№ 287. Из дневника М.Н. Петрова. Запись беседы с представителем Московской патриархии в Болгарии архимандритом С. Казанским о положении в Св. Синоде Болгарской православной церкви, причинах фактической приостановки его деятельности и др.
г. София
24 декабря 1952 г.
СЕКРЕТНО
Сегодня меня посетил С. Казанский и сообщил, что несколько дней тому назад секретарь Св. Синода Болгарской православной церкви архиепископ Йона был у него в гостях и рассказал ему о положении в Синоде.
По словам Ионы, группа Паисия надолго «заморозила» вопрос об избрании Пимена Неврокопским митрополитом. Теперь все вопросы, которые ставятся Кириллом на утверждение Синода, отклоняются «механическим большинством» группы Паисия (5 против 4). Работа Синода, таким образом, по существу, приостановилась.
Как сообщил мне Казанский, он спросил Иону, нельзя ли кого-нибудь из группы Паисия «сагитировать» в пользу Кирилла. На это Иона ответил, что Паисий всех из своей группы, кроме Климента Старо-Загорского, держит в своих руках. У него, например, находится письмо, компрометирующее Иосифа Варненского, полученное им когда-то от б. экзарха Стефана, а Софроний Тырновский был избран митрополитом при помощи махинаций, о подробностях которых знает Паисий, и т.д. Что касается Климента, то Иона сказал Казанскому, что он расходится с Кириллом только по вопросу о Пимене, которого он считает одиозным человеком.
Со своей стороны, Иона, сказал Казанский, предложил ему самому «взяться за агитацию Климента», на что Казанский ответил отказом, указав, что это дело никоим образом не входит в его компетенцию.
Затем Казанский передал мне содержание своего разговора с Мефодием, который раньше был настоятелем Болгарской церкви в Москве. Мефодий разговаривал с Казанским о б. экзархе Стефане, у которого он был когда-то личным секретарем. Стефан, сказал Мефодий Казанскому, является русофилом, но до сих пор придерживается экуменических взглядов.
Казанский сообщил далее о том, что русские монахини, живущие в с. Княжево (около Софии), обратились к нему за советом по следующему вопросу. Монахини хотят купить дом, в котором они живут и который они арендуют у болгарина. Деньги на покупку дома у них имеются (всего около 60 тыс. левов). Эти деньги или часть из них, по словам Казанского, были присланы года два тому назад Московской патриархией специально на покупку здания для женского монастыря. Казанский сказал, что он не дал им окончательного ответа, т.к., во-первых, не знает условий покупки недвижимого имущества в Болгарии, и, во-вторых, не знает, когда решится вопрос о передаче этого монастыря Болгарской церкви.
На вопрос Казанского, что можно посоветовать монахиням, я ответил, что, по-моему, надо было бы запросить мнение Московской патриархии по этому вопросу, поскольку этот монастырь входит в ее юрисдикцию.
Казанский сказал, что он об этом думал и, видимо, напишет письмо в Москву по этому делу.
Атташе посольства СССР
в Болгарии
(М. Петров)
ГА РФ. Ф. 6991. Oп. 1. Д. 1101. Л. 3–4. Заверенная копия.
