Источник

№ 224. Из дневника А.А. Соболева. Запись беседы с Б. Берутом о возможности ведения переговоров польского правительства с Ватиканом888

г. Варшава

3 июля 1951 г.

СЕКРЕТНО

Посетил Берута и исполнил поручение, содержавшееся в телеграмме от 3 июля889.

Коснувшись в беседе вопроса о зондаже Ватикана890, Берут сообщил, что в ближайшие 2–3 дня он передаст мне соображения польского правительства относительно хода дальнейших переговоров с епископом Клепачем по поводу указанного зондажа891. Берут сказал также, что Клепач в беседе с секретарем ЦК Мазуром повторил свое заявление, что папа хотел бы направить своего представителя в Варшаву под видом выполнения духовной миссии для переговоров с польским правительством в целях заключения постоянного соглашения между Польшей и Ватиканом. Клепач повторил также ранее сделанное им заявление о стремлении Ватикана вести независимую политику и о стремлении остаться нейтральным в конфликте между Востоком и Западом. Клепач выразил сожаление по поводу того, что польское правительство медлит с принятием предложения Ватикана о начале переговоров.

Оценивая этот шаг Ватикана, Берут заявил, что польское правительство удовлетворено существующим положением, при котором оно регулирует свои отношения с католической иерархией в Польше без посредничества Ватикана. Такое положение обеспечивает польскому правительству больше возможностей ограничивать влияние духовенства на население и в особенности влияние духовенства на воспитание молодого поколения. Само собой разумеется, что в переговорах с Ватиканом нельзя рассчитывать на достижение соглашения на условиях, более благоприятных для польского правительства, чем условия ныне существуюшего соглашения между польским правительством и католической иерархией и Польше. Вместе с тем, по мнению Берута, было бы целесообразным прощупать, как далеко готов идти Ватикан по пути осуществления своей так называемой независимой политики и насколько искренними являются заявления Ватикана о стремлении к соглашению со странами народной демократии892.

В дальнейшей беседе Берут коснулся вопроса о затруднениях с мясом. Он сказал, что, хотя эти затруднения в последнее время несколько ослаблены, однако они все еще существуют. Крестьяне и до сих пор продолжают сдавать меньше скота, чем это требуется размером потребления мяса в стране. В целях сокращения потребления мяса правительство в ближайшее время введет один день в неделю в общественных столовых и ресторанах, в который мясо подаваться не будет. Будет несколько сокращен также мясной паек в вооруженных силах. Вместе с тем, сказал Берут, имеются признаки, что крестьяне осенью увеличат сдачу скота, и потребление мяса войдет в норму.

ПОСОЛ СССР В ПОЛЬШЕ А. Соболев

АВП РФ. Ф. 0122. Оп. 34. П. 263. Д. 12. Л. 60–61. Подлинник.

Опубл.: Советский фактор в Восточной Европе. 1944–1953. Т. 2. 1949–1953. Документы. М., 2002. С. 489–490.

* * *

Примечания

888

Разослано А.А. Громыко, в дело.

889

См. док. № 219, 221.

890

3 июля 1951 г. А.А. Соболевым была получена шифртелеграмма за подписью «Филиппова» (И.В. Сталина), в которой советскому послу предлагалось передать президенту Б. Беруту следующее: «...1. Мы не возражаем, чтобы начать разговор с Клепачем или другим представителем Ватикана с целью разведки. Само собой понятно, что разговор будет вестись от имени Польши, а не от имени всех народно-демократических стран, которые еще не осведомлены об этом деле...» (АП РФ. Ф. 45. Oп. 1. Д. 360. Л. 109–110).

891

7 июля 1951 г. советское посольство в Варшаве получило от Б. Берута и направило 9 июля в Москву И В. Сталину следующие материалы: 1) Записка «тов. Филиппову», в которой среди причин инициативы Ватикана начать переговоры указывалось на попытку «сохранить свои нынешние позиции в странах народной демократии»; 2) Заметки о расстановке политических сил в Ватикане и, в частности, о наличии «оппозиции попыткам США подчинить себе Ватикан»; 3) Информация о беседе секретаря ЦК ПОРП Ф. Мазура с М. Клепачем 28 июня 1951 г. (АП РФ. Ф. 45. Oп. 1. Д. 360. Л. 114–130). В записке, адресованной «Филиппову», в частности, говорилось: «Нам не кажется, что приезд эмиссара Ватикана и возможное проникновение известий о происходящих переговорах могли бы иметь какое-либо отрицательное последствие, тем более что способ ведения этих переговоров и их эвентуальное прекращение зависят полностью от нас» (Там же. Л. 116). Склоняясь к оценке возможных переговоров как к «тактическому маневру Ватикана», Берут заключал: «Возможная дискредитация Ватикана в ходе этой кампании может привести к усилению сепаратистских тенденций не только в католических массах, но и в некоторых группах духовенства, что может в перспективе способствовать расколу [епископата] и отрыву от Ватикана» (Там же. Л. 119). Как следовало из представленных материалов, польское правительство ясно понимало, что подлинная цель переговоров с Ватиканом выходила за рамки его отношений с Польшей и определялась намерением Святого Престола «найти modus vivendi с Москвой или с Коминформом» (Там же. Л. 123). С этой точки зрения безусловную важность для Москвы представляло изложение взглядов папы Пия XII на будущее коммунизма, о чем говорилось в беседе епископа М. Клепача с Ф. Мазуром 28 июня 1951 г. «Папа считает, что мир созревает для новых преобразований, что государственное устройство западных стран не может существовать долго и что, с другой стороны, коммунистические государства будут в своем развитии смягчать свои методы, и из этого возникнет новый порядок на свете... Несмотря на то что папа во многом не согласен с коммунистическим лагерем и его идеологией, он, однако, признает создаваемые там новые моральные ценности. В Ватикане в настоящее время отклоняют концепции, что в случае войны Запад победит» (Там же. Л. 128–129).

892

Составители не располагают документами, характеризующими реакцию советского политического руководства на полученную из Варшавы новую информацию. Однако, по всей вероятности, отношение к возможным переговорам с Ватиканом было у советской стороны позитивным. 4 августа 1951 г. в беседе с послом А, А. Соболевым Б. Берут сообщил, что «представитель польского правительства передал примасу Вышинскому согласие польского правительства на то, чтобы в Варшаву приехала специальная миссия Ватикана для переговоров по вопросу о заключении постоянного соглашения между Польшей и Ватиканом. Берут добавил, что до Ватикана, по-видимому, это согласие польского правительства еще не дошло, поскольку польские епископы хотят направить в Ватикан для передачи этого сообщения папе своего доверенного человека и в настоящее время согласовывают с польскими властями, кого именно послать с этой целью в Рим» (АВП РФ. Ф. 0122. Оп. 34. П. 263. Д. 12. Л. 66). Принятие такого решения польской стороной было невозможным без санкции Москвы. Вместе с тем советское руководство сочло целесообразным продемонстрировать мировому сообществу свою непричастность к действиям польского правительства и негативное отношение к инициативе Ватикана и позиции польского епископата. 17 июля 1951 г. в центральном органе ЦК ВКП(б) газете «Правда» появилась статья собственного корреспондента в Варшаве Я. Макаренко «Враги демократической Польши» с резкой критикой Ватикана и польского католического епископата. «Поездка Вышинского в Рим ничего не изменила, – говорилось в статье. – Позиция Ватикана остается прежней – апостольская столица исправно пляшет под дудку американских империалистов, рьяно выступая за ревизию справедливых западных границ Польши. Действия епископата доказывают, что польская католическая клика всецело разделяет позиции ватиканских кругов».


Источник: Власть и церковь в Восточной Европе : 1944-1953 : Документы российских архивов : В 2 т. / Российская акад. наук, Ин-т славяноведения, Федеральное арх. агентство, Гос. арх. Российской Федерации, Российский гос. арх. социально-политической истории, Арх. Президента Российской Федерации [и др.]. - Москва : РОССПЭН, 2009. / Т. 2: 1949-1953. - 1222, [1] с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle