Источник

Красные ворота в Москве

От Земляного города, обнимавшего Москву с восточной, северной и западной сторон, уцелели, кроме Сретенских, или Сухаревой башни, Красные ворота, кои прежде назывались то Флоровскими, то Мясницкими, потому что замыкали улицу Флоровку или Мясники. (1) На чертеже Москвы, изданном при Царе Михаиле Феодоровиче, в Деревянном городе, или Скородоме, между Сретенскими и Покровскими, видны три глухие башни. Из этого можно заключить, что проезд сделан тогда, когда устроен Земляной город, и когда проложены новые улицы; чему, без сомнения, дали повод пожары, опустошавшие Скородом. Так в Мае 1648 г. посады все около Москвы без остатку погорели, и потом учинилась большая смута. (2) Нам неизвестно время построения деревянных ворот на этом месте, окруженном стрелецкими слободами; но они уже существовали при Петре I, равно и при Императрице Анне Ивановне; в Мичуриновом чертеже Москвы 1739 года упомянуты Красные вороты у церкви Трех Святителей. Из указа, 4718 года, 24 Января, видно, что при них, подобно как и при других воротах Земляного города, отставные солдаты сбирали в казну пошлины со всех возов. Таким сбором заведывал тогда Гвардии Майор Ушаков.

Занимая место на красивой возвышенности, по пути к Краснопрудскому дворцу и Красному селу, ворота сии и при Петре I известны были также под именем Красных и потому, что покрыты были красною краскою.

В подражание римским триумфам – высочайшей почести победоносных военачальников – сей Государь первый начал сооружать в честь своих побед триумфальные ворота на главных улицах столицы, на мостах и при въезде в город: он сам придумывал для них планы и эмблематические украшения, сочинял надписи. Первое взятие Азова ознаменовано им первыми триумфальными в Москве вратами, о коих сказано нами при описании Каменного моста. Примеру его следовала и дочь его Императрица Елисавета. К ее коронации, 1742 года, в Москве устроено четверо триумфальных ворот: 1) на Тверской, 2) на Мясницкой, 3) близ Аннингофского зимнего дворца у Яузы и 4) Синодальные в Китае у Казанского собора. В сооружении их участвовали все сословия народа: духовенство, дворянство и купечество. (3) Красные ворота устроены каменные на иждивение Московского купечества архитектором Князем Ухтомским; прочие были деревянные.

После коронации своей, Императрица имела торжественное и великолепное шествие из Кремля в Аннингофский дворец через Мясницкие триумфальные ворота, где Московский Магистрат и знатное Московское купечество приносили всеподданнейшее поздравление и дары (презенты) Ее Величеству и владетельному Герцогу Голштинскому, Петру Феодоровичу. Во время шествия Императрицы музыканты в нишах проезда играми на трубах и литаврах. По всему пути стояли в параде Гвардия и напольные полки; по приближении Императрицы, выходили из домов хозяева с семействами в праздничном платье и приносили Ей всеподданнейшее поздравление.

Тогда ворота сии представляли совсем другой вид, нежели ныне. Живопись, ваяние, лепная работа и витийство, украсив их картинами, статуями, эмблемами и аллегорическими надписями, кои теперь уже не существуют, придали им монументальный характер. По обеим сторонам их стояли по три пирамиды с обрезными арматурами.

Хотя приложенный здесь рисунок сего памятника и представляет нам первобытный его вид; но не дает еще полного понятия о подробностях, кои сообщит нам «обстоятельное описание св. коронования Императрицы Елисаветы Петровны, еже бысть вшествие 28 Февраля, коронование 25 Апреля, 1742 года. Спб. 1744 г. в лист.»

Как теперь, так и в то время, ворота сии имели один главный проезд и два боковые портала с галлереями или парапетом для пешеходцев.

Со входу переднего фасада изображены лепною работой: 1) Императрица Елисавета Петровна, стоящая на троне, 2) четыре государства: Московское, Казанское, Астраханское

