Источник

Д. С. Московская. «Я нашел в жизни то, что искал»212

Она посмотрела на меня и прошептала:

«Папочка, Бог с тобой!» –

«Что ты хочешь сказать, доченька?» –

Она подняла ручку и сказала:

«Ну Бог, что на небе, Он с тобой».

И эти слова врезались в мою душу,

и с ними в душе я прожил свою жизнь.

С ними вышел победителем из всех испытаний.

Η. П. Анциферов. Воспоминания

«Путь моей жизни» («1919 год»).

Единственное зло, которое я действительно боюсь

и для себя, и для детей, и для тебя, для всех, кого люблю, –

это моральное зло. Все остальное пройдет –

одна правда останется.

Из письма Η. П. Анциферова С. А. Гарелиной.

30 января 1939 г. Хабаровский край, город Бикин.

Амурлаг. 17-е отделение. Колонна № 189.

Николай Павлович Анциферов – историк литературы и общественной мысли, теоретик литературы, историк-медиевист, урбанолог, краевед-экскурсионист, писатель-мемуарист. Наибольшую известность его имени принесли книги, посвященные духовной и материальной культуре Санкт-Петербурга: «Душа Петербурга», «Петербург Достоевского», «Быль и миф Петербурга». Запрещенные в конце 1920-х и в советское время не переиздававшиеся, они впервые были воспроизведены в 1991 г.213 и с тех пор стали настольными для ученых-гуманитариев, учителей, краеведов, экскурсионистов и всех, кому дорога историческая память.

Посвятивший себя изучению и сохранению городской культуры Анциферов не был по рождению горожанином: родиной его детства был дивный сад в украинских степях. Здесь, в бывшей усадьбе князя Феликса Потоцкого Софиевке в семье инспектора Уманского сельскохозяйственного училища Павла Григорьевича Анциферова он был произведен на свет. Так вышло, что долгие годы жизнь Николая Павловича была связана с парками и дворянскими усадьбами. Софиевку сменил Никитский ботанический сад на Южном берегу Крыма, куда директором был назначен Павел Григорьевич. Оттуда, после смерти отца, семья переехала в Польшу, в имение Чарторижского (Ново-Александрию), где располагался Сельскохозяйственный институт: здесь возглавлял кафедру двоюродный брат Павла Григорьевича Николай Михайлович Сибирцев, выдающийся ученый-естествоиспытатель, вместе с В. В. Докучаевым создавший новую фундаментальную дисциплину – почвоведение. Затем, после переезда в Киев, местом детских игр и учения мальчика оказался Ботанический сад: здесь директорствовал отец его друзей С. Г. Навашин. В Москве центром притяжения стали дом и парк бывшего имения графа Разумовского (Петровское-Разумовское), где поселились друзья детства, сыновья А. Ф. Фортунатова. И все же главными в жизни Анциферова были парки Петербурга и его дворцов-пригородов: Петергофский, Павловский и «прекрасный Царскосельский сад», с которым он хотел бы не расставаться до конца дней.

Дворцы-пригороды Петербурга особенно тесно переплелись с его судьбой. Царское Село стало колыбелью его молодой семьи. В царскосельском Лицейском саду в храме иконы Божией Матери «Знамение» в 1914 г. состоялось венчание Николая Павловича и Татьяны Николаевны Оберучевой. В царских садах Северной Пальмиры в 1920-х гг. Анциферов вел экскурсионную деятельность, на их защиту он поднялся, войдя в общество «Старый Петербург» и став членом Центрального бюро краеведения. Им посвятил лекционные курсы в Петроградском Экскурсионном институте и Институте истории искусств. Здесь были заложены теоретические основы его конкретно-исторического «локального» метода изучения памятников культуры. Тут создавалась его «петербургская трилогия», посвященная городу святого Петра...

Земля Петербурга, дав Анциферову верных друзей, семью, учителя, заменившего ему отца, – историка-медиевиста Ивана Михайловича Гревса, спустя недолгий срок отняла часть своих даров. В Гражданскую войну умерли от дизентерии четырехлетняя Таточка и годовалый Павлинька, и Смоленское кладбище Петербурга, где они были похоронены, стало для Анциферова местом паломничества. В Царском Селе, на краткий миг, он, обвиненный по делу А. А. Мейера, перед этапированием на Соловки в последний раз увидел свою умирающую от чахотки жену. Ранней осенью 1929 г. в Феодоровском соборе ее отпели – он же отбывал срок в Кеми. Весной 1941 г. в Детском Селе он читал начальные главы своих мемуаров любимому padre, не подозревая, что видел Ивана Михайловича в последний раз. В 1942 г. из Детского Села была угнана в Германию дочь-подросток Татьяна, и в Ленинграде во время блокады умер от болезней и голода сын Сергей. Сюда последней военной весной приехал Анциферов из Москвы, чтобы увидеть пепелище на месте родины своей молодости. Так дивные парки и дворцы, эти земные прообразы гармонии и красоты небесной, отверженные революцией и обреченные ею на уничтожение, стали символическими ландшафтами судьбы Анциферова.

Научно-практическая деятельность Николая Павловича трижды прерывалась арестами и ссылками. В 1924 г. по обвинению в недоносительстве он был осужден на три года к вольной ссылке в Омске. Приговор спустя два месяца был отменен. В 1929 г. он был арестован по делу философско-религиозного кружка «Воскресенье», в 1930 г. дополнительно привлечен по делу «вредительства на историческом фронте» (т.н. «дело Академии наук»). Отбывал ссылку в Соловецком лагере особого назначения, затем в Белбалтлаге на Медвежьей горе. В 1933 г., досрочно освобожденный, он избрал для жительства Москву. Начатое после второго ареста сотрудничество Анциферова с Государственным литературным музеем, где в марте 1937 г. он приступил к работе в качестве старшего научного сотрудника экспозиционного отдела, оборвалось новым арестом по ложному обвинению. В декабре 1937 г. Анциферов по этапу прибыл в Амурлаг. После отмены приговора в 1939 г. он вернулся в Москву и продолжил работу в ГЛМ сначала руководителем отдела литературы XIX в., затем, после тяжелого инсульта, консультантом. В годы Великой Отечественной войны он не покидал Москвы. В 1943 г. был принят в члены Союза советских писателей; в сентябре 1944 г. в Институте мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук «Проблемы урбанизма в русской художественной литературе. (Опыт построения образа города – Петербурга Достоевского – на основе анализа литературных традиций)»214.

Житель арбатских переулков, где в коммунальной квартире № 1 дома 41 по Большому Афанасьевскому прожил 23 года своей московской жизни, он любил Москву сыновней благодарной любовью. Здесь он нашел верного спутника жизни Софью Александровну Гарелину, был окружен любящими друзьями – семьями Лосевых, Чуковских, Толстых. В довоенные годы сюда приезжала дочь Татьяна, после войны – сын погибшего в блокаду Сергея маленький Миша Анциферов. Так мечта после окончания Первой Киевской гимназии избрать для жительства милую сердцу странноприимную Москву, где «все дышало родной стариной, где Кремль, Художественный театр, Третьяковская галерея»215, исполнилась, утешив и утолив боль израненного сердца.

Николая Павловича не стало 2 сентября 1958 г. Он был отпет в старинном московском храме Ильи Обыденного на Остоженке, похоронен на Ваганьковском кладбище и связан с московской землей уже навсегда.

***

Николай Павлович Анциферов позаботился о том, чтобы история его жизни стала достоянием потомков. В последние годы, чувствуя приближение скорого конца и торопясь завершить работу над мемуарами, он дал распоряжение о передаче своего домашнего архива в Ленинград, в отдел рукописей Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина216, где в те годы служила его ученица по Тенишевскому училищу и близкий друг Ольга Борисовна Враская. Столь же заботлив он был и в отношении переписки. Согласно его воле, сохранению подлежали не только им написанные письма. Столь же трепетно относился Анциферов и к сохранению писем своих адресантов217. Так, например, в письме 1938 г. к жене Софье Александровне Гарелиной из места своей последней ссылки он беспокоится: «Перечел с глубоким волнением твои остальные письма.... Неужели все эти прекрасные человеческие документы пропадут и им не суждено лечь рядом с моими письмами в твоей шкатулке? У меня к тебе просьба, если можешь, оставляй у себя копии тех твоих писем, которые ты найдешь значительными»218. Когда стало ясно, что у хлопотавшей о его освобождении и собиравшей ему посылки жены нет на это ни сил, ни времени, Анциферов сам начал делать копии писем Софьи Александровны: «Я хочу копии нескольких твоих писем переслать тебе. Я хочу, чтобы они лежали с моими письмами и сохранились. Я так опасаюсь за сохранность твоих писем219».

Неустанная забота Анциферова о собирании и сохранении памяти не была напрасной. Когда на волне перестройки вспыхнул интерес к забытым и замолченным именам советского прошлого и наступило время вспомнить об авторе «Души Петербурга», то все нужное оказалось «под рукой» – в ОР РНБ и в семейном архиве наследника авторских прав Η. П. Анциферова, его внука-москвича Михаила Сергеевича Анциферова. Собранные воедино и отредактированные главы воспоминаний, получившие название «Из дум о былом», составили том мемуаров, публикация которого стала событием в культурной жизни России. Из авторского повествования, снабженного аннотированным указателем и научными комментариями, тщательно подготовленными А. И. Добкиным по архивным источникам, читатель впервые узнал о судьбе многих представителей народнической интеллигенции: ученых – историках, краеведах, филологах, сознательно ступивших в железный самотек отечественной революционной истории. И не только это. Воспоминания давали возможность осознать значительность их жизненного подвига, заключающегося не столько в терпении многочисленных и на первый взгляд несправедливых бедствий, сколько в глубоком осознании духовного смысла и назначения страдания.

В этом понимании заключается основная причина борьбы Анциферова за сохранение памяти и всех ее материальных носителей – дневников, мемуаров, переписки. Здесь же истоки его профессионального выбора: в грозном 1919 г. он отвергает возможность продолжения научных занятий медиевистикой в стенах Петербургского университета и посвящает себя краеведению, которое теснее связывало его с больной, измученной Родиной. Анциферову в его страданиях, которые он нес осознанно и «бережно», было суждено стать тайновидцем «внутренней действительности» истории. В не опубликованном при жизни эссе «Историческая наука как одна из форм борьбы за вечность», датированном 1918–1942 гг., мы встретим знаменательное рассуждение: «Наблюдая свершающуюся судьбу (...) души человечества в целом, мы замечаем ее глубоко трагичный характер. Это дает нам право рассматривать историю как трагедию, в которой постоянно извращается воплощаемая идея, (...) превращающаяся (...) в свою противоположность. Катарсис (...) в этой трагедии достигается путем искупительных страданий целых народов. Чая глубокий смысл этой трагедии, недоступной нашему эвклидову уму, мы прозреваем в ней действие еще не узнанной силы. История-трагедия – превращается в историю-мистерию»220.

Невыдуманная история о душе, блуждавшей в поисках Истины, ушедшей от Нее в «страну далече» и в очистительных страданиях вспоминающей Ее, – вот что в первую очередь было предметом анциферовского трепетного хранения-сбережения, архивации и передачи потомкам. Прошлое виделось ему в ликах и красках Фра Анжелико и Нестерова. Но думы о настоящем обращали его к образам, созданным живописцем «той картины, которая висит в нашей комнате между книжными полками», – свидетельствовал он в письме из Амурлага С. А. Гарелиной221. Сохранившаяся фотография арбатского приюта Анциферова позволяет установить имя живописца и название картины: «Возвращение блудного сына» Рембрандта.

Не раз, осмысляя судьбу своего поколения, поколения наследников декабризма (определение Анциферова), он возвращался к евангельской притче о блудном сыне. Чая рождение второго поколения своих детей, в день Похвалы Пресвятой Богородицы 8 января 1921 г. он писал, обращаясь к не рожденному и его матери: «Я бесконечно отяжелел от всей жизни, и Вы помните это и не думайте (нрзб) о лени, о всем слабом, грешном и ничтожном во мне. Но во мне есть, правда, одна сотая того, что бы надо передать кому-то, вот эта лучшая моя часть могла бы выразиться в пожелании Вашему ребенку, человеку близкого будущего. Это пожелание такое: пусть, если только это будет возможно, он будет человеком мира, а не войны, пусть он будет спокойно и медленно созидать истребленное семью годами ужаса. Если же это невозможно, если кровь еще будет в нем кипеть и бунтовать, и разрушать, как во всех нас, грешных, – то пусть уж его терзает всегда и неотступно прежде всего совесть, пусть она хотя бы обезвреживает его ядовитые, страшные порывы, которыми богата современность наша и, может быть, богато ближайшее будущее. (... ) Жалейте и лелейте своего будущего ребенка, если он будет хороший, какой он будет мученик, он будет расплачиваться за все, что мы наделали, за каждую минуту наших дней»222.

И вновь, стоя уже на пороге вечности, он завещал духовно-нравственный опыт своей жизни новому поколению – племени младому, незнакомому:

«Посвящаю

Внуку моему Михаилу

(сыну моего сына, погибшего в дни блокады Ленинграда в 1942 г.) (нрзб) и моей внучке Наталии – дочери моей дочери.

Автор Н. Анциферов

12/I –1958»223

***

Сегодня, когда архив Анциферова в ОР РНБ описан, когда во многом изучена отложившаяся в различных архивах Москвы и Санкт-Петербурга и в семейном архиве Татьяны Николаевны Камендровской (урожд. Анциферовой) переписка, мы можем с большой степенью достоверности реконструировать авторскую версию композиции мемуарного комплекса. Дело в том, что авторитетного источника полного текста воспоминаний не существует. Анциферов начал работу над воспоминаниями во второй половине 1939 г., заключительная глава была написана в 1957 г. Таким образом, работа велась с перерывами на войну и тяжкими приступами хронической болезни сосудов (обострение стенокардии, инсульты), когда Анциферов бывал на грани смерти, почти двадцать лет. Автографы и сделанные с них в разное время машинописи передавались друзьям. Из переписки следует, что последние, получив фрагменты мемуаров для дальнейшей перепечатки или переплета, не всегда знали последовательность и названия глав. Собранные таким образом в 1956–1957 гг. папки и переплетенные машинописи обнаруживают разнобой в последовательности, нумерации и названиях разделов.

Основным источником для установления авторской воли является план воспоминаний – автограф, сохранившийся в фонде Анциферова в ОР РНБ. Из него следует, что в мемуарный комплекс должны были входить семь частей. Последняя, посвященная «советскому периоду» жизни Анциферова, носила название «Рассеялся туман» (в опубликованной версии «Из дум о былом» эта часть ошибочно озаглавлена «Туман рассеялся»), отсылающее к строкам стихотворения Вл. Соловьева, которое Анциферов прочитывал как символическое иносказание о собственной судьбе и жизненном выборе:

В тумане утреннем неверными шагами

Я шел к таинственным и чудным берегам.

Боролася заря с последними звездами,

Еще летали сны – и, схваченная снами,

Душа молилася неведомым богам.

В холодный белый день дорогой одинокой,

Как прежде, я иду в неведомой стране.

Рассеялся туман, и ясно видит око,

Как труден горный путь и как еще далеко,

Далеко все, что грезилося мне.

И до полуночи неробкими шагами

Все буду я идти к желанным берегам,

Туда, где на горе, под новыми звездами,

Весь пламенеющий победными огнями,

Меня дождется мой заветный храм.

Как правило, Анциферов не датировал рукописи, однако оставлял внутритекстовые привязки, позволяющие с большой точностью установить время написания той или иной главы. Датировка пяти «советских» глав по указаниям в тексте ограничивается 1956 г. Но по изменению почерка и свидетельствам переписки возможно уточнение: воспоминания о событиях 1929–1933 гг. были написаны незадолго до случившегося у Анциферова в последних числах 1956 г. инсульта. На 1957 г. выпадает время работы над автографом заключительной главы «1937 год»; ее написанию предшествовала (или сопроводила?) приведенная выше запись от 12 января 1957 г. с посвящением труда внукам Михаилу и Наталии.

Публикуемый с разрешения наследника авторских прав М. С. Анциферова текст входит в состав последней части мемуаров «Рассеялся туман» и представляет собой третий раздел этой хроники страданий. Открывалась она рассказом о Гражданской войне и гибели детей («1919 год»), затем следовало описание деятельности религиозно-философского кружка А. А. Мейера («Воскресенье»), связь с которым навлекла на Анциферова арест в ночь с 22 на 23 апреля 1929 г. и ссылку на Соловки («СЛОН»).

Цитируемый ниже фрагмент переписки224 дает представление о трагическом фоне соловецкой ссылки писателя. Участники переписки – искусствовед Сергей Николаевич Тройницкий, Екатерина Павловна Пешкова, Сергей Порфирьевич Швецов и мать Анциферова Екатерина Максимовна.

«Глубокоуважаемая Екатерина Павловна.

Позволяю себе обратиться к Вам с просьбой помочь, насколько это возможно, в деле Николая Павловича Анциферова, арестованного 22 сего апреля. Я позволил себе беспокоить Вас по этому делу ввиду совсем особых обстоятельств, заставляющих просить о скорейшем разборе этого дела. Жена Анциферова находится в последней стадии туберкулеза, и, по отзывам врачей, ее пользующих, вопрос может идти о неделях, а не о месяцах. Положение ее настолько тяжело, что ее выписали из той санатории, где она лечилась, как совершенно безнадежную. При этом у них двое детей 8 и 5 лет, тоже страдающие детским туберкулезом в тяжелой форме. Η. П. Анциферов является автором печатных трудов, в том числе «Душа Петербурга», «Петербург Достоевского», «Хрестоматия города» и др. С начала революции Η. П. Анциферов работает в Политпросвете, где, насколько мне известно, пользуется репутацией прекрасного и лояльного работника, и ряд ответственных работников Политпросвета, где он состоит и в методической комиссии, готов дать для него самые подробные отзывы. Кроме того, т. Анциферов работает в бюро краеведения. Надеюсь, что и Алексей Максимович, которому я прошу передать мой сердечный привет, заинтересуется судьбой т. Анциферова, как писателя, и не откажет в своей помощи. (...).

С. Тройницкий.

Ленинград, 1 июня 1929».

12 июня 1929 г. к Е. П. Пешковой обратился за помощью С. П. Швецов.

«Дорогая Екатерина Павловна,

пишу Вам по очень грустному и тяжелому поводу. Есть в Лен(ингра)де такой злополучный гражданин – Николай Павлович Анциферов, человек очень почтенный и прекрасный, но какой-то злополучный. Я его лично не знаю, но его многие здесь знают, и все отзываются о нем с лучшей стороны. Это и побуждает меня писать Вам в данную минуту. Раз он влетел года три-четыре назад по делу Серебрякова и был выслан в Сибирь. Ни к Сер(ебряко)ву, ни по его делу он не имел никакого отношения, которое бы заслуживало бы тюрьмы, ссылки и т(ому) п(одобное). Все это для него напоминает положение в чужом пиру похмелье. Тогда о нем, если помните, много хлопотали и Вы, и в Лен(ингра)де, и в конце концов удалось доказать непричастность его к делу, по которому он был привлечен, и его возвратили оттуда, из Новосибирска. Не лучше, а м(ожет) б(ыть) и хуже обстоит его «дело» и сейчас: весной он был арестован по какому-то делу религиозно-философского характера. В чем состоит самое дело и как формулируется по нему обвинение Анц(иферо)ва – я не знаю, но знающие его утверждают, что в основе обвинения лежит какое-то недоразумение, т(ак) к(ак) только при наличности последнего можно хоть что-нибудь понять, без этого получается сумбур, а он, во всяком разе, человек умный прежде всего. Здесь производством дело закончено и направлено в Москву на утверждение: ему проектируется 6 лет ссылки в Сибирь. Он семейный человек, и положение его семьи катастрофическое. Семья, состоящая из умирающей от туберкулеза жены, древней старушки матери и двоих детей – 3 и 7 лет225, существовала исключительно на его заработок; никаких иных источников существования у них нет. Теперь этот источник прекратился, и семье остается неминуемая гибель.

Мне кажется, что теперь самое время Вам, дорогая Екатерина Павловна, вмешаться в эту историю и разъяснить, что тут опять роковая ошибка. (... )

С душевным приветом

С. Швецов».

В июне 1929 г. с ходатайством за сына обратилась Екатерина Максимовна Анциферова.

«Многоуважаемая Екатерина Павловна!

Обращаюсь к Вам с покорнейшей просьбой: не откажите походатайствовать за моего сына Николая Павловича Анциферова, служащего в Ленинграде, в Центральном Бюро Краеведения и в Политпросвете, на экскурсионной Базе. Кроме того, он занимается литературным трудом; напечатаны, например, его книги: «Душа Петербурга», «Каменный век», «Книга о городе» и другие. Его арестовали 26 апреля 1929 года; дело уже в Москве, и в ближайшие дни ему, кажется, грозит высылка. Политикой он не занимался. Жена его больна туберкулезом в третьей стадии (об этом представлено свидетельство здешнему прокурору) и не встает с кровати; кроме нее его семью составляют: двое маленьких детей 8-ми и 5-ти лет и я, его мать, 86 лет226, больная грудной жабой и почти без ног. Сын мой был единственный работник на всю семью. Если его не вернут нам, мы будем выброшены на улицу, т(ак) к(ак) средств у нас нет никаких. Умоляю Вас, не откажите попросить о помиловании его или хотя бы о смягчении участи.

18 июня 1929 г(ода).

Екатерина Анциферова».

В июле 1929 г. Анциферов был приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей и в начале августа отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения (Кемь). Спустя два месяца, 21 сентября 1929 г. скончалась Татьяна Николаевна. Летом 1930 г. Анциферов был привлечен к следствию по групповому «делу Академии наук», 23 августа 1931 г. приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей и отправлен в Белбалтлаг (на станцию Медвежья Гора). Екатерина Максимовна не дождалась возвращения сына. Ее не стало в марте 1933 г.

* * *

212

Из письма Η. П. Анциферова С. А. Гарелиной от 1 сентября 1939 г. Амурлаг // ОР РНБ. Ф. 27. Ед. хр. 143.

213

Анциферов Η. П. Душа Петербурга. Быль и миф Петербурга. Петербург Достоевского. Репр. воспр. изд. 1922,

1923,1924 гг. М.: Книга, 1991.

214

Анциферов Η. П. Проблемы урбанизма в русской художественной литературе. Опыт построения образа города – Петербурга Достоевского – на основе анализа литературных традиций. М.: ИМЛИ РАН, 2009.

215

Анциферов Η. П. Из дум о былом: Воспоминания / сост., вступ. ст., прим. А. И. Добкина. М.: Феникс: Культурная инициатива, 1992. С. 134.

216

Завещание ученого было выполнено. В 1986 году процесс передачи семейного архива в ОР РЫБ завершился: в ОР РНБ, фонд № 27 «Η. П. Анциферов», поступили автографы воспоминаний. Среди материалов фонда находятся также уцелевшие дневники и дневниковые записи Η. П. Анциферова и его первой жены Татьяны Николаевны Оберучевой 1910–1920-х гг.

217

На это обстоятельство впервые обратила внимание Э. Джонсон. См. подробнее: Эмили Д. Джонсон. Значение лагерной переписки Η. П. Анциферова для изучения его биографии и творческого наследия // Η. П. Анциферов. Филология прошлого и будущего // Первые московские Анциферовские чтения: сб. материалов междунар. науч. конф. М.: ИМЛИ РАН, 2012. С. 85–86.

218

Письмо Η. П. Анциферова С. А. Гарелиной от 27–28 октября 1938 г. // ОР РНБ. Ф. 27. Ед. хр. 141. Л. 23.

219

Письмо Η. П. Анциферова С. А. Гарелиной от 16 ноября 1939 г. // Там же. Ед. хр. 143. Л. 118 об.

220

Анциферов Η. П. Историческая наука как одна из форм борьбы за вечность (Фрагменты) (1916–1942) / Публ. и подг. текста А. Свешникова, Б. Степанова // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник, 2003. М.: Модест Колеров, 2004. С. 148–149.

221

Письмо Η. П. Анциферова С. А. Гарелиной от 23 ноября 1938 // ОР РНБ. Ф. 27. Ед. хр. 119.

222

ОР РНБ. Ф. 27. Ед. хр. 30. Л. 1.

223

ОР РНБ. Ф. 27. Ед. хр. 59. Л. 2.

224

Цит. по: Ходатайства за политических заключенных (политических и общественных деятелей, представителей творческой и научной интеллигенции, а также частных лиц) // Заклейменные властью. Услышь их голоса: по документам фондов Государственного Архива Российской Федерации: «Московский Политический Красный Крест» (1918–1922)» // URL: http://pkk.memo.ru/letters_pdf/000567.pdf

225

Речь идет о втором поколении детей Анциферова: Татьяне – 1924 г., и Сергее – 1921 г.

226

Возможно, описка или сознательное завышение возраста: Екатерина Максимовна Анциферова (урожд. Петрова) родилась в 1858 г. // СПФ АРАН. Разряд IV [1922 г.] Оп.9. Ед. хр.1. Л. 353.


Источник: Воспоминания соловецких узников / [отв. ред. иерей Вячеслав Умнягин]. - Соловки : Изд. Соловецкого монастыря, 2013-. (Книжная серия "Воспоминания соловецких узников 1923-1939 гг."). / Т. 3: 1925-1930. - 2015. - 559 с. ISBN 978-5-91942-035-4

Комментарии для сайта Cackle