Ф.А. Арсеньев

Источник

Приложения: Грамоты, указы и распоряжөния, относящиеся до истории Ульяновской обители, өе возобновлөния и современного устройства

Приложение 1-е. Грамота Царя Алексея Михайловича Яренскому воеводе Михаилу Мусорскому, об отводе Спасской Ульяновской Пустыне, на содержание братии, пятнадцати четей пустопорожней земли 1671 года

«От Царя и великого князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, на Вымь, в Яренский городок, воеводе нашему Михаилу Ивановичу Мусорскому. Бил челом нам, великому государю, Яренского уезда спасские пустыни строитель, черный поп Филарет с братиею: в прошлом-де во 175 году, построили они церковь во имя Нерукотворенного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и освятили; а та-де пустыня от жилых мест далеко, а питаться им нечем, потому, что никакие руги и вотчин у них нет, а есть-де около той пустыни черный лес по обе стороны вверх Вычегды реки до Кужвы речки, а вниз тож по деревянному полою и по озерко Деревянное до Найданского истоку и тем-де местом никто не владеет, и нам, великому государю, пожаловати б его велеть тем местом, и им вместо руги владеть вечно, и о том дать нашу, великого государя, грамоту. А в книгах письма и меры Осипа Холопова, да подьячего Михаила Максимова 136 и 137 годов, в Яренском уезде Ульяновского плеса, в черном лесу вверх Вычегды реки по обе стороны до Кужвы речки, а вниз по Деревянскому полою и по озеро Деревянное до Найданского истоку не написано. А в приходных книгах прошлых лет со 157 году, по нынешний по 179 год написано: с пустой земли, что от сысольского устья вверх по Вычегде реке, и с лесу и с лугов и с озеру сысолятина Левки Ватаманова оброку и пошлин десять рублев, шестнадцать алтын четыре деньги. А в нынешнем во 179 году, писал к нам, великому государю, Устькуломскому приходу ниже оброчного места с Деревянского кряжу крестьянин Сенька Дементьев, с товарищи: в прошлых де годех поселилися оне на те кряжи над деревянною курьею и над Ручьемской, вверх реки Вычегды, по обе стороны вниз по Аныбе речке на пустых местах, из черного лесу расчистили в пашни и в сенные покосы, и.дворы поставили и дани они дают, и стрелецкие деньги и сибирские запасы платят, и иные всякие подати с Вишерцы и с Устькуломцы вместе, а рыбными угодьи и озерки и деревянною курьею и с истоки и с малыми озерки владеют сторонние люди. И в прошлом де, во 175 году, поселился черный поп, Филарет ниже Устькуломского оброчного места и построил церковь и монастырь на черном лесу и на пустом месте и их крестьянскими росчистными пашнями хочет завладеть, и нам великому государю, пожаловати б их велеть им дать о том нашу великого государя грамоту в вишерский уезд в Деревянский кряж, и старцу Филарету их, крестьян от их росчистных пашен напрасно изогнать не велеть. А у выписи черный поп Филарет сказал: о котором де лесу и об угодьях по обе стороны вверх Вычегды реки до Кужвы речки, а вниз тоже по Деревянному полою и по озеро Деревянное до Найданского истоку лежит порожно, и ни кому на оброк не отдано и никто им не владеет, и никому тесноты никакой не будет. А что писал к нам, великому государю, ложно судейка Афонько Марков по челобитью деревни Деревянного кряжу крестьянина Сеньки Дементьева с товарищи: будто он Филарет, поселился пониже Устькуломского оброчного места, вверх Вычегды реки по обе стороны по Аныб речке, и о тех де местах и о лесах и об урочищах он, Филарет, не челобитчик и никакими их крестьянскими пожнями он завладеть не хочет; а что-де отданы на оброк Левке Ватаманову от сысольского устья вверх по Вычегде реки верст с двадцать и дольше и никаких его, Левкиных, угодий он, Филарет не захватил и от иных мест далеко же, верст двадцать и больше и никому де от него тесноты не будет. А в памяти из патриарша казенного приказу, за приписью Дьяка Перфилья Семинникова написано: в прошлом до 175 году, по челобитью черного попа Филарета, запечатана благословенная грамота – велено ему в Яренском уезде в верх Вычегды реки на Смодке на Устье Ольги речки, в новой Спасской пустыне, на пустом месте построить вновь пустыню Всемилостивого Спаса Нерукотворенного образа, буде о том месте спору и челобитья никакого ни от кого не будет, а земли для прокормления черному попу с братиею и никаких угодий в тое пустыню не дано, потому что в челобитной черного попа Филарета о земли и ни о каких угодьях ничего не писано. И мы, великий государь, пожаловали велели отвесть к церкви Всемилостивого Спаса из черного лесу против иных церквей на пропитание земли на пятнадцать четей. И как к тебе ся наша, великого государя, грамота придет, и ты б велел к церкви Всемилостивого Спаса из черного лесу отвесть на пропитание земли на пятнадцать четей, буде о том черном лесу спору и челобитья никакого ни от кого не будет, и в вотчину и на оброк никому не отдано; да что ему, строителю Филарету, к той пустыне из черного лесу в тех черных лесах будет отведено, и ты б о том к нам, великому государю, отписал, а отписку велел подать в новгородском приказе думному нашему дворянину Артемону Сергеевичу Матвееву да дьяком нашим Григорию Богданову, да Ивану Патрихееву, да Якову Поздышеву. А прочет сю нашу, великого государя грамоту и списав с нее снимок, оставил в Яренске в приказной избе, за его строителевою рукою, а подлинную нашу, великого государя, грамоту отдал ему строителю с роспискою впредь для иных наших воевод и приказных людей. Писан на Москве лета 7179 Марта в 31 день». На грамоте подпись дьяка Якова Поздышева, справка Ивана Юдина.

