Источник

Св. Стефан, епископ Пермский

В нынешней Пермской губернии и соседних землях в старину жили разные племена, которых русские называли общим именем зырян. Эти зыряне были очень мало известны в остальной Руси; о них ходили темные слухи, будто они занимаются волшебством, или чародейством. В самом деле, зыряне не знали истинного Бога, верили в злых и добрых духов, кланялись идолам, и приносили им жертвы. Хотя они платили дань русским, но до XIV века никто не заботился об их просвещении. Русь в это время сама терпела страшные бедствия и находилась под игом татарским. Наконец один инок, по имени Стефан, сжалился над несчастным народом, не знавшим Бога, и, испросив помощи Господней, взялся за святое дело просвещения пермской земли.

Святой Стефан родился около 1340 года в городе Устюге, Вологодской губернии. Отец его Семеон был пономарем при тамошней соборной церкви. С молодых лет явилось в Стефане святое желание послужить обращению к вере Христовой язычников зырян, которых он часто встречал в своем городе. Для приготовления к столь важному делу, Стефан поступил в ростовский монастырь св. Григория Богослова, богатый книгами. Здесь подвизался в посте и молитве и вместе с тем изучал Священное Писание и греческий язык; составил зырянскую азбуку, перевел на зырянский язык необходимейшие церковные книги и с ними в 1378 году явился к коломенскому еп. Герасиму, управлявшему митрополиею по смерти св. Алексия. Епископ усмотрел в желании Стефана волю Божию, посвятил его в сан священника, снабдил св. миром, священными антиминсами и с молитвою отпустил на апостольский подвиг. Призвав Бога на помощь, св. Стефан начал благовествовать о Едином истинном Боге и единой спасительной вере. Простодушные язычники слушали его дивную и неслыханную речь, и одни сразу полюбили нового учителя, часто беседовали с ним и принимали св. крещение; другие, напротив, сделались его врагами, оскорбляли его и отвлекали желавших от крещения. Нередко самая жизнь св. Стефана подвергалась опасности: в одно время вооруженные язычники окружили его со всех сторон и хотели убить, в другое время обложили его дом соломою и хотели сжечь его вместе с домом. Особенно упорного и опасного противника встретил св. Стефан в лице начальника волхвов, Пама или Пана. Своим влиянием он удерживал язычников от крещения, новокрещенных старался возвратить в язычество. Много раз Стефан вступал с ним в споры, продолжавшиеся целые дни и ночи, но не мог обратить его на путь истины. Наконец Пам предложил св. Стефану для доказательства истинности веры каждого пройти обоим сквозь огонь, а потом спуститься в одну прорубь, и в другую выплыть. Он никак не ожидал, что Стефан решится на такой опасный опыт, но св. проповедник велел зажечь один отдельно стоявший дом, взял Пама за руку и безбоязненно повел в огонь. Хвастливый волхв пал в ноги св. Стефану и умолял его избавить от верной смерти. Точно так же отказался он спуститься в реку. Тогда народ бросился на посрамленного волхва и хотел убить его, но св. Стефан защитил своего противника и только велел ему удалиться в другую сторону и не совращать с пути истины новообращенных христиан. «Христос послал меня учить, а не убивать людей. Когда Пам не хочет спасительной веры Христовой, то пусть Бог его накажет, а не я», сказал св. Стефан.

Кроткое любвеобильное отношение даже к своим противникам сильно расположило зырян к св. Стефану и они постепенно оставляли язычество и принимали св. крещение. Когда число христиан умножилось, св. Стефан построил для них при слиянии р. Вымь с Вычегдою первый храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с тою мыслию, что как благовещение есть начало нашего спасения, так и церковь эта есть начало обращения земли пермской. При этом храме св. Стефан поселился и отселе путешествовал во все концы пермской земли для обращения язычников. Во время этих путешествий св. Стефан обратил внимание на одну громадную березу, которую зыряне почитали святынею, срубил ее и сжег, и на ее месте построил храм во имя св. архистратига Михаила, победителя злых духов. При этом храме св. Стефан устроил училище и в нем учил новообращенных изобретенной им пермской грамоте, с более способными проник в самые глухие и отдаленные места. Немедленно после крещения жителей известного селения, св. Стефан разрушил капища, сжигал идолов, а на месте их воздвигал храмы или часовни. Идолы обыкновенно обвешаны были шкурами дорогих зверей, лисиц, бобров и других. Св. Стефан сжигал их вместе с идолами. Язычники дивились этому и говорили: «Истинно он человек Божий и пришел к нам не для своей выгоды, а для нашего спасения», и крестились.

Скоро число новокрещенных увеличилось настолько, что св. Стефан один не мог удовлетворять все духовные их нужды, и вот через 4 года он пришел в Москву просить особого епископа для новообращенной паствы. Собор епископом избрал самого Стефана в этот сан, так как Стефан лучше других знал их язык, сам обращал их к вере. Великий князь Дмитрий с радостью согласился на это избрание, и св. Стефан был посвящен в епископа в начале 1383 г. Щедро одаренный от великого князя и христолюбивых христиан, св. Стефан поспешил к своим новым христианам и основал свое постоянное местопребывание на Усть-Выме при храме Благовещения. Вместе с сугубой благодатью св. Стефан усугубил свои апостольские подвиги. Всюду разыскивал язычников и увещевал их обратиться к вере Христовой, обращенных учил правилам веры и жизни христианской, строил храмы и посвящал в них священников, диаконов и чтецов, которые совершали богослужение на пермском языке.

С заботами о душевном спасении новых христиан св. Стефан соединял заботы и о земном их благосостоянии. Часто в голодные годы покупал хлеб в Вологде и раздавал бедным, ездил в Москву ходатайствовать перед великим князем о нуждах новообращенных; путешествовал в Новгород с просьбою, чтобы новгородская вольница, так называемые ушкуйники не делали набегов на пермскую землю и не грабили беззащитных жителей.

Успокоение от апостольских трудов св. Стефан нашел не в своей епархии, а в Москве. Зимою 1396 г. он отправился туда по делам своей епархии, тяжко заболел, скончался 26 апреля и погребен в Спасском кремлевском монастыре. Мощи его почивают под спудом в церкви Спаса на Бору. Св. Стефан не мог в продолжение своей восемнадцатилетней деятельности обратить всех язычников, но изобретением пермской азбуки, переводом на пермский язык церковных книг, устройством церквей и приготовлением достойных священников положил твердое основание дальнейшим успехам христианства в пермской земле.

Память его празднуется 26 апреля.


Источник: Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с..

Комментарии для сайта Cackle