Источник

ПРИЛОЖЕНИЕ. Митрополит Идры, Спеца и Эгины Иерофей. ВЕЛИКАЯ СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

Только вечно живи, поскольку воскресший Господь Христос дает силы,

ибо Христианство – это жизнь: жизнь и вера, жизнь и молитва, жизнь

и пост, жизнь и бессмертие, жизнь и – вечная жизнь... Он вдохновляет

Мучеников на мученичество за Него, и Подвижников на подвижничество,

и Апостолов на апостольство, и Исповедников на исповедничество, и

милостивых на милость, и мудрых на их исследования – одним словом,

всех христиан всех времен на различные христианские подвиги.

(Из последнего Пасхального послания о. Иустина Поповича)

В день праздника Благовещения и праздника Акафиста Пресвятой Богородицы в субботу Пятой Седмицы Великого поста 1979 года почил о Бозе блистательный священнослужитель, появление которого озарило светом небосвод Православной Вселенной наших дней. Его упокоением глубоко потрясено великое множество верующих греков, потому что блаженный Старец пользовался огромным уважением, почитанием и в Греческой стране, которой он особенно восхищался, которую любил и которая ему также отвечала большими восхищением, уважением и любовью. Характерно, что этот святой Отец предал дух свой и оставил сей мир суетной жизни в ночь бденного служения Акафиста, песни-хвалы, что возносится Невесте Неневестной – Богородице, Которой он как истинный православный христианин из глубины души молился, кроме всего, и за то, что Ей посвящен был еще от Благовещения 1894 года – когда впервые увидел свет и получил имя Благое, в честь Той, Которая в сей день услышала от Бога через Ангела благовестное «Радуйся!».

В его святой жизни мощно проявились черты воистину великой православной святоотеческой личности. Уже говорилось или будет говориться о его плодотворном труде на ниве богословия, о его деятельном участии в различных областях теологической мысли и жизни. Мы ограничимся тем, что выделим лишь некоторые православные характеристики этой светлой личности, которая прославила и прославляет сестринскую Сербскую Церковь во всем Православном мире.

1. У греческих читателей глубокое восхищение вызывает знакомство с удивительной личностью этого славного священномонаха, гармоническое сочетание в нем христианской веры и эллинского логоса, евангельской духовной завершенности и философской вдумчивости, пророческой проповеди и логосной благодати, геликониадских муз и полноты любви во Христе Иисусе. Его вдохновенная личность представляет в наши дни новое оживление великого подвига Вселенских Отцов Церкви золотого века Христианской науки и особенно трех божественных светильников Трисолнечного Божества – Трех Святых Иерархов. Не случайно, что монашеский образ им принят 1 января 1916 года (в день св. Василия) и что он усердно молитвенно призывал вечный Трисолнечный Свет молитвенным посредничеством святого Небом явленного Василия Великого. Не случайно также избрано было имя Иустин для него, выходившего из купели святого евангельского монашеского лика, ибо в личности тезоименитого Святого Мученика первых веков Христианства сочетаются, глубоко потрясающим для нас образом, тога философа и монашеская ряса. И одно и другое – тога философа и ряса монаха – омыты и очищены пречистой кровью этого Святого Мученика, которого святой автор жития потому называет: «Иустин – Философ и Мученик».

2. Сей почивший святой Духовный Отец возлюбил всем сердцем своим, а также осознал и пережил, как мало кто из православных богословов нашего времени, что значит «φιλόσοφειν» (философствовать) и что значит «μάρτυρειν (быть свидетелем и мучеником). Первое – ради любви к Истине, второе – ради любви ко Христу. Никогда он не отступил от любви к мученичеству, ибо она представляет самую глубинную суть православной веры – мученичество подвижничества, мученичество совести до конца жизни и самой смерти – и никогда не жертвовал ей ради философии. «Primum vivere» во Господе «deinde philosophare» (Прежде жить во Господе, а тогда философствовать). Но он, также, никогда не оставлял и любви к философии. Характерно, что и название, которое он дал своей «Догматике» – «Православная философия Истины». Оно ясно показывает, насколько действительно, в глубине его существа, гармоничным был союз веры и логоса, тем более что Истина Евангелия для него представляла наивысшую философию.

3. Укажем и на третью характерную особенность его. Это любовь к святым обителям, монастырям. Они были для него всесветлыми училищами Истины, святыми местами возрастания в аскетических подвигах, Богом покрытыми шатрами для непрерывных молитв, обителями «мученического свидетельствования о любви и покорности» во Христе Иисусе.

В невинном возрасте своих первых детских лет пережил он первые взлеты святотаинского непостижимого умиления в святом монастыре своего родного края, и оставшееся от этих монастырских впечатлений не стиралось никогда. Наоборот, в его святой православной жизни монашеский и монастырский опыт расширялся и множился. И когда после окончания Второй мировой войны для него настал период гонений – это еще одна характеристика православности, – он ни дня не оставался в городах. Ушел в монастыри – в обители, на высокие «горы, откуда придет помощь» (Пс.120:1). Для него это были дома Господни, к которым, как он говорил, «страстно стремится душа моя». Полных тридцать один год находился он в святом монастыре Челие, неся служение как духовник, ежедневный литург и учитель, а одновременно читал, занимался исследованиями и писательством. Таким образом достигло своего апогея, своей вершины, его двойное устремление и искание: философствовать и мученически свидетельствовать. Всеблагий Бог одно и другое дал ему изобильно, и он пребывал верным и преданным служителем, в радости и веселии души, вплоть до 7 апреля 1979 года, когда посредством Благодатной Девы Марии предал душу свою святую в руки Господа своего.

Как пустыннолюбец – в любви этой он весьма подобен святителю нашего века – святому Нектарию Эгинскому, который в подобный переломный период своей жизни тоже избрал пустынь. К названному святителю почивший незабвенный Отец имел безграничное почтение – он, друг-поборник науки и евангельской Истины, поборник святоотеческой мудрости и благодати, поборник святых, ибо их, словно в гимнах, воспевал в своем последнем двенадцатитомном сочинении («Жития Святых»), друг и по духу сродник Всепречистой и Единородного Сына Ея, и действительно проявил себя как верный слуга Иисуса Христа, истинный христолюб и боголюб.

Поэтому не будет вовсе преувеличением, если этого недавно почившего Духовника сестринской для нас Сербской Церкви, его, чья духовная значимость давно вышла за пределы мученического его отечества, охарактеризуем как одну из величайших современных святоотеческих личностей Православной теологии.

Его замечания о готовящемся, чтобы в скором времени состояться – если когда-то состоится, – Православном Вселенском Соборе прокладывали направление, в котором плыть всей Православной Церкви. А его позиция относительно экуменизма, этого современного искушения и смертельной опасности для божественного корабля Святой Православной Церкви, равно как и его верные слова о Римо-католичестве и Папе и опасности от «дьявольского присутствия» постоянной прозелитистской деятельности через разные «унии», представляют всеправославное вселенское знамение, особенно актуальное и насущное для нас в эти критические дни, через которые проходит православный эллинизм.

Иоанн Н. Кармирис, академик (Греческая Академия Наук). АРХИМАНДРИТ ИУСТИН ПОПОВИЧ

С глубокой скорбью православный мир воспринял весть об упокоении – 7 апреля 1979 года – известного сербского православного богослова, специалиста по догматике, архимандрита Иустина Поповича, получившего широкое, всеправославное признание. Но известие о том, что отец Иустин отошел ко Господу, сугубо глубокую печаль и боль вызвало в греческой православной богословской среде по причине особо тесных связей покойного с греческим православным богословием. Он ведь получил докторскую степень на Богословском факультете Афинского университета и с тех пор присылал на этот факультет для всестороннего обучения достойных своих учеников и продолжателей дела, а также публиковал на греческом языке многие свои высокой значимости богословские труды.

Автор этих строк имел счастье познакомиться с архимандритом Поповичем в 1926 году и быть ему соработником в языковом оформлении докторской диссертации, а позднее, в 1969 году, написать предисловие к его труду «Человек и Богочеловек», опубликованному тогда на греческом языке, и вообще поддерживать с ним постоянные и ничем не нарушавшиеся братские отношения вплоть до кончины этого великого православного богослова. Отметим здесь, что он исключительно любил греков, со многими поддерживал тесные связи, а прежде всего изучал великих греческих Отцов и восхищался ими. Весьма характерен в этом отношении один из его последних заветов духовным чадам с предсмертного одра: «Любите братьев греков, ибо они нас привели к вере во Христа и они поддерживают Святоотеческое Предание Православия. Будьте всегда в духовном общении с ними».

Приснопамятный архимандрит Иустин Попович рожден в городе Вране, на юге Сербии, в 1894 году, и по происхождению – из священнического рода. Богословие он изучал в Сербии, России и Англии, а в 1926 году ему присуждена ученая степень доктора на Богословском факультете Афинского университета, где он защитил диссертацию «Проблема личности и сознания по Святому Макарию Египетскому». Возвратившись в Сербию, он занимался преподавательской работой: сначала в Карловацкой, Призренской и Битольской семинариях; позднее, в 1934 году, избран на должность доцента, а затем и профессора Богословского факультета Белградского университета. Однако в 1945 году, когда в Югославии установился новый режим, он, вместе с несколькими еще профессорами, был уволен из университета и удалился в монастырь, где как духовник и священнослужитель, в тяжелых условиях, продолжил свою духовную и писательскую деятельность. с.1948 года и вплоть до упокоения, то есть тридцать один год, провел архимандрит Иустин в монастыре Челие, написав там многие свои труды, ряд которых смог издать, а некоторые оставил неизданными.

Из опубликованнных его трудов наибольшую фундаментальность и значимость имеют «Догматика Православной Церкви» в трех томах и «Жития Святых» в двенадцати томах. Они представляют собою результат многолетней научной работы и драгоценное достояние Сербской Православной Церкви. Первый том «Догматики» отца Иустина, изданный еще в 1932 году, включает «Триадологию» и «Космологию»; второй, 1935 года издания, – «Христологию» и «Сотериологию»; а содержанием третьего, изданного в прошлом году, являются «Экклезиология», «Пневматология», «Мистириология» и «Эсхатология». Второй фундаментальный труд отца Иустина Поповича – «Жития Святых», в 12 объемистых томах, по одному на каждый месяц – издавался с.1972 по 1977 год. В нем особый интерес представляют Жизнеописания примерно шестидесяти сербских Святых, равно как и жития других Святых славянского происхождения, особенно Серафима Саровского, а также почти всех Новомучеников, просиявших во времена турецкого рабства на Балканском полуострове, среди которых и наши новые святые: Никодим Святогорец, Макарий Нотарас, Дионисий Эгинский, Герасим Кефалонийский, Нектарий Пентапольский и новоканонизованный Анфим Кефалонийский. С особой обстоятельностью сербский агиограф написал жития Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Максима Исповедника и Григория Паламы, приводя и многочисленные отрывки из их творений на основе новейших патрологических исследований.

Кроме названного следует упомянуть еще прежде всего докторскую диссертацию, а также следующие произведения Иустина Поповича: «Философия и религия Ф.М.Достоевского (1923); «Прогресс в мельнице смерти» (1933); «Основное богословие» (1939); «Достоевский о Европе и славянстве» (1940); «Богословие Святого Саввы как философия жизни» (1953); «Философские стремнины» (1957); «Жизнь Святого Саввы и Святого Симеона» (1962, перевод на греческий язык – 1975); «Человек и Богочеловек» (1969 – на греческом языке, сейчас уже имеется три издания); «Православная Церковь и экуменизм» (1974, на греческом и сербском языках). Многочисленны меньшие объемом публикации, статьи этого незабываемого теолога, равно как и используемые Сербской Церковью богослужебные тексты в его критическом переводе на сербский язык, как то: «Литургия Св. Иоанна Златоуста» (1922) и новое исправленное издание «Три Божественные Литургии» (1978), а также «Молитвослов» (Канонник) и «Малый и Большой Требник».

Помимо указанных изданий архимандрит Иустин Попович оставил после себя и множество весьма значительных неизданных трудов, из которых здесь упомянем следующие: «С апостолом Павлом по жизни» (многотомное толкование большинства «Посланий» апостола Павла), «Толкование Соборных Посланий Св. Иоанна Богослова»; «Толкование Евангелий от Матфея и от Иоанна»; «Акафисты» многим Святым (и Праздникам) и, наконец, тринадцатый том «Житий Святых», содержащий «Триодь» и «Пентикостр».

Вот что на данный момент можно сказать о письменном наследии почившего великого сербского догматиста, который имел cовершеннейшую научную подготовку, неутомимое трудолюбие, боговдохновенную ревностность и на святом предании Церкви основанные представления, а в то же время глубоко знал библейскую, святоотеческую и светскую литературу, развил исключительно плодотворную писательскую деятельность, оставив, как мы отметили, богословское наследие огромной ценности и по объему, и по качеству, и во всех отношениях. Его творчество представляет собой воистину драгоценное достояние Православной теологии и Церкви в целом; это вклад одного из наиболее представительных православных богословов современности – богослова исключительно набожного и благочестивого, верного Богу до смерти, подвижника, глубоко верного преданию, носителя святоотеческого духа, того, кто и сам поднялся до уровня поистине святоотеческой личности и тем осветил и украсил Православие. Сей недавно почивший о Господе сербский богослов по-особому «представлял сокровенную совесть Сербской Церкви, да и всего мученического Православия», как мы писали о нем десять лет тому назад. Из-за всего указанного после смерти его остается большая пустота в Православном богословии, которому он служил на протяжении всей своей долгой подвижнической жизни, в страхе Божьем, при многих несчастьях и гонениях, всем этим проверенный и испытанный в непоколебимой вере в Спасителя и преданности Ему, так что во всем «быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12).

Проигумен архимандрит Гавриил. Высоковерхий дуб православия

Дошла сегодня и до нас печальная весть, что возглавитель православных богословов, старый, но непобедимый защитник наших церковных канонов и предания, ушел из этой временной жизни в иную, вечную.

Упал высоковерхий дуб Православия и потряс землю соседней нам страны Сербии, и символически порушились стены безбожного материализма, и завеса атеизма раздралась сверху донизу.

Упал воевода сражающейся на земле Церкви, и верные чада ее плачут оттого, что лишились искренне любящего Отца и Учителя.

«Упал ты, о первый столп духовной борьбы, и смерть безболезненно берет одного за другим защитников веры нашей».

Был ты заточен в четырех стенах святого Монастыря, но показал, вслед за блаженным Павлом, что «для слова Божия нет уз», ибо православное догматическое богословие твое и мудрые поучения твои будут свидетельствовать в веках, что «сия есть победа, победившая мир, вера наша» Православная.

Наконец, ты перенес то, что неподобающе, нападки со стороны своих, дабы и на тебе исполнилось Божественное слово, что враг всячески жалит в пяту избранных, дабы еще раз подтвердилась истинность общеизвестной пословицы: «Высокие горы биты ветрами многими».

Вечная тебе память.

В св. монастыре Дионисиате, Святая Гора, 215.04.1979


Источник: Путь богопознания : Гносеология святого Исаака Сирина / Преподобный Иустин (Попович) ; Пер. и ком. Докт. Филолог. Наук, проф. И.А. Чароты. – Минск : Свято-Елисаветинский монастырь, 2003. – 63 с. (Сербское богословие XX века).

Комментарии для сайта Cackle