Св. Стефан, первомученик и архидиакон
Св. апостол Стефан по своему происхождению был родственник Савла, впоследствии первоверховного апостола Павла. Сведений о его жизни и обращении ко Христу и обстоятельствах его обращения не сохранилось. Мы имеем лишь краткое сказание книги Деяний св. апостолов об апостольских трудах Стефана и его страданиях и мученической смерти, когда ему было уже около тридцати лет отроду. В это время между христианами Иерусалимской Церкви возник ропот. Ропот этот появился среди христиан из так называемых «эллинистов» – иудеев рассеяния, получивших это имя потому, что, рожденные и выросшие в языческих странах, они говорили на общеизвестном тогда во всех пределах Римской империи греческом или эллинском языке. Эллинисты жаловались, что призреваемые в Иерусалиме христианами их вдовы-старицы плохо содержались и терпели во всем недостаток. Тогда апостолы, собрав верующих, объявили, что им, апостолам, не подобает оставлять служение слову Божию для заботы о трапезе вдовиц и что для этого следует избрать из среды верующих семь человек, исполненных Святого Духа и мудрости. Это предложение св. апостолов всем понравилось и было принято собранием верующих, и вследствие для попечения о призреваемых Церковью христианских вдовицах были избраны семь испытанных, добродетельных мужей, во главе которых стал св. Стефан, один из семидесяти апостолов. Свв. апостолы поставили этих избранных в диаконы, и св. Стефан, как исполненный великой веры и силы духовной, был из них первый, почему и назван архидиаконом.
Избранные апостолами семь мужей не были только казначеями христианской общины, которые должны были смотреть за содержанием христианских вдовиц и воспомоществованием бедным христианам. На них лежали и другие, более высокие, обязанности: они вместе с апостолами участвовали в распространении Евангелия и вообще были ближайшими помощниками апостолов. Из них особенно выделялся св. Стефан, который, будучи исполнен веры и силы, с дерзновением проповедовал Христа распятого и Его именем совершал великие знамения и чудеса. Все это возбуждало против Стефана злобу и ярость фанатичных иудеев. Они искали случая посрамить его и вступали с ним при всяком удобном случае в публичные состязания о предметах веры. Но они сами терпели при этом поражение и посрамление: просвещаемый Духом Святым, Стефан говорил неотразимо убедительно, так что иудеи со стыдом прекращали свой спор. Не имея возможности вести спор со Стефаном сами, они в озлоблении возбудили против него народ, схватили его и привели на суд архиереев и старейшин; при этом они представили лжесвидетелей, которые обвиняли Стефана в хулении закона Моисеева и храма Иерусалимского. Обвинение было тяжкое. Взоры всех присутствовавших в сонмище невольно обратились в ту сторону, где стоял подсудимый. Но, смотря на него, видели лицо его, как Ангела. Благодать Божия, которою полна была душа Стефана в эту минуту, отразилась на лице его небесным светом; он смотрел, как небожитель. Тогда первосвященник спросил Стефана: «Так ли это?» На этот вопрос Стефан, одушевленный благодатью Христовой, отвечал вдохновенной речью, в которой с силой обличал неверующих иудеев. Сначала в защиту себя он вспомнил перед судьями историю народа Божия, начиная от его праотца – Авраама и кончая Соломоном, который, по повелению Божию, построил храм в Иерусалиме. «Но Всевышний, – продолжал вдохновенно Стефан, – не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: небо престол Мой, и земля подножие ног Моих. Какой дом созиждите Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие (см.: Пс.66:1, 2)? Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы! Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убивали предвозвестивших пришествие праздника, т. е. Господа Иисуса Христа, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, – вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили». После этих слов Стефан уже не мог ожидать себе пощады от озлобленных иудеев. Они рвались сердцами от злобы, слушая его, и скрежетали на него зубами. Тогда Господь благословил подкрепить мужество св. апостола небесным видением. Исполненный Духа Святого, Стефан увидел отверстые небеса и Господа Иисуса, в образе Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Стефан не устрашился исповедать это видение перед свирепевшими злобою врагами – судьями. «Вот, – громко воскликнул он, – я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога!» После этого иудеи уже не сдерживали своей ярости. Закричав громким голосом, они затыкали уши свои и единодушно устремились на него. Как бы богохульника, его вывели за город и, приведя в долину Иосафатову, лежащую между горой Елеонской и Иерусалимом, начали побивать его камнями. Чтобы верхняя одежда не мешала сильней бросать каменьями в св. первомученика Христова, убийцы сняли ее с себя и отдали ее стеречь родственнику его, юноше Савлу. Этот будущий первоверховный апостол Христов Павел, тогда еще ревнуя Ветхому Закону, всей душой ненавидящий христиан, стерег у ног своих одежду убийц своего родственника, кипел на него яростью и поощрял убийц на убиение св. архидиакона Стефана. В отдалении, на горе Елеонской, стояла на камне Пречистая Матерь Божия со св. апостолом Иоанном Богословом и, взирая на мученическую кончину св. Стефана, прилежно молила о нем Сына Своего – Господа Иисуса Христа, чтобы Он укрепил св. мученика в терпении и принял душу его с миром и любовью. Осыпанный градом каменьев, св. Стефан зрел в небесах взирающего на кончину его Господа Иисуса и с терпением предал себя воле Божией. Во все время страданий своих он прилежно молился Богу, пока, наконец, не пришла минута смерти. В ужасном страдании, весь обагренный кровью, св. первомученик Христов произнес: «Господи Иисусе! Приими дух мой!» и, преклонив колена, громогласно вознес последнее моление свое ко Господу, молитву об убийцах своих: «Господи! не вмени им греха сего!» С этой молитвой на устах он предал святую душу свою Богу. Таким образом св. апостол и архидиакон Стефан первый принял мученический венец за Христа, почему и назван первомучеником. Он был поставлен св. апостолами в архидиакона вскоре после праздника сошествия Святого Духа и принял мученический венец в тот же самый год, 27 декабря.
Убийцы св. первомученика Стефана бросили тело его на съедение зверям и птицам, и весь день и ночь оно лежало непогребенным. Но во вторую ночь славный законоучитель еврейский Гамалиил, – который и сам с сыном Авивом, веровал во Христа и потом проповедовал Его, как апостол, причтенный Господом к лику святых, – послал верных людей тайно взять мощи св. Стефана отнести их в село свое Кафаргамалу, отстоящее на двадцать стадий от Иерусалима, и предать их там с честию погребению, положив в пещере в новом своем гробе.
Спустя много лет по кончине св. первомученика Стефана, посетившая Иерусалим царица Евдокия, супруга греческого императора Феодосия Младшего, воздвигла прекрасную церковь во имя св. архидиакона Стефана на том месте, где св. первомученик Христов был некогда побит каменьями, на земле, обагренной его святой кровью.
В четвертом веке были обретены нетленные мощи св. первомученика Стефана вместе с мощами св. Никодима, св. Гамалиила и сына его св. Авива. Это произошло следующим образом. Однажды пресвитеру Лукиану явился в сонном видении благолепный муж, называвший себя Гамалиилом, и повелел ему испросить у архиепископа Иерусалимского Иоанна благословение на открытие находящихся в земле мощей св. Стефана, первомученика Христова, его, Гамалиила, его сына Авива и св. Никодима. Лукиан, проснувшись, не решился следовать этому видению, не зная, от Бога оно было или нет. Он пребывал в посте и молитве, ожидая указания свыше. После этого Гамалиил снова явился во сне Лукиану и упрекал его, что он не верит ему и медлит исполнить его слово. Так продолжалось до трех раз. Тогда пресвитер поверил видению и, возблагодарив Бога, отправился в Иерусалим к архиепископу Иоанну, которому и рассказал о троекратном своем видении. Архиепископ прослезился от радости и благословил Лукиана отыскать то место, где лежат мощи святых. Возвратившись, Лукиан хотел вскопать находившийся в той местности могильный холм, думая, что там почивают мощи святых; но ночью явился во сне Гамалиил некоему иноку Нугетию, повелел ему сказать Лукиану, что они погребены не здесь, и указал место своего погребения. В указанном Нугетию во сне Гамалиилом месте пресвитер Лукиан стал копать землю и нашел тесный ход в пещеру, в которой и увидел мощи святых. Немедленно он известил об этом архиепископа Иоанна, который с двумя другими епископами поспешил к пещере. Как только открыт был гроб св. первомученика Стефана, земля сотряслась, послышалось ангельское пение и благоухание наполнило всю пещеру. Собралось множество народа, – и все больные от мощей св. Стефана получили исцеление. После этого мощи св. Стефана были изнесены из пещеры и с честью перенесены в Иерусалим и положены в церкви при великом торжестве и многочисленном стечении народа. Обретение мощей св. Стефана празднуется Церковью 15 сентября.
Впоследствии нетленные мощи св. первомученика и архидиакона Стефана были перенесены в Константинополь. Так благоугодно было Господу, Который и устроил это чудесным образом. Из Константинополя в Иерусалим прибыл благочестивый муж по имени Александр, служивший в царском синклите, с женой своей Иулианией на поклонение святым местам. Здесь он и умер и, умирая, завещал жене своей положить его тело в ковчеге, по всему подобном раке св. Стефана, к которому он имел горячую веру, и поместить этот ковчег рядом с ковчегом св. Стефана в новосозданном им во имя его храме. Иулиания исполнила завещание мужа, но впоследствии она замыслила возвратиться в Константинополь. Не желая расставаться с дорогим для нее прахом своего мужа, она испросила у императора позволение взять и перевезти его тело с собой в Константинополь. Но по воле Божией она ошиблась. Когда раскопали землю, где находились рядом ковчеги с мощами св. Стефана и телом Александра, Иулиания по ошибке взяла с собой мощи св. Стефана. Во время путешествия из Иерусалима в Константинополь многие знамения и чудеса открыли Иулиании, что она везет не тело своего мужа, а мощи св. Стефана; но благочестивая женщина, усмотрев в этом волю Божию, продолжала везти их в Константинополь. Когда она плыла на корабле, поднялась страшная буря и угрожала потопить его. В это время для всех очевидно явился св. Стефан и сказал: «Не бойтесь, я с вами». Святой сделался невидим, и буря прекратилась. Ночью над мощами св. Стефана являлся необыкновенный свет, и из ковчега исходило благоухание. Во время этого путешествия совершились также многие исцеления у ковчега, в котором почивали нетленные мощи угодника Божия. Прибыв в Константинополь, Иулиания немедленно сообщила императору и патриарху обо всем случившемся и о прибытии мощей св. Стефана первомученика. Все исполнились радости. Патриарх со всем клиром, сопровождаемый громадными толпами народа, отправился к пристани, в сретение мощей первомученика Христова. С честью изнесли св. мощи с корабля, возложили на колесницу царскую и повезли к царским палатам с пением псалмов и песней церковных, причем от св. мощей произошли многочисленные исцеления и чудеса. Во время этого торжественного шествия св. Стефан чудесно указал на место, где должны быть положены его мощи. На этом месте император повелел создать каменную обширную церковь во имя св. первомученика и архидиакона Стефана и положить здесь его нетленные мощи.
Перенесение мощей св. Стефана из Иерусалима в Константинополь празднуется Церковью 2 августа.
В настоящее время кисть правой руки от мощей св. первомученика Стефана находится в Троице-Сергиевой Лавре, в так называемой Серапионовой палатке, примыкающей к Троицкому соборному храму.