Источник

Св. священномученик Лукиан и с ним Максиан и Иулиан

Св. Лукиан был родом римлянин. При рождении он получил, имя Лукий, что значит «блестящий». В Риме Лукий познакомился со св. апостолом Петром, который научил его вере Христовой и крестил. При крещении ему дано было имя Лукиан, которое значит «светлоявленный», в ознаменование того, что те добрые внутренние качества, которыми он блистал до крещения, в крещении просветлены особенным светом духовным и приумножены новыми дарованиями и совершенствами. Но недолго Лукиану пришлось пользоваться сообществом своего учителя: св. Петру суждено было вскоре пострадать и умереть за имя Христово. После мученической кончины апостола Лукиан удалился на некоторое время из Рима и прошел с проповедью Евангелия всю Италию. Между тем в Рим пришел из Греции Дионисий Ареопагит, с целью посетить св. апостолов Петра и Павла, с которыми раньше он встречался и был знаком, но не застал уже в живых ни того ни другого. Дионисия принял к себе св. Климент, бывший в то время римским епископом. Беседуя с гостем, Климент стал убеждать его идти с евангельской проповедью в западные страны, на что тот и дал согласие. Тогда св. Климент выбрал Дионисию помощников, между ними и Лукиана, которого рукоположил в сан епископа.

Проповедники, выйдя из Рима, остановились недалеко от города Тикина в местности, называвшейся Парма. Здесь Лукиан стал учить народ, убеждая его оставить языческое заблуждение и принять христианство. Но жители Пармы не вняли голосу истины, они схватили проповедника и бросили его в темницу. Лукиан радовался, что страдает за имя Христово, но, желая продолжать дело апостольства, стал горячо молиться Богу, чтобы избавил его от темничных уз. И вот христиане той местности, узнав о случившемся, пришли ночью в темницу и освободили Лукиана. Тогда он поспешил в Тикин, где в то время уже находились его спутники. Вместе с ними Лукиан неустанно стал учить народ вере Христовой, творя знамения и чудеса, и многие просвещены были светом Евангелия. После того они сели на корабль и отплыли в город Арелатину. Жители этого города приняли путников радушно, и проповедь их здесь имела большой успех. Здесь они разделились и разошлись для благовествования по разным странам. Дионисий и Лукиан и еще несколько человек избрали себе местом евангельской проповеди Галлию, нынешнюю Францию, собственно, ту часть ее, где в настоящее время находится Париж и его окрестности. Дионисий остался там, а Лукиан в сопровождении пресвитера Максиана и диакона Иулиана, через некоторое время, покинув Дионисия, удалились в пределы нынешней Бельгии. Здесь проповедники Христовы деятельно учили язычников вере евангельской, творили знамения и чудеса. Все внимали их проповеди и принимали св. крещение, а бесы убегали из городов и селений при одном только приближении к ним благовестников Христовых. Так насаждали они церковь в бельгийских пределах. Сами проповедники проводили время в молитве и посте, строгом воздержании и умерщвлении плоти. Они имели образ небесного человека или земного ангела. Слава о них распространилась повсюду, и из дальних стран приходили многие, услышав о святой их жизни и чудесах, и обращались ко Христу.

Между тем на римский престол вступил император Дометиан, который начал преследовать христиан по всей империи. О Лукиане и его спутниках уже слышали в Риме, и его велено было найти и заставить поклониться языческим богам. Узнав по откровению свыше, что его ищут царские посланцы, Лукиан сначала остался в городе, где проповедовал, продолжая учить народ и обращать его ко Христу, но вскоре удалился в другое место. Сделал он это не из страха мучений, а по заповеди Господа, Который наставлял апостолов Своих бежать в другой город, если будут их где преследовать. В сопровождении Максиана и Иулиана, Лукиан путешествовал по Бельгии, проводя время в посте и молитве. Вот пришли они к высокой горе, наверху которой был город. Провидя, что настало время стяжать венец мученический, Лукиан со своими спутниками остановился у подножия этой горы, ожидая, когда придут туда мучители. Действительно, послы Дометиана скоро пришли в город и искали там Лукиана. Не найдя его в городе, они по указанию жителей, видевших, где скрывается Лукиан с двумя спутниками, отправились к этому месту и взяли всех троих. Чтобы устрашить Лукиана и побудить его отказаться от веры во Христа, мучители стеши допрашивать сначала Максиана и Иулиана, убеждая их поклониться идолам. Когда же те твердо и непреклонно продолжали исповедывать Христа, их обоих усекли мечом. Лукиан радовался, видя, что собратия его по вере удостоились мученического венца. Мучители теперь обратились к самому Лукиану и, хуля Христа и учение Христово, убеждали повиноваться им и принести жертву языческим богам, но Лукиан неустрашимо возглашал, что Христос есть истинный Бог, что он, Лукиан, христианин, и ничто не может заставить его отказаться от веры Христовой. Тогда мучители приказали воинам без всякого милосердия бить Лукиана кнутами. Престарелый епископ с твердостью переносил все муки и продолжал исповедывать имя Христово. Раздраженные послы, видя, что не преодолеть им ничем твердости Лукиана, повелели, наконец, предать его смерти через усечение мечом. В то же время явился на небе свет и раздался голос: «Радуйся, Лукиан, что не устрашился ради Меня пролить кровь свою! Прииди и прими венец, прежде тебе обещанный, и водворись на небе со святыми, прииди и наследуй обитель вечной славы, уготованную тебе с Ангелами!» Народ, присутствовавший там, был объят ужасом. Небесный свет был так лучезарен, что никто не мог смотреть на него. Кто оцепенел от страха, а кто бежал в другое место. Между тем мертвое тело св. Лукиана поднялось с земли и стало на ноги, потом, взяв в руки усеченную голову, начало ходить с нею по земле. Так мертвое тело прошло порядочное расстояние, приблизилось к протекавшей в той местности реке, прошло по воде, как по суше, и, наконец, избрав место погребения, легло на землю. Тогда христиане, помазав честные мощи ароматом и обвив их чистою плащаницею, с честью погребли их на том месте. Народ же, опомнившись от ужаса, хвалил и славил Бога. И многие тогда уверовали во Христа. Над гробницей Лукиана впоследствии была построена в честь его церковь. Мощи же святых Максиана и Иулиана первоначально погребены были на месте их мученической кончины, а потом перенесены и положены вместе с мощами св. Лукиана.

Св. Церковь совершает празднование в честь этих троих мучеников 3 июня.


Источник: Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с..

Комментарии для сайта Cackle