и Сибирское, с своими гербами, приносящие к имени своей Государыни географическую карту России, с надписью: се достояние твое! 3) четыре части света, сидящие при земном глобусе, из них «особенно весело себя оказывает Европа», имеющая на персях своих вензловое имя Елисаветы. Надпись: мне вящие всех. На другом фасаде: 4) Промысл Божий во образе девы благолепной, указующей перстом на Императорский престол с регалиями. Надпись: природным. 5) Гербы всех провинций в золотом кольце, привязанные бантами и лентами разных цветов, с масличными зелеными ветвями; в средине их слова: днесь забыхом печали наша. 6) Гора Парнасская и на ней Аполлон с музами: днесь не умолчим. В своде больших ворот: 7) Благодать Божия во облаках ниспосылает на землю росу, цветы, венцы, пер ла, каменья драгоценные, книги, инструменты и монеты – с надписью: неоскудно. В самых воротах по стенам: 8) Россия, стоящая на коленях с воздетыми руками к небу; около ее терниe; она испущает глас: доколе сия будут? от неба сходящая ветвь зеленая с вензловым именем Елисаветы и надписью: сим увеселишися; 9) Св. Борис, Глеб и Александр Невский, в облаках молящиеся Господу, и слова: Сохрани ю во имя твое. 10) Орденские знаки Св. Апостола Андрея, лежащие с одеждою на табурете, а вверху в облаках Первозванный, указующий на сии регалии – и надпись: достойному достойное. 41) Пророк Самуил, помазующий Давида, с следующими словами из 1 Царств XVI, 43. «Помажи, яко той Бог (читай сей благ) есть;» 12) Мариам Пророчица, сестра Ааронова, держащая в руке своей тимпаны и окруженная многими женами и девами также с тимпанами, возглашает: Поим Господеви, славно бо прославися. 13) Храм, освещенный паникадилом с горящими свечами, внизу народ. Надпись: в общую пользу. 14) Марс, веселящийся в доспехах и цветах, с надписью: торжествую. 15) Нептун с трезубцем и флагом, едущий на дельфинах, с надписью: в вящшее прихожу.

Сверх того, менышие картины в пьедесталах, писанные по золоту, изображали:

1) Лавр, к солнцу преклоненный, с надписью; от небеснаго света осияваетея; 2) котву, (якорь) снизпущаемую с небес к обуреваемому кораблю, с словами: от Господа помощь 3) Корону в облаках, до которой летит орел, с надписанием: прожену. 4) Дуб зеленой, на ветвях его птицы и надпись: веселимся. 5) Змия, зияющего огнем на лилию, под охраною щита с неба; надпись: всуе. 6) Камень, источающий источник: всем довольно. 7) Алмаз, светлейший между бисерами и жемчугами, с надписью: яко солнце между прочими светилами. 8) Весы в зодиаке: в пременах непременны. 9) Голубицу, приносящую в устах масличную ветвь, радости провозвестница. 10) Орла, прогоняющего сов и нетопырей от прекрасного сада, с надписью: Не ваше cиe место. 11) Цветы с восхождением солнца распускающиеся: приветствуют восходяща. 12) Пук стрел, связанный лентою: вся содержит едина. 13) Сноп пшеницы связанный: не жнущаго, но сеющаго. 14) Цитронное дерево, обильное плодами: токмо от солнца. 15) Корону на столе, с надписанием: честь и благолепие. 16) Зерцало с словами: всем равно. 17) Рой пчел с маткою: вси следуют. 18) Орла, держащего стрелы с надписью: страх врагам. 19) Жертвенник, устроенный на подобие сердца: – сердца смиренна Бог не уничижит. 20) Корону, а над нею крест с надписью: под сим безопасна. 21) Меч, наверху коего око, с надписью: сила и провидение. 22) Глобус с короною, от коей изливаются лучи с надписью: Царем прилично. 23) Руно золотое – достойны обретает. 24) Лампаду, горящую с надписью: всем светит. 25) Солнце, на колеснице везомое по небу – вся просветит. 26) Столп огненный – предводит люди. 27) Щит – сохраняет и защищает. 28) Камень иакинф, имеющий силу прогонять скорби, с надписью: печали от сердец прогонит. 29) Корону царскую посреди щитов и прочей арматуры–соблюдайте. 30) Руку, держащую крест из облаков – крепость моя. 31) Ключи, крестообразно сложенные, с надписью: удобные отверсти. 32) Часы столовые – Едино зде начало. 33) Глобус земной, поддерживаемый книгою и мечем, с надписью: сими мир стоит. 34) Имя Еммануила, начертанное во свете, с словами: кто на ны? 35) Сноп золотой, связанный порфировидною повязкой, с надписью: драгое украшается благолепием. 37) Сердце, из которого прозябает роза и лилия, с надписью: сердце мое процвете. 38) Царскую порфиру, украшенную драгоценными каменьями, с надписью: порфирородна облечется. 39) Радугу на небе – провещает ведро. 40) Трубу зрительную с надписью: далече видит.

Знаменательные сии картины и надписи сочинены, как полагают, Профессором Штелином при содействии Архиепископа Новгородского Амвросия Юшкевича. Они намекают нам на обстоятельства предшествовавшие и последовавшие вступлению дщери Петровой на родительский престол, на ее права и обеты, на отрадные надежды отечества, на торжество ее над врагами православия, коих надпись и приветственное слово Архиепископа Новгородского называет «тернием, совами и нетопырями;» обращаясь к предшествовавшему Елисавете времени, духовный вития говорит: «у нас не токмо учителей, но и учения и книги их вязали, ковали и в темницы затворяли, и уже к тому приходило, что в своем православном Государстве о вере своей и уст отворить опасно было».

Такими чертами в надписях изображен дух того времени в России! Но обратимся к описанию самого памятника.

Кроме картин, триумфальные ворота украшались аллегорическими резными статуями с позолотою; таковы были: Мужество, Верность, Изобилие, Бодрcтвие, Економия, Постоянство, Mepкурий и Милость.

Верх ворот увенчан стоящею и доныне на своем пьедестале медною вызолоченною статуей Славы, которая в одной руке держит трубу с прапором, а в другой с венком пальмовую ветвь. Притом два Ангела и шесть точеных ваз, над круглыми столпами шестнадцать капителей, восемь кракштейнов, десять раковин с фестонами. Все картины окаймлены были золочеными столярными наличниками, четыре обрезные живописные Ангела поддерживали золоченый балдахин, а четыре предстояли Промыслу Божию и изображению Императрицы; с обеих сторон из балдахинов выходило золотое сияние.

Как на переднем, так и на заднем фасаде ворот изображены два орла с арматурами и четыре щита, или картелли между статуями.

Столь разнообразно и великолепно украшены были сии триумфальные арки, сооруженные, как сказано в описании коронации Императрицы Елисаветы Петровны, «в стиле ордена Композиты.» Так называли архитекторы, изучавшие в XV веке памятники древности, виды ордена Коринфского, в коих капители украшены были завитками ионическими. Такой орден, впрочем отвергаемый художниками, служил более двух веков типом для новейших зодчих, которые приспособляли его к разным родам зданий. (4) Ему следовал и Русский зодчий Князь Дмитрий Ухтомский, основатель архитектурной школы в Москве. Взяв в образец для Московских триумфальных ворот, кроме Римских и Конетантиновых, триумфальные du Tröne, построенные 1670 года Клавдием Перотом (Claude Perrault) в Париже, он увенчал верх их балдахином, коего нет на последних; для большего великолепия придал зданию разные орнаменты. Хотя время и истребило их; но не менее того оправдало прочность кладки здания из белых тесаных камней с железными связями. В стене боковых порталов железные двери ведут в ниши главного входа.

В продолжение стаодиннадцатилетнего существования на Москве, памятник сей счастливого царствования Елисаветы подвергался превратностям. В 1748 году коснулось его пламя пожара, свирепствовавшего в Земляном городе, обгорели снаружи прекрасные произведения живописи, ваяния и лепной работы, коими красовались сии ворота. По указу Правительствующего Сената, в 1753 году, они возобновлены Архитектурии Гезелем Князем Сергеем Ухтомским, сыном их зодчего, Архитектурии учениками Иваном Кутузовым и Дашковым. Резную работу на них производил из белого камня Гофъинтендантской конторы рещик Михайло Зимин. (5) После этого, их опять поправляли и при каждой починке они теряли свой первобытный характер. В течение 63 лет, вензловое имя Елисаветы на них сменялось именами Петра III, Екатерины II, Павла I и Александра I. Теперь они ознаменованы Августейшим именем Николая I, столь ревностно заботящегося о соблюдении и поддержании памятников Русской старины.

Красные ворота в Москве 1850 года

Сии триумфальные ворота, еще и доныне сохраняющие свой монументальный характер, уцелели одни из всех подобных зданий в Москве, коими, начиная с Петра I, Государи Российские ознаменовали свои торжественные шествия в древнюю столицу. С ними соединено еще воспоминание о потехах масличных, в коих участвовал сам Петр I с офицерами, (6) о деревянной комидиальной храмине, о невиданном дотоле подвижном маскараде первого нашего актера Волкова: Торжествующая Минерва, который 1763 г. на Маслянице от Красных ворот шествовал по улицам на двухстах колесницах. (7) Близь Красных ворот был огромный деревянный дом г. Татищева, где Императрица Екатерина II с трона говорила речь собранным депутатам о сочинении нового Уложения. Проезжая чрез сии ворота в 1780 году, на гулянье народное на Красном пруде, (8) Римский Император Иосиф II, останавливался полюбоваться сим памятником завоевательницы Пруссии. В день коронования Императора Павла I от Никольских до Красных ворот поставлены были столы с разными кушаньями и напитками для угощения народа. Самое урочище вокруг сего здания слывет у Красных ворот, близ коих Куракинская богадельня, подобно им, временем своего основания напоминает и год возшествия на престол Елисаветы к отраде России.


Источник: Русская старина в памятниках церковнаго и гражданскаго зодчества / Сост. А. Мартыновым ; текст Н. М. Снегирева. - Изд. 2-е с доп. - Москва : В типографии Ведом. Моск. Гор. Полиции, 1848-. / Год 4. - 1853. - 140 с., [18] л. факс.

Комментарии для сайта Cackle