет. Развернем Гёрреса об Египте: «Бог, по религии египетской, прежде всего создал Кнефа (Кнуфиса, Нуфи, Агафодемона), создателя духа, света и мира. Он сам – первый свет; он – Гермес, чистый дух, написавший священные книги прежде сотворения мира. Был свет и была тьма; явилось слово и началось создание мира».29

«Первое произведение был Ффа, долженствующий совершать творение Кнефа, устроитель мира, дух жизни всех творений».30

«От Кнефа произошло семь божеств небесных. Из них – первое Ффа; второе Пан-Мендес, всеобщий производитель, мужеская сила порождения, старший из сих богов. Из них Ифестобула, огнь, проникнутый влажностью, дщерь, первобытная земля оплодотворенная, женская сила порождения. Солнце – Озирис есть третий Демиург, составляющий, вместе с Кнефом и Ффою, троицу одну из троиц египетских».31

«Потом созданы восемь Кабиров.32 Эти Кабиры, великие сильные боги, суть: Ремфан; царь неба (Сатурн); Пи-Зевс; Звезда Озириса (Юпитер); Артес (Марс); Созрот (Венера); Пи-Гермес (Меркурий); Солнце, царь Кабиров; Луна, царица Кабиров; Имутес (Звезда неба, Звездное небо), ведущий вселенную, поддерживающий в ней гармонию и жизнь».

«Каждый из Кабиров имеет свою сферу, которою управляет. Луна занимает сферу низшую, между небом и землею, сферу стихий.33 Солнце и пять планет, его окружающих, составляют первую, мужескую половину Кабиров; Луна и пять стихий (эфир, огонь, воздух, вода, земля) – вторую, женскую половину: все вместе образуют 12 богов небесных, второго порядка, происшедших от восьми богов Эмпирея первого порядка. Они приняты в Зодиак».34

«Двенадцати богам – Кабирам, подчинены 36 Деканов и бесчисленные звезды, рассеянные в эфире, и разделенные – на 4 ополчения, по четырем странам света, из которых каждое имеет своего владыку». И так далее.

Может быть я, уже слишком сократил рассказ Гёрреса; но, кажется, это не повредит ясности. Теперь развернем Анкетиля, и выпишем из него о богах персидских.

Гёррес, по-прежнему, будет нашим руководителем.

«Именем Бога, начинает Буидесем, Зенд учит нас, что жизнь дана была, прежде всего, Ормузду и Ариману; потом учит, как мир создан. Ясно сказано в законе, что Ормузд был первый в свете мира с высшею наукою, с чистотой. Этот престол Света, это жилище Ормузда, есть первый свет; эта высшая наука, эта чистота, произведение Ормузда, есть закон.35 Началась борьба между первым светом и первою тьмою; Ормузд произнес, наконец, свое слово, ослабившее Аримана, и началось создание мира».36

«Ормузд, прежде всего, создал Банана, долженствующего правит небом, миром Ормузда».37

«Баман – царь неба,38 царь мира Ормуздова,39 дух божий».40

«Потом созданы все другие Амшаспанды. Всех Амшаспандов семь. Из них один Баман; другой Ардибегешт: он дает огонь, здоровье произведениям, дает величие миру.41 Сапандомад, Изед земли, дочь Ормузда, оплодотворяющая землю, щедро исполняющая желания земледельцу;42 Она принимается за оплодотворенную землю.43 Коршид44 Солнце, есть око Ормузда, живящее природу».45

«Ормузд создал свет между небом и землею, создал звезды, планеты, луну и солнце».46

«Пять звезд: среди неба звезда Меш с планетою Кеван, великая звезда (Сатурн); на юге – Венант с планетою Ангума (Юпитер); на севере Гафторанг с планетою Бфам (Марс); на западе Сатевис с планетою Анагид (Венера); на востоке Таштер с планетою Тир (Меркурий)».47

«Звезды неподвижные, какие можно заметить, были разделены на 12 созвездий-матерей. Имена их: Агнец, Бык, Близнецы, Рак, Лев, Колос, Весы, Скорпион, Лук, Козерог, Ведро, Рыбы. Они были сначала разделены на 18 мужеских Кордегов».48

«Звезды малые созданы сопутниками звездам сих созвездии. Ормузд еще поместил на четырех сторонах неба четырех стражей, бодрствующих над неподвижными звездами, над многочисленными звездами созвездий. Из тех четырех стражей, Таштер хранить восток, Сатевис – запад, Венант – юг и Гафиоранг – север. О тридцати шести Деканах персидских говорит Гёррес.49

Еще два слова. В египетской религии почитаются души. В персидской феруэры: Роде называет феруэров душами,50 а Гёррес души египетские феруэрами.51 Теперь возьмем пример из системы условных принадлежностей многобожия.

Такими условными принадлежностями многобожия считаются, между прочим, почитание животных и идолы, и изображения богов.

«Животные, освященные на земле, говорит Крейцер в отношении к Египту, суть образы и символы божественных животных неба».52 «Египет есть обширное жилище священных животных, над которым, свод звездный расстилается, как покров хранитель».53 «В фетишизме надобно искать первого начала и истинного основания этого поклонения животным».54 «Главные же причины, его поддерживавшие в Египте, были: 1) боязнь и благодарность, надежда уклониться от вреда, наносимого одними и признательность к пользе других; 2) смысл астрономический и календарный, придаваемый животным в Зодиаке; и 3) законы природы, выражаемые инстинктуальною жизнью животных».55

В персидской религии яснее других выражена первая причина, хотя, разумеется, по-своему. Вот что сказано, например, в XX Карде Иешта Амшаду: «Молюсь животным, одеваю, кормлю их, содержу их в добром порядке: они мне дают пищу и все необходимое в жизни»56 – «и животные вредные не забыты».57 Что касается до второй причины поклонения животным, т. е. до смысла астрономического, придаваемого животным в Зодиаке, то она уже явственна из того, что сказано было выше. Наконец и третья причина поклонения животным применяется сколько к Египту, столько же и к Персии: персидская религия приказывает чтить всех тварей, как творения Ормузда.58

Этого мало: есть много животных, которые были чтимы равно и в Персии, и в Египте. Примеров много.

Выше всех других для Египта был бык; и главных быков было три: Мневис, Онуфнс и Апис.59

Для Персии было то же, главных быков было также три: Абудад, и двое от него происшедших.60

Известно также, что Апис, глава быков египетских был черный,61 и по персидской религии глава быков был тоже черный.62

Были почитаемы в Египте собаки,63 были они почитаемы и в Персии.64

Были почитаемы в Египте тельцы, козлы, лошади, змеи, волки, кошки;65 не забыты они и в религии персидской.66

Были почитаемы в Египте птицы,67 были чтимы и в Персии, до того, что персы считали за счастье быть съеденным птицами.68 И так далее.

Кроме того, в Египте были почитаемы различные уроды и уродцы, звери и птицы с человеческими головами, или, напротив, люди с птичьими или звериными головами, звери из разных зверей составленные.69 Было это, хоть и в меньшем употреблении, и в Персии: знали они, персы, быков-верблюдов, быков-лошадей, собак-птиц; знали они и людей с волчьей головой и т.п.70

Еще бы надобно было сказать и об идолах, но это будет уже слишком много. Желающие могут посмотреть на чертежи Кер-Портера, Малькольма и т.д.

Можно бы увеличить число примеров, но, кажется, дело довольно ясно и так. Желающие увериться вполне в том, что религия персидская заключала в себе многобожие, могут взяться за Анкетиля.

§ 5. Всебожие

И оно, к довершению всего, существовало и в Персии, и в Египте, не только в Индии, и оно-то должно высказать причину, объяснит основание того, что и в Персии, и в Египте, кроме двубожия и многобожия, было и единобожие, и троебожие. Так, по крайней мере, думают писатели, на которых я должен ссылаться.

Изъясняя религиозную систему древних египтян, Крейцер говорит, между прочим, и вообще о характере религиозных систем Востока, к которым причисляет и египетскую, и персидскую, воспользуемся его замечаниями.

«В феологии египетской, говорит Крейцер, владычествует система проистечения (эманации), заставляющая не только отличать, но и действительно отделять одну от другой принадлежности великого существа, Бога единственного и всеобщего, так чтобы всякую принадлежность считать особенным существом, считать одного бога множеством богов, и вместе с тем верить, что все боги суть одно божество, и всякое проистечение божие есть сам бог».71

«Не должно, впрочем, забывать, продолжает он, что дух Востока представляет в исторической форме то, что наша новая метафизика понимает и представляет отвлеченно, помощью целого ряда идей и размышлений. Эти царствования богов, эти божественные династии, продолжающиеся веки веков, до начала династий человеческих, все они – не что другое, как само божество, бесконечное существо, проистекающее само из себя, постепенно разливающееся по всем сферам и оживляющее собою всю вселенную».72

Я предполагал еще привести такое же мнение и Гёрреса о развитии религий, но сократить его трудно, а вполне выписывать слишком пространно.73

Надеюсь, что из всех моих сличений нельзя сделать иного заключения кроме того, которое высказано уже в начале статьи.

Из. Срезневский

* * *

1

Об источниках для религии персидской и египетской см. Creuzer Religions de l'Antiquité, trad. par I. D. Guigniaut, Paris, 1825, I. 11. 665 и след. 748.

2

Pauw, Recherches sur les Egyptiens... Paris l'an. III. – 11, 126.

3

Creuzer, I, 1, 407.

4

Creuzer, I, 1, 445.

5

Anquetil du Perron, Zend-A-Westa. Paris 1771. I. 2, 414.

6

Görres, Mithengeschichte der Asiatischen Welt. Heidelberg 1810, II. 344. – Rohlen, Das alte Indien. Königsberg 1830, I, 157–158. Он восклицает: «Mangel an Originalschriften!» Поэтому очень плохо рассуждает о религии египетской.

7

Anquetil, Zend-A-Westa. Paris 1771. I. 2, 414. Kleuker, Anhang sur Zend-a-westa, II. 1. 117. Рассуждение Анкетиля: Exposition du Système théologique des perses. Анкетиль замечает: Ормузд есть первый Ямшаснаид, следовательно, Зерване Акерене есть начало и Ормузда, и Аримана. – Зерване Акерене, по мнению Анкетиля, значит время без границ; по мнению же Гаутона, Бодена и других, – не созданное все.

8

Anquetil, Zend-A-Westa, II, 343–344. Там же см. любопытную выписку из Эльма-Эслам.

9

Creuzer, I, 1, 325 и след. I. 11. 692–700.

10

Görres, II. 354. Гёррес даже сравнивает египетского Пиромиса с персидским Зерване-Акерене, II. 349.

11

Görres, II. 347. Догмат о верховном Божестве египтян развит подробно Гёрресом, II, 344–352.

12

Creuzer, I, 11, 610.

13

Creuzer, I, 1,321, 417.

14

Görres, I, 221–222.

15

Anquetil, Zend-A-westa, II, 433–434.

16

Görres, II, 359–381.

17

Heeren, De la polilique et du commerce des peuples de l'Antiquité, trad. par W. Suckau. Paris, 1830, I. 479–481.

18

Creuzer, I. 1, 417–419. Далее следует полнейшее развитие того дуализма в применении к Антею с Геркулесом и к Бузирису с Геркулесом, 417–424.

19

Gatterer, Comment. Societates Götting. VII, стр. 33. Tihfo (змий) и Тифон однозвучны.

20

Bohlen, Das alte Indien, I. 248–249.

21

Görres, I. 283.

22

Мифра есть персидское испорченное слово مِهرْ, что значит солнце, прим. ред.

23

Геродот, I. 102, 131, III, 8. – Ксенофонт, Экономика, IV, 24. Киропедия, VII, 3, 18. – Плутарх, Об Изиде и Озирисе, 46.

24

Anquetil, Zend-Aweata, II, 729.

25

Creuzer, I. 1. 345–381. – Ср. Kleuker, Anhang z. Zend-Awesta, II. 3. 82. Görres, I, 253–255. – Eichhorn, De deo Sole indicto Mithra. Comment. Societatis Götting. rec. III, 155. Срав. S. de Sacy, Mystéres du Paganisme par S. Croix, II. 147–150.

26

Creuzer, I, 11. 807.

27

Görres, I, 255.

28

Bohlen, I, 201.

29

Görres, II. 33, 359–361.

30

Görres, II, 362.

31

Görres, II. 372, 374.

32

Самое слово Кабир كَبِير по-арабски означает великий. Прим. ред.

33

Görres, II, 342, 374.

34

Görres, II, 377, 379–380.

35

Anquetil, Zend-Awesta, II, 343.

36

Anquetil, Zend-Awesta, II, 348.

37

Anquetil, Zend-Awesta, II, 348.

38

Anquetil, Zend-Awesta, I; 2, 416.

39

Anquetil, Zend-Awesta, I, 2, 156, 168.

40

Anquetil, Zend-Awesta, II. 316, 325.

41

Anquetil, Zend-Awesta.

42

Anquetil, Zend-Awesta, I, 2, 93, 120.

43

Anquetil, Zend-Awesta, II, 774.

44

Персидское слово خود شيد, солнце. Прим. ред.

45

Anquetil, Zend-Awesta, I. 2, 87, 98. II, 253, 275, 782–783.

46

Anquetil, Zend-Awesta, II, 398.

47

Anquetil, Zend-Awesla, II, 356.

48

Anquetil, Zend-Awesta, II, 348–349.

49

Görres, I, 242.

50

Rhode, Die heilige Sage und das gesamte Religions System der alten Baktrer, Meder und Perser. Frankf. 1820, 194, 201, 394–412.

51

Görres, II, 30.

52

Creuzer, I, 1, 408.

53

Creuzer, I, 1, 494.

54

Creuzer, I, 1, 500.

55

Creuzer, I, 1, 500–501. Cp. Görres, II, 399.

56

Anquetil, Zend-Awesta, II, 298.

57

Anquetil, Zend-Awesta, II, 630.

58

Anquetil, Zend-Awesta, II, 639.

59

Creuzer, I, 1, 498–499, – Görres, II, 397–398.

60

Anquetil, II, 352, 362.

61

Creuzer, I, 499. – Görres, II, 397.

62

Anquetil, Zend-Awesta, II, 397.

63

Creuzer, I, 1, 495, 498.

64

Anquetil, Zend-Awesta, II, 653–654.

65

Creuzer, I, 1, 494–509.

66

Anquetil, Zend-Awesta, II, 644, 647, 652, 653, 712.

67

Creuzer, I, 1, 496.

68

Anquetil, Zend-Awesta, II, 743.

69

Creuzer, I, 1, 502.

70

Anquetil, Zend-Awesta, II, 646, 654, 718. Можно ещё заглянуть в чертежи, приложенные к французскому переводу Крейцера, табл. XXII и след.

71

Creuzer, I, 1, 407–408.

72

Creuzer, I, 1, 411–413.

73

Görres, I, 16–31.


Источник: Срезневский И.И. Сближение религии персидской с египетской // Журнал Министерства народного просвещения. 1839. Ч. 22. № 2. С. 188-206.

Комментарии для сайта Cackle