Источник

№ 83. Письмо Г.Г. Карпова В.М. Молотову о взаимоотношениях Совета по делам РПЦ и Московской патриархии

г. Москва

21 сентября 1949 г.

СЕКРЕТНО

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

товарищу МОЛОТОВУ В.М.

Находящийся на отдыхе в Одессе патриарх Алексий перед своим отъездом убедительно просил меня приехать к нему, на что я ответил, что приеду в Одессу только в том случае, если состоится моя поездка в Киев.

Поскольку моя поездка в Киев для проведения группового инструктажа уполномоченных не могла состояться, я уведомил патриарха, что приехать не могу.

В письме от 7 сентября патриарх мне пишет:

«Большим разочарованием была для меня весть о том, что Вы отменили свое решение быть в Киеве и затем в Одессе... Я мечтал о том, чтобы нам повидаться здесь при спокойной обстановке приморской дачи, состояние которой Вы бы лучше кого бы то ни было оценили...»

«Кроме того, и я, и м. Григорий мечтали с Вами поговорить и о делах. Так что, Вы понимаете, что я с трудом мирюсь с Вашим решением не ехать в Одессу...»

«Еще раз скажу, что очень сожалею, что мы не удивимся с Вами здесь; я так желал этого!»

Не вызывает сомнений, что желание патриарха вместе с митрополитом Григорием (самый доверенный к патриарху из состава Синода) встретиться со мной в Одессе связано с тем, что они хотели бы в неофициальной обстановке откровенно высказаться по всем наболевшим у них вопросам.

Поскольку я сообщал, что приехать не могу, считаю необходимым воздержаться от поездки.

В связи с этим, как осуществляющий связь между патриархом и правительством, считаю необходимым доложить, что установившиеся у патриарха отношения к государству не имеют изменений. По своей инициативе все вопросы патриарх согласовывает со мной и принимает рекомендации Совета, но в последний год в настроениях патриарха наблюдается некоторый надлом, вызванный, по-моему, следующими обстоятельствами:

а) отклонением ряда его просьб;

б) большим количеством жалоб с мест за последние 2 года в связи с 100% отклонением всех ходатайств групп верующих об открытии церквей;

в) жалобами на налоговое переобложение духовенства и на грубые действия по отношению к церкви и духовенству в ряде мест.

Видимо, по этим же причинам патриарх два раза (16 октября 1948 г. и 10 января 1949 г.) ставил перед Советом вопрос о желательности быть принятым товарищем Сталиным, имея в виду лично выяснить отношение правительства к церкви в данный момент. Несомненно, имеет значение и более официальное отношение, занятое мною по отношению к нему за последние два года326.

Исходя из указаний о необходимости сохранения нормальных отношений с руководством церкви и не касаясь сейчас других вопросов, излагаю свое мнение по вопросу моих отношений с патриархом, считая необходимым внести ясность.

Через церковный центр, в данном случае – патриарха, мы проводим все наши мероприятия, в том числе по организации заграничной деятельности церкви, по регулированию положения церкви внутри страны и т.д. От настроений и поведения патриарха зависят позиции и положение всей церковной «иерархии» и, зная, что это было достигнуто после большой работы над ним, считаю, что в отношениях с патриархом должна иметь место известная теплота.

Для меня и Совета понятно, что, являясь представителем государства и оказывая необходимое влияние на церковное управление, мы стремимся в своей деятельности к целям, которые чаще всего не совпадают с интересами церкви. Это различие церковных и государственных интересов, имеющее значение в сфере наших взаимоотношений, нами полностью учитывается.

Семейственности, потери ориентировки в этих отношениях нет и не может быть допущено, но, имея одно отношение к религии и церкви вообще, другое – к церковному центру по вышеуказанным соображениям, – мне представляется необходимым придерживаться следующего порядка:

а) принимать патриарха по его просьбам, как правило, в Совете;

б) в случаях болезни патриарха и в особо неотложных случаях допускать встречи у патриарха;

в) избегать совместных поездок, отклоняя их под благовидными предлогами;

г) на поздравительные и другие письма и телеграммы отвечать;

д) принимать приглашение патриарха в его юбилейный день, не отклонять приглашений на официальные приемы патриархом в честь заграничных церковных делегаций;

е) один раз в год, в годовщину Октябрьской революции, делать прием патриарха в Совете или у себя.

Прошу Ваших указаний.

Председатель Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР

(КАРПОВ)

ГА РФ. Ф. 6991. Oп. 1. Д. 453. Л. 344–346. Копия.

* * *

Примечания

326

В конце 1948 г. в странах Восточной Европы, входивших в советский блок, утвердилась властная монополия коммунистических партий и начался интенсивный процесс складывания политических режимов советского типа. В этих условиях значение внешнеполитического потенциала РПЦ в планах советского руководства неизбежно снижалось. В государственно-церковных отношениях сохранялись разнородные и достаточно противоречивые тенденции, но вместе с тем имело место и явное усиление антирелигиозной борьбы. 1948–1949 гг. характеризовались новым витком давления власти на церковь. Главный идеологический орган ВКП(б) журнал «Большевик» увязал борьбу против религии с борьбой против реакционной западной идеологии. В специальном томе «СССР» Большой советской энциклопедии утверждалось, что коммунистическая партия непримирима к любой религии. Для популяризации научных и политических знаний в это время образовано общество «Знание», одним из важнейших направлений деятельности которого стало антирелигиозное. Расширилась сеть домов научного атеизма. Во внутренней жизни РПЦ прекращаются епископские хиротонии. Осенью 1948 г. было принято секретное постановление ЦК ВКП(б) «О мерах по усилению антирелигиозной пропаганды», на основе которого на места рассылались специальные инструкции. В это же время предпринято наступление на Совет по делам РПЦ: начался его постепенный перевод под контроль идеологических структур ЦК ВКП(б). Главное действующее лицо в этом процессе – руководитель Отдела агитации и пропаганды ЦК – М.А. Суслов. Все вместе это означало попытки, хотя и ограниченные, приступить к ревизии сформулированной осенью 1943 г. политики государства по отношению к церкви.


Источник: Власть и церковь в Восточной Европе : 1944-1953 : Документы российских архивов : В 2 т. / Российская акад. наук, Ин-т славяноведения, Федеральное арх. агентство, Гос. арх. Российской Федерации, Российский гос. арх. социально-политической истории, Арх. Президента Российской Федерации [и др.]. - Москва : РОССПЭН, 2009. / Т. 2: 1949-1953. - 1222, [1] с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle