Источник

Св. священномученик Поликарп, епископ Смирнский

Во времена апостольские, в городе Смирна жила благочестивая и богатая вдова по имени Каллиста. Не имея своих детей, она взяла на воспитание мальчика по имени Поликарп. С самого юного возраста он был добр и благочестив, так что Каллиста, умирая, оставила Поликарпу все свое имение, но он раздал богатство бедным, а сам жил в великом воздержании, беспрестанно молился, служил бедным, больным и престарелым. Его очень полюбил и приблизил к себе святой епископ Смирнский Вукол. Он посвятил Поликарпа в диакона, поручив ему проповедовать в храме Слово Божие. В это время свв. апостолы Иоанн Богослов и Павел проповедовали в Малой Азии, и Поликарп, став их учеников, помогал в распространении Слова Божия. Следуя воле святых апостолов, св. Вукол рукоположил Поликарпа во священника, а незадолго до кончины завещал поставить его епископом на Смирнскую кафедру. При посвящении Поликарпа на епископство, чудесные явления засвидетельствовали перед всем народом о том, что благодать Божия пребывала на нем. Чудесный свет осиял церковь, и некоторые из верующих увидали белую голубицу, летавшую вокруг головы Поликарпа. Иным он показался в образе воина, вооруженного мечем и готового на битву, другие видели его облеченным в царскую порфиру и озаренным неземным светом.

Эти чудесные явления предвещали будущую судьбу св. Поликарпа, который вскоре сделался самым уважаемым епископом в Малой Азии; даже язычники почитали его за добродетели, твердость духа и кротость. Многих обратил он ко Христу; и ученики его – св. Ириней, Палий, Пионий – тоже прославились святостью жизни. Св. Поликарп беспрестанно проповедовал слово Божие, писал послания к вновь обращенным христианам, неусыпно заботился о благе и душевной пользе своей паствы.

Около 167 года при императоре Марке Аврелии Антонине в Малой Азии началось особо сильное гонение на христиан. Язычники и особенно иудеи были озлоблены против Поликарпа, ибо они знали, с какой силой и ревностью он проповедовал Христа, и потому неотступно требовали, чтобы его привели на суд. По просьбе христиан, желавших спасти жизнь возлюбленного епископа, святитель уехал в близлежащую деревню. Там он проводил дни в молитве, но вскоре ему было видение, предвозвестившее, что час его мученичества близок. Он видел, будто изголовье его одра пылает огнем, и спокойно сказал находившимся с ним: «Я буду сожжен огнем за имя Господа Иисуса Христа». Действительно, убежище его сделалось известным, и через три дня после бывшего ему видения воины, посланные из Смирны, пришли в деревню, где находился Поликарп. Узнав об их прибытии, Поликарп сказал: «Да будет воля Господа Бога моего», – и вышел к ним навстречу. При виде почтенного старца, лицо которого сияло кротостью и неземным спокойствием, воины почувствовали невольное благоговение и не посмели наложить на него рук. Поликарп кротко говорил с ними, приказал готовить им обед и попросил, чтобы они дали ему один час на молитву. Пока воины обедали, он пламенно молился, благодаря Бога за все Его благодеяния, прося его помощи для Церкви, гонимой по всей земле. Укрепленный молитвой, св. Поликарп вышел к воинам, которые посадили его на осла и повезли в Смирну.

Два смирнских сановника, встретив на пути всеми уважаемого епископа, посадили его в свою колесницу и начали убеждать его, чтобы он хотя на словах отрекся от Христа, уверяя, что сами начальники желают избавить его от смерти. Он решительно отказался. Тогда сановники, рассердившись, столкнули его с колесницы, и святой старец, упав, вывихнул себе ногу.

Когда привели его на судилище, все неверные воскликнули радостно: «Взят Поликарп нечестивый!», – ибо они справедливо считали его главой христиан в Малой Азии. Христиане же, находившиеся в толпе, и сам Поликарп услышали голос с неба: «Мужайся, Поликарп!» Этот голос ободрил всех и исполнил святого старца новой силой.

Судья начал убеждать Поликарпа отречься от Христа и злословить Его.

– Я восемьдесят шесть лет служу Господу Богу моему, – спокойно отвечал Поликарп, – и Он мне никогда не делал зла, но даровал много благ, как же стану я хулить Царя моего?

