Источник

Св. Корнилий сотник

Св. Корнилий был сотником в городе Кесарии. Хотя он был язычник, но, искренно желая обрести истину, он обращался с молитвой к Богу, творил дела милосердия и был человеком благочестивым. Видя духовное томление Корнилия, Бог милостиво воззрел на него. Однажды во время молитвы ему явился Ангел и сказал, что молитвы и милостыни его услышаны Богом, и велел позвать к себе апостола Петра, который укажет ему истинный путь спасения. Петр в то время проживал в городе Иоппии, у некоего Симона, по ремеслу кожевника. Однажды во время молитвы апостол увидел, что отверзлось небо и с него сошло что-то вроде большого сосуда. Петр заглянул в сосуд и увидел в нем всяких четвероногих зверей и пресмыкающихся, и птиц небесных. В то же время он услыхал голос: «Встань, Петр, заколи и ешь». – «Нет, Господи, – отвечал смущенный Петр, – я никогда не ел ничего скверного или нечистого». Тогда в другой раз был голос к нему: «Что Бог очистил, того не почитай нечистым». Это было трижды, и сосуд поднялся на небо. Когда Петр недоумевал, чтобы значило это видение, у ворот послышались голоса, спрашивавшие: «Не здесь ли Симон, называемый Петром?» Дух Божий внушил Петру сойти и идти к спрашивающим его, нисколько не сомневаясь. Сошедши к ним, Петр узнал, что это были посланные от кесарийского сотника Корнилия. Получив перед тем откровение, что не должно считать нечистым то, что Бог признал чистым, Петр беспрекословно последовал за звавшими его. Пришедши к Корнилию, св. апостол возвестил ему, что единственное средство спасения есть вера в Иисуса Христа, и когда Петр проповедовал, Дух Святой сошел на всех слушавших слово. Верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа снизошел и на язычников. Тогда Петр сказал: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Духа Святаго», и крестил Корнилия со всем домом его (см.: Деян.10).

Обратившись ко Христу, Корнилий оставил дом свой и имение и последовал за Петром, который вскоре рукоположил его в сан епископа. После этого они вместе обходили много городов и селений, и Корнилий везде разделял со св. апостолом проповеднические труды. Встретившись в Ефесе с апостолом Тимофеем, они узнали, что в городе Скепсии особенно много идолопоклонников, и бросили жребий, кому туда следует отправиться для проповеди Евангелия. Выбор пал на Корнилия, который немедленно отправился в путь.

Начальником Скепсии был некто Димитрий, мудрец, усердный почитатель языческих богов, ненавидевший христианское благочестие. Узнав о прибытии в город Корнилия, Димитрий призвал его к себе и стал спрашивать, кто он и зачем пришел. Корнилий отвечал ему, что он по званию своему сотник, по вере христианин и что, слыша о заблуждениях жителей города, пришел обратить их к истинному Богу. Димитрий разгневался, услыхав такие слова, и убеждал Корнилия поклониться идолам, угрожая иначе предать мучениям, не щадя седин его. Как бы соглашаясь на это требование, Корнилий просил отвести его туда, где находятся языческие боги. Когда пришли в храм языческий, Корнилий пал на колени и молился Богу, чтобы посрамил идолов. После этого он вышел из храма, а за ним Димитрий и весь собравшийся там народ, в храме остались только жена начальника – Еванфия и сын его – Димитрий. Вдруг началось землетрясение и от идольского храма остались одни развалины. «Где же боги ваши?» – с кроткой улыбкой спросил Корнилий, когда присутствовавшие несколько успокоились от ужаса. Тогда Димитрий пришел в страшную ярость, называл Корнилия волхвом и осудил его на лютые мучения. Так как солнце уже заходило, то Димитрий отложил казнь до утра, а пока велел связать Корнилию руки и ноги и повесить его связанного таким образом в темнице.

Между тем к князю пришел один из его рабов и сказал, что жена его и сын погибли в храме во время землетрясения. Известие это поразило Димитрия; он горько плакал, наконец, приказал разобрать развалины, чтобы найти хоть кости погибших. В это время пришел к нему начальник жрецов и сказал, что он слышал из развалин голоса жены и сына Димитрия, которые взывали о силе Бога христианского и умоляли привести Корнилия, только по молитвам которого они и могут быть спасены. Тогда Димитрий поспешил к темнице, в которой был заключен Корнилий. Прежде всего он дал приказание развязать Корнилия, но приказание это оказалось излишне, так как Ангел Господень освободил Корнилия от уз. Припав к ногам его, Димитрий взывал, что велик Бог христианский, сохранивший в живых жену его и сына под развалинами, и обещал, если по молитвам Корнилия погребенные под развалинами будут освобождены, уверовать в христианского Бога со всем народом. Корнилий пошел в сопровождении толпы народа к разрушенному капищу. По молитве его внезапно разверзлось место, где были жена и сын начальника, и они вышли из-под развалин здравы и невредимы. Все присутствовавшие воздали хвалу Богу. Тогда Димитрий с женой и сыном и со всем домом своим и еще 277 человек приняли святое крещение. После того Корнилий долго жил в Скепсии, утверждая в вере новообращенных и обращая ко Христу язычников. Наконец, сильно состарившись, Корнилий стал готовиться к кончине. Собрав верующих, он наставлял их в заповедях Закона Божия. Когда он так учил их, раздался голос с неба: «Корнилий, гряди ко Мне, ибо уготован тебе венец правды!» Пав на колени и горячо молясь Богу, чтобы укрепил остающееся сирым стадо Христово, Корнилий предал дух свой Богу. С неутешным плачем и глубокой скорбью христиане погребли честные мощи Корнилия.

Прошло много лет. На месте погребения Корнилия выросли трава и густой кустарник, и жители города забыли то место. Однажды пришел туда из Троады на епископство некто Силуан. И вот в сонном видении явился ему Корнилий и сказал, что в городе живет много христиан и никто не навестит его. Проснувшись, Силуан недоумевал, кто бы мог быть явившийся ему во сне. В следующую ночь опять явившись епископу, Корнилий сказал кто он, указал место своего погребения и повелел создать там храм во имя его. На другой день с клиром и множеством народа Силуан пошел к указанному святым месту и, после долгих поисков, честные мощи Корнилия были обретены нетленными. Теперь не знал только епископ, откуда взять средства на построение храма. Но св. Корнилий в сонном видении указал обратиться к богатому и благочестивому гражданину Евгению, который и сделал щедрое пожертвование. Когда храм был готов, туда перенесли честные мощи Корнилия. При этом, когда христиане хотели взять на руки и нести ковчег с мощами, он поднялся никем не поддерживаемый, и двигался вперед по воздуху. Толпа народа, с изумлением и трепетом взирая на поразительное чудо, благоговейно следовала за ковчегом. Между тем ковчег остановился в новосозданной церкови, справа в алтаре.

Через некоторое время епископ Силуан умер, а на его место был избран Филострогий. Он поручил живописцу Енкратию украсить внутренность церкви, св. Корнилия различивши священными изображениями и написать икону святого. Но сколько ни старался, живописец, ему не удавалось написать икону. Оскорбился Енкратий на святого и стал произносить на него хульные слова. Как-то он шел по лестнице, вдруг оступился и, упав, страшно разбился. Только лежа на одре, близкий к смерти, понял Енкратий, что это было наказание Божие за хулу на святого. Но вот во сне явился ему сам Корнилий, взял его за руку и исцелил. Почувствовав себя здоровым, Енкратий поспешил в церковь и, припав к мощам св. Корнилия, молил его простить ему содеянный грех. Теперь он уже без особого труда написал изображение угодника Божия, так как запомнил его образ в видении.

Память св. Корнилия совершается 13 сентября.


Источник: Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с..

Комментарии для сайта Cackle