Глава 21
Лк.21:1. Воззрев же ви́де вметáющыя в хрáм: набдя́щии имения дары́ своя́ богáтыя.
Лк.21:2. Ви́де же и некую вдови́цу убóгу вметáющу тý две лéпте,
Лк.21:3. и речé: вои́стинну глагóлю вáм, я́ко вдови́ца сия́ убóгая мнóжае всех ввéрже:
Лк.21:4. вси́ бо сии от избы́тка своегó ввергóша в дáры богови: сия́ же от лишéния своегó всé житиé, éже име́, ввéрже.
(Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.)
Сказания о вдовице, положившей в церковную сокровищницу две лепты, нет у еванг. Матфея, а находится оно у Марка (Мк.12:41, 44) и Луки, и сей последний излагает это обстоятельство с небольшим отличием от сказания первого. У Марка говорится, что Иисус Христос сидел против сокровищницы храма и смотрел, как народ кладет деньги туда. Сокровищницею называлась сборная кружка, находившаяся в храме на так называемом дворе жен, в которую клали добровольные приношения в пользу храма, т. е. на его поддержку, богослужебные принадлежности и пр. Пред праздником Пасхи особенно много собиралось таких пожертвований, потому что пред этим праздником никто не входил в храм, не положив в эту кружку сколько-нибудь денег, по мере своего усердия и средств. (Чит. о храме в объясн. 27 ст. 2 гл.)
Две лепты. Лепта, это – самая мелкая монета, равнявшаяся четверти нашей копейки, так называвшейся у нас прежде полушке. Две лепты равнялись мелкой же римской монете, называвшейся кодрантом, который составлял половину нашей копейки, – так называвшейся нашей деньге, денежке. Больше (множае) всех положила (вверже). Больше и по сравнению с другими жертвователями, потому что те подавали, не истощая своих средств (от избытка своего), а она положила от скудости своей (от лишения своего) все пропитание (житие) свое, какое имела (еже име), т. е. свое последнее, и поэтому больше и по ценности.
Зач. 104-е. Пророчество о разрушении Иерусалима и о втором пришествии Христовом.
Читается в среду 29-й недели по Пятидесятнице.
Как повод к произнесению сего пророчества, так и самое пророчество изложены и в Евангелиях Матфея (Мф.24), и Марка (Мк.13). Еванг. Лука передает совершенно одинаково с ними, но – где в одних и тех же словах, а где и с некоторою небольшею разницею.
Лк.21:5. И неким глагóлющым о цéркви, я́ко кáмением дóбрым и сосýды укрáшена, речé:
(И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал:)
По Евангелиям Матфея и Марка, ученики, указав Господу на здания храма, заговорили о красоте их. И по сказанию первого, поводом к тому было следующее обстоятельство: когда после своей обличительной речи на фарисеев и вообще на весь еврейский народ, Иисус Христос сказал, что храм, святилище их, в наказание за неверие в Него – в Мессию, будет оставлен Богом и запустеет (23 гл.); то, услышав такое печальное предсказание относительно храма, ученики Его, проходя горою Елеонскою (о ней чит. в объясн. 29 ст. 11 гл.), откуда очень хорошо был виден храм со всеми при нем зданиями, притворами, дворами и пр., указали Господу на красоту храма, недоумевая, как может быть оставлена в запустении такая красота и такая драгоценность, – им казалось, что разрушение храма будет оскорблением Самого Бога и погибелью иудейской веры и народа, и тогда Он высказал Апостолам Свое пророчество о разрушении храма. У евангелиста Матфея говорится, что вообще ученики указали Господу на красоту зданий храма, Марк же говорит, что сначала один из них указал Ему на здание храма, а потом, когда Господь изрек пророчество о разрушении храма, четверо из Апостолов Петр, Иаков, Иоанн и Андрей спросили Его о времени сего разрушения и тем вызвали Его на целую беседу о разрушении храма и Иерусалима и кончине мира. Но в этом нет противоречия, а только – один из евангелистов определенно рассказывает о том, о чем другой упоминает только в общих чертах. Камением добрым и сосуды украшена (украшен дорогими камнями и вкладами). Камни, из которых построены были здания храма, действительно были замечательны, – дорогие, огромные. По свидетельству еврейского историка Флавия, они были около 25 локтей в длину, 12 в ширину и 8 в толщину. (Локоть – мера 11 1/2 вершков). Казалось, что такой постройке и веку не будет. Вкладами, т. е. приношениями в дар Богу для украшения храма. Известно, что древние завоеватели имели обычай посвящать часть своей добычи в дар Богу, также и благочестивые люди делали разные вклады в храмы, для украшения их. Так Ирод принес в храм в дар сделанную из золота, виноградную лозу. Блажен. Феофилакт под вкладами разумеет находившиеся в храме, резные и изваянные изображения херувимов, пальмы и т. п. (Мих.)
Лк.21:6. сия́ я́же ви́дите, прии́дут дние, в ня́же не остáнет кáмень на кáмени, и́же не разори́тся.
(придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено.)
Не останет (не останется) камень на камени, иже не разорится (все будет разрушено). Так, действительно, и совершилось чрез 36 лет после произнесения сего пророчества и в 70 году после Рождества Христова. В это время иудеи возмутились против римлян, и римляне, взяв Иерусалим, разрушили и сожгли храм. Предводитель римлян Тит желал-было сохранить храм, как особенную драгоценность, но воля человеческая была не в силах нарушить определение Божие: иудеи сами зажгли притворы храма, а один из римских воинов, вопреки приказанию начальства, бросил горящую головню чрез окно в самый храм, и он тотчас был объят пламенем и сгорел. Впоследствии, при императоре Траяне, были уничтожены и самые следы храма. В 4-м столетии римский император Юлиан – отступник от веры Христовой, вздумал-было посмеяться над пророчеством Христовым, – пытался восстановить иерусалимский храм; но – с великим посрамлением для себя принужден был оставить это дело: огонь, спадавший с неба и вырывавшийся клубами из земли, мешал делу работавших.
Лк.21:7. Вопроси́ша же егó, глагóлюще: учи́телю, когдá ýбо сия́ бýдут? и чтó éсть знáмение, егдá хотя́т сия́ бы́ти?
(И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?)
Когда сия будут, и что есть знамение (какой признак), егда хотят сия быти (когда это должно произойти)? По еванг. Матфею, ученики спрашивали Господа о двух предметах: о времени разрушения Иерусалима и о кончине мира. Сообразно этим вопросам изложена у него и речь Господа. У еванг. Луки, как и у Марка, видимо излагается ответ на один вопрос – о разрушении Иерусалима; но так как обстоятельство разрушения сего города служит и прообразом конца мира, то можно думать, что вопрос: когда это будет? относится собственно к разрушению Иерусалима, а вопрос: какой признак, когда это должно произойти? – ко второму пришествию Христову и кончине мира, именно спрашивается о признаке (какой признак), по которому можно было бы угадывать, когда это пришествие должно произойти. Апостолы думали, что вместе с разрушением Иерусалима последует и конец мира. Сообразно сему Господь и ответы на эти два вопроса дает слитно, так что в них соединяется вместе то, что относится к разрушению Иерусалима, когда кончится судьба церкви ветхозаветной, и ко второму пришествию Его, когда совершится судьба церкви новозаветной. По сей причине эта речь Христова о разрушении Иерусалима и втором Его пришествии одна из самых затруднительных для объяснения, и не все, даже древние толкователи, одинаково объясняют некоторые места ее. Она – речь пророческая, а в пророческих речах обыкновенно события близкие и отдаленные как бы сливаются, особенно если одно, ближайшее, служит прообразом другого, отдаленнейшего. (Мих.) Таким образом напр, у пророка Исаии (гл. 40–66), изображаются события избавления евреев из плена Вавилонского и избавления всего человечества Мессиею из плена диавола и греха, из которых первое служит прообразом второго. А здесь суд над иудеями изображает собою суд над всем миром.
Зач. 105. Пророчество о разрушении Иерусалима и втором пришествии Христовом (продолжение).
Читается в субботу мясопустную.
Лк.21:8. О́н же речé: блюди́те, да не прельщéни бýдете: мнóзи бо прии́дут во и́мя моé, глагóлюще, я́ко áз éсмь: и врéмя прибли́жися. Не изы́дите ýбо вослед и́х.
(Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.)
Блюдите, да не прельщени будете (берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение) и пр. Здесь Господь указывает на первый признак разрушения Иерусалима, это – на появление обольстителей, т. е. таких людей, которые будут вводить в заблуждение, именно отклонять от веры в Него и склонять к другой вере, которых прежде всего беречься Он и заповедует Своим ученикам. Мнози бо приидут во имя Мое и пр. По вознесении Господнем скоро оправдалось это предречение: явилось много лжемессий – обольстителей. Таковы были: Досифей самарянин, прямо называвший себя Сыном Божиим, и др. (Деян.5:36, 21:38). И время приближися (это время близко). Эти слова указывают, что здесь идет речь только о разрушении Иерусалима и предшествовавших оному бедствиях.
Лк.21:9. Егдá же услы́шите брáни и нестроéния, не убóйтеся: подобáет бо си́м бы́ти прéжде: но не ý áбие кончи́на.
(Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.)
Второй признак разрушения Иерусалима и бедствий при сем, это, по словам Господа, – войны и смятения, по Матфею и Марку, еще военные слухи. И по смерти римского императора Августа, до времени разрушения Иерусалима, действительно много было войн и возмущений, особенно из-за римского престола. Военные слухи. Тут разумеются отдаленные войны, о которых только слухи будут доходить до Иудей. Но не у абие кончина (не тотчас конец), т. е. конец не века или мира, а Иерусалима.
Лк.21:10. Тогдá глагóлаше и́м: востáнет (бо) язы́к на язы́к, и цáрство на цáрство:
Лк.21:11. трýси же вели́цы по местом, и глáди и пáгубы бýдут, страховáния же и знáмения вéлия с небесé бýдут.
(Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.)
Восстанет бо язык на язык (народ на народ), царство на царство. Так в то время евреи и сириане вооружались друг против друга из-за обладания городом Кесариею; в Галилее Иоанн Фискаль хотел оспорить власть у Иосифа; в Иерусалиме Зилоты грабили публичную казну, умерщвляли лучших соотечественников, и призвали идумеев в город для усиления своей партии. (Воскр. Чт.) И будут труси велицы (большие землетрясения) по местом и глади и пагубы. Пророк Агав, как пишется в Деяниях Апостольских (Деян.11:28), предсказал голод в Иудее, и голод был так силен в Иерусалиме, что множество народа умерло от него. Голод был в Риме, Палестине и Греции в сороковых годах по Р. Хр. Землетрясения разрушили некоторые из городов, как то: Лаодикию, Иераполь, Колоссы и др. (Мих.) Страхованы (ужасные явления) и знамения велия с небесе. Историк Флавий повествует о следующнх явлениях и знамениях: комета в виде меча целый год являлась над Иерусалимом, в воздухе видны были толпы сражающихся всадников, виден был необыкновенный свет ночью вокруг жертвенника, в праздник Пасхи двери храма, которые с трудом отворяли 20 человек, отворились сами собою; в праздник Пятидесятницы был слышен в храме голос: «пойдем отсюда.» Святитель Филарет при этом замечает: «ум пытливый может сказать: каким образом подобает быть и таким событиям, как брани, бедствия и страдания даже лучших из человеков, и это под управлением премудрого, праведного и благого Провидения?» и, между прочим, так отвечает на этот вопрос: «Можешь ли сомневаться, что Христос есть самая премудрость, правда и благость? Как же можешь сомневаться и в том, что если чему, по Его предусмотрению, под Его владычеством, подобает быти, то непременно бывает и будет сообразно с премудростию, правдою и благостию. Можешь усмотреть и в самых событиях, если будешь смотреть чистым оком». У еванг. Матфея здесь прибавлено: Все же это начало болезней рождения, т. е. начало тех бедствий, которые будут пред разрушением Иерусалима и храма, а самые бедствия еще впереди. Бедствия эти Господь сравнивает с болезнями рождения по их тягости и чувствительности.
Зач. 106. Пророчество о разрушении Иерусалима и втором пришествии Христовом (продолжение).
Читается во вторник 29-ой недели по Пятидесятнице.
Здесь и в дальнейшей части сей главы, до конца ее, изображаются те бедствия, которые ученики Христовы должны будут претерпеть пред временем и в самое время разрушения Иерусалима и второго пришествия Христова, и излагаются наставления им от Господа на сей случай. Все это записано и евангелистами Матфеем (Мф.24:9) и Марком (Мк.13:9). Еванг. Лука повествует об этом более согласно с Марком, чем с Матфеем, но с некоторыми своими особенностями: так еванг. Матфей изложил это ранее, когда повествовал о послании Иисусом Христом Апостолов на проповедь (Мф.10).
Лк.21:12. Прéжде же си́х всех возложáт на вы́ рýки своя́, и ижденýт, предаю́ще на сóнмища и темни́цы, ведóмы к царéм и влады́кам, и́мене моегó рáди:
Лк.21:13. прилучи́тся же вáм во свидетелство.
(Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства.)
Прежде всех (всего того), по Матфею, тогда, т. е. до времени бедствий при разрушении Иерусалима римлянами, в продолжении времени Апостольской проповеди иудеям и язычникам, от времен Христа до разрушения Иерусалима (Мих.). У еван. Марка предварительно Господь предостерегает Апостолов следующими словами: смотрите за собой, то есть будьте внимательны к своему положению, не поддайтесь обольщениям, страху и малодушию среди предстоящих гонений, которым придется вам подвергнуться. Возложат на вы (вас) руки, т. е. с целию причинить вам бедствия и неприятности. Ижденут (будут гнать) – ненавидеть, преследовать. Предающе на сонмища (синагоги) и темницы. Так иудеи три раза воздвигали гонение на Апостолов и верующих во Христа, били и убивали их. Напр., были убиты в это время свв. Апостолы: архидиакон Стефан, Иаков Заведеев и Иаков, брат Божий. Римский же император Нерон, воздвигнув гонение на христиан, умертвил свв. апостолов Петра и Павла. Оттого так преследовали христиан, что ненавидели их. А ненавидели потому, что учение их религии было совершенно противоположно языческому учению. Напр., христианская религия проповедывала, вместо языческого себялюбия, любовь к другим, как к самим себе; вместо гордости и мщения – смирение и прощение; вместо роскоши и сластолюбия – скромность и воздержание и т. п. Кроме того, простой народ, видя, что христиане не участвуют в приношении языческих жертв, называл их безбожниками. Случались ли какие общественные бедствия: засуха, болезни, винили в них христиан, будто эти бедствия происходили в наказание за непочитание ими языческих богов. Философы, или ученые люди, по своей гордости, почитали суеверием веру в Распятого на кресте. Прилучится вам во свидетельство (будет вам это для свидетельства), т. е. в это время вы будете свидетельствовать пред всеми о Христе – именно исповедывать сами и проповедывать другим веру в Него, как Спасителя мира. Иисус Христос говорил это Своим ученикам и прежде – еще тогда, когда посылал их на проповедь Своего Евангелия в Иудее, предсказывая вместе и те беды и скорби, которые предстояли им во время проповеди. Теперь Он повторил эти изречения.
Лк.21:14. Положи́те ýбо на сердцáх вáших, не прéжде поучáтися отвещавáти:
Лк.21:15. áз бо дáм вáм устá и премýдрость, éйже не возмóгут проти́витися или́ отвещáти вси́ противля́ющиися вáм.
(Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.)
Положите на сердцах ваших (себе на сердце), т. е. примите к сердцу, потверже запомните. Не прежде поучатися отвещавати (не обдумывать заранее, что отвечать) и пр. Апостолы были из людей бедных, неученых рыбарей; посему, понятно, они могли беспокоиться, как и что будут говорить, когда предстанут пред правителями и образованными людьми. И Господь успокаивает их, говоря, чтобы они не заботились об этом, потому что Аз (Я) дам вам уста и премудрость и пр. Уста, т. е. силу, убедительность слова, премудрость, т. е. дар говорить мудро, соответственно времени, месту и обстоятельствам. У еванг. Матфея и Марка, вместо сих слов, сказано: не вы будете говорить, но Дух Святый, т. е. Сам Бог, Дух Св., третье лицо Св. Троицы. Не возмогут противитися (противоречить), или отвещати (противостоять), т. е. противостоять силе и убедительности их слов. Так священники удивлялись необычайной мудрости Апостолов Петра и Иоанна, когда судили их в синедрионе за проповедь о Христе (Деян.4:13.). У еванг. Матфея (Мф.24:14) и Марка (Мк.13:10) здесь прибавлено: и во всех народах, во всей вселенной прежде будет проповедано евангелие, т. е. прежде, чем настанет конец Иерусалима, Евангелие Христово будет уже проповедано и другим народам кроме иудеев. Так, по свидетельству одного из Апостолов (Рим.10:18), действительно еще до времени разрушения Иерусалима и гибели Иудейского царства, Апостолы пронесли Евангелие по всей земле, возвестили его всей твари поднебесной (Кол.1:23). Ап. Павел сам в таких словах говорит об этом: по всей земле прошел голос их (Апостолов) и до пределов вселенной слова их (Рим.10:18). И это обстоятельство, т. е. что проповедь Евангелия Христова распространилась повсюду еще прежде разрушения Иерусалима, послужило к большему осуждению иудеев, замечает блаж. Феофилакт. Ибо, видя, что проповедь сия в краткое время распространилась по всему миру, они должны были бы признать в этом силу Божию, покаяться и таким образом избавиться от бедствий. Но они не вразумились, потому и подвергнутся большему осуждению.
Лк.21:16. Прéдани же бýдете и роди́тели и брáтиею и рóдом и дрýги, и умертвя́т от вáс:
Лк.21:17. и бýдете ненави́дими от всех и́мене моегó рáди.
(Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое,)
Предани будете и пр. Люди неверующие, привязанные к своей еврейской или языческой вере, будут так ненавидеть проповедников христианской веры, как равно и тех, которые примут ее, что не пощадят самых близких из своих родных – брат неверующий будет предавать на смерть своего родного брата, неверующие родители будут восставать за веру на детей, дети на родителей и умерщвлять друг друга. Все это в точности и исполнилось сначала на самих Апостолах, а затем на христианах во времена гонений. И вообще Господь предрекает Своим последователям: будете ненавидимы всеми, т. е. неверующими и нечестивыми, имене Моего ради (за имя Мое), – за веру Мою. Здесь слово есть употреблено в смысле многие. Так в греческом языке иногда употребляется это слово.
Лк.21:18. И влáс главы́ вáшея не поги́бнет.
(но и волос с головы вашей не пропадет, –)
Влас главы вашея не погибнет. Это – народное присловие, которое означает преимущественно покровительство Божие Его верующим, особенно Апостолам. В другом месте о подобном же покровительстве в Евангелии Луки (Лк.12:7), как и Матфея (Мф.10:30), сказано так: у вас и волосы есть сочтены. Это значит, что как ни будут враждовать против Апостолов и вообще против верующих во Христа, Бог особенно будет покровительствовать им и охранять жизнь их, необходимую для проповеди Христовой, охранять даже и в обыденных, незначительных, обстоятельствах их жизни.
Лк.21:19. В терпении вáшем стяжи́те дýшы вáшя.
(терпением вашим спасайте души ваши.)
Это – тоже выражение, что у евангелиста Матфея и Марка: претерпевший до конца спасется (Мф.10:22; Мк.13:13). Претерпевший. т. е. оставшийся твердым в вере и претерпевший за то оскорбления и мучения, до конца, – до конца этих оскорблений и мучений или до конца своей жизни (Феоф. и Злат.), спасен будет, т. е. получит блаженство в царстве небесном. Так и было, как мы знаем, со свв. Апостолами и мучениками.
Лк.21:20. Егдá же ýзрите обстои́м Иерусали́м вóи, тогдá разумейте, я́ко прибли́жися запустение емý.
(Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его:)
Повествование о бедствиях при разрушении самого Иерусалима у еванг. Луки сходно с повествованиями Матфея (Мф.24:15 и дал.) и Марка (Мк.13:14 и дал.), хотя имеет и некоторые свои особенности.
Узрите (увидите) обстоим Иерусалим вои (окруженный войсками), т. е. римскими. У еванг. Матфея и Марка сказано иначе: увидите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящую, где не должно. Мерзость запустения, или омерзительное запустение, это, – по толкованию св. Златоуста, римские войска, осадившие и взявшие Иерусалим, и их языческие знамена, водруженные на месте разрушенного храма. Известно, что когда римляне взяли Иерусалим, то поставили своих идолов в полуразрушенном храме и приносили здесь им жертвы. Так как св. Лука писал свое Евангелие для христианина из язычников (Феофила), то он и не указывает на пророчество Даниила о запустении Иерусалима и об осквернении храма, как делают это свв. Матфей и Марк, а говорит прямо об этом самом обстоятельстве, – он говорит только о начале запустения, а первые говорят о самом запустении.
Лк.21:21. Тогдá сýщии во Иудéи да бегают в гóры: и и́же посреде егó, да исхóдят: и и́же во странáх, да не вхóдят в óн:
(тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него,)
Тогда, т. е. при разрушении Иерусалима, сущие (находящееся) в Иудеи, т. е. все, не только сами иудеи, но и христиане да бегают в горы, – бегут от войны, ища себе безопасного убежища, бегут в горы, так как в ровных местах нельзя будет найти убежища от множества неприятельского войска. Известно, что Палестина – страна гористая, и в горах ее было много пещер и глухих мест, где можно было укрыться. Так Давид укрывался от преследования Саула там в горах и пещерах. Иже посреде его (кто в городе) и пр., это значит то же, что у Матфея и Марка или у самого Луки (Лк.17:31): кто на кровле, тот не сходи в дом и не сходи взять что-нибудь из дома своего. И кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою. (Объяснение сего чит. в объясн. 31 ст. 17 гл.)
Лк.21:22. я́ко дние отмщéнию сии сýть, я́ко испóлнитися всемý пи́санному.
(потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.)
Дние отмщению, т. е. дни суда и наказания избранного народа Еврейского за отвержение Мессии и вообще за неверность Богу, своему Благодетелю. Яко исполнитися (да исполнится) всему писанному. Известно, что пророки, начиная с самого Моисея (Втор.28), всегда угрожали евреям бедствиями за неверность своему Богу, каковые и исполнялись в свое время. Так за это при Салманассаре было разрушено царство Израильское, а при Навуходоносоре царство Иудейское, и как израильтяне, так и иудеи потерпели, плен; Навуходоносором был разрушен самый город Иерусалим и в нем храм. А пророк Даниил за 490 лет до Р. Хр. предсказал, что когда после 62 седмин поражен будет Помазанник, т. е. отвергнут и умерщвлен, Мессия – Христос, то и город и святилище, т. е. Иерусалим и храм, разорит народ князя грядущего, т. е. Навуходоносора, царя вавилонского, и конец его как бы в потопе будет, и до конца войны предопределено onустошение, на крыле храма мерзость запустения будет и до исполнения предназначенной меры гнев будет литься на опустошенное (Дан.9:26, 27). Исполнение сего Даниилова пророчества и подобных оному, написанных пророками, указывается здесь в разрушении Иерусалима и храма.
Лк.21:23. Гóре же имýщым во утрóбе и доя́щым в ты́я дни́: бýдет бо бедá вéлия на земли́, и гнев на лю́дех си́х,
Лк.21:24. и падýт во óстрии мечá, и пленéни бýдут во вся́ язы́ки: и Иерусали́м бýдет попирáем язы́ки, дóндеже скончáются временá язы́к.
(Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.)
Здесь говорится, что особенно будет худо беременным и кормящим грудью детей, женщинам во дни разрушения Иерусалима, потому что тем и другим неудобно бежать, чтобы спастись: первым потому, что они, отягощаемые беременностью, по немощи не могут удобно бежать; а последним потому, что они, связанные узами сострадания к детям, не могут спасти вместе с собою питающихся сосцами. (Злат.) Будет беда велия (великое бедствие) и пр. Так действительно и было при разрушении Иерусалима. Иудейский писатель Иосиф Флавий свидетельствует, что тогда погибло иудеев более миллиона. Такое, по-видимому, невероятное множество погибших объясняется тем, что осада Иерусалима началась во время праздника Пасхи, когда собиралось в Иерусалим евреев до двух миллионов, кроме женщин и детей. Римские воины, ворвавшись в город, умерщвляли без различия всех, кого только встречали, и беспощадно жгли дома с их жителями. А иные дома они находили уже полными трупов умерших от голода. От голода иудеи ели то, к чему отказывались прикасаться неразборчивые на пищу животные, ели даже трупы умерших людей. Город до такой степени наполнен был кровию, что во многих местах пламя пожара потухало от нее. Множество иудеев было распято на крестах, так что недоставало места около Иерусалима для постановления крестов. Многие еще умирали от открывшейся в городе язвы. Затем иудеи, лишенные отечества, рассеяны были по всему свету. Так исполнилось высказанное иудеями заклятие: кровь Его (И. X.) на нас и на детях наших (Мф.27:25). Так наказан был народ иудейский за отвержение Мессии! Так погиб их главный город Иерусалим с великолепным храмом в нем! Но что же теперь иудеи? Они доселе тщетно продолжают устремлять свой взор к Иерусалиму и ожидать обетованного Мессию. У еванг. Матфея и Марка тут сказано: если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть, но ради избранных сократятся те дни. Те дни, т. е. дни бедствий при разрушении Иерусалима. Не спаслась бы никакая плоть, – все жители Иудеи погибли бы от меча, голода и язвы. Ради избранных, т. е. христиан. Христиане называются избранными потому, что они избраны Богом из среды всех людей быть членами царства Христова (1Пет.1:1; Рим.1:7 и т. п.). Нет сомнения, что в Иерусалиме и окрестностях его было немало иудеев, уверовавших во Христа; ради их-то, т. е. для того, чтобы сохранить христиан от бедствий и погибели, и были сокращены дни бедствий. И из истории разрушения Иерусалима известно, что осаждавший его, Тит, сначала имел намерение принудить иудеев к сдаче города голодом, для чего окружил его новою стеною. Но дела римской империи принудили его ускорить осаду и взять город приступом. Иерусалим будет попираем языки (язычниками). Это значит, что Иерусалимом завладеют язычники, и он будет у них в угнетенном, уничиженном состоянии. Образ. выражения взят от обычая древних восточных завоевателей – становиться на спину побежденных ими царей в знак их уничижения и покорности (Нав.10:24; 2Цар. 22:40 и др.). Так и случилось: сначала завладели Иерусалимом римляне, потом сарацины, а затем турки, которые и доселе владеют им. Дондеже скончаются времени язык (доколе не окончатся времена язычников). Тут указывается время, доколе будет продолжаться уничижение священного города Иерусалима. Это место затруднительное для объяснения, и объясняется оно различно. Прямой смысл его может быть такой: Иерусалим будет во власти неверующих до тех пор, пока все народы не сделаются христианами; на таковый смысл некоторым образом указывают поставленные в связи с этим изречением у Матфея (Мф.24:14) и Марка (Мк.13:10) слова Христовы: проповедано будет Евангелие по всей вселенной во всех народах. (Мих.) «Но Евангелие тогда уже при Апостолах проповедано было по всей вселенной (см. объясн. Мф.24:14), пишет еписк. Михаил. О сем ли речь? По возвышенному созерцанию Ап. Павла, отвержение Богом Израиля было (и есть) не совершенное, не окончательное; со временем Бог опять примет к себе этот некогда возлюбленный народ Свой. Это будет тогда, когда войдет в царство Мессии полное число язычников (Рим.11:25 и дал.). Не об этом ли времени язычников и говорит Господь в рассматриваемом месте? не тогда ли окончатся эти времена язычников, когда полное число их войдет в царство Христово? Когда это будет? ответа конечно нельзя дать и – только благоговейно следует повторить слова великого Апостола язычников, излившиеся из сердца его при сем величественном созерцании судеб царства Мессии: о бездна богатства, премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неизследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень. Или кто был советником Ему (Рим.11:33, 34).
Лк.21:25. И бýдут знáмения в сóлнце и луне и звездáх: и на земли́ тугá язы́ком от нечáяния, шýма морского и возмущéния,
(И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится;)
И будут знамения в солнце и пр. Эти и дальнейшие предсказания уже относятся не ко времени разрушения Иерусалима, а ко второму пришествию Христову (чит. объясн. 7 ст.). У евангел. Матфея и Марка сказано: солнце померкнет и луна не даст света своего. Это означает изменение законов природы, новое устроение мира соответственно имеющему настать новому порядку в царстве Христовом (Мих.). На земли туга языком от нечаяния (уныние народов и недоумение). Это произойдет от предчувствия чего-то страшного, решительного (Мих). Море восшумит и возмутится. Этим означается не волнение морское, а волнение среди людей, т. е. что бедствия пройдут по земле, как потоп, как грозное море, волнующееся во время бури. (Ис.8:78; Откр.18:15. Мих.).
Лк.21:26. издыхающим человеком от стрáха и чáяния грядýщих на вселéнную: си́лы бо небéсныя подви́гнутся.
(люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются,)
Издыхающим человеком от страха. Это не значит, что люди будут умирать от страха предстоящих ужасных событий, но – изнывать, томиться в ожидании сего. Силы небесные, т. е. Ангелы, подвигнутся (поколеблются). «Ибо если они удивились и ужаснулись, когда сотворены были звезды (Иов.38:7), уясняет Златоуст; то как им не ужаснуться и не поколебаться гораздо более, когда увидят, что все прообразуется, сослужители их (люди) испытываются, вся вселенная предстоит страшному судилищу и все, от Адама до пришествия Христова существовавшие, должны дать отчет во всех своих действиях».
Лк.21:27. И тогдá ýзрят Сы́на человеческа грядýща на о́блацех с си́лою и слáвою мнóгою.
(и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.)
Здесь изображается самое второе пришествие Христово для всемирного суда и преобразования всего мира, хотя вместе с тем разумеется и разрушение Иерусалима. Сына Человеческого, Господа Иисуса Христа. (7:34) Судию мира, Грядущего на облаках (облацех), подобно как Он по воскресении вознесся на небо на облаках. С силою и славою многою (великою). Сила Господа проявится во время второго Его пришествия в Его славных действиях: так Он произведет потребление земли огнем (2Пет.3:7), воскресит тела мертвых (Ин.5:29, 30), изменит живых во образ воскресших (1Фес.4:17) и произведет суд над всеми живыми и мертвыми (Мф.25:34, 46); слава же Христова явится тогда в величии всего Его пришествия, в сопровождении тем Ангелов (Мф.25:31). У еванг. Матфея сказано, что пред явлением Господа для суда явится на небе знамение Его, т. е. крест, – орудие, на котором Иисус Христос совершил спасение рода человеческого (Лк.24:30). Для чего при втором пришествии Христовом явится крест? «Для того, говорит блаж. Феофилакт, чтобы совершенно посрамить бесстыдство Иудеев. Ибо Христос придет на сей суд, имея величайшее оправдание – крест, показывая не только раны, но и постыдную смерть. Крест назван знамением Господа, потому что он служит победным и царским знамением Его». В Евангелии же Матфея тут прибавлено: Тогда восплачутся вся колена земная, восплачутся от страха славного пришествия Христова и великого переворота в мире; в частности восплачутся все колена земли Иудейской, оплакивая свое непослушание Христу – Мессии, Его отвержение и даже распятие на кресте; восплачутся и все, которые, хотя были христианами, но мудрствовали земная, т. е. жили не так, как требовала Христова вера. (Феоф.)
Зач. 107. Пророчество Христово о разрушении Иерусалима и втором Своем пришествии. (Продолжение).
Читается в четверг 29-й недели по Пятидесятнице.
Лк.21:28. Начинáющым же си́м бывáти, восклони́теся и воздви́гните главы́ вáшя: Занé приближáется избавлéние вáше.
(Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.)
Начинающим сим бывати (когда начнет это сбываться), т. е. когда начнут совершаться предсказанные Господом скорби пред разрушением Иерусалима и вторым пришествием Его, о чем доселе была ведена Им речь. Восклонитеся и воздвигните (поднимите) главы ваша, т. е. ободритесь. Образ взят от того, что печальные обыкновенно ходят понурив голову, а потом обрадованные поднимают ее. (Мих.) Приближается избавление ваше. Это обстоятельство одинаково относится и ко времени разрушения Иерусалима, и ко времени второго пришествия Христова. Приближается время суда, а вместе с тем и наказания людей нечестивых и награждения истинных учеников Христовых. Это страшно для первых, но отрадно для последних: для этих последних оно будет избавлением от тех скорбей и бедствий, которые приходилось им терпеть в жизни от неверующих и нечестивых.
Лк.21:29. И речé при́тчу и́м: ви́дите смокóвницу и вся́ древá:
Лк.21:30. егдá прошибáются ужé, ви́дяще сáми весте, я́ко бли́з жáтва éсть.
Лк.21:31. Тáко и вы́, егдá ýзрите сия́ бывáюща, ведите, я́ко бли́з éсть цáрствие Бóжие.
(И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето. Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.)
Притча о смоковнице приводится Господом и у евангелистов Матфея (Мф.24:32, 33) и Марка (Мк.13:28, 29). Св. Златоуст так объясняет это место о смоковнице: «Господь привел в пример смоковницу для подтверждения того, что Его предсказания непременно исполнятся. Ибо как необходимо быть первому, т. е. оживлению смоковницы, так равно и последнему, т. е. лету. Сия бывающа (то сбывающимся), т е. все те предсказания и предзнаменования пришествия Христова для суда над Иерусалимом и над всем миром, о чем говорил Господь выше. Близ есть царствие Божие. У Матфея и Марка сказано просто: близко при дверях, т. е. близко пришествие Христово для суда над Иерусалимом и всем миром. Слова св. Луки близко царствие Божие имеют такое-же значение, но ими выражается еще то, что с разрушением Иерусалима откроется на земле церковь христианская, а со вторым пришествием Христовым – райское блаженство на небе (о царствии Божии чит. объясн. 43 ст. 4 гл.).
Лк.21:32. Ами́нь глагóлю вáм, я́ко не и́мать прейти́ рóд сéй, дóндеже вся́ сия́ бýдут.
Лк.21:33. Нéбо и земля́ мимои́дет, а словесá моя́ не и́мут прейти́.
(Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.)
Не имать прейти род сей. В отношении Иерусалима слова эти значат, что еще не умрет жившее в то время поколение, как разрушение его последует, как оно и было чрез 36 лет после произнесения этого пророчества Господом и в 70 г. от Р. Хр. В отношении же второго пришествия Христова их толкуют так: все предсказанное случится, а род верных, т. е. христиан, пребудет и не прервется ни от одного из означенных бедствий. (Злат, и Феоф.) «Разрушится Иерусалим и погибнет большая часть иудеев, говорит св. Златоуст, но ничто не преодолеет сего рода: ни голод, ни мор, ни землетрясение, ни ужасы браней, ни лжехристы, ни лжепророки, ни другие подобные искушения». Вся сия (все сие), т. е. все те бедствия и скорби, которые предречены Господом на время разрушения Иерусалима и второго Его пришествия, будут (сбудутся). Т. е. скорее разрушится небо и земля, столь твердые и неподвижные, нежели прейдет, – останется неисполнившимся одно Христово слово. Небо и земля мимо идет (прейдет) и пр. Это – утверждение непреложности всего предсказанного Иисусом Христом. (Чит. подобное у Матфея 18 ст 5 гл.)
Лк.21:34. Внемли́те же себе, да не когдá отягчáют сердцá вáша объядéнием и пия́нством и печáльми житéйскими, и нáйдет на вы́ внезáпу дéнь тóй:
(Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно,)
Пророческую Свою речь о разрушении Иерусалима и о втором пришествии Своем, по сказанию евангелиста Луки, как равно Матфея (Мф.24:42 и дал.) и Марка (Мк.13:33 и дал.), Господь заключает наставлением о духовном бодрствовании. Эта часть речи у еванг. Луки имеет некоторую особенность против первых двух. Внемлите себе (смотрите за собою), т. е. не будьте беспечны, а будьте внимательны в отношении к себе, к своему образу жизни, чтобы указанный день суда не застал вас неготовыми к нему. Да не когда отягчают (чтобы не отягчались) сердца ваша объядением и пьянством и пр. Здесь указывается на пример беспечности во дни Ноевы пред потопом. У еванг. Матфея это выражено яснее: как во дни Ноя перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег. И не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех. Так будет и пришествие Сына Человеческого (Мф.24:37–39).
Лк.21:35. я́ко сеть бо прии́дет на вся́ живýщыя на лицы́ всея́ земли́.
(ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному;)
Здесь сравнивается суд Мессии с ловлею рыбы посредством сети. Рыба спокойно плавает в воде и не догадывается, что подводят к ней сеть, и – неожиданно попадает в сеть. Точно также застанет и суд Божий людей, живущих в духовной беспечности.
Лк.21:36. Бди́те ýбо на вся́ко врéмя моля́щеся, да сподóбитеся убежáти всех си́х хотя́щих бы́ти, и стáти пред сы́ном человеческим.
(итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.)
Бдите (бодрствуйте) на всякое время и молитеся. Это – указание от Господа средств, чтобы быть постоянно готовыми ко дню суда и к избежанию тех бедствий, которые имеют предшествовать сему суду – непрестанное памятование об этом дне, постоянные приготовления к нему и молитва: да сподобитеся убежати и пр. Стати (предстать) пред Сыном Человеческим, т. е. пред Ним, Христом, Судьею всего мира, на страшном суде, для оправдания от Него. В Евангелиях Матфея и Марка к словам: молитесь и бодрствуйте прибавлено: ибо не знаете, когда наступит это время, т. е. разрушение Иерусалима и второе пришествие Христово. Спаситель указал общие признаки наступления того и другого, но не благоволил открыть точно дня и часа: потому что это не только бесполезно, но даже и вредно. Вот что пишет по поводу сего св. Василий Великий: «Христос умолчал о времени суда потому только, что не полезно было слышать о сем, ибо всегдашнее ожидание делает более ревностными в благочестии, а знание, что до суда еще долго, сделало бы более нерадивыми в благочестии, по надежде, что можно спастись, покаявшись впоследствии». В другой раз Господь прямо заметил Апостолам: не ваше дело знать времена и сроки (Деян.1:7). По Евангелиям Матфея и Марка, неизвестность пришествия Своего Господь уподобляет неизвестности для слуги возвращения его господина домой.
Зач. 108.
Читается в пяток 29-й недели по Пятидесятнице.
Лк.21:37. Бе же во дни́ во цéркви учя́: нóщию же исходя́ водворя́шеся в горе нарицáемей Елеóн.
Лк.21:38. И вси́ лю́дие из ýтра прихождáху к немý во цéрковь послýшати егó.
(Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою. И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его.)
О Елеонской горе чит. в объясн. 29 ст. 11 гл. Ночи проводил Иисус Христос на этой горе, – уединялся сюда Он, по всей вероятности, для молитвы. По Евангелию Матфея (Мф.25), после предсказания о разрушении Иерусалима и о втором Своем пришествии Иисус Христос предложил слушателям притчи о десяти девах и о талантах, научающие приготовлению ко второму Его пришествию для всемирного суда, и учение о самом суде. Евангелист Лука, также как и Марк, опускают все это.