Источник

№ 146. Сопроводительное письмо посла СССР в Венгрии Е.Д. Киселева В.А. Валькову с приложением перевода статьи редактора газеты «Мадьяр немзет» Д. Парраги о позиции венгерского католического епископата572

г. Будапешт

6 июня 1950 г.

И.О. ЗАВЕДУЮЩЕГО ОТДЕЛОМ БАЛКАНСКИХ СТРАН МИД СССР – тов. ВАЛЬКОВУ В.А.

При этом направляю Вам для информации перевод статьи редактора газеты «Мадьяр немзет» Дьорд573 Парраги, в которой остро критикуется позиция епископского корпуса венгерской католической церкви по отношению к движению в защиту мира. Эта статья была опубликована 16 мая с.г.

23 мая в газете появилось письмо монаха Рихарда Хорвата к Парраги, перевод которого Вам также направляется574. 4 июня газета опубликовала еще одно письмо будапештского священника Йожефа Фреес, который косвенно осудил позицию епископского корпуса в этом вопросе и высказался за соглашение между церковью и государством.

Газета «Мадьяр немзет» и в прошлом неоднократно выступала с критикой политики высшего католического духовенства, призывая церковь наладить свои отношения с государством575. Как показывают упомянутые письма, статья Парраги вызывает одобрение умеренных и дальновидных кругов католического духовенства. Эти письма свидетельствуют также о наличии определенного расхождения в мнениях между высшим католическим духовенством и низшим по вопросу об отношении к народно-демократическому государству.

ПОСОЛ СССР В ВЕНГРИИ

Е. Киселев.

Перевод с венгерского

«Мадьяр немзет» от 16-го мая 1950 г.

Передовая редактора газеты Дьерд Парраги:

«Нападение на свободу совести и на мир»

Когда устроенный в музыкальной академии митинг начал величайший до сих пор в Венгрии поход в защиту мира, призыв митинга о подписании воззвания Стокгольмской сессии Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира встретил сочувствующий отклик в сердцах миллионов венгерских людей. Каждый сторонник мира, независимо от религиозных убеждений и партийной принадлежности, радовался случаю, что он может активно включиться в благородную борьбу массового движения в защиту мира. Каждый миролюбивый человек был рад случаю открыто проголосовать за мир и за жизнь в великом вопросе мира или войны, жизни или смерти. Матери, подписывая воззвание, с облегченным сердцем, с надеждой думали о будущем своих детей. Отцы чувствовали, что они не будут разлучены со своими семьями. Рабочие думали о том, что они не напрасно восстанавливали мосты, заводы. Крестьяне с исконным спокойствием счастливо подписывали воззвание, ибо победа дела мира обеспечивает для них то, что они не должны бросать из своих мозолистых рук плуг, мотыгу, косу, чтобы взять вместо них оружие убийства. За дело мира болеет душой и интеллигенция, так как лишь мир делает возможным свободное проявление духовных сил, процветание муз.

И мы ожидали, что воззвание Стокгольмской сессии сторонников мира воодушевленно подпишут все без исключения священники, в том числе и высшие священники католической церкви. Не только потому, что Христос был проповедником мира, не только потому, что одна из «десяти заповедей» гласит «Не убий», но и потому, что бомбы превращают в руины и самые красивые, самые художественные соборы так же, как и простые деревенские церкви и часовни. Потому, что во время войны снимают с церквей колокола, чтобы они вместо псалмов мира изрыгали и пожинали смерть, уносили, убивали мужчин, женщин, детей. Таким образом, проповедь мира является не только призванием, долгом, но и в интересах самих священников церкви.

Поэтому каждый благонамеренный, честный католический верующий думал, что священники его церкви возглавят, покажут пример в работе по сбору подписей под воззванием. И, кроме этого, многие из нас еще почему-то думали, что католическое духовенство единодушно подпишет воззвание. До сих пор высшее духовенство, к великому сожалению верующих, вело политику т.н. упущенных возможностей. Другими словами: оно упустило все такие возможности, которые могли бы направить отношения между государством трудового народа и церковью в нормальное русло, в которое направили свои отношения к государству другие церкви. Этой политикой упущенных возможностей высшее духовенство осудило свою церковь на излишние потери многих позиций, сдачи которых государство не только не требовало от него, но, наоборот, само хотело обеспечить их для церкви. Стоит лишь вспомнить о школьном вопросе.

После этого каждый здравомыслящий католик надеялся, что духовенство воспользуется благоприятным случаем, создавшимся в связи со сбором подписей воззвания в защиту мира, для улучшения атмосферы отношений между государством и церковью.

Никто не смел и думать, что епископский корпус именно этот новый случай убьет еще сильнее, чем все прежние. Но к величайшему удивлению и возмущению именно католических верующих епископский корпус поступил именно так, опубликовав решение совещания епископов от 27-го апреля о сборе подписей.

Это решение носит в себе знак двусмысленности и задней мысли, знак оговорки.

Двусмысленность заявления очевидна для каждого прямого человека. Первая часть его содержит лишь общие фразы о мире, но и эти общие заявления портит заключительная фраза:

«Епископский корпус делает это заявление не только от своего имени, но и от имени духовенства, монахов и монашек и этим заменяет всякие высказывания и подписи».

Эту фразу уже нельзя назвать просто двусмысленной, ибо из нее открыто кричит тенденция запретить священникам, монахам и монашкам подписывать воззвание. Подлинное намерение епископского корпуса еще более подчеркивает дата опубликования заявления и вызванное им воздействие. Заявление прозвучало в самый решающий этап борьбы за мир, в то время, когда казалось, что низшее духовенство – члены некоторых орденов, как, например, члены орденов Франциска, Павла, пиаристы, кармелиты в Будапеште – массами подпишут воззвание в защиту мира, и когда многие из низшего духовенства призывали своих прихожан к подписанию воззвания и приняли активное участие в местных комитетах в защиту мира. Этот факт признается и в заявлении самого компетентного органа – от Общегосударственного совета движения «Защитим мир».

Как видно, епископский корпус не с охотой воспринял добровольное присоединение низшего духовенства к движению за мир, и поэтому было созвано совещание епископов. Решение епископского корпуса хотя и не осмеливается открыто запретить духовенству и членам монашеских орденов подписывать воззвания, но некоторые начальники орденов, некоторые высшие священники довели его до подчиненного им духовенства уже именно в такой решительной форме.

Естественно, что этим распоряжением хотели отпугнуть от подписания воззвания не только духовенство, но и веруюших. Однако это последнее намерение село на мель, так как не удалось внести замешательство в стремление верующих к миру. Однако это заявление и запретное распоряжение епископского корпуса привело в замешательство многих священников и монахов, которые без этого охотно подписали бы воззвание. Тем, что они поддались давлению сверху, а не послушали голоса своей совести, они не сделали хорошей услуги ни церкви, ни делу гармонии, необходимой между священником и верующими.

Были, конечно, и такие священники, монахи и монашки, которые полностью были солидарны с заявлением епископского корпуса, но было немало и таких, которые подписали бы воззвание в защиту мира, но епископский корпус остановил их руку.

Мы были в обществе передовых священников, когда по домам разносили воззвание. Один из монахов заявил, что, если он подпишет воззвание, то подвергнется тяжелому дисциплинарному наказанию. Охваченный внутренним волнением, он рассказал, какие душевные конфликты вызвало в нем и у многих других монахов это запретное распоряжение. Случай с этим монахом не единственный, так как решение епископов вовлекло в подобный конфликт многих членов католического низшего духовенства. Заявление достигло того эффекта, на который рассчитывал епископский корпус. После опубликования заявления многие священники, монахи и монашки уже не смели подписать воззвания. Таким образом, решение епископского корпуса является нападением не только в тыл венгерского движения за мир, но также нападением против свободы совести священников, монахов и монашек. Те круги, которые в настоящее время очень часто любят говорить о свободе религии, о свободе совести, о свободе собраний, о чем при прошлом режиме они не особенно-то много говорили, на этот раз забывают протестовать против этого открытого оскорбления свободы совести низшего духовенства, чем является последняя фраза заявления епископского корпуса и распоряжение некоторых начальников орденов и епископов о запрещении подписания воззвания в защиту мира.

Но это заявление и распоряжения имеют еще более тяжкое последствие. Здесь осуществляются слова Библии: «Кто не со мной, тот против меня». Кто не присоединился к лагерю мира, тот присоединился к другому лагерю, к лагерю поджигателей войны.

Движение по сбору подписей в защиту мира и у нас выросло в национальное движение. Оно показало обширное сплоченное единство нации. Правильно и откровенно пишет «Сабад нэп» в передовой статье 14 мая: «Среди семи с четвертью миллионов подписавших воззвание, среди членов 27 тысяч комитетов в защиту мира имеется много таких людей, которые не всегда и не во всем идут вместе с инициатором движения за мир, с его организатором, с партией коммунистов. Среди них имеются люди, которых отделяют от коммунистов вопросы мировоззрения, которые еще не поддерживают в некоторых пунктах, не следуют за политикой венгерского правительства, занимают еще выжидательную позицию. Но в вопросе мира или войны, процветания или разрушения наших городов и сел, в ответе на этот вопрос они ни на минуту не колеблются, не выжидают: они встают на сторону миллионов людей, защищающих мир».

Епископский корпус и на этот раз устранился от великого национального единства. Пусть поступает он так, если его совесть может вынести двусмысленное, или даже очень ясное отрицательное отношение к такой жизненно важной проблеме. Но именно на основе так часто упоминаемых прав свободы мы протестуем против применения насилия над совестью, против применения средств морального воздействия по отношению к тем священникам, монахам и монашкам, которых их здравый смысл, их человеческие чувства, и, прежде всего, истинное следование учениям Христа, ставят на сторону лагеря мира. Это лишение свободы совести затрагивает не только членов миролюбивого духовенства, но болезненно затрагивает и возмущает верующих, которые знают, почему голосовали они в прошлые дни за мир, почему прокляли убийственное атомное оружие, почему осудят самых крупных злодеев человечества, которые первыми дадут приказ о применении атомного оружия. Епископский корпус вновь упустил случай и вновь углубил пропасть не только между государством и церковью, но и между высшим духовенством и низшим духовенством и верующими массами.

АВП РФ. Ф. 077. Оп. 30. П. 35. Д. 8. Л. 1–7. Подлинник.

* * *

Примечания

572

На документе имеется следующая помета: «В дело».

573

Так в тексте. Здесь и далее правильно: Дьердь.

574

В деле отсутствует.

575

«Мадьяр немзет» («Венгерская нация») – ежедневная популярная газета, выходившая в столице – г. Будапеште.


Источник: Власть и церковь в Восточной Европе : 1944-1953 : Документы российских архивов : В 2 т. / Российская акад. наук, Ин-т славяноведения, Федеральное арх. агентство, Гос. арх. Российской Федерации, Российский гос. арх. социально-политической истории, Арх. Президента Российской Федерации [и др.]. - Москва : РОССПЭН, 2009. / Т. 2: 1949-1953. - 1222, [1] с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle