Св. священномученик Климент, папа Римский
Св. Климент родился в Риме в языческой семье. Родители его – Фавст и Матфидия – происходили из знатного рода, и были родственниками императоров Августа и Тиверия. У них родились три сына: сначала близнецы – Фавстин и Фавстиниан и, наконец, Климент. За свои добродетели это семейство пользовалось уважением и почетом среди сограждан. Но покой и счастье семьи неожиданно были нарушены происками недостойного брата Фавста. Несмотря на близкое, кровное родство, этот порочный человек прельстился красотой жены своего брата и склонял Матфидию к нарушению супружеской верности. По своей целомудренности, она всеми силами старалась отклонить его искушения. Она не смела обличить его, ничего не говорила даже мужу, справедливо думая, что об их семействе пройдет дурной слух и в народе обесславится их честный дом, до сей поры пользовавшийся справедливым уважением. Долго Матфидия боролась со своим искусителем, но, наконец, увидела, что не сможет избавиться от его бесстыдных настоятельных требований, если не удалится на время из своего дома. Тяжело ей было оставить родной город, дом, в котором она наслаждалась семейным счастьем, и любимого мужа, но другого выхода она не находила. Наконец, решившись исполнить придуманный ею заранее план, она сказала своему мужу: «Господин мой! В эту ночь я видела дивный сон, – видела одного честного и богоподобного мужа, говорившего мне: ты и двое детей твоих близнецы, если не удалитесь из дому своего на 10 лет, то погибнете». Фавст пришел в ужас, услышав о грозе, собравшейся над его семейством. Обсудив виденный Матфидиею сон, он признал его за предостережение богов и решился отклонить от себя и своего семейства предсказанное бедствие. Он отпустил из Рима свою супругу со старшими сыновьями на 10 лет в Афины, потому что считал гораздо лучшим для себя, если любимая жена и дети, хотя и разлучатся с ним, но будут живы, чем своими глазами видеть их гибель. Снарядивши корабль и все, что было нужно для пути, он отправил свою супругу с двумя сыновьями Фавстином и Фавстинианом в Афины, и приказал по прибытии отдать детей в эллинские школы.
Со слезами расстались супруги и утешались только тем, что разлуку свою считали недолговременной. Но по премудрым судьбам Промысла Божия не суждено было исполниться их расчетам. Прежде, нежели соединилось это добродетельное семейство, оно должно было претерпеть всевозможные бедствия, которые, по Божию усмотрению, привели его на путь истины и спасения.
Через несколько дней по отплытии Матфидии поднялась на море ужасная буря, и корабль, гонимый волнами и ветром, разбился. Все бывшие на корабле утонули, одна Матфидия была выброшена волнами на большой азиатский остров. Но она не могла радоваться своему спасению, сетуя о потере своих детей.
Скорбь ее была так велика, что она снова хотела броситься в море. Но жители острова, увидев Матфидию в таком жалком положении, сжалились над ней и увели в свой город. Здесь некоторые страннолюбивые женщины пришли к ней и, сколько могли, старались утешить ее. Одна из них – бедная вдова, радушно предложила ей пристанище, сказав: «Если ты хочешь, живи со мною в моем доме, вместе будем трудиться и доставать насущное пропитание». Матфидия приняла предложение доброй женщины и поселилась у нее. В этом убогом доме, снискивая насущный хлеб трудами рук своих, ей пришлось прожить около 24 лет.
Дети ее, Фавстин и Фавстиниан, которых она считала погибшими, также по воле Божией были спасены. В то время, когда корабль разбился, их увидели морские разбойники, отвезли в Кесарию Стратонийскую и продали одной женщине, по имени Иуста. Эта добрая женщина научила и воспитала их, как своих детей. Здесь они услышали евангельскую проповедь и, приняв св. крещение, последовали за апостолом Петром.
Фавст, оставшись в Риме, не знал о бедствиях, постигших его супругу и детей. Спустя год по отбытии Матфидии в Афины, он послал туда своих рабов узнать, как живут его супруга и дети. Но рабы никого там не нашли и, возвратившись в Рим, объявили об этом Фавсту. Зная, что слезами горю не поможешь, он деятельно начал разыскивать свою супругу. Сперва расспрашивал о ней во всех пристанях Рима, не видал ли кто ее или, наконец, не нашел ли кто трупа женщины с двумя малютками. Но все поиски были тщетны, поэтому, приготовив судно, Фавст отправился на поиски в чужие страны, а младшего сына Климента оставил в Риме на попечении своих верных рабов. Много лет он провел в поисках своей супруги, обойдя все места, в которых надеялся встретить. Наконец, убедившись, что все усилия отыскать супругу тщетны, он решил не возвращаться домой, думая, что несправедливо одному наслаждаться мирскими благами, отказался от всех почестей и славы и скитался, как нищий, по чужим странам.
Не радостна была жизнь и для Климента, оставшегося в Риме. Он возмужал, природа наделила его прекрасными душевными дарами, он получил отличное образование, был богат и знатен, но все это было лишь в тягость ему. С юных лет Климент не видал родительской ласки, с детства рос под чужим надзором. Постоянно плакал о своих родителях, которых считал погибшими, потому что около 24 лет минуло, как отбыл отец, и после этого он не получал никаких известий. От постоянного горя Климент, несмотря на свою молодость, казался дряхлым.
Однажды ему случилось разговаривать с одним благочестивым человеком, который сказал, что в Иудею пришел Сын Божий, обещающий в жизни будущей вечное спасение и неизреченные блага всем, исполняющим волю Небесного Отца. Внимательно выслушав это благовестие, Климент решил подробнее узнать жизнь и учение Христа. Для этого он оставил дом и отправился морем в Иудею, где благовествование Христово было уже довольно распространено. Буря занесла корабль в Александрию, где Климент, встретившись со св. апостолом Варнавой, с глубоким вниманием слушал его проповедь. Приготовленный таким образом к принятию христианства, Климент отправился в Кесарию, где с радостью принял крещение от св. апостола Петра и последовал за ним с его учениками, между которыми были и старшие братья Климента – Фавстин и Фавстиниан. Ни Климент, ни его братья этого не знали, потому что еще в детстве были разлучены друг с другом.
Отправясь в Сирию, св. апостол Петр послал вперед Фавстина и Фавстиниана, а Климента оставил при себе и вместе с ним плыл по морю. По воле Божией корабль пристал к тому острову, куда была выброшена волнами мать Климента, Матфидия. Св. апостол Петр с некоторыми из своих учеников вышел на берег, чтобы запастись продовольствием, а Климент остался на корабле. При городских воротах апостол увидел Матфидию, просящую милостыню. От старости, и еще более от постоянного горя, она не могла уже своими трудами доставать пропитание и вместе со старушкой, приютившей ее в своем доме, жила подаянием. Из разговора с Матфидией св. Петр узнал, что она мать Климента, который еще до остановки корабля у этого острова рассказал апостолу Петру несчастную историю своего семейства. В утешение Матфидии апостол сказал ей, что она скоро увидит своего сына, взял ее за руку и повел к кораблю. Климент, встретив их, с недоумением смотрел на женщину, следовавшую за апостолом; а Матфидия, в свою очередь, недоумевала, смотря на Климента, начиная признавать его по сходству лица его с лицем отца. Велика была радость, когда св. апостол Петр разъяснил их недоумение. Климент со слезами припал к ногам матери, обнимал и целовал их. Естественно, что Климент не мог оставить свою мать в таком убогом положении: он взял ее и старушку, у которой проживала она в доме, и отправился с ними в Лаодикию. Фавстин и Фавстиниан, ранее туда прибывшие, спрашивали Климента, что это за женщины с ним были. Из его рассказа они узнали, что Климент их брат, а Матфидия – мать. Здесь повторилось то же радостное зрелище, какое было при встрече Климента с матерью. Все плакали от умиления и благодарили Господа, так чудно их соединившего.
По просьбе Матфидии апостол Петр крестил ее в одном прикровенном месте. Теперь одно только омрачало светлую радость этого благочестивого семейства, это память о мнимо погибшем Фавсте, но Промысел Божий не замедлил излить свои милости, и через того же апостола Петра возвратил в среду их Фавста. Апостол Петр, случайно узнав из разговора с Фавстом о его семейных несчастьях, взял его в свое жилище, где уже находились его жена и дети. Несмотря на долгую разлуку, супруги узнали друг друга и долго не могли выговорить слова от радости. Сколько было пролито слез при этом свидании! Как радовался отец при виде сыновей своих! Все прежние горести были забыты; после многоразличных несчастий и бедствий все благочестивое семейство снова соединилось и в теплой молитве возблагодарило всеблагого Бога.
Блаженный Климент был неразлучным учеником апостола Петра, разделял с ним все его путешествия, труды и скорби от гонений за Христа и участвовал в проповедании благовестия Христова. Еще до своей страдальческой кончины от Нерона Петр поставил Климента во епископа. После смерти апостола Петра и епископов Лина и Клита, Климент мужественно и с великодушным терпением управлял Римской Церковью, возмущаемой от мучителей, твердо пас стадо Христово, которое, как хищные волки, хотели расхитить разные лжеучители и гонители. Многих язычников присоединил он к Церкви Христовой не только из простого народа, но и из людей благородных и знатных, даже из рода царского.
Но когда св. Климент так доблестно управлял своей Церковью, диавол, исконный враг всякого добра, внушил нечестивую мысль одному воину по имени Торкутиан вооружить язычников против Климента. Взволнованный народ обратился к градоначальнику Мамертину и говорил ему, что Климент унижает и поносит их богов, потому пусть или принесет жертву богам или погибнет. Напрасно верные защищали своего пастыря, тщетно говорили они, что, кроме добра, он ничего не сделал. Климента позвал градоначальник на суд. В сильных выражениях убеждал его градоначальник, говоря, что он будто бы позорит благородный род свой, отвергая отечественных богов, и советовал ему обратиться к прежнему языческому идолослужению. Святитель мужественно защищал Христово учение и обличал суеверие невежественного народа. Градоначальник, выслушав Климента, не нашел его виновным, но счел за нужное известить об этом императора Траяна. Траян предписал, чтобы Климента, если он не принесет жертвы языческим богам, послать в заточение в пустынное место близ Херсонеса. Градоначальник Мамертин, получив ответ императора, упрашивал св. Климента, чтобы он не подвергал себя добровольному изгнанию и принес жертву богам. Но Климент хотел лучше терпеть заточение, чем изменить своей святой вере. Он много говорил об этом с градоначальником и слова святого так подействовали на последнего, что он со слезами отпустил от себя святителя Божия. Многие из верующих отправились с Климентом, желая лучше терпеть изгнание со своим святителем и учителем, чем свободно жить в родном городе среди язычников.
На месте ссылки Климент нашел более 2000 христиан, в разные времена туда сосланных, осужденных на обтесывание камня в горах. На то же тяжелое дело осужден был и Климент. Благодушно переносил он тяжелые труды и все бедствия и своим примером и учением утешал других несчастных, разделявших с ним горькую участь. Тяжелое положение сосланных христиан усиливалось еще и тем, что не было близко воды. Изнуренные трудами, они еще должны были доставать себе воду издалека. По молитве св. Климента ему было чудное видение, через которое он узнал, где можно найти источник. Св. Климент раскопал на том месте землю, и источник чистой воды полился перед глазами изумленных и вместе с тем обрадованных христиан. Слух об этом чуде святого разнесся по всей стране и привлек к нему множество желающих узнать от него истинный путь ко спасению. Божественная благодать, содействующая его усердию, была причиной того, что каждый день он крестил множество язычников. Под его руководством по всей стране стали строить храмы Божии, а языческие капища с идолами разрушать. Его проповедь была так действенна, что вскоре не осталось ни одного идола и все неверные приняли св. крещение.
Услышав об этом, император Траян послал на место заточения св. Климента игемона Авфидиона, который по прибытии начал истязать христиан разными муками. Но видя их непоколебимость в вере, их ревностное желание пострадать за Христа, он велел утопить виновника этого богоугодного дела – св. Климента. Когда был утоплен этот св. муж, народ, в великом числе собравшийся на берегу моря, горько плакал о кончине своего пастыря и учителя. По молитве его учеников Корнилия и Фива море отступило от берегов на несколько стадий и все верные увидели храмину, где лежали честные мощи мученика. Когда же хотели взять его св. тело, то Господь восхотел чудодейственно прославить своего раба и открыл ученикам святого, что каждый год в память блаженной кончины святого вода морская будет отступать от берега до семи дней, – и верующие в продолжение этого времени будут приходить на поклонение угоднику Божию. И, действительно, со времени царствования Траяна до царствования Никифора, царя Греческого, море отступало от берегов. Много было чудес, когда верующие стекались на поклонение честным мощам св. Климента во время морского отлива. Особенно замечательно одно из них. В один год забыт был отрок в нерукотворной обители св. Климента, и море скрыло его. Горько плакали родители отрока о его погибели, но Господь, по молитвам угодника Своего, сохранил ребенка от погибели. В следующий год, когда снова отступило море и родители мнимо погибшего отрока пришли поклониться мощам св. Климента, нашли своего сына в обители святого живым и здоровым. На вопрос как он сохранился живым под водой, мальчик отвечал, что св. Климент сохранил меня и отгонял всякий страх. Велика была радость родителей отрока и всего народа, собравшегося на поклонение св. угоднику Божию.
Но в один год царствования Никифора, царя Греческого, не было обыкновенного морского отлива и так продолжалось более 50 лет. В IX в. пришли в Херсонес Кирилл и Мефодий, шедшие на проповедь к хозарам. Они побуждали епископа Георгия разыскать честные мощи священномученика Климента. Еп. Георгий отправился в Константинополь и рассказал обо всем царю Михаилу III и патриарху Игнатию. Отсюда был отправлен клир для отыскания мощей св. Климента. По прибытии в Херсонес посланное из Константинополя духовенство с Кириллом и Мефодием отправилось на морской берег с духовными песнопениями, но вода не расступалась. По захождении солнца все сели на корабль; около полуночи показался свет из глубины моря и сначала явилась глава, а потом и все мощи св. священномученика, которые и были честно отнесены в город и положены в св. апостольской церкви. Когда начали совершать литургию, Господь еще раз чудодейственно прославил своего угодника. Многие, одержимые различными болезнями, получали исцеление от мощей священномученика.
О св. священномученике Клименте упоминает в Послании к Филиппийцам апостол Павел, когда говорит: Ей прошу… помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни (Флп.4:3).
После св. Климента, папы Римского, осталось Послание его к Коринфянам, в подлинности которого никто не сомневается. Имеющийся же отрывок из другого Послания его к Коринфянам некоторые подвергают сомнению. Послание св. Климента было вызвано несогласиями, которые возникли в Церкви Коринфской между ее клиром и народом. Оно исполнено евангельского духа и все проникнуто высоким чувством христианской любви и кротости. Св. Климент представляет коринфянам преимущества мира и бедствия, происходящие от раздора, и убеждает их повиноваться пастырям Церкви. Послание св. Климента к Коринфянам пользовалось в древней Церкви глубоким уважением.
Память св. священномученика Климента Св. Церковь празднует трижды в году: 22 апреля, 10 сентября и 25 ноября.