Пребывание в Боге
Когда, указанными руководительными и воспитательными правилами, мы восстановляемся в первый чин, то вместе с тем открывается во всем величии беспредельный лик Божества, и тот же час воскресают и с силою предстоят сознанию обязательные для нас, сокровеннейшие, высочайшие чувства и расположения к Богу, поколику Он есть Бог – а) бесконечный в своих совершенствах, б) Творец и Промыслитель, и в) Совершитель всего. Отсюда три класса в отношении к Нему чувств и расположений.
1) Чувства и расположения к Богу, вытекающие из сознания Его бесконечных совершенств.
Бог бесконечный непостижим в своем бытии, в своих совершенствах и действиях: изумляйся! то есть, – поставляй себя и держи в таком состоянии, в коем, при живом сознании сокровеннейшей непостижимости великого Бога, прекращается всякое движение духа и водворяется в нем глубокое некое молчание, как бы замирание жизни: он (дух) не видит ничего, кроме необъятной, преисполненной существенностей беспредельности, поражающей глубоко и налагающей молчание на слово и мысль.Бог бесконечно велик: падай в уничижении, проникайся благоговейным страхом и трепетом, созерцая величие Божие. Когда мысль погрузится в Беспредельного и выйдет из себя, то исчезает в глубоком изумлении; но лишь только обратится к себе, то, принося с собою сознание беспредельного и в сей акт, как бы налагая его на свое ничтожество, поражается, как ударом каким, сею несоизмеримостью, и падает в благоговейном трепете в прах пред созерцаемым величием Бога, при сознании своего ничтожества. Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом. Бог всесовершен: восхваляй и славословь Его. Когда возникший от самоуничижения и страха дух возвращается в покой свой и смиренно предается святому Богомыслию, тогда его внутреннему оку открываются и в своей мере постигаются совершенства Божии, кои различаясь во внутреннем союзе и соприкосновении, рождают и впечатлевают в уме одну мысль, или один лик всесовершенства Божия. Живо представляя сие всесовершенство Божие, дух человеческий проникается необыкновенной радостию и восхищением; Коль славен Господь и Бог наш! Вся кости его рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе! И бесконечно восхваляет и славословит Господа...
Бог везде есть, все видит и все исполняет: Ходи пред Богом! Бог не только все видит, но и все исполняет существом Своим, – есть везде весь и видит, не внешнее только, но и внутреннейшее, и притом полнее совершеннее, нежели как видит себя тот, кого Он видит. Всякая разумная тварь обязана, как помнить сие вездеприсутствие и всеведение Божие, так и располагать дела свои, и внутренние и внешние, с чувством его, стоя как бы пред очами Бога, под Его взором, до того, чтобы все другое выходило из мысли и внимания, а был только он – действующий и Бог, видящий его и дело его; или – что тоже – ходить пред Богом, ибо настроение духа действовать как пред очами Божиими есть хождение пред Богом – в Богоугождении Ему. «Я Бог всемогущий, ходи предо Мною и будь непорочен», – сказал Бог Моисею (Быт.17:1). Предзрех Господи одесную мене, – говорил царь и пророк Давид.
Изумление, благоговейный страх, радостное Богохваление и хождение пред Богом объемлют собою по преимуществу жизнь в Боге, для которой необходимо отрешиться от всякой другой привязанности.
2) Чувства и расположении к Богу – из созерцания Его творчества и промышления. Бог есть всеблагий, всемогущий, всеправедный и премудрый Творец и Промыслитель всего мира, в особенности рода человеческого и тебя. Следовательно: –Ты весь Его; покорствуй же Ему, как Владыке жизни, в чувстве всесторонней зависимости от Него. Начало жизни и сил, и их хранение от Бога, Он дал, Он и содержит: о Нем бо живем, движемся и есмы – (Деян.17:28). Должно же знать и чувствовать, что мы в Его деснице. Уединись, отрешись от забот, обуздай плоть делом и мыслию; и оживет у тебя при сем родное духу нашему чувство зависимости от Владыки нашей жизни.
Все твое от Него: способности и свойства души и тела, обстоятельства жизни, состояние и знание, место рождения, воспитание, служба, средства содержания, болезни и здоровье, скорби и радости, возвышение и понижение, возрождение, спасение, царство обетованное – все от Бога и касается нас по Его воле. Сознавая сие, благодари Бога о всем, сие бо есть воля Божия о Христе Иисусе Господе нашем (1Фес.5:18). Благодушествуй; терпи; всем посылаемым от Бога довольствуйся. Кто принимает все очищенным сердцем, у того только и бывают во всей силе сии чувства, – тот всегда говорит: «Слава Богу за все».Все, что будет с тобою, от Бога будет. Откажись от своей воли, от своих замыслов и способов: несомненно, Бог приведет тебя ко всему лучшему для тебя. Имей только – Преданность в волю Божию; успокойся в Боге на счет судьбы твоей и всего; а отсюда у тебя родится несомненная надежда на Бога во всем, и ожидание Божией помощи, ибо Сам Господь обетовал: «что ни попросят верующие с верою, – получат» (Мф.21:22, 11:24).
От того под надеждою зреет прошение или моление, т. е. такое обращение ума и сердца к Богу, в коем, изъявляя кровные свои нужды Богу – всеблагому и всемогущему, молят Его ниспослать благопотребную помощь, с несомненною верою, что и получат, если Богу то благоугодно. Молящийся должен довести себя до воззвания: «Господи! нигде мне нет покрова и помощи. Ты один помощник мой! При сем необходимо болезненное чувство нужды. Так, обращаясь в будущее, благочестивый христианин просит, надеется, и успокаивается в Боге, предаваясь Ему всецело.
3) Чувства и расположение – из созерцания Бога Совершителя всяческих. Знаем, несомненно, что будет кончина мира, страшный суд, блаженство одним и муки другим. Итак; – Ожидай второго пришествия Господня: верь сему и будь готов сретить Его на всякий день и час. Приготовляй все, что необходимо к сретению Господа, подобно мудрым девам, чтобы после не жалеть о неосмотрительности, и желая того, молись: да приидет царствие твое! Помни смерть, будь к ней готов также на всякий день и час, ибо она приходит и внезапно. Ожидание смерти должно быть непрестанное, несомненное, бодренное. Сию или следующую минуту придет смерть и покончит все наше.
Безвестен час, но не безызвестно, что будет. Помни же непрестанно помни то, что будет: смерть, суд, рай, ад – сия последняя твоя. Может быть, все сие будет сей час, во мгновение ока. Напиши же в мысли своей, что в чем застанет тебя смерть, таким и на суд явишься.
Если так нечаянно все может измениться, и непременно изменится; если там истинная жизнь, а здесь только начало – приготовление к ней: то будь как странник, живи на земле, как на чужой стороне. Не прилепляйся сердцем ни к чему, а держи его в будущем своём отечестве, искренно желай и молись – скорее перейти в свое вечное жилище. Так, обращаясь к последнему концу всего, благочестивый христианин ждет Господа, готовится к смерти, помнит последняя, и живет на земле, как странник.
Весь порядок благочестивого настроения духа кратко можно выразить в следующих положениях:
1. Христианин восходит к Богу – познанием своего окаянства и познанием Господа, приходя к вере в Него. Из сей веры он приемлет упование спасения и дает самоотвержение; – приемлет мир с Богом и дает покаяние, – приемлет чувство Отчей любви и дает ревность действовать по воле Божией, – во славу Божию.
2. Христианин живет в Боге: Восшедши таким образом к Богу и утвердившись в общении с Ним, ходит пред лицем Его в Богоугождении и горячности духа, – хвалебно радуется о Нем – Боге Всесовершеннейшем, – благоговейно падает пред Его беспредельным Величеством, и в изумлении погружается в Его непостижимой беспредельности.
3. Пребывает в Божественном порядке: Пребывая таким образом в Боге, благоговейно чтит и Божественный порядок бытия и жизни. Чувствуя, что он весь есть Божий, покорствует Богу в сознании полной зависимости от Него; сознавать что все его – есть Божие, он благодарит за то, благодушествует, терпит, довольствуется; веруя, что все будущее от Бога же, он предается Богу, упокояется в Нем и, надеясь, молится; уверенный, что будет конец всему, он ожидает его, готовится к смерти, помнит последняя и содержит себя странником на земле. Вот и все!
Очевидно, что цель этого всего – жизнь в Боге; восхождение же к Богу и пребывание в порядке Его суть средства, – как бы два столпа, на коих утверждается та жизнь. Но в целом устройстве здесь все существенно необходимо. Потому, ничего не пренебрегая должно усердно молиться: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав во утробе моей!
Вера и благочестие выражаются в Молитве, которая есть вместилище или поприще всей духовкой жизни, или самая духовная жизнь в движении и действии. Молиться значит приводить в движение благочестивые чувства и расположения, каждое отдельно, или все совместно, или одно за другим, или – что тоже – возбуждать, оживлять и возгревать жизнь веры и дух благочестия. Живущему верою в Бога и духом благочестия невозможно не иметь обращения к Богу в молитвенных воздыханиях. Молитва есть дыхание духа. В молитве разверзаются глубины нашего сердца и дух возвышается к Богу, чтобы приобщением к Нему восприять соответственный дар; принятое же от Бога входит во внутренняя наша и оживотворяет там все... Таков процесс дыхания! Как воздух оживляет тело, так и молитва животворит душу: животворит и разум, просвещая его, животворит волю, укрепляя ее, животворит сердце, возжигая в нем благодатный огнь; одним словом, освежает и обновляет все силы духа и возвышает жизнь их. Отсюда видно, что молитва – все для нас. Условия молитвы те же, что и благочестия, т. е. умерщвление плоти, погубление души, или самоотвержение, отрешение от всего и как бы несуществование для внешнего. Только при сих условиях молитва может быть в совершеннейшем виде и соделывать Христиан духоносными. Молитва при чувственности и душевности тоже, что курение смрадного изгребия.
Молитва, как и самое благочестие, должна быть непрестанная: непрестанно молитеся (1Фес.5:16); всякою молитвою и молением молитеся на всяко время духом (Еф.6:18), – сказал Апостол. Но до такой непрестанной молитвы доходят не вдруг, а перемежающимися, совершающимися в известные времена, молитвованиями, кои суть и необходимые средства к стяжанию непрестанной молитвы, и условия к её сохранению во всю жизнь.
Производство сих молитвословий требует и особенного порядка внешнего и особенного настроения внутреннего. Для внешнего порядка требуется особое уединенное место, иконы, свечи или лампады, фимиам; необходимо особое время – утро, вечер, и другие часы – применительно к часам церковных служб; необходимо особое положение тела – стояние, или коленопреклонение, поклоны земные, или поясные, с благочинием и напряжением.
Для внутреннего настроения, приступающий к сему молитвословию, прежде всего, должен возвратить ум свой из рассеяния и собраться в себя, отрясть все заботы, или – сколько можно – утишить их, и поставить себя в живейшее сознание присутствия Бога, вездесущего, всеведущего и всевидящего. Это внутренняя молитвенная клеть.
Устроившись так, совершай самое молитвословие – тихо, благоговейно, разумно, внимательно, всемерно напрягаясь внедрять молитвы в сердце и возбуждать в нем соответствующие чувства.
Как в вещественном необходима постепенность, так и в духовном она необходима. Там плоду предшествует цвет, цвету лист, листу почка и оживление ветвей; внутренняя молитва есть плод; надобно много трудиться, пока он зародится. Можно назначить три степени молитвы. На первой она бывает преимущественно внешняя: чтения, поклоны, бдения и проч. На второй степени в ней телесное с духовным являются в равной силе: каждое слово молитвы сопровождается соответственным чувством, или внутренние молитвенные движения, внутренно движимые, изъясняются и изъявляются своим словом. Это общая и обыкновенная молитва тех, у кого жив дух благочестия. На третьей степени, в молитве преобладает внутреннее, или духовное, когда и без слов, и без поклонов, и даже без размышления, и без всякого образа, при некотором молчании, или безмолвии, во глубине духа совершается действо молитвы. Но и тогда, как кто взойдет до последней степени молитвы, внешнее моление не прекращается, а также участвует во внутреннем.
Отсюда видно, где во всей красоте, полноте и силе является жизнь в Боге? На высших степенях молитвы. Так велика сила молитвы и так высоко её значение!.. Молитва есть все: вера, благочестие, спасение.
Еще один весьма важный вопрос: как держаться и удержаться на такой высоте молитвенной?
Для сего нужно, во-первых, всегда помнить и никогда не забывать, что соединиться с Господом Спасителем необходимо всем существом своим, надобно дать Ему вселиться в уме и сердце нашем, необходимо начать жить Его пресвятою жизнью. Он принял плоть нашу, а мы должны принять и пресвятую плоть и всесвятый Дух Его, принять и хранить навсегда. Только такое соединение с нашим Господом доставит нам тот мир и то благоволение, тот свет и ту жизнь, кои потеряны нами в Адаме первом, и возвращаются теперь от лица Адама второго. А к такому соединению с Господом лучшее и надежнейшее средство есть умная молитва Иисусова.
Во-вторых, нужно иметь для себя какой-либо высокий пример жизни. Отец Серафим Саровский одному новоначальному ученику своему говорил: «В пример себе можешь взять Стефана Нового, которого молитва была непрестанна, нрав кроток, уста молчаливы, сердце смиренно, дух умилен, тело с душею чисто, девство непорочно, нищета истинная и нестяжание пустынническое; послушание его было безропотливое, делание терпеливо, труд усерден».
«Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в своё время. Все заботы свои возложите на Него; ибо Он печется о вас. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш – диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Противостоим ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава, во веки веков. Аминь.