– В таком случае выпущу на тебя ярых зверей, – сказал судья.

– Делай, что хочешь, я все-таки не променяю своей лучшей участи на худшую.

– Предам тебя огню, – говорил судья, надеявшийся подействовать угрозами на Поликарпа, ибо и сам желал спасти его, но епископ спокойно сказал ему:

– Ты грозишь мне огнем угасающим, но не знаешь об огне вечном, приготовленном для неверующих и для творящих беззакония.

Тогда судья велел громко провозгласить, что Поликарп исповедует себя христианином. Язычники и иудеи стали с яростью требовать его казни, восклицая: «Это развратитель всей Малой Азии, отец христиан, разоритель нашего закона, да будет он сожжен!»

Тогда судья, видя ярость толпы и не надеясь склонить Поликарпа к отречению, велел принести дров и хворосту. Сложили костер и, взявши святого старца, хотели приковать его к костру, но Поликарп сказал мучителям: «Не нужно приковывать меня: Тот, Кто дал мне желание, Тот даст и силу терпеть мучения на костре». Тогда связали его и положили на костер. Он молился, говоря: «Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты причислил меня к мученикам и исповедникам Твоим; и что пью чашу страданий Христа Твоего, и делаюсь причастником Его болезни, да в Воскресение буду с Ним причастником жизни вечной. Приими меня, как жертву благоугодную, славлю и хвалю Тебя, Боже, и Иисуса Христа, Сына Твоего, Первосвященника Вечного; с ним же и с Духом Святым подобает Тебе всякая честь и слава, ныне, и всегда, и во веки веков, аминь!»

Между тем язычники, и в особенности иудеи, с усердием подкладывали хворосту, и когда Поликарп окончил молитву свою, они зажгли великий огонь. Но тут совершилось чудо, которое исполнило всех изумлением и явило всем присутствовавшим силу Божию: пламя только окружило святого, сходясь над ним наподобие свода и не касаясь тела его, которое оставалось невредимо. Тогда судья повелел одному воину пронзить Поликарпа длинным копьем, и кровь, обильно истекая из раны, погасила пламенеющий костер.

Пораженные чудесными явлениями, которые сопровождали мученичество св. Поликарпа, иудеи упросили судью, чтобы он велел сжечь тело святителя, боялись, чтобы христиане не почтили его, как Бога. «Они не знают, – говорится в послании, в котором описано мученичество св. Поликарпа, – что мы не можем отступить от Христа Господа, умершего на кресте за спасение всего мира, и иметь другого Бога. Ему, как истинному Сыну Божию, мы воздаем Божественную честь; мучеников и подражателей Христовых, пострадавших за любовь к Нему, мы достойно почитаем и желаем подражать им. Сотник, по повелению судьи, сжег тело Поликарпа, мы же (как пишут смирнские христиане ко всем церквам) собрали от пепла кости его, драгоценнейшие злата и многоценных камней, и сохранили в чистом месте, где будем с веселием праздновать день его страданий, в память тех, которые пострадали за Христа, и в укрепление тем, которые такой же смертью будут исповедывать и прославлять Христа, истинного Бога нашего. Сие посылаем вам чрез брата Марка, когда прочтете, то доставьте сие послание прочим братиям, да и они прославят Бога, показавшего нам такого верного избранника и могущего и нас исполнить Своею благодатию, и ввести в вечное Царство Свое Сыном Своим Единородным, Иисусом Христом, Ему же слава и честь и царство и величество вовеки. Аминь».

Эти несколько строк взяты из послания, которым смирнские христиане извещали своих братьев о мученической кончине своего святого епископа. Подобные послания посылались от одной Церкви в другую, дабы возбудить во всех христианах ревность к Господу и дабы все христиане могли достойно чествовать память святых мучеников, умерших за Христа. К сожалению, немного таких посланий дошло до нас, ибо во времена гонений язычники тщательно отыскивали и сжигали все христианские рукописи. Св. Поликарп оставил несколько посланий. В них он преподает правила христианской жизни и убеждает христиан к исполнению их обязанностей, к твердости, покорности и терпению примером Того, Который все претерпел за нас, дабы нам жить в Нем.

Память св. Поликарпа празднуется 23 февраля.


Источник: Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с..

Комментарии для сайта Cackle