Источник

№ 47. Письмо посла СССР в Чехословакии М.А. Силина А.Я. Вышинскому о беседе с министром юстиции А. Чепичкой по вопросам государственной политики в отношении католической церкви184

г. Прага

23 июня 1949 г.

СЕКРЕТНО

МИНИСТРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СОЮЗА ССР

тов. ВЫШИНСКОМУ А.Я.

В беседе, состоявшейся 23 июня с.г., Чепичка подробно рассказал об отношениях в настоящее время между правительством и католической церковью в Чехословакии185.

В конце прошлого года в Чехословакию приехал исполняющий обязанности нунция Ватикана Веролино, привезший директивы папы об активизации в ЧСР деятельности католической церкви, направленной против народно-демократического режима186. По полученным правительством достоверным сведениям, в начале года была создана в ЧСР широкая сеть подпольных католических организаций, занимающихся антигосударственной деятельностью187. Переговоры между Национальным фронтом и католической церковью, имевшие место в феврале текущего года, были начаты католическим епископатом с целью отвлечения внимания правительства от проводимой им антигосударственной подпольной деятельности.

Католическая церковь по указке Ватикана сознательно шла на обострение отношений с правительством. Она рассчитывала, что в результате конфликта правительство примет решение об отделении церкви от государства, и тогда бы реакционный епископат был бы независимым хозяином. Руководство католической церкви также считалось с возможностью образования новой церкви, которая бы не имела такого влияния, как католическая.

Видя, что католическая церковь готовится к открытой борьбе против государства, правительство захватило инициативу в свои руки. По инициативе компартии была развернута широкая кампания среди верующих и низшего духовенства, направленная на отрыв католической церкви в Чехословакии от Ватикана и на сотрудничество ее с народно-демократическим правительством. Эта кампания приняла наименование «Католической акции»188. Правительство использовало для своих целей существовавшую издавна в ЧСР гражданскую институцию – «Католическую акцию», задача которой заключалась в содействии католической церкви. Это мероприятие правительства католическая церковь не ожидала.

Кампания «Католической акции» встретила поддержку со стороны верующих и низшего католического духовенства. Воззвание комитета «Католической акции» от 10 июня с.г. имело большой успех. Под воззванием подписались десятки тысяч верующих и 1700 католических священников. В воззвании говорится о преданности народно-демократическому правительству, и призываются архиепископ и епископы к урегулированию вопроса об отношении между правительством и католической церковью.

Одновременно правительство приняло меры к ограничению деятельности реакционного епископата. Были закрыты старые издания католической церкви: «Католические новины», «Вестник католического духовенства» и др. В настоящее время в новом духе выходят «Католические новины» тиражом в 70 тысяч и «Вестник» – в 15 тысяч экземпляров. Архиепископ Беран запретил католическому духовенству читать новый «Вестник» и приказал вернуть его издательству. Из 15 тысяч было возвращено только 7 экземпляров.

У католической церкви было отобрано благотворительное общество «Харита», которое поставляло костелам по дешевым ценам иконки, вино для обрядов, свечи и т.д. Теперь «Харита» в руках правительства и поставляет эти предметы только тем священникам, кто лояльно относится к народно-демократическому режиму.

В первые дни, когда началась кампания «Католической акции», Беран намеревался отлучить от церкви всех, кто поддерживает эту кампанию. Однако 15 июня с.г. на совещании епископата было принято решение послать письмо Ватикану с просьбой не отлучать от церкви подписавшихся под воззванием «Католической акции» верующих и священников. Это письмо с просьбой к папе подписал также Веролино. Несмотря на эту просьбу, Ватикан отлучил от церкви всех подписавшихся под воззванием. По мнению Чепички, это отлучение папы сыграет положительную роль, ибо оно вызовет недовольство Ватиканом со стороны широких масс верующих.

На заседании епископата 15 июня также было принято пастырское послание Берана, содержащее грубую клевету на правительство и народно-демократический строй. 18 июня епископат дал указание прочесть это послание в воскресенье 19 июня во всех костелах. Узнав об этом послании, правительство дало распоряжение, чтобы канцелярия архиепископа, находящаяся уже в руках представителей Министерства просвещения, разослала приказания запретить чтение послания Берана. По словам Чепички, послание было прочитано только в ⅓ всех костелов. Сам Беран после богослужения в соборе (Св.) Вита в Праге тоже пытался прочесть это послание, но были приняты соответствующие меры. Он был прерван в самом начале чтения и вынужден был немедленно покинуть собор.

В последние дни приняты меры по изоляции Берана и епископов. Их лишили возможности пользоваться почтой и телефоном. Они в настоящее время имеют связь с духовенством только при помощи курьеров. Беран все время сидит в своем дворце и пишет письма правительству, которые при помощи англо-американиев переправляет для передачи по радиостанциям «Голоса Америки» и Би-би-си. Но и в настоящее время он поддерживает контакт с американским и английским посольствами. Он также объявил, что не выйдет из своего дворца и считает себя «узником».