Приложение 2-е. Отводная память Яренского воеводы Михаила Мусорского Спасской Ульяновской Пустыне, на владение пожалованною ей от Царя пустопорозжею землею, 1671 года

«Лета 7179, Июня в 9-й день, по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца указу, и по грамоте из Новгородского приказу, память Яренскому уезду спасской пустыни строителю, черному попу Филарету. В нынешнем во 179 году, Июля в 1-й день, прислана в Яренский городок великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великия, Малыя и Белыя России самодержца, грамота из новгородского приказу, за приписыо дьяка Якова Поздышева к воеводе Михаилу Ивановичу Мусорскому, по челобитью спасской пустыни строителя черного попа Филарета с братиею. А в той великого государя грамоте написано: бил челом великому государю, яренского уезда, спасской пустыни строитель черный поп Филарет с братией: в прошлом-де во 175 году, построили они церковь во имя Нерукотворенного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и освятили, а та-де пустыня от жилых мест далеко, а питаться им нечем потому что никакие руги и вотчин у них нет; а есть-де около той пустыни черной лес по обе стороны вверх Вычегды реки до Кужвы речки, а вниз тож по деревянному полою и по озерко Деревянное до Найданского истоку, и тем де лесом никто не владеет, и чтоб тем лесом, вместо руги владеть вечно. И по той, великого государя, грамоте, велено воеводе Михаилу Ивановичу Мусорскому, к церкви Всемилостивого Спаса из черного лесу отвесть на пропитание земли на пятнадцать четвертей, буде о том черном лесу спору и челобитья никакого ни от кого не будет, и в вотчину и на оброк никому не отдано. И по указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея великия и Малыя и Белыя России самодержца и по грамоте из Новгородского приказу, владеть ему спасской пустыни строителю, черному попу Филарету с братией, к церкви Всемилостивого Спаса в черном лесу земли на пятнадцать четей, буде о том черном лесу спору и челобитья ни от кого не будет, и в вотчину и на оброк буде никому не отдано. К сей отводной воевода Михаил Иванович Мусорский печать свою приложил». А на обороте ее написано: «Михайло Мусорский».

Приложение 3-е. Благословенная грамота Великоустюжского Архиепископа Александра на освящение новопостроенной церкви в Спасской Ульяновской пустыне, 1689 года

«Лета 7197, Июля в 27 день, по указу преосвященного Александра, архиепископа великоустюгского и тотемского, память Яренского уезда сверх Вычегды реки, Всемилостивого Спаса, Филаретовы пустыни, священнику Гурию, до устьвымскому благовещенскому диакону Алексею. В нынешнем во 127 году, Июля 24 день, бил челом преосвященному архиепископу ты поп с братиею: с прошлого 192 года, по благословенной грамоте преосвященного Ионы, архиепископа вятского и великопермского, вместо прежней сгорелой спасской церкви, построена у вас в той вышеписанной Филаретовой пустыне новая церковь, во имя Спаса Нерукотворенного образа, и ныне та церковь ко освящению готова, и чтоб преосвященному архиепископу пожаловать велеть дать святый антиминс и благословить тое новую церковь освятить; и как к вам ся память придет, и вы б тое новую церковь освятили, по правилам святых апостолов и отец, буде у той церкви верх построен не шатровый и алтарь круглый и святые иконы поставлены по чину, и буде та церковь построена не против вышеписанного, и о том бы ты диакон писал на Устюг великий к преосвященному архиепископу, а до указу тое церкви не святить. А в тое церковь святой антиминс послан той Филатеровой пустыни спасской церкви с дьячком с Никоном Тюрниным. К сей памяти дому преосвященного архиепископа казенная печать приложена». На обороте ее написано: «Казначей Иеромонах Павел».

Приложение 4-е. Указ Святейшего Правительствующего Синода 18 Октября 1860 года. об учреждении Троицко-Стефановского Ульяновского Монастыря

Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Вологодской Духовной Консистории, строителю Устьсысольского, Троицко-Стефановского Ульяновского, заштатного Монастыря, Иеромонаху Иринею. В присланном из Святейшего Правительствующего Синода к Его Преосвященству Христофору, Епископу Вологодскому и Устюгскому и кавалеру, от 18 Октября сего года за № 5006, указе изображено: По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение Его Сиятельства, господина Исправляющего должность Обер-Прокурора Святейшего Синода, Князя Сергея Николаевича Урусова, в котором излагает: Государь Император, по всеподданнейшему докладу Его Сиятельства, в 3 день минувшего Сентября, Высочайше соизволил утвердить определение Святейшего Синода, об учреждении в Устьсысольском уезде, Вологодской Епархии, при бесприходной Ульяновской Спасской церкви, мужского общежительного Монастыря, на изложенных в том определении основаниях. О сем Высочайшем соизволении Его Сиятельство объявил Святейшему Синоду для надлежащего к исполнению распоряжения. Из производившейся по настоящему делу в Святейшем Синоде переписки видно: Священноцерковнослужители г. Устьсысольска с его уездом и местные жители обратились к Вашему Преосвященству с просьбой об учреждении в тамошнем крае мужского общежительного Монастыря, под наименованием Троицко-Стефановского, в том внимании: а) что к уездах Яренском и Устьсысольском, населенных зырянами, на протяжении слишком тысячи верст, нет ни одной обители, где бы можно было зырянину найти пристанище для спасения души, между тем как из них есть многие с особенною наклонностью и любовью к уединенной монастырской жизни. Место, избранное просителями для обители, есть Ульяновская Спасская бесприходная церковь, которая удобна для обители, как по значительному количеству имеющейся при ней земли, так и по отдаленности своей от мирских селений (от г. Устьсысольска в 165 верстах); б) что заштатные Священноцерковнослужители, по привязанности к родному племени и языку, редко решаются поступать в Монастыри отдаленные, а оставаясь дома, обременяют собою и попечительства о бедных духовного звания и своих родных, а иногда делаются виною ссоры и соблазнов, порождаемых праздною жизнью; в) что кончившие курс Семинарского учения из зырян, если бы Святейший Синод благоизволил вменить им в непременную обязанность, могли бы, до поступления на места, пребывать в Монастыре с пользою и для себя и для братии, под руководством Настоятеля заниматься чтением и преподаванием слова Божия, равно приуготовлять себя деятельным послушанием и каждодневным присутствием при богослужениях к будущему своему св. церковнослужению, и г) что Монастырь, устроенный в предположенном месте, может образовать людей, относительно местности, языка и нравов, способных для обращения к православию старообрядцев близлежащих обществ Керчемского и Печерского, и с этим намерением и целью признается небесполезным учредить в Монастыре училище для детей окрестных поселян, преимущественно крестьян помянутых обществ. Из собранных Вологодским Епархиальным Начальством, вследствие сего прошения, сведений видно: 1) В конце XIV века основана была святым Стефаном, первым Епископом Пермским, для проповедников веры христианской у зырян, в верховьи по реке Вычегде живших, Ульяновская Спасская пустынь, которая наделена по грамоте Царя Алексея Михайловича землею в количестве 815 десятин 1116 сажен, на каковую землю имеется в церкви план и межевая книга. Затем, до учреждения еще штатов в 1764 году, Ульяновская пустынь упразднена и в настоящее время при безприходной Ульяновской церкви находится один Священник и два причетника. В пустыне сей находится недавно вновь построенная церковь и при ней три дома, в которых помещается причт ее.

Из имеющихся в церкви икон – Нерукотворенный Образ Спасителя и образ Похвалы Божией Матери, принесенные в 1667 году из Москвы священником в иночестве Филаретом, как прежде, так и ныне привлекают многих богомольцев, не только из ближайших, но и из отдаленных, мест и усерднейшие из них делают в пользу храма значительные пожертвования. Причт церкви имеет достаточные средства к содержанию себя, как от приходящих поклониться тем иконам, так и от находящейся во владении ее земли, которою также пользуются издавна там живущие два семейства крестьян.

Владеемая церковью земля, по мере потребности нынешнего населения, будучи обработана в незначительном количестве десятин, не смотря на сие, дает ежегодно 1130 пудов хлеба в зерне, кроме пшеницы, количество коей не приведено в известность. В числе угодий есть обширные и отличные поля для овощей, льна и конопля, которые с избытком снабжают туземцев первыми и необходимыми принадлежностями по части сельского продовольствия и домашней одежды. Есть отличные луга, которые дают сена до 290 возов и более. В Ульяновской даче, простирающейся почти на 9 верст, есть истоки и озера, представляющие богатые и удобные места для рыбной ловли. Лесов в даче также не мало и достанет на множайшие годы. Сверх того у священноцерковнослужителей и двух крестьянских семейств, издавна проживающих в Ульянове и питающихся от той же благодарной за труд почвы, имеется до 50 голов крупной породы рогатого скота и до 100 овец, и кроме того 14 лошадей. При условиях же монастырского быта скотоводство может упятериться и соделаться не маловажным вспомогательным источником к благосостоянию обители, а землепашество, если нужно будет, в гораздо большем размере, против настоящего, хотя и теперь обращается в продажу значительное количество хлеба, несмотря на то, что кроме местных потребителей в летнюю рабочую пору, питаются в Ульянове не мало сторонних рабочих и сверх того всем приходящим для поклонения из разных мест молельщикам предлагается священноцерковнослужителями бесплатная трапеза. Вообще, по заключению людей опытных, Ульяновские земли, в нынешнем объеме распашки, при собственном труде могут безбедно содержать до 80 человек и даже более. Следовательно, на правилах древних киновий, где труд и послушание были общим уделом и старых и младых, начальствующих и подначальных, Ульяновская пустынь представляет неоскудные средства к содержанию братии отшельников. Несмотря на то, что приношениями и пожертвованиями благотворителей Ульяновская пустынь целые столетия поддерживается в своем существовании и богослужение в ней не прекращалось, священно и церковнослужители г. Устьсысольска и его уезда, горя желанием видеть в пределах их края Св. обитель, единодушно жертвуют в продолжении 10 лет, начиная со времени утверждения открытия Монастыря, 2 % с рубля из жалованья их, с тем, чтобы половина отчисляемой суммы поступала в распоряжение Монастырского Начальства, на текущие по устройству оного расходы, а другая в одно из кредитных установлений, для приращения процентами, которые должны получаться Монастырским Начальством по истечении сего десятилетия и назначаются преимущественно на церковное содержание и благоукрашение. Для скорейшего же устроения в многоразличных частях Монастырского хозяйства, просят снабдить их сборными книгами; и 2) Имеющиеся при Ульяновской церкви дома оценены: а) три дома церковного причта в 460 руб. и б) дома двух крестьян Ивана и Василия Тюрниных в 105 руб. серебром.

По соображении всего вышеизложенного, Епархиальное Начальство признает учреждение Монастыря в уединенном месте Спасской пустыни удобным, по средствам ее к содержанию возможным и для зырянского края нужным и во многих отношениях полезным, с тем между прочим, чтобы, для первоначального помещения Настоятеля с братнею, скупить дома Ульяновских священноцерковнослужителей и крестьян, деньги же потребные на сие, до 600 руб. серебр., позаимствовать из духовно-учебных капиталов, с уплатою в течение шести лет из процентов с 5000 капитала графини Орловой-Чесменской, принадлежащего заштатному Лальскому Монастырю, который присоединит с угодьями к Устюгскому второклассному Архангельскому Монастырю; причем милостинную дачу по 85 руб. 71 1/2 коп. серебром, отпускаемую на Лальский Монастырь, обратить для большего обеспечения в содержании на предполагаемый Монастырь в зырянском крае. Признавая учреждение в зырянском крае мужского Монастыря весьма полезным и избранное для него место – Ульяновскую пустынь удобным, и имея в виду, что число братии Лальского заштатного Монастыря, находящегося в Устюгском уезде, где имеется кроме сего 4 Монастыря, весьма незначительно (строитель Иеромонах 56 лет, один белый Священник 69 лет, два Иеродиакона и 8 послушников) и потому монашествующие могут быть переведены, по удостоверении Вашего Преосвященства, с удобностью во второклассный устюгский Архангельский Монастырь, который как по древности своей, так и по обширности зданий, имея большую нужду в способах приличного содержания, получит при этом и те угодья, которые в настоящее время принадлежат Лальскому Монастырю, и что по отзыву Духовно-Учебного управления со стороны оного не встречается препятствия в заимообразном отпуске на 6 лет из Духовно-учебного строительного капитала испрашиваемых 600 руб. на покупку домов, находящихся на земле Ульяновской церкви, с уплатою с 5-ю процентами, из 5000 руб., если по переводе сего капитала из Лальского в Ульяновский монастырь последует разрешение, – Святейший Синод, согласно с мнением Вашего Преосвященства, 28 Июня / 13 Июля сего года определил:

1) Ульяновскую Спасскую бесприходную церковь переименовать в мужской общежительный зырянский заштатный Монастырь, с тем, чтобы Монастырь сей содержался на собственные способы, по примеру других общежительных обителей, без всякого пособия от казны; причт же нынешней Ульяновской церкви перевести на другие места. 2) Монастырь сей именовать, согласно с желанием просителей, Троицко-Стефановским Ульяновским, 3) Настоятелю в нем быть с званием строителя, а братии и послушников иметь столько, сколько позволят средства Монастыря, по усмотрению Епархиального Начальства. 4) Для первоначального помещения Настоятеля с братнею купить дома священноцерковнослужителей и крестьян, находящиеся на принадлежащей Ульяновской церкви земле, и деньги на сей предмет 600 руб. сер. отпустить заимообразно из Духовно-учебного капитала, с уплатою оных в течение шести лет с исчисленными выше процентами. 5) Для содержания Монастыря и Настоятеля с братиею оставить за Монастырем навсегда те земли с протоками, озерами и лесом, какие по плану принадлежат теперь к Ульяновской церкви. Для сей цели предоставить Монастырю пользоваться всеми церковными доходами, кошельковыми и свечными, и употреблять их на все Монастырские нужды. 6) Для большего же обеспечения в содержании его перевесть из Архангельского заштатного Лальского Монастыря милостинную дачу в 85 руб. 71 1/2 коп. серебр., а также и получаемые сим Монастырем с капитала графини Анны Орловой 200 руб. процентов; Лальский же Монастырь с угодьями его, находящийся в Устюгском уезде, где кроме его имеется четыре Монастыря, присоединить ко второклассному устюгскому Архангельскому Монастырю. 7) Для первоначального устроения вновь предполагаемого Монастыря дозволить употребить сборные книги, и 8) что же касается до жертвуемых священноцерковнослужителями Устьсысольского уезда на устройство Монастыря сего по две копейки с рубля, из получаемого ими жалованья, в течение 10 лет, то, согласно с заключением Вологодского Епархиального Начальства, не поставляя им сего в обязанность, предоставить обстоятельство это их собственному усердию. На предположение сие предоставлено было Его Сиятельству, Господину Исправляющему должность Обер-Прокурора Святейшего Синода, князю Сергею Николаевичу Урусову испросить Высочайшее соизволение Государя Императора, и для того передан был в канцелярию Обер-Прокурора, на время исполнения, подлинный протокол. Приказали: 1) О настоящем, Высочайше утвержденном, определении Святейшего Синода касательно учреждения, на изложенных в том определении основаниях, в Устьсысольском уезде, Вологодской Епархии, при бесприходной Ульяновской Спасской церкви, мужского общежительного Монастыря, – дать знать Вашему Преосвященству указом для надлежащего с Вашей Преосвященству указом для надлежащего с Вашей стороны к исполнению распоряжения. 2) Духовно-учебному и Хозяйственному управлениям при Святейшем Синоде предоставить (и предоставлено) первому сделать распоряжение об отпуске в ведение Вологодского Епархиального Начальства заимообразно из Духовно-учебного капитала шести сот рублей на покупку священноцерковнослужительских и крестьянских домов, находящихся на принадлежащей Ульяновской церкви земле, для первоначального помещения Настоятеля новоучреждаемого Монастыря с братиею, с тем, чтобы уплата сих денег произведена была в течение шести лет с 5% из процентов капитала 5000 руб., пожертвованного графинею Орловою, а второму войти в сношение с Департаментом Государственного Казначейства о переассигновании милостинной дачи (85 руб. 71 1/2 коп.) Лальского Монастыря на вновь учреждаемый Ульяновский Монастырь. На сем Указе Его Преосвященство резолюцию наложил такую: Для первоначального устройства вновь открытого в Устьсысольском уезде Троицко-Стефановского Ульяновского заштатного Монастыря, Настоятелем оного определяется строитель упраздненного Лальского Архангельского заштатного Монастыря Иеромонах Ириней. Консистории .учинив предварительно по содержанию сего указа надлежащее распоряжение, представить.

Вследствие сего указа Святейшего Правительствующего Синода и резолюции Его Преосвященства, на оном положенной, Консисториею 1-го сего Ноября было заключено: 1) Означенный указ Святейшего Правительствующего Синода и резолюцию Его Преосвященства, на оном последовавшую, объявить к сведению и должному исполнению, как причту Ульяновской Спасской церкви, так и всем священноцерковнослужителям Устьсысольского уезда, о чем с прописанием сего указа Святейшего Синода и резолюции Его Преосвященства и послать Устьсысольскому Духовному Правлению указ. 2) Настоятелю Устюгского Архангельского Монастыря, Архимандриту Палладию, и строителю Лальского Архангельского Монастыря, Иеромонаху Иринею, предписать, чтобы первый из них, при посредстве Протоиерея Лальского Воскресенского Собора, Платона Кубеницкого, принял от строителя Лальского Монастыря, Иеромонаха Иринея, все имущество Монастырское и деньги по описям и приходо-расходным книгам и о последующем за общим подписанием донесли Консистории. 3) За сим строителю, Иеромонаху Иринею, предписать, чтобы немедленно отправился в Троицко-Стефановский Ульяновский монастырь, взяв с собою и билет на капитал графини Анны Орловой в 5000 руб. и по прибытии туда внес оный в опись церковную, и затем при посредстве местного Благочинного принял от нынешнего причта Ульяновской церкви все церковное имущество и деньги по описям и приходо-расходным книгам, и о последующем также за общим подписанием донесли бы Консистории. 4) Братии Лальского Монастыря дозволить по желанию каждого проситься в другие Монастыри, или оставаться тут же под ведением Настоятеля Устюгского Архангельского Монастыря. 5) Для всеобщего известия об учреждении при Ульяновской Спасской церкви мужского общежительного Троицко-Стефановского Монастыря припечатать в здешних Губернских Ведомостях, о чем и сообщить в Губернское Правление и 6) касательно покупки домов у причта Ульяновской церкви на ассигнованную от Святейшего Синода сумму, в числе 600 руб. серебр., учинить особое распоряжение, когда присланы будут к Епархиальному Начальству означенные деньги. На журнале по сему делу Его Преосвященство резолюцию наложил следующего содержания: вместо заключения по 4 пункту определения Консистории предоставить бывшему Настоятелем Лальского Монастыря Иеромонаху Иринею из братии оного нужных для вновь открытого Троицко-Стефановского Ульяновского Монастыря, взять в оный с собою, и о том, кто будут им избраны, донести, а не нужных оставить в Лальском Монастыре на распоряжение Архимандрита Устюгского Монастыря Палладия; и сверх того для наблюдения за порядком по вновь открытому Монастырю поручить заведывание оным Благочинному Сольвычегодских Монастырей Архимандриту Иринарху, которому и предписать о сем указом, к сведению и к надлежащему, в чем следует, исполнению. Заключения по прочим пунктам определения привесть в исполнение. И потому Вологодская Духовная Консистория приказали: с прописанием указа Святейшего Правительствующего Синода, постановлении Консистории и резолюции Его Преосвященства, для должного по оным исполнения, послать указы Устьсысольскому Духовному Правлению и Настоятелям Монастырей: Устюгского Архангельского, Сольвычегодского Введенского и Лальского Архангельского, а в Вологодское Губернское Правление сообщить. Ноября 19 дня 1860 года. Член Консистории: Протоиерей Платон Осокин, Секретарь Трунев и Столоначальник Евгр. Чурин.

Приложение 5-е. Указ Святейшего Синода, 17-го мая 1866 года, о назначении иноков Соловецкого Монастыря для устроения Ульяновской обители

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение Господина Синодального Обер-Прокурора, от 26 Ноября 1865 года, за № 6047, при коем предлагает вступившее к нему от Вологодского Преосвященного отношение о приглашении некоторых лиц из братии Соловецкого Монастыря в новоучрежденный Ульяновский Монастырь, Вологодской Епархии, для занятия в нем разных должностей, присовокупляя, что поводом к таковому приглашению была жалоба братии Ульяновского Монастыря на неустройство в сем Монастыре, переданная Вологодскому Преосвященному в отношении исправлявшего должность Обер-Прокурора Статс-Секретаря князя Урусова от 10 Июля 1864 года, за № 4515, причем предложено, в копии, и это отношение. Из предложенных бумаг, а равно из дел Синодальной Канцелярии видно, что по ходатайству Вологодского Преосвященного учрежден в 1860 году в Устьсысольском уезде, среди зырянского населения, согласно с желанием тамошнего Духовенства и жителей, общежительный Троицко-Стефановский Ульяновский Монастырь с предоставлением оному особых средств к обеспечению содержания. В обители этой, основанной при таких условиях, в настоящее время находится, кроме Настоятеля, всего один Иеромонах, один Иеродиакон и три послушника, общежительный же устав не введен там и поныне. Такое положение Монастыря, мало возрастающего, несмотря на видимую необходимость его существования, братия относит к назначению Настоятелей совершенно неопытных в правилах общежития. По сему они желали бы, чтобы в Ульяновскую обитель вызван был для начальствования один из опытных в духовной жизни старцев Соловецкого Монастыря, который, прибыв с несколькими лицами из Соловецкой братии, принял обитель под свое Настоятельство, а приведенных с собою определил в должности Казначея, Духовника и Эконома, и при общем содействии, ввел бы здесь вполне общежительный устав Соловецкий. Принимая во внимание, что Ульяновский Монастырь разрешен к открытию на правилах общежития, и что относительно избрания Настоятелей в общежительные монастыри существуют особые правила, Статс-Секретарь князь Урусов об изъясненном благочестивом желании иноков новоустрояемого Троицко-Стефановского Ульяновского Монастыря сообщил на усмотрение Вологодского Преосвященного, прося о последующем уведомления. Вследствие сего Преосвященный Христофор, от 4 Ноября того же 1864 года, за № 3916, сообщил Господину Обер-Прокурору, что о приглашении из Ставропигиального Соловецкого Монастыря в общежительный Ульяновский Троицко-Стефановский Монастырь опытного в духовной жизни старца, который бы, прибыв с несколькими лицами из Соловецкой братии, принял Ульяновскую обитель под свое Настоятельство, он, Преосвященный, относился от 5 Сентября того же года, за № 3111, к Настоятелю Соловецкого Монастыря, с прописанием изложенных в отношении князя Урусова обстоятельств и с изъяснением подробных сведений об Ульяновской обители. На это бывший Настоятель Соловецкого Монастыря, покойный Архимандрит Порфирий, от 13 Октября 1864 года за № 685, уведомил, что прописанное приглашение монашествующим его обители в Вологодскую Епархию он признает за знак новой милости Божией к Соловецкой обители, относя оное к чести ее, назначил для поступления в Ульяновский Монастырь пять человек, изъявивших на это, по его убеждению, свое желание. В числе сих лиц покойный Архимандрит Порфирий назначил на должность Настоятеля Ульяновской обители Иеромонаха Матфея, бывшего более 10 лет Наместником Соловецкого Монастыря, и совершенно сведущего во всех частях общежития Монастырского, а в помощь Иеромонаху, для занятия должностей: Казначея и Духовника предложил Иеромонахов Паисия и Амвросия и на должность Эконома Иеродиакона Феофилакта; кроме того, по уведомлению Архимандрита Порфирия, изъявил желание отправиться в Ульяновский Монастырь послушник Федор Ватаманов, зырянский уроженец. К сему Архимандрит Порфирий присовокупил, что все эти лица с отличными нравственными качествами и испытанной иноческой жизни, и что, при отправлении их в Ульяновский Монастырь, они просят о том, чтобы они не были никогда разлучаемы между собою, по воле Епархиального Начальства, чтобы в Ульяновский Монастырь не присылались на исправление такие лица Духовного звания, которые своим поведением могли бы нарушить братское единодушие и служить к ослаблению уставов общежития иноческого, и чтобы в случае какой-либо нужды никому из них не было бы возбраняемо возвратиться под кров Соловецкой обители, если только своим поведением в Ульяновском Монастыре они заслужат вполне одобрительный отзыв о себе Епархиального Начальства, причем доставлены к Вологодскому Преосвященному и послужные списки всех вышеписанных лиц. Согласно сему отношению Настоятеля Соловецкого Монастыря, Вологодским Епархиальным Начальством ожидаемы были в Вологду, или прямо в Ульяновскую обитель поименованные монашествующие лица из Соловецкого Монастыря, с открытием весною 1865 года водяного сообщения; но в течение всего минувшего лета никто из них не явился ни к Епархиальному тамошнему Начальству, ни в Ульяновский Монастырь; почему дело сие и осталось без желаемых для Ульяновской обители последствий. И по справке, приказали: Изложенные в указе Святейшего Синода, от 20 Марта 1862 года, правила относительно избрания Настоятелей в общежительных монастырях не могут иметь применения к Ульяновской Троицко-Стефановской обители, по настоящему состоянию оной. По сему Святейший Синод, принимая во внимание то важное значение, какое обитель сия должна иметь, при благоустройстве ее, среди зырянского населения, а с другой стороны вполне одобряя мысль наличной братии сего Монастыря о вызове в оный опытных в духовной жизни старцев из Соловецкого Монастыря для введения в новоустроенной их обители общежительного устава Соловецкого, преподает благословение свое на сей святой и благополезный для церкви труд изъявившим желание к принятию на себя этого душеспасительного дела: Соловецкой обители Иеромонахам Матфею, Паисию и Амвросию, Иеродиакону Феофилакту и послушнику Федору Ватаманову, предоставляя им отправиться предстоящим летом в Ульяновскую обитель, для занятия предназначенных должностей в оной на изъясненных с их стороны условиях; о чем и послать Преосвященному Вологодскому и Вашему Высокопреподобию указы, для надлежащих с Вашей стороны распоряжений по сему предмету. Мая 17 дня 1866 года. Подлинный подписали: Обер-Секретарь Н. Павловский, Секретарь Н. Минаев. С подлинным верно: Соловецкого Монастыря Настоятель Архимандрит Феофан.

Приложение 6-е. Письмо Вологодского Епископа Христофора к Настоятелю Соловецкого Монастыря Архимандриту Порфирию о приглашении старцев в Ульяновский Монастырь

Высокопреподобный отец Архимандрит

Достопочтенный о Иисусе Христе брат!

По желанию Духовенства и жителей зырянского края Вологодской Епархии в 1860 годе с Высочайшего соизволения учрежден в Устьсысольском уезде общежительный Троицко-Стефановский Ульяновский Монастырь с предоставлением оному достаточных средств к содержанию. В обители этой братии в настоящее время находится весьма ограниченное число, и общежительный устав не введен там доселе. Такое положение Монастыря, мало возрастающего, несмотря на видимую необходимость существования оного, братия относит к назначению Настоятелей совершенно неопытных в правилах общежития. Почему братия Ульяновской обители желали бы, чтобы туда вызван был для начальствования один из опытных в духовной жизни старцев Соловецкого Монастыря, который, прибыв с несколькими лицами Соловецкой братии, принял бы обитель под свое Настоятельство и приведенных с собою определил в должности: Казначея, Духовника и Эконома и, при общем содействии их, ввел бы там вполне общежительный устав Соловецкий.

О всем вышепрописанном довел до сведения моего г. и. д. Обер-Прокурора Святейшего Правительствующего Синода князь Сергей Николаевич Урусов в отношении его от 10 Июля за № 4515, и вместе просит, приняв во внимание благочестивое желание иноков Ульяновского Троицко-Стефановского Монастыря, установить в оном Общежитие на том основании, что по Указу Святейшего Правительствующего Синода от 18 Октября 1860 года Монастырь сей разрешено открыть на правилах общежития.

По учинении в Духовной Консистории справки оказалось, что Ульяновский Троицко-Стефановский Монастырь вновь открыт с Высочайшего соизволения по указу Св. Правительствующего Синода от 18 Октября 1860 года, вследствие ходатайства духовенства и жителей зырянского края Вологодской Епархии, так как в Устьсысольском и Яренском уездах, населенных зырянами, на протяжении слишком 1000 верст нет ни одной обители, в коей бы можно было найти зырянину тихое пристанище для избежания треволнений житейских и для спасения души. Здесь в местечке Ульянове была прежде Спасская Ульяновская Пустыня, основанная в конце XIV века просветителем зырян христианскою верою, Святителем Стефаном, первым Епископом Пермским, и упраздненная еще до состояния штатов в 1764 годе. Впоследствии в Ульяновской пустыне до 1860 года находились белый Священник и два причетника и довольствовались имеющеюся при пустыне землею и доходами за исправление молебствий пред древними святыми иконами во имя Нерукотворенного Образа Христа Спасителя и Похвалы Божией Матери. Прихожан при Ульяновской церкви никогда не было. Земли при ней, пустыне, пожалованной в 1671 годе царем Алексеем Михайловичем, состоит 815 десятин 1116 квадр. сажен. Земля эта ныне вся принадлежит Ульяновскуму Троицко-Стефановскому Монастырю. В числе означенного количества десятин находится пашенной земли 13 и сенокосной 81 десятина, а остальная под строевым и дровяным лесом. Здания в монастыре имеются следующие: церковь деревянная одноэтажная с деревянною в одной связи колокольнею, покрыты тесом. Церковь сия построена в 1858 году; престолов в ней два – на правой стороне во имя Нерукотворенного Образа Христа Спасителя и на левой во имя Похвалы Божией Матери; церковь и колокольня обнесены деревянною оградой. Для жительства Настоятеля и братии имеются три отдельные деревянные дома, купленные у преждебывших священноцерковнослужителей. При домах сих находятся скотские дворы, амбары и прочие постройки; в 1863 году выстроена новая баня. На содержание Монастыря и братии оного отпускается из казны милостинная дача в числе 85 руб. 71 1/2 коп. и получаются проценты с капитала в 5 т. руб. серебр., пожертвованного покойною графинею Орловою; переведены в Ульяновский Монастырь из упраздненного Монастыря. Мельниц при монастыре нет; рыбною ловлею пользуются братия в реке Вычегде и разливах ее в весеннее время. Расстоянием от г. Вологды Ульяновский Монастырь в 1045 верстах, а от г. Устьсысольска в 165 верстах к северо-востоку и находится на правом берегу реки Вычегды. Ближайшие к Монастырю церкви: Деревянская Христорождественская в 15 верстах и Устькуломская Петропавловская в 20 верстах. Первым строителем в Ульяновский Монастырь в 1860 годе был переведен из Лальского упраздненного Монастыря бывший строитель Иеромонах Ириней, а по смерти его в 1863 годе определен на его место строителем Эконом Вологодской Семинарии Иеромонах Виталий, зырянский уроженец. Братии в Ульяновском Монастыре налицо состоит; Иеромонах Пахомий 43 лет, Иеромонах Владимир 57 лет, Иеродиакон Акиндин 65 лет и три послушника.

По рассмотрении сей справки об УльяновскомТроицко-Стефановском Монастыре и вышеписанного отношения г. и. д. Обер-Прокурора Св. Синода, я долгом поставляю покорнейше просить Ваше Высокопреподобие, не признаете ли Вы возможным избрать из среды братии вверенного Вам Соловецкого Монастыря опытного в духовной жизни старца и назначить такового для занятия места Настоятеля в Ульяновском Монастыре и в помощь ему уступить трех благонадежного поведения Иеромонахов на должность Казначея, Духовника и Эконома для введения при их содействии в Ульяновской обители общежительного устава Соловецкого, так как состоящие ныне в оном два Иеромонаха не приготовлены к занятию сих должностей, и о последующем прошу покорнейше меня уведомить для доведения о том до сведения Его Сиятельства. С истинным почтением и с таковою же преданностью имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою Христофор Епископ Вологодский. № 3111, 5 Сентября 1864 года.

Приложение 7-е. Ответ Соловецкого Архимандрита Порфирия Преосвященному Христофору

Преосвященнейший Владыко,

Милостивейший Архипастырь и отец!

Ваше Преосвященство, письмом своим от 5 Сентября за № 3111-м, изволило просить меня, не признаю ли я возможным: избрать из среды братии Соловецкого Монастыря опытного в духовной жизни старца, который бы мог занять место Настоятеля во вновь учрежденном с Высочайшего соизволения в Вологодской Епархии общежительном Троицко-Стефановском Ульяновском Монастыре, и уступить в помощь ему трех благонадежного поведения Иеромонахов на должность Казначея, Духовника и Эконома, для введения при их содействии в Ульяновской обители общежительного устава Соловецкого, чего желает теперешняя братия этой обители и весь зырянский край. Приняв это приглашение за знак новой милости Божией к Соловецкой обители и относя оное к чести ее, я, по прибытии моем из Архангельска в Монастырь, не без удовольствия объявил об этом инокам Соловецким в общем собрании всего братства, как чрезвычайную новость. Частию по добровольному желанию послужить в далеком крае пользе меньшей братии своей, требующей духовной помощи, и частию из послушания к моим убеждениям, изъявили согласие на поступление в Ульяновский Монастырь следующие из Соловецкого братства лица: в должность Настоятеля Иеромонах Матфей, бывший более десяти лет Наместником Соловецкого Монастыря и совершенно сведующий во всех частях общежития Монастырского, и в помощь ему для занятия должностей: Казначея Иеромонах Паисий, Духовника – Иеромонах Амвросий, Эконома – Иеродиакон Феофилакт и кроме того послушник Федор Ватаманов из зырян.

Долгом своим считаю удостоверить Ваше Преосвященство, что вся означенная братия избраны мною к послушанию в Стефановский Ульяновский Монастырь с отличными нравственными качествами и испытанной иноческой жизни. К чему честь имею присовокупить: 1) что все эти старцы убедительнейше просили меня ходатайствовать пред Вашим Преосвященством: во-первых о том, чтобы они не были никогда разлучаемы между собою по воле Епархиального Начальства на послушания в другие Монастыри и во-вторых, чтобы в Ульяновский Монастырь не присылались на исправление такие лица Духовного звания, которые своим поведением могли бы нарушить братское единодушие и служить поводом к ослаблению уставов общежития иноческого, и 2) что в случае какой-либо нужды, никому из посылаемых ныне лиц не возбраняется возвратиться под кров Соловецкой обители, если только своим поведением в Ульяновском Монастыре они заслужат вполне одобрительный отзыв о себе Епархиального Начальства. О всех избранных лицах прилагаются при сем послужные списки.

О чем представляя Вашему Преосвященству на зависящее распоряжение и испрашивая наконец Архипастырского благословения себе и братству Соловецкому, с истинным почтением и глубочайшею сыновнею преданностью честь имею быть Вашего Преосвященства Милостивейшего Архипастыря и отца. Подлинное подписано: покорный послушник Архимандрит Порфирий. Производитель дел р. монах Иосаф. № 685 Октября 14 дня 1864 г.

Приложение 8-е. Прошение Иеромонахов: Матфея, Паисия, Амвросия, Иеродиакона Феофилакта и послушника Федора Ватаманова Настоятелю Соловецкого Монастыря Архимандриту Порфирию – о том, на каких условиях они согласны переселиться в Ульяновскую обитель для устройства в оной общежития

Мы нижайшие и покорнейшие послушники Вашего Высокопреподобия, с благоговейным послушанием покорясь назначению Вашему на перемещение нас из Соловецкой обители в Спасо-Ульяновский Монастырь, состоящий в Вологодской Епархии в Устьсысольском уезде, для устройства в оном общежития по уставу Соловецкому, дерзаем предварительно предложить некоторые условия, допущение коих по нынешнему нашему мнению считаем нужным, дабы хотя в некоторой мере возможно было нам выполнить предложения Высшего Начальства и ожидания Вашего Высокопреподобия: 1) Зная по опыту, что действительное общежитие возможно только при достаточном количестве братии, и поскольку в штатных Епархиальных Монастырях штатное число монашествующих весьма ограничено, едва достаточное только для отправления церковных служений, то мы желаем, чтобы дано было нам впоследствии позволение просить Начальство соответственно потребности об увеличении штата монашествующих. Ибо кто из желающих иночества решится с полным самоотвержением трудиться в разных трудных и черных послушаниях без нужды на пострижение? В Соловецкой обители процветают все отрасли экономии потому только, что на всех послушаниях труждаются иноки или ищущие иночества, состоящие по уставу общежития на одинаковых правах с священнодействующею братиею. 2) Согласно существующему в Соловецком Монастыре обычаю желаем, чтобы в Спасо-Ульяновском Монастыре принятие вновь приходящих в число братства, а равно и увольнение из оного зависело для пользы общежития от воли и согласия Настоятеля с старшею братиею. 3) Желаем, чтобы в оном Монастыре дозволено было Настоятелю по согласию с братиею производить всякого рода покупки хозяйственных потребностей, все поправки ветхостей Монастырских, а равно и новые (хотя незначительные) постройки без предварительного на то испрашивания разрешения от Епархиального Начальства. Ибо на тысячеверстном расстоянии Монастыря от Епархиального города, при худом состоянии путей сообщения, много может случиться неудобств в сношениях с Высшим Начальством по нуждам Монастырским, иногда не терпящим медленности и проволочки. 4) Желаем, чтобы в оный Монастырь для удобнейшего в нем укоренения правил общежительного благочиния, не посылались Епархиальным Начальством на жительство люди штрафуемые на исправления. Наконец 5) Желаем и просим, чтобы, по понесении посильных трудов в пользу оного Монастыря, позволено было нам при старости или болезненности возвратиться для успокоения в Соловецкий Монастырь. По сим условиям просим Ваше Высокопреподобие, для пользы новоустрояемой обители и для чести Вашего Высокопреподобия употребить Ваше отеческое ходатайство. Подлинное подписали: Иеромонахи: Матфей, Паисий, Амвросий и Иеродиакон Феофилакт и послушник Феодор Ватаманов. С подлинным верно: Производитель дел р. монах Иосаф.


Источник: Арсеньев Ф.А. Ульяновский монастырь у зырян. Троицко-Стефановская новообщежительная обитель. М.: Типо-Литография Н. И. Куманина, 1889. – 179 с.

Комментарии для сайта Cackle