№ 299. Запись беседы Г.Г. Карпова с членами делегации Московской патриархии митрополитом Григорием и архиепископом Пнтиримом о поездке в Болгарию на торжества в связи с выборами патриарха Болгарской православной церкви
г. Москва
19 мая 1953 г.
СЕКРЕТНО
На приеме присутствовали: член Совета – УТКИН Г.Т. и зам. зав. отдела КАРПОВИЧ В.С.
Митрополит Григорий рассказал о церковных торжествах в г. Софии в связи с выборами и интронизацией патриарха Болгарской православной церкви и отметил, что интронизация была не очень величественной, торжественной, служба проведена «наскоро».
Митрополит Григорий приветствовал вновь избранного патриарха Кирилла от имени Русской церкви. Епископ Гавриил приветствовал от имени Грузинской православной церкви. О речи епископа Гавриила митрополит Григорий и архиепископ Питирим отзываются, как об умной и сказанной с большим чувством.
Делегации Московской патриархии, несмотря на присутствие патриарха Румынской церкви Юстиниана, глав Чехословацкой церкви митрополита Елевферия и Польской – митрополита Макария, предоставлялось всюду первое почетное место.
Делегация присутствовала на заседании Синода, когда намечались кандидаты для выборов на Соборе.
Присутствовала делегация и при составлении протокола о признании избранного патриарха представителями автокефальных церквей. Кириллом были получены приветствия от патриарха Антиохийской церкви Александра, от патриарха Александрийской церкви Христофора. Прислали приветствия Греческая, Кипрская, Албанская церкви. Прислал какую-то телеграмму патриарх Афинагор, но митр. Кирилл не стал ее зачитывать. По словам архим. Василия Самахи, патриарх Александр сообщил ему в письме, что Константинопольский патриарх Афинагор, узнав о предстоящих выборах патриарха Болгарской церкви, прислал к нему двух делегатов с просьбой не признавать установление патриаршества в Болгарии. Патриарх Александр якобы думает ответить Афинагору, что нет основания не признавать вновь избранного патриарха Болгарской православной церкви. Делегаты п. Афинагора из Сирии отправились к Иерусалимскому и Александрийскому патриархам, чтобы удержать их от признания Кирилла патриархом.
Помимо указанных выше церквей приветствие с избранием патриархом Кирилл получил от Кентерберийского архиепископа. Получил Кирилл восторженное приветствие от настоятеля и прихожан одного из двух болгарских приходов в Стамбуле. В храме этого прихода патриарх Афинагор присутствовал на службе.
Кирилл рассматривает приветствие этого прихода как признак надежды на признание его патриархом Афинагором.
По словам митрополита Григория и архиепископа Питирима, среди епископов Болгарской церкви чувствуется оппозиция к Кириллу. Это нашло свое отражение и в новом Уставе, где власть патриарха значительно ограничена Синодом. Сказалось это в долгих спорах и возражениях против дачи Кириллу как патриарху белого клобука.
Во время торжественной службы провозглашалось первым многолетие Синоду, а затем патриарху. Однако, когда это провозглашение должен был делать митрополит Григорий и вообше делегация Московской патриархии, то первым было провозглашено патриарху Кириллу, а потом Синоду.
Далее митрополит Григорий отмечает большое внимание со стороны болгарского правительства к выборам патриарха и иностранным гостям. В день выборов патриарха правительством был сделан большой прием. На приеме присутствовал зам. председателя Совета министров Дамянов1187 и др. представители правительственных кругов. Выступали Дамянов и директор вероисповеданий Кючуков. Главным в их речах был вопрос о мире и борьбе за него.
Тов. Карпов спрашивает, как относится Кирилл к Кючукову. Митрополит Григорий сообщает, что патриарх Кирилл лестно отзывался о Кючукове.
Перед отъездом делегаций был прием у зам. председателя Совета министров Дамянова.
Делегации были за время пребывания в Болгарии в Банковском и Рильском монастырях. Присутствовали на концерте.
Все расходы по пребыванию делегаций вплоть до оплаты обратного проезда приняла на себя Болгарская церковь, и митрополит Григорий полученную валюту вернул патриархии.
Тов. Карпов интересуется, сумеет ли патриарх Кирилл справиться с оппозицией.
Митрополит Григорий уверенно подтверждает, что Кирилл, безусловно, с оппозицией, возглавляемой митрополитом Паисием, справится.
Кирилл заявил о своем твердом курсе на Русскую церковь. Между прочим, Кирилл выразил желание побывать летом или осенью этого года в СССР и взять с собой митрополита Паисия, чтобы дать ему воочию увидеть могущество СССР.
Выражали желание побывать в СССР митрополиты Елевферий и Макарий. Оба хотят приехать по делам. Митр. Елевферий говорит, что он охотно уехал бы в СССР, т.к. обстановка в Чехословакии для него чрезвычайно трудна, но не на кого оставить церковь. Единственный епископ Алексий, но на него нельзя положиться.
Тов. Карпов подтверждает, что епископ Алексий не может быть кандидатом в заместители митрополиту Елевферию.
Митрополит Григорий говорит далее, что митр. Макарий рассказывал, что правительственные верхи относятся к нему хорошо, но, оказывая помощь, просят скрывать ее от католиков. Что касается верующих, то отношение их к нему хорошее.
Тов. Карпов спрашивает, возникал ли вопрос об Афоне1188.
Митрополит Григорий говорит, что патриарх Кирилл и патриарх Юстиниан ждут сигнала от Московской патриархия и готовы принять участие в обсуждении этого вопроса.
Тов. Карпов спрашивает, когда вернется прот. Казанский.
Митрополит Григорий говорит, что он передал Болгарской церкви Кокалянский мужской и женский монастыри и приходы.
*Эта передача резко отрицательно воспринята русским духовенством и прихожанами в Болгарии. Вызвало это удивление и среди болгарских митрополитов, которые указывают, что они за свои приходы в Стамбуле борятся и не собираются уступать*1189.
Русское духовенство обращалось к делегации Московской патриархии похлопотать о переезде их в СССР. Об этом просили и монахи.
Казанский на-днях собирается выехать в СССР1190.
Обращался к делегации, и архимандрит Мефодий с просьбой походатайствовать о приеме его в клир Московской патриархии1191.
Архимандрит Максим вернулся в СССР вместе с делегацией.
Беседу записал
(КАРПОВИЧ)
ГА РФ. Ф. 6991. Oп. 1. Д. 1101. Л. 33–85. Копия.
* * *
Примечания
Так в тексте. Г. Дамянов возглавлял болгарский парламент – Президиум Народного собрания.
Имеется в виду вопрос о положении православных монахов негреческой национальности на Афоне и защите их прав.
Текст, отмеченный *–*, отчеркнут по левому полю вертикальной линией. Причины отрицательного отношения русского духовенства и прихожан к передаче Болгарской православной церкви монастырей и приходов, находившихся в юрисдикции Московской патриархии, назвал в беседе в Совете по делам РПЦ 22 мая 1953 г. член делегации священник М.А. Чуб: «Передача Кокалянского монастыря вызвала “переполох” у монашествующих и боязнь, что после передачи будут изменены монастырские порядки, богослужение будет проводиться на болгарском языке, и монахов “заклюют болгарские попы”. Многие монахи в связи с этим усиленно просятся в Советский Союз. ...Пришлось рассеять их опасения и успокоить в том, что в монастыре будут сохранены русский духовный уклад и быт» (ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1101. Л. 91).
В вышеуказанной беседе 22 мая 1953 г. М.А. Чуб сообщил: «Протоиерей Казанский чувствует себя плохо, продолжает болеть и собирается скорее вернуться в Советский Союз. ...Казанский как настоятель храма не пользуется любовью своих прихожан, так как в первое время своего пребывания в Болгарии допустил ряд неправильных действий, оттолкнувших от него верующих. Им, например, был закрыт для посещения верующих склеп с останками архиепископа Серафима, находящийся под алтарем церкви, что вызвало большое недовольство прихожан. Русских прихожан в храме св. Николая немного, и ....многие из них посещают храм как бы по обязанности» (Там же. Л. 91).
Архимандрит Мефодий – ранее настоятель храма-подворья Болгарской православной церкви в Москве, во время описываемых событий – протосингел Сливенского митрополита Никодима.