В процессе беседы Чепичка отметил, что компартия не хотела создавать конфликта между государством и католической церковью. Было решено создать конфликт внутри самой католической церкви с целью вбить клин между реакционным епископатом и низшим и средним духовенством. Это в значительной степени удалось189.

Главными задачами, по заявлению Чепички, в борьбе против влияния Ватикана в Чехословакии являются:

1. Укрепление чехословацкой евангелической церкви, которая лояльно относится к народно-демократическому режиму.

2. Усиление в католической церкви Кирилле-Мефодиевской традиции, восточной линии христианства.

3. Проведение богослужения на чешском и словацком языках, а не на латинском языке, как это имеет место в настоящее время.

Одним из сложных вопросов, отметил Чепичка, в настоящее время является вопрос о посвящении католических священников, чтобы они могли отправлять богослужбы. Для этого необходим епископ, но из епископов пока никто не заявил о своей лояльности к правительству. Имеются сведения, что епископ из Чешских Будеевиц Глоух склоняется к сотрудничеству с правительством, но официально он еще об этом не заявил.

Чепичка также заявил, что правительство еще не располагает достаточным количеством священников, чтобы католическая церковь могла быть перестроена по-новому. Всего в Чехословакии 2300 католических приходов, а лояльно относящихся священников 1700, из которых еще много колеблющихся. В ближайшее время будут назначены на духовные должности 323 новых человека. Имеются еще в резерве несколько видных деятелей католической церкви, которые пока не подписали воззвание «Католической акции», чтобы их не отлучили от церкви. В нужный момент они могут занять важные посты в католической церкви. Из 7 каноников – членов капитулы собора (Св.) Вита в Праге, которая имеет право смещать даже епископов, 3 заявило о лояльности к правительству.

Отлученные папой от церкви священники, поскольку это отлучение не признает правительство, на основании закона от 1874 года имеют право продолжать богослужбы. На основании этого же закона правительство может назначать новых людей на различные должности в католической церкви.

В планы компартии также входит объединение католической церкви с чехословацкой евангелической, так как разница между этими церквами не особенно значительная и заключается, главным образом, в отправлении обрядов. До 1928 года обряды в обеих церквах были одинаковые. Но епископ Фарский ввел отличный обряд в евангелическую церковь. По мнению Чепички, эту разницу можно будет со временем устранить.

В беседе Чепичка сообщил, что вчера, 22 июня, он получил неофициальные сведения о том, что Беран якобы готов вести переговоры с правительством об урегулировании отношений между государством и католической церковью. Со своей стороны, он якобы выдвигает требования, чтобы он по-прежнему остался главой католической церкви в Чехословакии, о передаче снова ему консистории (его канцелярии), введении его представителей в редакцию «Католических новин», «Вестника католического духовенства», а также в правление общества «Харита». При этом Чепичка заметил, что эти сведения еще не проверенные.

Далее Чепичка сказал, что правительство намерено начать кампанию, направленную против Берана, разоблачая его антигосударственную деятельность. Компрометирующих материалов о Беране уже собрано достаточно.

В плане борьбы против реакционного руководства католической церкви в Чехословакии и влияния Ватикана будет особенно торжественно проведено празднование дня Кирилла и Мефодия 5 июля. В этот день в городе Велеград (Моравия), где были Кирилл и Мефодий, богослужение будет проводить министр Плойгар, на Девине в Словакии – поверенники190 Горак и Лукачевич.

Говоря о значении новой католической церкви, сотрудничающей с правительством, Чепичка подчеркнул, что она явится ключом для решения многих вопросов в чехословацкой деревне, особенно в Моравии и Словакии. Новая католическая церковь сможет играть большую роль в создании единой сельскохозяйственной кооперации и в проведении в будущем коллективизации чехословацкого сельского хозяйства. Он назвал проводимую правительством кампанию против реакционного католического духовенства «февралем в решении вопроса о церкви». Попутно Чепичка заметил, что Польша и Венгрия в решении вопроса о католической церкви в настоящее время значительно отстают от Чехословакии.

В конце беседы Чепичка подчеркнул, что борьба против католической церкви еще предстоит тяжелая, но он выразил твердую уверенность в ее успешном исходе.

На беседе присутствовал тов. Новиков Н.Г.

Приложение: на 9 листах191.

ПОСОЛ СССР В ЧЕХОСЛОВАКИИ

М. СИЛИН

АВП РФ. Ф. 0138. Оп. 30. П. 159. Д. 6. Л. 35–42. Подлинник.

Опубл.: Восточная Европа в документах российских архивов. 1944–1953 гг. Т. 2. 1949–1953 гг. Москва; Новосибирск, 1998. С. 154–159.

* * *

Примечания

184

Разослано А.Я. Вышинскому, А.А. Громыко, В.А. Зорину. С.П. Кирсанову, в дело.

185

Установив в феврале 1948 г. монополию политической власти в стране, руководство КПЧ рассматривало католическую церковь с ее прямым подчинением Ватикану как главного противника, противостоявшего коммунистам в сфере идеологии и общественного сознания. Поэтому основная задача виделась в том, чтобы подчинить этот институт новой власти и использовать его в своих интересах. Добиться этого предполагалось как путем соглашения с католическим епископатом, так и силовыми методами, используя разногласия и имущественную дифференциацию в рядах клира. По инициативе Центрального комитета действия Национального фронта (ЦКД НФ) в марте–апреле 1948 г. были созданы специальные комиссии для решения возникавших спорных вопросов в конфессиональной сфере. В комиссии, определявшей отношения с католической церковью, по решению конференции епископов в г. Оломоуие от 3 мая 1948 г. епископат представляли Й. Боукал (секретарь архиепископа Й. Берана), Ш. Трохта, А. Лазик, Й. Чарский. По сообщению советских дипломатов, из Праги, «...переговоры между представителями католической церкви и ЦКД НФ имели некоторый успех. Был подвергнут обсуждению целый ряд конкретных вопросов о сотрудничестве церквей, о воскресных рабочих бригадах, об имущественных проблемах католической церкви в связи с конфискацией земли, об увеличении содержания священников, о преподавании закона Божьего в школах. ... Однако переговоры не привели к желаемым результатам. По указанию Ватикана 17 июня 1948 г. они были прерваны и возобновились лишь 17 февраля 1949 г. ... Как потом стало известно, при посещении папы (октябрь-ноябрь 1948 г.) Беран получил нужные указания. Он не должен обострять отношения с правительством, но и не уступать последнему. Дальнейшие отношения с правительством должны быть приведены в такое состояние, чтобы было видно, что существует нажим со стороны правительства, но ни в коем случае не по вине духовенства. Было решено, что в случае конфликта с правительством церковь должна будет принять на себя все последствия и не бояться ни арестов, ни лишений, чтобы наглядно было видно, что церковь притесняется правительством» (АВП РФ. Ф. 0138. Оп. 30. П.159. Д. 3. Л. 138–139, 142).

186

В октябре 1948 г. исполняющий обязанности нунция Ватикана Веролино пытался получить согласие от Министерства иностранных дел Чехословакии на то, чтобы переговоры об отношении церкви и государства велись на уровне правительства страны и Ватикана. В феврале 1949 г. Веролино вновь приезжал в Прагу с инструкцией, чтобы «церковь не шла ни на какие соглашения с правительством».

187

Весной 1949 г. среди населения (особенно в Моравии и Словакии) наблюдался всплеск религиозной активности, что было расценено властями как недовольство правительством и выражение доверия и симпатий к католической церкви. «В последнее время, – сообщали сотрудники советского посольства в Москву, – католические священники вместе с кулацкой частью деревни организовали открытые выступления, выразившиеся в демонстрациях и шествиях, направленных против мероприятий правительства в деревне. Были случаи, когда в таких шествиях принимало участие по несколько сот крестьян» (АВП РФ. Ф. 0138. Оп. 30. П. 160. Д. 7. Л. 121). 9 марта 1949 г. министр юстиции А. Чепичка издал распоряжение считать все собрания активных католиков (кроме богослужений) незаконными и усилить контроль за деятельностью священников.

188

Суть акции, разработанной в церковной комиссии ПК. КПЧ, возглавлявшейся А. Чепичкой, заключалась в том, чтобы, опираясь на благотворительную католическую организацию «Харита», которой руководил сотрудничавший с коммунистами священник П. Фиала, овладеть массовыми католическими организациями. Для этой цели предполагалось, используя движение «прогрессивных католиков», выступавших за сотрудничество церкви и государства, оттеснить католический епископат от руководства массовыми организациями, не дать превратить их, по словам К. Готвальда, в «мятежные антидемократические организации». Начиная с апреля 1949 г., церковная комиссия ЦК КПЧ провела четыре специальных заседания по подготовке «Католической акции». Власти рассчитывали при ее проведении создать организационные структуры, которые могли быть использованы в качестве партнеров по Национальному фронту и смогли бы исключить несговорчивый католический епископат из переговорного процесса. Начавшуюся кампанию архиепископ Беран оценил, как схизматическую, то есть раскольническую, и объявил, что за участие в ней священники будут подвергнуты церковному наказанию вплоть до отлучения от церкви. 20 июня 1949 г. административный орган Ватикана – конгрегация Святого официума издала декрет, согласно которому участники «Католической акции» объявлялись «схизматиками, отлученными от католической церкви» (Narodni arhiv. F. 1058. SUC. Inv. c. 95. Kar. 28 «Zpravy». 3 cervence 1949. L. 1). Подробнее о реакции чехословацкого епископата на «Католическую акцию» см. док. № 55.

189

См. док. № 26.

190

Так в тексте, словакизм. Правильно: уполномоченные.

191

Не публикуется.


Источник: Власть и церковь в Восточной Европе : 1944-1953 : Документы российских архивов : В 2 т. / Российская акад. наук, Ин-т славяноведения, Федеральное арх. агентство, Гос. арх. Российской Федерации, Российский гос. арх. социально-политической истории, Арх. Президента Российской Федерации [и др.]. - Москва : РОССПЭН, 2009. / Т. 2: 1949-1953. - 1222, [1] с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle