Хронология Нестора и его продолжателей

Источник

„В лето 6360, индикта 15, наченшю Михаилу царствовати, начася прозывати Руска земля“. Вот основной текст Несторовой Хронологии; из него видно, что летописец принял Византийское летосчисление, что доказывает и вся его летопись; тоже видим и у его последователей или преемников в деле летописания. Но, принимая Византийскую Хронологию, Нестор в то же время, как русский, не оставлял и русского разграничения времени, чтобы быть понятнее для своих читателей. А посему мы видим у него пасхальный греческий порядок седмиц года и расположение церковных праздников по церковному годичному кругу, начинающемуся с Сентябрьского новолетия, индиктовый порядок годов и другие принадлежности Византийского календаря; но в то же время встречаем и гражданский Русский год, начинающийся Мартом месяцем. Это смешение времяисчисления с первого раза представляется довольно запутанным и темным, так что легко можно подумать, что Нестор держался только Византийского календаря и принимал Сентябрьский год, а не Мартовский. Чтобы избежать такой запутанности, я прежде всего соберу места летописи, ясно доказывающие употребление Мартовских годов, а потом покажу, как в древности у нас соединяли Русский календарь с Византийским.

Вот места Несторовой летописи, которые осязательно доказывают, что летописец по Русскому календарю начинал год Мартом месяцем и оканчивал Февралем, и что у него везде идет счет годам Мартовским, а не Сентябрьским. В летописи по Лаврентиевскому, Ипатиевскому, Троицкому и Кенигсбергскому спискам написано:

1-е, на странице 13: „В лето 6420 посла Олег мужи свои построити мира и положити ряды межи Греки и Русью“. А на странице 16 в мирном договоре сделана помета: «И таково написание дахом царства нашего на утвержение обоему пребывати таковому свещанию на утвержение и извещение межи вами бывающаго мира, месяца Сентября в 2, а в неделю 15 в лето от создания мира 6420». Здесь, если не принять Мартовского года у Нестора, то нельзя объяснить, каким образом послы Олега, отправленные из Киева в 6420 году, успели заключить мир и получить подписанный Византийским Двором трактат 2-го сентября того же 6420 года?

2-е, на стр. 19: „В лето 6453 присла Роман и Костантин и Стефан слы к Игореви построити мира первого; Игорь же глагола с ними о мире. Посла Игорь муже своя к Роману, Роман же созва Боляре и Сановники“, которые и заключили мирный договор с Игоревыми послами. Потом Игоревы послы возвратились в Киев с Византийским посольством, которое и привело Игоря к присяге. По отпуске Византийских послов из Киева, сказано все в том же 6453 году: „Игорь же нача княжити в Киеве, мир имея ко всем странам. И приспев осень нача мыслити на Древляны“. Здесь невольно рождается мысль, что, ежели бы Нестор принимал Сентябрьский год, то, наверное бы, пред словами: приспе осень, ему надлежало поставить в лето 6154; не начиная же здесь нового года, он ясно доказывает, что принимал в своей летописи Мартовский, а не Сентябрьский год.

3-е, на стр. 31 сказано: „…месяца Июля индикта 14-го в лето 6479 аз Князь Святослав“ и проч. Здесь описывается, как Святослав заключил в это время мир с Цимисхием и на возвратном пути из Болгарии зимовал в Белобережье: „Весне же приспевши в лето 6480 поиде Святослав в пороги, и нападе нань Куря“. Ясно, что весне приспевши, т.е., мартом месяцем начинается год; иначе бы Нестор число 6480 должен был поставить прежде слов: зимовал в Белобережьи.

4-е, на стр. 72 сказано про Ростилава Тмутараканского: „И умре месяца Февраля в 3 день (в 6573 году)“ и вслед за тем: „в лето 6574 заратися Всеслав … и совокупишася обои (с Ярославичами) на Немизе, месяца Марта в 3 день“.

Очевидно, что 6573 год здесь оканчивается Февралем, a 6574 начинается Мартом.

5-е, на стр. 85 и 86 летописец, описывая происшествия 6586 года, держит такой порядок: „В лето 6586 беже Олег сын Святославль Тмутараканю от Всеволода месяца Априля. В сеже лето убиен бысть Глеб, сын Святославль, в Заволочьи; его же тело положено бысть Чернигов за Спасом месяца Июля 23 день…приведе Олег и Борис поганыя на Руськую землю, и поидоста на Всеволода с половцы, и победиша половцы Русь месяца Августа в 25. Олег же и Борис придоста Чернигову и бывшей сечи на Нежатине Ниве ... убиен бысть Князь Изяслав месяца Октомбря в 3 день“. Очевидно, ежели бы у летописца год начинался сентябрем, то здесь 3 Октября принадлежало бы к 6587 году, а не к 6586, как стоит в летописи.

6-е, на стр. 107–109, описывая войну Олега Святославича с детьми Мономаха в 1096 году, летописец говорит: „Олег пойде к нему (Изяславу) полком, и сступишася обои, бысть брань люта; и убиша Изяслава месяца Семтября в 6 день“. Потом, после многих походов Мстислава и Олега, летописец пишет все в том же 1096 году: „И наста Феодорова неделя поста, и приспе Федорова Субота, а Мстиславу седящу на обеде, приде ему весть яко Олег на Клязме и посла к Олегови глаголя: не бегай ни камо же, но пошлися к братьи своей с мольбою, не лишать тя Руськые земли. ...Се же бысть исходящю лету 6604, индикта 4-го“. Здесь осязательно является Мартовский год; ибо около Феодоровой недели поста; т.е., как значится по пасхальным таблицам, в конце Февраля месяца, летописец говорит: „се же бысть исходящю лету 6604“, стало быть, Февраль месяц считался последним месяцем в году.

7-е, на cтp. 117. Вот описание происшествий 1101 года: ,,В лето 6609 преставися Всеслав Полотьский князь, месяца Апреля в 14 день, в 9 час дня, в среду. В то же лето заратися Ярослав Ярополчичь Берестьи… том же лете совокупишася вся братья ... на Золотьчи... и створиша мир с половци, и пояша тали межи собою, месяца Семтября в 15день“.

Здесь Сентябрь следует в одном и том же 6609 году после Апреля, стало быть, год начинается не Сентябрем.

8-е, на той же странице, при описании происшествий 6610 года: „В тоже лето бысть знаменье в луне, месяца Февраля в 5 день. Того же месяца в 7 день бысть знаменье в солнци. На придущее лето вложи·Бог мысль добру в Руськые Князи, умыслиша дерзнути на Половце и поити в их землю, еже и бысть, якоже скажем послеже в пришедшее лето“. Следующий же год летописец начинает: „В лето 6611 Бог вложи в сердце Князем Рускым мысль благу, Святополку и Володимиру, и снястася думати на Долобьске ... И почаша думати и глаголати дружина Святополча: „Яко негодмо ныне, весне, ити хочем, погубити смерды“. Опять один год кончается Февралем, а другой начинается Мартом, яко негодио ныне весне, и проч.

9-е, на стр. 119: „В лето 6612. Ведена дщи Володарева за царевичь за Олексиничь, Царю-городу, месяца Июлиа в 20. Том же летии ведена Предслава, дщи Святополча, в Угры за Королевичь, августа в 21. Том же лете приде Митрополит Никифор в Русь, месяца Декабря в, 6 день. Того же месяца преставися Вячеслав Ярополчичь, в 13 день. Сего же лета изходяща посла Святополк Путяту на Менеск“. И здесь исход лета признается после Декабря, а не перед Сентябрем, следовательно, Мартовский год.

10-е: ,,В лето 6615, индикта, круг луны 4-е лето, а солнечного круга 8 лето. В се же лето преставися Володимеря, месяца Маия в 7 день. Тогоже месяца воева Боняк и зая кони у Переяславля. Том же лете приде Боняк и Шарукан старый, и ини князи мнози, и сташа около Лубьна ... и бывшей сечи… Половци отбегоша товара своего, еже взяша Русскии вои, месяца Августа в 12 день... В тоже лето преставися княгини Святополча мати, месяца Генваря в 4 день. Том же лете и того же месяца, иде Володимер, и Давыд, и Олег к Аепе и другому Аепе, и створиша мир“. Тот же порядок месяцев: между Маем и Январем нет нового года; а посему и здесь у летописца Мартовский, а не Сентябрьский год.

11-е, на стр. 110. При описании знамения, бывшего в Печерском монастыре, в 1110 году, летописец заключает свой рассказ словами: „Знамение се бысть месяца Февраля в 11 день, исходящю сему лету“. Что может быть очевиднее, что у летописца принимается Мартовский год, а не Сентябрьский, когда он прямо говорит, что Февраль месяц последний в году: месяца Февраля в 11 день, исходящю сему лету. После такого прямого указания спор уже невозможен, и все сомнения устранены, но пойдем далее – не изменяют ли Нестору его продолжатели.

Вот их свидетельства: по Лаврентиевскому списку на стр. 136: ,,В лето 6654... везоша Всеволода Вышегороду, и тамо скончася месяца Июля в 30 день ... месяца Августа в 13 день прииде Изяслав в Киев, хваля и славя Бoга, ...· и почетырех днех емше Игоря в болоте, и приведоша к нему ... и домолися (Игорь) послав к Изяславу глаголя: еда бых ся постригл; и повеле Изяслав пострищи и епископу Переяславскому Еуфимью, и пришед постриже и месяца Генваря в 5 день“. Здесь продолжатели не изменяют Нестору: у них тоже Мартовский год; ибо между Августом и Январем не означено новолетия; но пойдем далее.

13-е, на стр. 176. При описании происшествий 1203 года сказано: „В лето 6711, месяца Генваря во 2 день, на память св. Сильвестра Папы Римскаго, взят бысть Киев Рюриком... Тоеже зимы знамения бысть многа на небеси… Того же лета исходяща Февраля в 16 день приходи Роман ко Вручеву на Рюрика“. Здесь продолжатель Нестора уже говорит, что год оканчивается Февралем месяцем; того же лета исходяща Февраля, и пр.

14-е, на стр. 181. При описании 1207 года: „В лето 6715, Всеволод же Князь великий доспев весь, пойде месяца Августа в 19 день, в неделю и приде на Москву... повеле изъимати их (Рязанских Киязей) с своими думцами, и вести их в Володимир, месяца Сентября в 22 день, Св. Фокы в день суботный. Потом Всеволод пошел войною по земле Рязанской и осадил Пронск... И стояша около города три недели, и предашася людие в четверг третие недели, месяца Октября в 18 день“. Между Августом и Октябрем нет новолетия, следовательно, не Сентябрьский год, а Мартовский.

15-е, на стр. 188, под 6728 годом: ,,Τοгο же лета преставися митрополит Киевский Матфей, месяца Августа в 26 день. Тоеже зимы преставися Княгини Константинова Огафья, месяца Генваря в 21“. Опять между Августом и Январем о новолетии ни слова.

16-е, на стр. 198, под 6745 годом: „Татарове поплениша Володимер, и всю ту сторону… и несть места, ни вси, ни сел тацех редко, идеже не воеваша на Суздальской земли; и взяша городов 14, опрочь слобод и погостов, в один месяц Февраль, кончевающуся 45-му лету“. И здесь 6745 год явно оканчивается Февралем, стало быть, в летописи Мартовское новолетие, а не Сентябрьское.

Или еще из Новгородских летописей:

17-е, на стр. 6: „В лето 6642 почаша мълвити о Суждальстей войне Новгородьци, и убиша мужь свои и свергоша и с моста, в суботу пянтикостьную. Том же лете погоре търговый пол, Августа в 4. Том же лете ходи Всеволод с Новгородьци...· ииде Исаия игумен сълом Кыеву; приде опять с Митрополитом Михайлом Новугороду, Декабря в 9. В том же лете, на зиму иде Всеволод на Суждаль ратью, и вься Новгородьская область, месяца Декабря в 31 ... и бишася на Ждан горе ... месяца Генваря в 26 ... створше мир придоша опять, и пустиша Митрополита Киеву, месяца Феураря в 10 в мясопустную неделю“. Здесь год, по порядку описываемых происшествий, очевидно начинается Мартом месяцем и оканчивается Февралем: „Почаша мълъвити о Суждальстой войне в суботу пянтикостьную... и пустиша Митрополита Киеву месяца Феураря в 10-й.

18-е, на стр. 7: „В лето 6644 индикта лето 14 Новгородьци Князя своего Всеволода въсадиша в Епископль двор, месяца Маия в 28... и седе два месяца; и пустиша из города Июля в 15... В то же лето приде Новугороду Князь Святослав Ольговичь ... месяца Июля в 19 преже 14 каланда Августа, в неделю на сбор Св. Еуфимие, в 3 час дне, а луне небесней в 19 день. Том же лете наставшю индикта 15, убиша Гюргя Жирославича... месяца Сентября. В то же лето святиша церковь Святого Николы в 5 Декабря“.

19-е, на той же странице: „В лето 6645, настанущю в 7 Марта индикта лето 15, беже Костянтин посадник к Всеволоду“. Сии два последние указания свидетельствуют не только о Мартовском годе летописца, но и объясняют, как вместе с Мартовским годом принимался нашими предками индиктовый порядок годов с Сентября. „В лето 6644, индикта лето 14·Новгородьци всадиша князя... Том же лете, нacmaвιιιу индикта 15, убиша Гюргя... месяца Сентября. И далее: В лето 6645, настанущю в 7 Марта индикта лето 15, бежа Костянтин посадник, и проч.

20-е, на стр, 17: „В лето 6686, индикта 10, месяца априля в 20, преставися Князь Мстислав, а брата его Яропълка посадиша Новегороде на столе. И зая Всеволод гость Новгородскыи, и показаша Новгородьци путь Яропълку, и тъгда Новгородьци послаша по Романа Смольньску, и въниде на сбор по чистей неделе“. Вероятно, уже 11-го индиктового года.

21-е, на стр. 23: „В лето 6704 заложиста црьковь камяну Св. Кюрила Къснятин и Дмитр братеника с Лубяней уличи , и начаша делати месяца априля, а коньцяша месяца Июля в 8, на Св. Прокопия; и святи ю владыка Мартурии, на зиму месяца Генваря в 12 на Св. Татияны... исходящу лету, слахуся Новгородьци к Всеволоду посадника деля Мирошке“. Здесь исход лета или года считается уже после Января, следовательно, год начинается не Сентябрем.

22-е. А вот и прямой начин года Мартом месяцем, на стр. 24: „В лето 6705 приде Князь из Чернигова Новугороду Яропълък Ярославичь, на вьрьбницю настанущю лъту Мртъм месяцем“. Здесь летописец ясно говорит: наставшу лету Мартом месяцем.

23-е, на стр. 25: ,,В лето 6709 Новгородьци Богом избраннаго Митрофана въведоша в Епископы по Мартурии; и иде в Русь ставиться к Митрополиту, и поставлен бысть месяца Июля в 3 день... и приде в Новгород Сентября в 14, на Въздвижение честнаго креста“. Митрофан возвратился в Новгород в том же 6709 году, хотя уже приехал 14 Сентября.

Ежели бы год начинался Сентябрем, то летописец должен бы был сказать: „Приде в Новгород лета 6710 Сентября в 14 день.

24-е, на стр. 65: „В лето 6798 отъяша Новгородьци посадничьство у Андрея Климовича, и даша Юрью Мишиничю, в великое говение, исходящу лету 8-му“. Следовательно, у летописца опять Мартовский год; ибо он исход года кладет во время Великого поста, т. е., в конце Февраля месяца.

Вот двадцать четыре места из разных летописей, которые прямо указывают, что наши летописцы принимали Мартовский, а не Сентябрьский год; таковых мест можно бы представить и еще до двух сот; но из приведенных уже достаточно видно, что это не ошибка писца, а правило, принятое всеми летописцами, или вернее гражданский закон началолетия наших предков. Сколько я ни старался отыскать летописных указаний, противоречащих этому правилу, которые бы могли служить в защиту Сентябрьского года, но, кроме одного, не мог найти. На странице 130 Лаврентиевской летописи сказано: „В лето 6634 постави Князь Ярополк Игумена Марка Св. Иоана, его же постави Никита Митрополит Епископом Переяславлю месяца Октября в 4 день. В то же лето преставися Митрополит Никита, месяца Марта в 9 день; а княгини Володимеря преставися месяца Июня в 11 день“. Здесь, бесспорно, Сентябрьский год, а не Мартовский; ибо в Мартовском году Митрополит Никита, скончавшийся в 9 день Марта, не мог бы посвящать Епископа Марка в 4 день Октября. Но это одно место не может противостоять двадцати четырем – это явная ошибка писца; ибо Кенигсбергская и Троицкая летописи это же место описывают иначе, и ни слова не говорят ни о месяцах, ни о числах. Вот слова Кенигсбергской летописи: „В лето 6634 постави Князь Ярополк игумена Марка св. Иоанна, егож постави Митрополит Никита Епископом к Переяславлю. В том же лете преставися митрополит Никита“. (Л. Кен. стр. 181.)

И так, доказавши, что Нестор и его продолжатели употребляли Мартовский, а не Сентябрьский год, теперь я постараюсь объяснить, каким образом они соединяли Византийский календарь с Русским. Или иначе сказать, как у них в Мартовском году размещались индикты, дни недели и пасхальные праздники; для этого я возьму уже приведенные места летописей и, смотря по надобности, дополню их другими.

У Русских новолетие издавна начиналось Мартой месяцем. Кому принадлежало это обыкновение, Славянам или Скандинавам, это не входит в состав настоящего рассуждения. Дело в том, что как уже видели, введение Христианской религии не изменило старого обычая. Церковь, с принятием Византийского календаря и святцев, натурально, приняла церковный годичный круг индиктовый Сентябрьский; народ же и правительство остались при своем Мартовском годе с его делениями и с Славянскими именами месяцев, уцелевшими даже во многих церковных книгах, дошедших до нас и в древних рукописях. Летописцы перевели Славянские названия месяцев на Римские, вероятно, из подражания Византийской хронологии.

Нестор, знакомый с Византийскою хронологией по Греческим летописям, или по их Болгарским переводам, принимаясь писать Русскую историю, по необходимости, должен был приурочить отечественные происшествия к этой хронологии; ибо до него на Руси не вели счета годам от одного какого-либо происшествия, но говорили, а может быть и писали: Рюрик де пришел в Новгород за 126 лет до крещения Русской земли, Рюрик де жил в Новгороде 17 лет, Олег ходил на Греки по смерти Рюрика через 28 лет, Аскольд и Дир воевали с Греками за 40 лет до Олегова похода, и проч. Поход Аскольда и Дира, записанный в Византийских летописях под 14 годом царствования Михаила, послужил Нестору точкою соприкосновения Русских событий с годами Византийцев, и, пользуясь этим , он провел нить своих годов, поверяя их с Византийскими, как о том сам говорит на седьмой странице Лаврентиевского списка: „В лето 6360, индикта 15, наченшю Михаилу царствовати, начася прозывати Руска земля. О сем бо уведахом, яко при сем Цари приходиша Русь на Царьгород, якоже пишется в летописаньи Гречьстем: тем же отселе почнем и числа положим“.

Принимая Византийскую хронологию, Нестор не мог и не имел нужды. переменять Мартовское новолетие на Сентябрьское, ибо более нежели в продолжении ста лет до него на Руси ежегодно уже отправлялось по два новолетия: Сентябрьское по церковному кругу, и Мартовское гражданское1 точно также как и теперь у нас отправляется по два новолетия, – Сентябрьское, индиктовое, Церковное, и Январское, гражданское. Петр Beликий, Указом Своим от 20-го Декабря 7208года, приказал начинать новолетие с 1-го Января и вести счет годам от Рождества Христова; причем протекшие уже от Сентября до Января четыре месяца откинул к прошедшему году, так что его Январский год стал отставать от Сентябрьского целыми четырьмя месяцами.

Точно тоже сделал и Нестор, принявши 6360 год Византийцев первым годом, от которого повел счет годам своей летописи; он начал его по-Русски, с Марта месяца, протекшие же от Сентября до марта шесть месяцев отчислил прошедшему 6359 году; таким образом, его Мартовский год постоянно отставал от Сентябрьского шестью месяцами, и всегда имел две половины индиктового года, т.е., вторую половину настоящего года, который значится по летописному числу лет, и первую половину следующего года. Например, Несторов 6360 год заключал в себе половину 6360 года индиктового, с Марта до Сентября, и половину индиктового года 6361, с Сентября до Марта, т. е., половину 15 индиктового года и половину 1-го. Также как и теперь у нас настоящий 1846 год имеет в себе две трети 4-го индиктового года – от Января до Сентября, и одну треть 5-го индиктового года, т. е., 1847-го от Сентября до Января. В доказательство того, что предлагаемое мною Несторовское соединение Мартовского года с Сентябрьским не есть гипотеза, или вероятное и удовлетворительное предположение, а чистый факт, я повторю здесь уже вышеприведенное место из первой Новгородской летописи. В этой летописи под 6644 годом сказано: „В лето 6644, индикта лето 14, Новгородьци Князя своего Всеволода в садиша в Епископь дворъ, месяца Маия в 28, и седе два месяца, и пустиша из Новгорода Июля 15 ... Том же лете наставшю индикта 15 убиша Гюрьга Жирославича... месяца Сентября“. Здесь летописец ясно говорит, что в его, 6644, году были две половины разных индиктовых годов, т. е., последняя половина индиктового года до Сентября месяца, и первая половина 15-го индиктового года с Сентября месяца. Том же лете наставшю индикта 15-го месяца Сентября.

После такого прямого и ясного свидетельства спор о древних годах наших летописей делается уже невозможным, и утверждать, что у Нестора и его продолжателей счет идет по Сентябрьским годам, а не по Мартовским, значит тоже, что говорить: у нас, в настоящее время, принимаются в летосчислении не Январские, а Сентябрьские, годы; ибо распорядок индиктов, дней седмицы, постов и разных церковных праздников один и тот же, что тогда, что теперь.

Итак, основываясь на приведенных выше неоспоримых доказательствах и свидетельствах, мы можем смело и с полной уверенностью поверять наши летописные числа по Мартовским, а не по Сентябрьским, годам, принимая правилом, что в каждом Мартовском году заключается вторая половина числового Сентябрьского года и первая половина следующего Сентябрьского года, как уже показано при разборе 6360 года, с которого Нестор начинает свое летосчисление. И при том предъвисокосный Сентябрьский год в Мартовском летосчислении делается високосным, например, 6615, год предъвисокосный Сентябрьский, Мартовский уже есть високосный; ибо в нем последняя половина принадлежит к Сентябрьскому 6616 году, високосному.

Теперь займемся поверкою некоторых летописных чисел, чтобы видеть, приложимо ли в практике показанное правило. В Лаврентьевском списке, под 6582 годом, сказано о смерти игумена Феодосия: „И наставшу дни осмому, в 2 суботу по пасце, в час 2 дне, предасть душу в руце Божии, месяца маия в 3 день, индикта лето 11“. Открываем пасхальную таблицу и находим, что в 6582 году пасха Христова была Апреля 20, следовательно, 3-е Мая приходится прямо во 2ю субботу после пасхи; только 6582 год был двенадцатым, а не одиннадцатым, годом индикта, следовательно, год индикта в летописи показан неправильно. В том же списке под 6599 годом о времени открытия мощей Феодосиевых сказано: „Месяца Августа в 14 день, в день четверток, в час первый дне, индикта лета 14;“ сверяемся с пасхальными таблицами, и в них значится, что 6599 год был четырнадцатым годом индикта, 1-е число Марта было в субботу, следовательно, 14 Августа приходилось в четверг. Там же под годом 6601 сказано: „В лето 6601, индикта 1-е лето. Преставися Великий Князь Всеволод, месяца Априля в 13 день, а погребен бысть 14 день, недели сущи тогда страстней, и дни сущи четвертку;“... и тут же: „и минувшю велику дни, прешедши праздный недели, в день антипаскы, месяца Априля в 24 день, приде Святополк Кыеву.“ По пасхальным таблицам 6601 год был первым годом индикта, пасха Христова была 17 Апреля, следовательно, 14 Апреля приходилось в четверг страстной недели, a 24 Апреля в Фомино воскресенье, точно так как сказано в летописи. Под 6603 годом о смерти Итларя пишется: „И тако зле испроверже живот свой Итларь, в неделю сыропустную в 1 й час дне, месяца Февраля в 24 день“. Принимая сказанное выше правило, что вторая половина Мартовского года, с Сентября до Марта, заключает в себе первую половину следующего Сентябрьского года, я отыскиваю в пасхальных таблицах не 6603, a 6604 год, и нахожу, что в этом году сыропустная неделя была точно 24 Февраля.

Под годом 6715 таже летопись говорит: „Всеволод князь великий поиде месяца Августа в 19 день, в неделю, и приде на Москву... и повеле изымати их (Рязанских князей) месяца Сентября в 22 день, в день суботный и поиде Пронску... и стояша около града три недели... и предашася людие в четверг 3-е недели, месяца Октября в 18день“. По нашему правилу 6715 год летописи состоял до Сентября из второй половины 6715 и с Сентября до Марта из первой половины 6716 Сентябрьских годов. При поверке текста летописи с пасхальными таблицами выходит, что в 1715 году 19 Августа именно приходилось в воскресенье, ибо 1-е Марта было в четверг; а в 6716 году Сентября 22 приходилось в субботу, и 18 Октября в четверг. В Супральской рукописи под годом 6677 о войне Андрея Боголюбского с Новгородом сказано: „И приидоша к Новоугороду в неделю на Сбор, и съездишась по три дни, а в 4 день приступиша силою, в среду, и бишася весь день до нощи: и пособи Бог Князю Роману Мстиславичю с Новгородци, месяца Февроуаря 18, силою крестною“. Так как Февраль Мартовского года относится к первой половине следующего Сентябрьского года, то посему отыскиваю в пасхальных таблицах 6678 год, и нахожу, что 18 Февраля было в среду перед сборным воскресеньем, ибо сыропуст в этом году был 15 Февраля. Или под годом 6748: „тогож лета приидоша Татарове к Киеву Сентября 15, и стояша 10 недель 4 дни, и едва взяша его Ноября 19 в понеделок;“ опять отыскиваю следующий 6749 год и нахожу, что 19 Ноября в этом году приходилось в понедельник, ибо 1-е Марта было в пятницу. Или под годом 6750. 0 битве на Чудском озере пишется: „И наехаша Немци и Чудь на полкь и ту бысть сеча велика месяца Априля в 5 на похвальной недели в суботу“. По пасхальным таблицам в 6750 году пасха Христова была Апреля 20, следовательно, суббота похвальной недели, т. е., пятой великого поста, приходилась в 5-е число Апреля.

Или прежде под годом 6738 сказано: „Месяца Маия в 3 в пяток 4 недели по пасце, трясеся земля“. В 6738 году пасха Христова была 7 Апреля, следовательно, 3-е Мая приходилось именно в пятницу четвертой недели после пасхи. Но под годом 6774 Супральская рукопись, говоря о дне Раковорской битвы, явно обличает свою ошибку в означении года этого происшествия. В рукописи сказано: ,,И бысть велико побоище месяца Февроуаря в 18, в суботу сыропустную.“ Но ни в 6774, ни в 6775 годах индиктовых 18-го Февраля не приходилось в сыропустную субботу; в первой Новгородской летописи это происшествие отнесено к 6776 году, и, по справке с пасхальными таблицами, оказывается, что 18-е Февраля в этом году точно было в сыропустную субботу; ибо неделя или воскресенье сыропустное было 19 февраля.

В первой Новгородской летописи под годом 6860: „И ключися болезнь ему (Епископу Новгородскому, Василию) тяжко в ней же и преставися на реце на Узе, в месяца Июля 3 день, на память Св. мученика Акинфа, в вторник, в 9 час дни.“ 6860 год был високос, первое Марта было в четверг, следовательно, 3 Июля приходилось во вторник. Или под годом 6883: „В лето 6883, месяца Июля 29 день, на память Св. мученика Каллиника, в день недельный, бысть Знамение в солнце“. 6883 год был простой, 1-го Марта было в четверг, следовательно, 29 Июля необходимо должно быть в воскресенье. Под годом 6884 сказано о возвращении в Новгород Владыки Алексия. „И приде Владыка в дом Св. Софии месяца Октября в 17 день на память Св. Пророка· Осеа, в пятницу“. Поскольку 17 Октября 6884 года Мартовского принадлежит уже к 1-й половине 6885 года Сентябрьского, то я отыскиваю в пасхальных таблицах 6885 Сентябрьский год, и нахожу, что в этом году 1-е Марта было в воскресенье, следовательно, 17 Октября должно приходиться в пятницу. Под годом 6896 пишется: „И взведоша Иоанна игумена Св. Спаса на сени честно весь Новгород, месяца Маиа в 7, на вознесение Господне и поставлен бысть Иоанн Архиепископом Новугороду... генваря в 17 день в неделю.... А в Новгород прииде Февраля в 7-й, в неделю Фарисейскую“. Здесь, по принятому правилу, Мартовский летописный 6896 год я делю на две половины, и дни первой половины до Сентября отыскиваю в 6896 году индиктовом, а дни второй с Сентября до Марта в 6897 индиктовом году, и нахожу, что в 6896 индиктовом году Вознесение Господне было 7-го Мая , а в 6897 индиктовом году Января 17-го было в воскресенье, ибо 1-е Марта было в понедельник, неделя же Мытаря и Фарисея приходилась 7-го Февраля.

В Рязанской Кормчей книге XIII века сказано: „Почахом писати книги сия Ноября 1-го, а кончахом Декабря 19-го в лето 6792 индикта 13“. Принимая Мартовский год, видим, что здесь поставлена вторая половина Мартовского 6792 года, следовательно, первая половина Сентябрьского 6793 года, и находим по пасхальным таблицам, что 6793 год Сентябрьский точно был тринадцатым в индиктовом порядке Годов. Итак, наше правило приложимо в практике, оно открывает и ошибки в летописных числах, и показывает основание правильных чисел.

Теперь остается сказать: ясно ли сознавал это правило Нестор, ибо приведенное выше определительное свидетельство 6644 года, в котором прямо показаны 14 и 15 годы индикта, принадлежит, собственно, не Нестору, а неизвестному составителю первой Новгородской летописи, какому-то знатоку Римского календаря, который умел считать дни и по нашему месяцеслову с первого числа месяца, и по Римскому календарю по календам, нонам и идам, как видим в том же свидетельстве 6644 года: „В то же лето приде Новугороду Князь Святослав Ольгович... месяца Июля в 19-й день преже 14 календа Августа, в неделю на сбор св. Еуфимии“. В Несторе такого отчетливого знания Римского календаря признать нельзя; он принял Мартовский год потому, что не мог не принять его, как обыкновенный гражданский год своего времени, настоящее же отношение его к индиктовому году Сентябрьскому с точностью определить не умел; и везде , где доходило дело до точного определения, становился, так сказать, в тупик и выражался не ясно, или просто не делал определений. Вот для доказательства два места из его летописи: 1-е, под 6604 годом, он говорит, что Мстислав в начале великого поста, т. е., в Феврале месяце этого года, заключил мир с Олегом и ушел в Новгород: „Сеже бысть изходящю лету 6604 индикта 4 на полы“. Здесь летописец видел, что Февраль месяц Мартовского 6601 года принадлежал не к четвертому индиктовому году, а к пятому, т. е., 6605 Сентябрьскому, у него же Мартовский 5 год еще не начинался, и потому, не смея поставить пятого индиктового года, он говорит: индикта 4 на полы, т. е., что индиктовый четвертый год относится только к первой половине его Мартовского 6604 года, ко второй же половине, с Сентября месяца, уже не принадлежит. 2-е, под годом 6615, в летописи сказано: „В лето 6605, индикта, круг луны 4 лета, а солнечного круга 8 лето“. Очевидно, что Нестор тут хотел определить отношение целого Мартовского года к индиктовому году и к годам солнечного и лунного. кругов, но увидал, что в Мартовском году заключается вторая половина 6615 Сентябрьского года, который был 15 индиктовым годом, и первая половина 6616 Сентябрьского года, который был первым индиктовым годом, испугавшись, так сказать, такого раздвоения, он вовсе отказался от определения , и не смея поставить двух индиктов написал просто индикта, не означая какого; в означении же порядка лет, по лунному и солнечному кругам, он поставил числа 4 и 8, что также не определяло 6615 Мартовского года в точности и, собственно, относилось только ко второй его половине, начиная с Сентября месяца, т. е., к первой половине 6616 Сентябрьского года; ибо, по справке с пасхалией, 6615 Сентябрьский год был третьим годом в лунном кругу и седьмым в солнечном, a 6616 Сентябрьский был точно четвертым годом в лунном кругу и восьмым в солнечном.

Здесь не мешает заметить, что и продолжатели Нестора не все ясно сознавали сие правило, и потому в наших летописях нередко встречаются явные ошибки против соединения Мартовских годов с Сентябрьскими.

В заключение настоящего рассуждения, кстати сказать, когда наши летописцы оставили Мартовский год и стали вести счет своим летописным годам по Сентябрьскому году. Здесь одного времени назначить нельзя, и каждый летописатель, вероятно, оставлял Мартовский год тогда, когда он уже выходил из употребления на его родине. Так, например, в Троицкой летописи Сентябрьский год начинается с 1407 года, под которым сказано: „В лето 6915 индикта 15 представися Преосвященный Митрополит Киприан Киевский и всея Руси, Семптября в 1-й час нощи....тогоже лета преставися благоверный Князь Костянтин Ондреевич Ростовский... Апреля 27. Тогоже лета месяца Июня 8-го, представися благоверная великая Княгиня Дмитриева Евдокия, наречена в монашеском чину Ефросинья“. Таковой же порядок происшествий и в следующих годах, из которого явно видно, что летописец уже принял индиктовый год Сентябрьский, а не Мартовский; для примера вот еще 6916 год: „В лето 6916, индикта 1-е Семптября 8-го, поиде Князь Великий Василий Дмитриевич Смолиньску.... тогоже лета погоре град Ростов.... и людий много истопе, Июня 24“. Напротив, в Новгородских летописях Мартовский год оставляют не прежде покорения Новгорода Московским Великим князем, Иваном Васильевичем III-м, который повсюду начал вводить Московскую Администрацию, и с тем вместе, естественно, предписал править новолетие одинаково с Москвою, с Сентября месяца.

(Из N 2-го Чтений в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских, 1846, засед. Сент. 28-го дня.)

* * *

1

Для гражданского новолетия, кажется, и в Церкви была составлена особая служба, отправлявшаяся 1-го Марта. По крайней мере, в дошедших до нас древних рукописных Прологах встречается сказание о Марте месяце, как о первом в году. Вот начало его: «С начаток месяцем и первый наречется Богоугодником Моисеем, от сего оубо оучими бываем всякыми Богом сделанными от небытия в бытие“ и пр.


Источник: Хронология Нестора и его продолжателей / И.Д. Беляев. - [Москва, 1846]. - 16 с. (Без тит. л. и обл. Извл. Из № 2-го Чтений в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете, 1846, Засед. Сент. 28-го дня).

Комментарии для сайта Cackle