Источник

№ 183. Сопроводительная записка и.о. заведующего IV ЕО МИД СССР С.М. Кудрявцева И.В. Полянскому с приложением справки о деятельности католического духовенства в Польше685

г. Москва

10 ноября 1950 г.

СЕКРЕТНО

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

тов. ПОЛЯНСКОМУ И.В.

На № 37–154с от 23. VIII.50 г.

В связи с Вашим запросом при этом направляю справку о деятельности католического духовенства в Польше.

ПРИЛОЖЕНИЕ: упомянутое на 7 листах.

И.о. зав. IV Европейским отделом МИД СССР

С. Кудрявцев

От 10/XI–1950 г.

Экз. №

СПРАВКА о деятельности католического духовенства в Польше

1. Участие католического духовенства в кампании по сбору подписей под Стокгольмским воззванием

Кампания по сбору подписей под Стокгольмским воззванием в Польше была поддержана всем народом, политическими партиями и правительством. Руководство же католического костела, выполняя волю своих ватиканских хозяев, выступило против подписания Стокгольмского воззвания и в этом направлении повело активную (скрытую и явную) работу среди верующих и духовенства, показав тем самым еще раз свою реакционную антинародную сущность.

Несмотря на резко отрицательное отношение епископата к Стокгольмскому воззванию, примерно 75% состава рядового католического духовенства подписало воззвание. Часть подписавшего воззвание духовенства искренне присоединилась к кампании по сбору подписей и активно принимала участие в движении сторонников мира, а другая часть ставила свои подписи под воззванием потому, что не решилась выступить против кампании, принявшей общенародный характер.

Большую роль в деле вовлечения католического духовенства и верующих католиков в движение за подписание Стокгольмского воззвания сыграли ксендзы, члены организации Союза борцов за свободу и демократию. В польской прессе были опубликованы заявления комиссии ксендзов окружных правлений Союза с призывом к польскому духовенству принять участие в деле борьбы за мир, в кампании по сбору подписей.

Так, в заявлении краковского окружного правления Союза борцов за свободу и демократию, опубликованном в момент подготовки кампании, говорится: «...Каждому ясно, что не может быть ни малейшего сомнения об отношении католических ксендзов к вопросу борьбы за мир. Место католических ксендзов только в лагере защитников мира! Как представители Евангелия, лозунгом которого, наряду с любовью, является мир, католические ксендзы не видят перед собой альтернативы – война или мир. Единственным словом для католических ксендзов является слово “мир”».

«Призываем всех братьев – ксендзов и верующих воеводства принять самое активное участие в историческом всенародном голосовании, в котором польский народ ставит свои подписи под Стокгольмским воззванием, как выражение своей решительной воли в борьбе за мир на благо человечества», – гласила резолюция, принятая на совещании ксендзов, членов Союза, по Белостокскому воеводству. Подобные воззвания к духовенству и верующим были приняты Лодзинской, Варшавской, Люблинской, Келейкой и другими воеводскими комиссиями окружных Союзов борцов за свободу и демократию.

В дни проведения сбора подписей было немало случаев, когда отдельные ксендзы выступали перед верующими и в печати с призывом подписать воззвание и сами активно включались в борьбу местных комитетов зашиты мира. В своем докладе на торжественном заседании Польского комитета зашиты мира 17 июня, посвященном окончанию кампании по сбору подписей под Стокгольмским воззванием, председатель комитета профессор Дембовский сообщил, что в числе активистов по сбору подписей, а также членов местных комитетов зашиты мира было 993 ксендза686.

Реакционная работа польского католического епископата в деле срыва сбора подписей под Стокгольмским воззванием привела к тому, что некоторая часть ксендзов и членов религиозных орденов и сект, не подписывая воззвания, стала на путь срыва кампании по сбору подпсей. Так, ксендз Гниско из села Серица Варшавского воеводства запретил прихожанам подписать воззвание. Ксендз из села Островца Келецкого во-ва Флят заявил: «Мне не холодно, не жарко от того, будет мир или война. Воззвание я не подпишу». Ксендз Гигон из Броновиц Краковского во-ва на вопрос о том, как он относится к кампании по сбору подписей под Стокгольмским воззванием, ответил, что «кампания мира меня не касается». Польская печать приводила неединичные заявления подобного рода.

Принимая во внимание еще значительное влияние католического духовенства среди населения Польши, станет ясно, что подобные заявления ксендзов были прямо направлены к тому, чтобы сорвать эту кампанию в защиту мира.

Вместе с реакционным католическим духовенством действовали многочисленные религиозные ордена и секты, являющиеся на территории Польши орудием ватиканской политики. Выполняя инструкции и указания Ватикана, являющегося рьяным противником движения сторонников мира, члены этих орденов отказались подписать Стокгольмское воззвание. Позиция одной из сект, секты «Свидетелей Иеговы», члены которой в дни сбора подписей проявили себя особенно ярыми противниками этой кампании, стала ясна в конце июня м-ца, когда на пресс-конференции представитель Министерства государственной безопасности сообщил о преступной деятельности этой секты, являющейся агентом иностранных разведок.

Более решительно и определенно вел себя инициатор срыва сбора подписей под Стокгольмским воззванием – епископат. Польские епископы наотрез отказались подписать Стокгольмское воззвание и своим примером показали, как следует поступать их послушным братьям по сутане. Их наглость дошла до таких пределов, что они, как один, отказались даже принять сборшиков подписей и передали свой отказ подписать воззвание через прислуживающих им лиц.

Епископат объяснял свою преступную позицию отказа поддержать справедливые требования польского народа о запрещении атомного оружия тем, что, во-первых, якобы в его соглашении с правительством, заключенном 14 апреля 1950 г., епископат уже высказался за поддержание мира (в действительности же, отказ подписать воззвание означает невыполнение пункта соглашения, обязывающего епископат «поддерживать все усилия, направленные к сохранению мира»); а, во-вторых, тем, что, подписав воззвание, епископат нарушил бы принцип невмешательства в политическую жизнь страны, что якобы его удел в деле зашиты мира – морально-религиозное воздействие на верующих (таким образом, епископат еще раз постарался обелить свое преступное поведение во время сбора подписей в своем письме от 12 сентября к Президенту Польской Республики)687.

Подрывная работа католической реакции вместе с другими классовыми врагами польских трудящихся привела к тому, что к моменту подведения итогов (середина июня) около 200 тыс. человек отказались подписать Стокгольмское воззвание.

Известие о том, что польский епископат и часть духовенства отказались поставить свои подписи под воззванием, вызвало широкое возмущение польской общественности. Польская пресса опубликовала ряд материалов с разоблачением предательской роли князей католической церкви в деле всенародного движения сторонников мира, поместила сообщения об отдельных фактах агитации священнослужителей за отказ подписать Стокгольмское воззвание, опубликовала многочисленные сообщения о резолюциях, принятых коллективами школ, школьными родительскими комитетами и учащимися с требованием отстранить от работы ксендзов, преподавателей религии в школах, не подписавших Стокгольмское воззвание, как сторонников новой войны. Так, в газете «Трибуна люду» за 25 июня было опубликовано сообщение, что учащиеся и преподаватели Государственного полиграфического лицея и средней школы № 3 во Вроцлаве обратились к руководству этих школ с просьбой отстранения от занимаемой должности преподавателя закона Божьего ксендза Барана, который отказался подписать Стокгольмское воззвание. В этой же газете за 26 июня публикуется резолюция совещания педагогического совета школы № 23 в Гдыне-Хилони от 22 июня, на котором обсуждался вопрос об отказе ксендза Феликса Ожга подписать воззвание. «Педсовет, – говорится в резолюции, – осуждает преподавателя религии в нашей школе ксендза Феликса Ожга, отказавшегося подписать Стокгольмское воззвание, считая его поступок несовместимым с наиболее жизненными интересами польского народа и всего человечества. Одновременно педсовет просит руководство школы отстранить ксендза Ожга с должности преподавателя в нашей школе».

Напуганный единодушным возмушением польской общественности, боясь, что правительство может использовать нарушение им соглашения (отказ поддержать кампанию правительства и польского народа в сохранении мира) против него же, а также видя, что его усилия по срыву сбора подписей фактически были безуспешны, епископат решил изменить тактику.

22 июня секретарь епископата Хороманьский передал директору управления по делам вероисповедания при Совете министров следующее заявление:

«К Стокгольмскому воззванию как к средству мирного урегулирования международных вопросов епископат относится положительно и будет поддерживать мирную кампанию, начало которой положено сбором подписей под воззванием. Атомная энергия – крупнейшее открытие человеческого гения – должна служить тому, чтобы сделать человечество счастливым, а не уничтожать его».

Однако и здесь епископат остался верным себе. В заявлении обходится молчанием его отношение к поджигателям новой войны, к правительству, которое первым применит атомное оружие.

После оглашения этого заявления до 28 июня воззвание было подписано значительной частью католического духовенства, воздержавшейся до этого от подписи, и епископами Маевским, Качмареком, Лореком, Бенек, Поп, Соник. Остальные епископы, по сообщению Польского Агентства Печати от 8 июля, подписали воззвание только в первых числах июля.

Польское правительство, идя навстречу требованиям общественности об отстранении от участия в деле воспитания молодого поколения ксендзов – преподавателей религии, не подписавших Стокгольмское воззвание, дало указание снять с работы около 500 ксендзов как сторонников новой войны, как врагов народа.

Польская православная церковь в кампании сбора подписей под Стокгольмским воззванием выступила с поддержкой всенародного движения. На заседании Временной правящей коллегии Польской православной церкви 16 мая 1950 г. было принято решение присоединиться к Стокгольмскому воззванию, призвать верующих подписать воззвание, рекомендовать духовенству принять активное участие в деятельности местных комитетов в защиту мира, в сборе подписей, в разъяснении верующим значения этой кампании. Были приняты и разосланы всем священникам-деканам инструкция, определяющая поведение священников в связи с принятым решением, и наставления, как следует освещать перед верующими вопрос движения сторонников мира. Какого-либо саботажа со стороны православного духовенства в кампании по сбору подписей под Стокгольмским воззванием в Польше не отмечалось.

2. Отношение польского духовенства к обращению трех патриархов688

Обращение патриархов Русской, Грузинской и Армянской церквей к христианам всего мира, принятое 5 августа с.г. на совещании патриархов в Тбилиси, *не вызвало какой-либо заметной реакции среди церковных кругов Польши*689. Этому способствовало то обстоятельство, что сообщение о совещании было опубликовано только в одной польской газете «Жеч Посполита», на страницах которой из обращения было приведено всего несколько абзацев.

3. Организация «Католическое действие»

Организация «Католическое действие» в Польше в настоящее время не существует. Эту организацию, проводившую в стране активную реакционную деятельность перед Второй мировой войной, руководство католического костела не решилось восстановить в народно-демократической Польше. Однако епископат католического костела и по настоящее время проводит большую работу среди польского народа, сходную с деятельностью организации «Католическое действие». Эта деятельность заключается в следующем: в работе среди польской молодежи, в пропаганде через католическую печать, в работе многочисленных орденов, братств, религиозных союзов, в благотворительной работе духовенства среди населения. (Епископат еще сохранил значительные позиции в реорганизованном правительством обществе «Каритас»).

А. Иваницкий

ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 3. Д. 71. Л. 148–155. Подлинник.

* * *

Примечания

685

На документе имеются следующие пометы: «т. Карпову. 13/ХI. Гостев»; «К сведению (в дело). 17.XI. И. Карпов»; «Справка: Запрос в д. 2с, л. 298 (подпись неразборчива)».

686

Общая численность католических священников в это время составляла около 10 тыс. чел.

687

Имеется в виду послание генерального секретаря епископата 3. Хораманьского В. Беруту, в котором говорилось: «Епикопат считает, что труд во имя мира должен быть результатом взаимодействия многих элементов, каждый из которых, однако, должен действовать в своей области и средствами, которыми располагает. Пусть государство борется за мир политическими средствами, но пусть не принуждает костел к использованию политических методов. Это означало бы включение костела в политическую жизнь государства». 15 ноября 1950 г. аналогичное послание епископа было направлено и правительству Польши (Цит. по: Raina Р. Koscidl w PRL. Dokumenty. T. 1. 1945–1959. Poznan, 1993. S. 256, 275). Характерно, что послание к президенту Беруту было составлено уже после того, как в июне 1950 г. епископат, изменив прежнюю позицию, принял решение подписать Стокгольмское воззвание.

688

Об обращении трех православных патриархов см. комм. 4 к док. № 175.

689

Текст, отмеченный *–*, подчеркнут.


Источник: Власть и церковь в Восточной Европе : 1944-1953 : Документы российских архивов : В 2 т. / Российская акад. наук, Ин-т славяноведения, Федеральное арх. агентство, Гос. арх. Российской Федерации, Российский гос. арх. социально-политической истории, Арх. Президента Российской Федерации [и др.]. - Москва : РОССПЭН, 2009. / Т. 2: 1949-1953. - 1222, [1] с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle