А.А. Завьялов

Источник

1869 г.

4.– слушали предложенный Г. Синодальным Обер-Прокурором, от 5 Декабря 1868 г. за № 5505, протокол 13 заседания Высочайше утверждённой Комиссии для разбора дел Синодального Архива, в коем Комиссия, между прочим, представила затребованное от неё заключение по представлению Преосвященного Вологодского об уничтожении архивных дел тамошней Консистории, с присовокуплением общих соображений своих касательно разбора дел этого рода в Консисториях. Комиссия, сопоставляя дело о сокращении архива Вологодской Консистории с рассмотренными ею прежде подобными делами и имея в виду, что и в будущем, может быть, потребуется мнение по вопросу о сокращении Консисторских архивов чрез уничтожение некоторых менее важных дел, сочла нужным представить на благоусмотрение Св. Синода следующие свои соображения: 1) Хранящиеся в архивах дела никак не могут быть оцениваемы только по надобности или ненадобности в них для движения текущих дел того учреждения, при котором состоит архив. Архивные дела ещё более ценны, как письменные памятники, которые своим содержанием должны отвечать на разнообразные вопросы, предъявляемые современною наукою: это богатый и драгоценный материал не для одной отрасли научного знания и преимущественно для статистики, истории и юридической науки. С этой точки зрения архивные дела, чем далее восходят они по времени, тем драгоценнее, доставляя возможность знакомиться с эпохою отдалённою и потому всегда изучаемою с большим трудом. Даже с точки зрения надобности или ненадобности для производства нельзя оценивать дела близкого к нам времени: для наших потомков они будут иметь такой-же серьёзный научный интерес, какой для нас самих имеют дела минувшего времени. Между тем, рассматривая поступавшие до сих пор ведомости делам, предполагаемым Консисториями к уничтожению, Комиссия могла заметить, что значение архивных дел определяется в ведомостях почти исключительно-степенью необходимости в них для канцелярских справок, и что по этому именно назначаются к сохранению дела, восходящие отнюдь не выше 50 лет; тогда как к уничтожению предназначаются такие разряды дел, которые одним своим названием дают возможность безошибочно предполагать в них научный материал. Правительственное утверждение подобной, принятой, Консисториями, нормы для отчисления архивных дел к сохранению или уничтожению неминуемо повлекло бы за собою невознаградимую утрату многих исторических памятников. 2) Опыт всякого, кто сколько-нибудь изучал свой предмет по первоначальным письменным памятникам, показывает, что означенную ценность для науки архивное дело весьма часто получает не от разряда, к которому оно относится и даже не от общего своего содержания, а от нескольких, иногда косвенно относящихся к нему указаний. Как часто в таком деле две, три строки, и даже менее, полагают конец утомительным изысканиям учёного, выводят его из лабиринта противоречий, блистательно оправдывают с трудом составленные предположения и догадки, возводя их на степень научного факта. Очевидно, как много нужно иметь осторожности, решая вопрос о сохранении или уничтожении известных дел, даже взятых отдельно, а тем более целыми разрядами и заочно. В таком именно затруднительном положении находит себя Комиссия всякий раз, когда должна бывает высказать своё мнение об архивных делах, на основании одних только Консисторских ведомостей. Ещё более, без сомнения, должен быть затруднителен этот вопрос для высшего Духовного Начальства, которое, на основании подобных ведомостей и мнения Комиссии, вызывается на решительный и уже невозвратный приговор архивным делам. Посему Комиссия, высказываясь в пользу уничтожения того или другого разряда дел, поименованного в ведомостях Консисторий, всегда предполагает, что уничтожение не будет произведено предварительно просмотра на месте самых дел и полного убеждения в их незначительности. 3) Прямым путём от означенных соображений Комиссия пришла к заключению, что прежде, чём решаться на такую крайнюю меру, как уничтожение архивных дел, – меру, требующую осторожности уже потому самому, что она вызывается внешними побуждениями (какова напр. теснота архивных помещений),-просвещённое епархиальное начальство могло-бы испытать все, остающиеся в его распоряжении средства к сохранению архивных дел, предположенных к уничтожению, по крайней мере до тех пор, пока в их полной бесполезности не убедит тщательный их разбор с научной стороны, отсутствие которого так заметно в рассмотренных Комиссией ведомостях. Находя, что во всех подобных случаях только крайняя затруднительность для Консисторий, при тесноте их архивных помещений, хранить старые дела, ненужные для движения текущих дел, располагает Консистории ходатайствовать пред епархиальною властью об уничтожении некоторых из них, Комиссия, со своей стороны, может указать одно средство к тому, чтобы, не прибегая к этой мере, освобождать епархиальные Консисторские архивы от излишних для целей Консистории дел, именно изъятие этих дел из сих архивов и помещение в одном из ближайших к Консистории монастырей, или какой-либо из церквей, по возможности, в самом епархиальном городе. Если не всегда церкви, то почти всегда монастыри в своих зданиях могут отделить для этой полезной цели требуемое помещение. Нет нужды говорить, что этот способ должен иметь место только в случае невозможности хранить дела в самом Консисторском архиве, что дела не должны быть, рассеяны по разным монастырям и церквам, что делам, предположенным к изъятию из Консисторского архива, должен быть предварительно составлен подробный каталог (не по разрядам дел, а по номерам и оглавлениям каждого дела), по которому они и должны быть приняты в новое помещение, под расписку причтов или настоятелей, и что после этого они должны сохраняться причтами или настоятелями в ответственности, одинаковой с церковным имуществом. Комиссии известно, что такой именно способ избран епархиальным начальством С.-Петербургской епархии для освобождения архива Консистории от излишних дел и в настоящее время приводится в исполнение, по особенной инструкции, комиссией, составленною из духовных и светских лиц; старые дела этой Консистории, как скоро составлены будут им каталоги, предположено поместить в одном из столичных соборов, настоятель которого сам предложил дать им в своём соборе приличное помещение. Комиссия, за всем тем, полагает, что помещение архивных дел, обременительных для Консисторий, в особых помещениях не должно быть последнею мерою к сохранению их для науки. Было бы в высшей степени полезно, если бы пример учреждения, с Высочайшего соизволения, Комиссии для приведения в большую ясность и порядок дел Синодального Архива, в настоящее время оправданный сочувствием общества к первому её печатному труду, нашёл подражание и в епархиях: если бы и при Консисториях учреждены были подобные комиссии из наставников семинарии, духовенства и других лиц, интересующихся делом науки, с целью тщательного разбора архивных дел и составления им учёных описаний. Эти описания могли-бы печататься в епархиальных ведомостях, редакции которых, без сомнения, рады были бы подобному свежему и характеристическому материалу, обещающему епархии полную интереса историю. Только тогда мог быть произнесён безошибочный приговор о совершенной бесполезности того или другого дела не только для архива Консистории, но и для науки. Приказали: Изложенные в настоящем протоколе Высочайше утверждённой Комиссии для разбора дел Синодального Архива общие соображения касательно архивных дел этого рода в Консисториях, как вполне основательные, сообщить циркулярно, печатными указами, всем Епархиальным Преосвященным, для надлежащего в потребных случаях руководства и исполнения с тем, чтобы Преосвященные: а) в случае встречаемой затруднительности, в помещении архивных дел в Консисториях, по тесноте Консисторских архивов, не прибегая к ходатайству об уничтожении таковых дел, обращали дела эти, согласно предположению Комиссии, для хранения в ближайших к Консисториям монастырях и церквах, и б) в просвещённом внимании к научным интересам приняли возможные, с своей стороны, меры для тщательного разбора архивных дел и составления им учёных описаний посредством особо назначенных для того комиссий в каждой епархии, на изъяснённых Высочайше утверждённою для разбора дел Синодального архива Комиссией основаниях. Января 19 дня 1869 г.

5.-по поводу возбуждённого одним из Епархиальных Преосвященных вопроса о том, какое место должен занимать Ректор Семинарии из Протоиереев во время соборных священнослужений, – Приказали: Дать знать Преосвященным Архиереям циркулярным указом, для сведения и надлежащего в потребных случаях руководства, что Ректоры Семинарий из протоиереев, по важности занимаемой должности, должны при соборных священнослужениях, занимать места непосредственно за кафедральными протоиереями, а в тех случаях, когда кафедральный протоиерей будет моложе ректора семинарии из протоиереев по заслугам своим, последний должен занимать место высшее против кафедрального протоиерея. Января 22 дня 1869 года.

10.-слушали рапорт Пр-го Полтавского, в котором просит в разрешение указа: следует ли, и в каких именно случаях, выдавать метрические свидетельства по отношениям присутственных мест и начальств. Приказали: По соображении настоящего представления Полтавского Пр-го с законом, оказывается, что п. 14 ст. 117 Уст. Пошл. (изд. 1857 г.) устраняет всякое недоумение относительно обязанности Духовных Консисторий выдавать «из метрических книг свидетельства о браках и о рождении и крещении рождённых в браке детей», как по прошениям частных лиц, так и по отношениям присутственных мест; а содержащееся в том пункте указание, что определение о выдаче такового свидетельства, и самое свидетельство, в обоих случаях, пишутся на установленной гербовой бумаге «и бумага сия требуется или взыскиваются гербовые пошлины с просителей», – предотвращает возможность предусматриваемого Преосвященным ущерба казённого интереса от удовлетворения ходатайств присутственных мест и начальствующих лиц о выдаче метрических свидетельств. Но при этом, имея в виду, что подобные недоумения уже и прежде возникали и по другим епархиям и что даже в настоящее время имеются в виду жалобы гражданских начальств на неудовлетворение Епархиальными Начальствами требований о высылке метрических свидетельств, Св. Синод, признавая нужным обратиться к самому постановлению, на коем основан означенный пун. 14 ст. 117 Уст. Пошл., усматривает, что узаконение это извлечено из распубликованного во Втором Полном Собрании Законов под № 17470 Синодского указа 31 Декабря 1843 года; при распубликовании же сего указа Св. Синод руководствовался ст. 11, 20, 53, 54, 55, и 63 Т. V Уст. Пошл. и ст. 3748, 3749, 3750 и 3760 зак. гражд. (изд. 1849 г.), соответствующими по изд. 1857 г. ст. 11, 24, 58, 63, 64 и 73 Уст. Пошл. и ст. 1786, 1787, 1788 и 1799 Зак. Суд. Гражд. По рассмотрении сих узаконений Св. Синод приходит к убеждению, что Епархиальные начальства обязаны удовлетворять требования начальственных мест и лиц о выдаче метрических свидетельств (ст. 1576 Зак. Сост.), при чём производство и отзывы по сим требованиям должны, на основании ст. 63 Уст. Пошл., быть писаны на гербовой бумаге, которую сам проситель или его поверенный, буде они на лицо, обязаны представить: если же, за отсутствием или нехождением просителей и их поверенных, от них не может быть истребовано или представлено нужного на производство дел количества гербовой бумаги, в таком случае, на основании 24 и 64 ст. Уст. Пошл., производство чинить на простой бумаге: но при доставлении свидетельства, уведомлять о количестве простой бумаги, употребляемой вместо гербовой. О чём Св. Синод определяет дать знать циркулярными указами Пр-му Полтавскому, в разрешение его представления, а прочим Епархиальным Архиереям для сведения и руководства. Марта 8 дня 1869 года.

20.-слушали предложенную Г. Синодальным Обер-Прокурором, от 25 Апреля сего года за № 1814, выписку из Высочайше утверждённого 16 Апреля сего года, журнала Присутствия по делам Православного духовенства: о составе приходов и церковных причтов, об условиях определения на священно и церковнослужительские места, о перемещении и увольнении священно и церковнослужителей и о правах духовенства по службе. При сем Г. Обер-Прокурор изъяснил, что о содержании ст. I, II и III упомянутого журнала, для зависящего со стороны Губернских Присутствий по обеспечению духовенства исполнения, по всем пунктам ст. I и по 1 пункту ст. III, будет сообщено Епархиальным Преосвященным Председателем Присутствия, Митрополитом Новгородским и С.-Петербургским. Приказали: Копию с выше изъяснённой выписки препроводить при указах к Епархиальным Преосвященным, для зависящих с их стороны распоряжений и исполнения по всем пунктам ст. II, по 2 пункту ст. III, и по всем пунктам ст. IV, V, VI, VII, VIII; причём во исполнение 2 п. ст. III, предписать Преосвященным, чтобы, впредь до составления и утверждения расписания церковных причтов, на места вторых Священников при церквах были определяемы только в случае особенной надобности и чтобы определение на диаконские и причетнические места при церквах, где уже состоит налицо один или два причетника, было приостановлено. Мая 10 дня 1869 года.

Выписка из журнала Присутствия по делам Православного Духовенства, от 28 Марта, Высочайше утверждённого 16 Апреля 1869 г.

Высочайше утверждённое Присутствие по делам Православного Духовенства, рассмотрев представленные Епархиальными Преосвященными соображения по вопросам: а) о составе приходов и церковных причтов; б) об условиях определения на священно и церковнослужительские места; в) о перемещении и увольнении священно и церковнослужителей и г) о правах духовенства по службе, – между прочим, полагало:

II. Штатный состав церковных причтов определить на следующих основаниях:

4) На обязанность псаломщиков, под наблюдением настоятеля и по его распоряжению, возлагается: а) исполнение при богослужениях клиросного чтения и пения; б) сопровождение настоятеля или его помощников при посещении прихожан, для исправления духовных треб и в) всё письмоводство по церкви и приходу.

5) Настоятелю церкви с церковным старостою и прихожанами дозволяется, в помощь штатным псаломщикам, содержать при церкви вольнонаёмных церковников, сколько позволят местные средства, с употреблением на наём их, в случае возможности, и церковных кошельковых сумм, но в последнем случае не иначе, как с разрешения епархиального начальства. Вольнонаёмные церковники, оставаясь в том сословии, к которому приписаны, ни к духовному званию не причисляются, ни правами, этому званию присвоенными, не пользуются.

6) При тех приходских церквах, где будет два штатных псаломщика или хотя и один, но или прихожане обяжутся содержать, в помощь ему, вольнонаёмных церковников, или сам псаломщик успеет приучить усердствующих из прихожан к клиросному чтению и пению в такой степени, что в этом отношении не может произойти затруднения при отправлении церковного богослужения, предоставляется усмотрению епархиального Преосвященного возводить псаломщиков лично в сан диакона, но с тем, чтоб они, оставаясь по прежнему на вакансиях псаломщиков, не освобождались от исполнения ни одной из соединённых с званием псаломщика обязанностей как по церкви, так и по приходу (пункт 4-й).

8) Псаломщикам дозволяется, по желанию, носить и светское одеяние, без ращения волос.

9) Причты кафедральных и городских соборов, а также всех церквей: а) в С.-Петербурге и Москве, б) в Великом Княжестве Финляндском, в) в Закавказском крае, г) в Варшавской и Камчатской епархиях, д) придворных, е) военно-сухопутного и морского ведомств, ж) при казённых заведениях, з) единоверческих, и) кладбищенских, в отношении своего состава и взаимных отношений членов причтов, остаются на существующих основаниях, с переименованием, по актам, причетников псаломщиками и с тем, чтобы звонари и сторожа ни при каких церквах, хотя бы где либо они полагались по штату, равно как сторожа при Консисториях, Духовных Правлениях и духовно-учебных заведениях, ни к церковному клиру, ни к духовному званию не причислялись, хотя бы и происходили от лиц духовного звания.

IV. Относительно замещения открывающихся в церковных причтах вакансий, постановить следующие правила:

4) Из лиц, подвергавшихся вдовству после первого брака, или вовсе не бывших в браке и желающих навсегда остаться в безбрачном состоянии, возводить, при других полагаемых церковными правилами условиях в сан диакона и священника не моложе 40 лет, и при том только таких, которые совершенно известны епархиальному начальству, своим усердием к церкви и вполне безукоризненною жизнью.

V. Перемещение священников, занимающих места как настоятелей, так и помощников, без собственных их прошений об этом или другим образом изъявленного ими согласия, допускаются только: а) в случаях, определённых уставом Духовных Консисторий (ст. 187 и 202), и б) по усмотрению Преосвященного, в видах административных, но только в случае действительной необходимости принять эту меру или в случае возведения на высшую степень, как напр., в Протоиерея. О числе священников, перемещённых в продолжение года без собственных прошений, епархиальные Архиереи упоминают в годовых своих отчётах.

VI. Касательно увольнения священно и церковнослужителей за штат, в изменение 82 ст. Уст. Духовно. Конс., постановить, что священно и церковнослужители, кроме случаев исключения за штат по приговорам епархиального суда (Уст. Дух. Консист. ст. 187 п. 7), увольняются за штат: а) по собственным их о том просьбам и б) по распоряжению епархиального начальства в случае достоверно дознанной неспособности их к дальнейшему прохождению службы по преклонной старости или болезням. Выходящие по просьбам за штат, не по преклонным летам и не по болезни, прежде выслуги срока на пенсию не имеют права на пособие в содержании ни из казны, ни из сумм епархиального попечительства.

VII. Предоставить епархиальным Преосвященным, по соглашению с гражданским начальством, разрешать лицам духовного звания или наставникам духовно-учебных заведений публичные чтения о вопросах христианской веры и нравственности, о событиях библейской и церковной истории и тому подобных, относящихся к кругу духовного просвещения, предметах.

VIII. Предоставить духовенству: а) печатать, с разрешения местной цензуры, под наблюдением епархиального Архиерея, все вообще свои сочинения духовно-нравственного содержания, за исключением тех, которые по уставу цензурному не могут быть выпущены в свет без разрешения Святейшего Синода, и б) составлять и издавать, с разрешения той же цензуры, брошюры, заключающие в себе выписки из описаний св. отцов, молитвы и песнопения из богослужебных книг и литографические священные изображения.

Государь Император, в журнале Присутствия, в 16 день Апреля 1869 года, Высочайше соизволил написать Собственноручно: «Исполнить».

23.-слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 13 Марта сего года за № 1109, с приложением полученной им записки с соображениями о нужде и пользе ввести общежитие в Православных монастырях Империи, в коих оно доселе не установлено. И по справке, Приказали: Признавая осуществление главной мысли предложенной записки вообще полезным, Св. Синод определяет: разослать эту записку при указах Синодальным Конторам и Епархиальных Архиереям, предписав им доставить сведения: в каких именно из мужских монастырей и каким порядком полагали бы они ввести ныне же в действие правила общежития, как доказанного временем и обстоятельствами наилучшего способа монастырской жизни. Мая 25 дня 1869 г.

Записка. Чем дальше, тем, кажется, более и более слышатся разного рода нарекания на наши монастыри и монашествующих, а иногда высказываются даже мысли о совершенном уничтожении монастырей.

Конечно, многие из нареканий, видимо, напрасны, а совершенное уничтожение монастырей (сокращение числа их-дело иное) в нашем Православном отечестве, пока оно Православное, есть совершенная невозможность, ибо если не будет видно монастырей открытых, то они будут или в тайных клетях, или в горницах, или в лесах, или в пещерах.

Но при всём том, сколько для уменьшения таковых нареканий, столько же и для того, чтобы монашествующие имели менее средств и случаев подавать поводы к справедливым нареканиям, представляется один способ действительный и, кажется, не неудобоисполнимый, а именно: все мужские монастыри, исключая Архиерейских домов, сделать общежительными, но с некоторыми подразделениями.

Одни из монастырей небольших, управляемых игуменами и строителями (а быть может некоторые и из больших), если они имеют достаточные средства к своему существованию, обратить в общежительные, без всяких исключений. В других-правилам общежития подвергнуть только простую братию, а настоятелям и казначеям предоставить пользоваться от монастыря всем тем, чем они пользуются ныне, но без всякого увеличения тех или других средств, и с прекращением права завещать своё имение кому бы то ни было, как это делается ныне: а в тех монастырях, кои управляются или будут управляемы Преосвященными, поступившими на покой, предоставить настоятелям пользоваться всеми правами и тою же частью доходов и угодий, какими они пользовались доныне, а равно и наместникам их и другим монастырским властям; прочую же братию содержать на правилах общежития.

Если будет признано возможным сделать монастыри общежительными, то сделать это надлежит вдруг повсюду, дабы недовольных новою реформою лишить повода и возможности переходить из монастыря в монастырь, а иначе, некоторые монастыри могут быть поставлены в большое затруднение.

Некоторые говорят, что чрез установление во всех монастырях общежития со временем монашествующих не будет совсем. Напротив того, опыт показывает, что монастыри, из штатных сделавшиеся общежительными, процвели во всех отношениях и число братии увеличилось в несколько раз более прежнего, а если где число братии чрез то и уменьшится, то оставшиеся или вновь поступающие будут ближе к идеалу монашества.

С обращением всех монастырей в общежительные, если не везде, то во многих местах, средства их будут достаточные даже в изобилии; и чрез то прекратятся или по крайней мере значительно уменьшатся сборщики на монастыри, и в иных монастырях откроется возможность к заведению училищ, или больниц, или богаделен.

Не менее полезно было бы обратить в общежительные и женские монастыри, как то видно на некоторых из них. Но это можно сделать только там, где есть особые средства к устроению и содержанию общей трапезы, (что весьма редко): а так как вообще сестры большей части монастырей пропитываются только своим рукоделием и милостынею, то с запрещением выхода им из монастыря, (что необходимо следует с учреждением общежития) они лишатся средств к своему существованию.

31.-слушали предложение Г. Исправляющего должность Товарища Синодального Обер-Прокурора от 28 минувшего Июня, за № 7457, о вменении в обязанность церковным причтам на суммы, принадлежащие церкви, приобретать непременно именные билеты. Приказали: По случаю похищения из одной церкви принадлежащего ей государственного 5% билета, выданного за известным № на имя предъявителя, местная Духовная Консистория отнеслась в Государственный Банк с просьбою, чтобы в уважение того, что похищенный билет составляет принадлежность церкви, сделано было распоряжение о выдаче по оному денег и об отобрании билета от предъявителя, для возврата в церковь. Но вследствие того, что деньги по билетам неименным выдаются обыкновенно предъявителю и Банк не делает никаких распоряжений к отысканию утраченных билетов этого рода, изъяснённое ходатайство Консистории о возврате похищенного билета церкви должно остаться без последствий. В предупреждение на будущее время подобных случаев, Святейший Синод признает нужным предоставить Епархиальным Начальствам обязать церковные причты на суммы, принадлежащие церквам, приобретать непременно именные билеты; о чём для должных распоряжений и пополнения, послать Епархиальным Преосвященным циркулярные указы, июня 31 дня 1869 года.

37.-слушали: 1) предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 1 Мая 1869 г. за № 1889, следующего содержания: Директор Придворной Певческой Капеллы, в представлении Министру Императорского Двора, объясняет, что, по поводу последовавшего в Марте 1866 г. Высочайшего повеления, об учреждении особого, под председательством Е. И. Высочества, Великого Кн. Константина Николаевича, Комитета по составлению учебника нотного пения для народных школ, распространился слух об отмене установленного Высочайшим повелением 1864 г. порядка рассмотрения и разрешения к печатанию нотных сочинений для употребления при Богослужении; вследствие чего многие композиторы, прекратив присылку своих сочинений в Придворную Капеллу, вопреки вышеозначенному Высочайшему повелению 1864 г., стали наполнять оными, как Епархиальные Комитеты, так и Св. Синод, откуда сочинения сии препровождаются к нему, Директору, чрез что занятия его весьма значительно увеличились, так как в ответной переписке своей он обязан со всею подробностью анализировать каждое сочинение и объяснить все замечания по оному, но такого подробного разбора вовсе не требуется при прямых его сношениях с композиторами, особенно в тех случаях, когда самые сочинения их оказываются пустыми или даже вредными. Посему в Звании Камергера Действительный Ст. Сов. Бахметев ходатайствует об оказании содействия к восстановлению по настоящему предмету установленного в 1846 г. порядка. Признавая такое ходатайство заслуживающим уважения, Генерал-Адъютант граф Адлерберг сообщает о вышеизложенном на усмотрение Духовного Начальства с тем, не признано-ли будет нужным восстановить означенный порядок и, с этою целью, сделать зависящее распоряжение о непринятии на будущее время к рассмотрению Св. Синода таких музыкальных сочинений, назначенных для пения в церквах, кои не получат предварительного одобрения от Начальства Придворной Певческой Капеллы, на основании установленных для того правил»; и 2) Справку, по коей оказалось, что Высочайшим повелением, объявленным Министру Юстиции Г.-Ад. Адлербергом 23 Августа 1846 г. (Втор. Пол. Собр. Зак. 1846 г. Т. XXI № 20325), между прочим постановлено: «Нигде в православных церквах не вводить новых духовно-музыкальных сочинений без предварительного одобрения оных Директором Придворной Певческой Капеллы, одобренные же им употреблять не иначе как в печатных экземплярах и при том с разрешения Св. Синода». Приказали: Об изъяснённом в предложении Г. Синодального Обер-Прокурора ходатайстве Директора Придворной Певческой Капеллы дать знать подлежащим местам и лицам Духовного ведомства печатными указами, с тем, чтобы согласно этому ходатайству и в точное исполнение Высочайшего повеления 23 Августа 1846 г., музыкальные сочинения, предназначаемые для употребления в православных церквах, кои не получат предварительного одобрения от Начальства Придворной Певческой Капеллы, впредь к рассмотрению Св. Синода не обращали, и всякие просьбы о рассмотрении подобных сочинений, буде таковые поступят, оставляли без действия, а те из сочинений этого рода, кои могли быть приняты ими к рассмотрению в духовных установлениях до настоящего времени, возвратили по принадлежности лицам, от коих они представлены. Для припечатания-же о сем во всеобщее известие в Правительственном Вестнике и Духовной Беседе, сообщить редакциям оных по установленному порядку, предоставив вместе с сим Г. Исправляющему должность Синодального Обер-Прокурора о настоящем распоряжении Св. Синода уведомить Г. Министра Императорского Двора. Сентября 12 дня 1869 г.

43.-слушали донесение одного из Епархиальных Начальств, о похищении из церкви значительной суммы. Справка. Циркулярным указом Святейшего Синода от 29 Октября 1865 г., вменено было в непременную обязанность причтам не оставлять кошельковой суммы при церквах более ста рублей. Приказали: Усматривая из сего и других донесений, что причты некоторых церквей, вопреки циркулярному указу Святейшего Синода, от 29 Октября 1865 года, оставляют при церквах значительные суммы, которые, с одной стороны, не приносят никакой прибыли, а с другой нередко подвергаются краже, отчего терпят и церкви и причты оных, Святейший Синод определяет: предписать циркулярным указом всем Епархиальным Преосвященным, чтобы со стороны их было подтверждено церковным причтам о точном исполнении ими вышеупомянутого циркулярного указа Святейшего Синода, от 29 Октября 1865 года, с тем, что в случае неисполнения сего указа и на будущее время, Епархиальные Начальства, по собственному своему усмотрению, не оставят подвергать, виновных денежному штрафу в пользу Попечительства о бедных духовного звания. Октября 15 дня 1869 года.

44.-слушали предложение Г. Исправляющего должность Синодального Обер-Прокурора, от 4 минувшего Сентября за № 3963, при коем препровождена копия с циркуляра Министра Внутренних Дел Начальникам губерний, от 16 минувшего Августа за № 219, о порядке обложения земскими сборами земель, принадлежащих церквам, сверх обыкновенной пропорции 33 десятин. Вследствие сего и в виду ст. 13 времен. прав. для зем. учрежд. и пунк. 5 приложения к ст. 55 Уст. о земск. повин., местная Консистория относилась в уездные и губернскую Земские Управы об освобождении всех вообще церковных земель от поземельного сбора. На это Управы отозвались, что, на основании ст. 13 врем. прав., земские учреждения не могут налагать поземельного сбора на земли, данные правительством на содержание церквам и церковным причтам; но как пропорция земли церковным причтам, на основании ст. 462 т. X. ч. 3. полагается в 33 десятины, то посему вся земля, за исключением этого количества должна быть обложена поземельным сбором. В ст. 13 врем. для земск. учрежд. прав., между прочим, изъяснено: «уездные земские учреждения не могут налагать поземельного сбора на земли, изъятые от этого по закону (прил. к ст. 55 Уст. о зем. пов.)» На основании же последнего узаконения, от поземельного сбора на местные земские повинности освобождаются земляные, лесные и прочие угодья, данные правительством на содержание, между прочим, и церквам и церковным причтам, монастырям и архиерейским домам. За тем в отношении размера, в каком надлежит наделять церкви и церковные причты землёю и угодьями на содержание, межевыми законами постановлено: Ст. 452 «Если в том селе будет церковная земля, то оную измерять, и когда окажется не менее 33 десятин в бесспорном владении церковнослужителей, тогда оное село, а потом и все деревни этого прихода с их землями и пустошами, по порядку, обмежевать и в тоже время церковную землю отделить от владельческих дач особыми межами». Примечание. 1) «В положении 1829 года о способах к улучшению состояния духовенства, полагается в церковный удел большая пропорция земли на следующем основании: в селениях казённых, имеющих земли сверх 15-десятинной пропорции, также при горных и соляных заводах, изобилующих землёю, полагается тройная пропорция земли против узаконенной, а именно 99 десятин. Где казённые крестьяне имеют только от 12 до 15 десятин земли, там на церковь полагается 66 д. Где у крестьян во владении состоит от 8 до 12 десят., там на церковь полагается полуторная пропорция против узаконенной, а именно 49 ½ десят.: если же крестьяне имеют менее 8 десятин, там учинить к церковной земле надбавку, какая будет возможна, по усмотрению Государственных Имуществ. Определяемая настоящим положением, пропорция земли назначается на один причт. Если же при церкви находятся два или три причта, то на каждый нарезывается особая пропорция по возможности». Из буквального смысла приведённых выше правил следует, что узаконенною пропорцией, отводимых Правительством церквам и церковным причтам на содержание, земель следует считать не 33 дес., как ошибочно полагают некоторые земские учреждения, а 99 десят., и если означенный размер (99 десят.) может быть уменьшаем до 66 и 49 ½ десятин, то лишь по необходимости, в случае недостатка земель по местным условиям. В виду всего вышеизложенного, Министр Внутренних Дел, по предоставленному ему стат. 9 полож. о зем. учрежд. праву, просит Начальников губерний, на случай, если земские учреждения во вверенной им губернии, по их раскладкам на 1869 год, допустили также обложение земель, данных правительством на содержание церквам и церковным причтам, и превышающих 33-десятинную пропорцию, приостановить в этой статье помянутые раскладки, буде, впрочем, не последовало ещё открытие очередных земских сессий в текущем году; при чём на будущее время от Начальников губерний будет зависеть наблюдать за правильным обложением со стороны земства вообще земель, принадлежащих церквам, монастырям и архиерейским домам. И, по справке, Приказали: О вышеизложенном распоряжении Министра Внутренних Дел, изъяснённом в циркуляре, от 16 минувшего Августа за № 219, по делу о порядке обложения земскими сборами земель, принадлежащих церквам и церковным причтам, – дать знать по Духовному Ведомству печатными указами. Октября 15 дня 1869 года.

59.-Доклад Синодальной Канцелярии об усмотренных в представлениях некоторых Епархиальных Преосвященных недоразумениях по поводу введения в действие нового штата Духовных Консисторий, Высочайше утверждённого в 25 день Марта сего года. Приказали: Для устранения таковых недоразумений, независимо от сделанных уже по принадлежности пояснений, дать знать циркулярным указом Епархиальным Архиереям: 1) В Духовных Консисториях, согласно ст. 280 и 282 устава оных, сверх Членов, коим назначено новыми штатами жалованье, могут быть где окажется нужным, и сверхштатные Члены без содержания. 2) При избрании кандидатов на вакансии штатных Членов Консисторий из лиц удовлетворяющих условиям, требуемым ст. 282 Уст. Конс., необходимо принимать в соображение, могут ли эти лица, по летам и здоровью, исполнять обязанности возложенные на Членов Консисторий уставом сих учреждений, ибо, при назначении некоторым из этих Членов жалованья, имелось в виду, что они будут согласно ст. 298 Уст. Консист., действительными наблюдателями за делопроизводством во вверенных им столах Консисторской Канцелярии и действительными распорядителями оных. Согласно с сим Епархиальные Преосвященные обязываются ныне же тщательно проверить, на сколько наличные Члены Консисторий соответствуют изложенным в сем пункте условиям и немедленно представить о тех из них, которых признано будет нужным уволить от должности или перечислить из штатных в сверхштатные Члены, имея при том в виду, что Членами Консисторий могут быть лица, лишь постоянно живущие в губернском городе или в таком от него расстоянии, которое не затрудняло бы их являться в Консисторию во все присутственные дни. Независимо от сего Епархиальные Архиереи имеют доставить ныне же Святейшему Синоду список всех наличных Членов Консисторий, как штатных, так и сверхштатных, с показанием их лет, места образования и Синодального указа, коим каждый из них назначен Членом. 3) Введение новых штатов не изменяет установленного ст. 287 Устава Консисторий порядка определения и увольнения чиновников и канцелярских служителей оных: все они, кроме Секретаря, по-прежнему, остаются в этом отношении в полной зависимости от Епархиального Начальства; Секретари же Консисторий и на будущее время должны быть определяемы и увольняемы с утверждением Святейшего Синода, по непосредственному усмотрению Обер-Прокурора оного, вне всякого участия местных Преосвященных. Что же касается до Секретарей при Епархиальных Архиереях и их Помощниках, то определение и увольнение сих лиц предоставляется непосредственному усмотрению Преосвященных, при коих они состоят, с тем однако, чтобы при определении на эти должности, а также и на вышеупомянутые, замещение коих зависит от Епархиальной власти, были в точности соблюдаемы требованиями III Том. Си. Зак. (Изд. 1857 года) Уст. о служб. по опред. от Правит. Вследствие сего: а) все сказанные должности не могут быть предоставляемы лицам Духовного сана и б) лица, не имеющие чина или права на получение оного при самом поступлении на службу, не могут быть определяемы на должности выше ХII класса, с изъятиями допущенными ст. 365 по продол. 1863 г. и ст. 1268 по продол. 1868 г. 4) Об уволенных от службы или об оставленных за штатом, для распоряжений о производстве им пенсии или заштатного жалованья, или же о выдаче им единовременного пособия, Епархиальные Архиереи обязаны сообщать Г. Синодальному Обер-Прокурору, без представления о сем Святейшему Синоду, согласно ст. 183 Уст. о пенс. и единовр. пособ. по прод. 1868 г. 5) Вследствие возбуждённого одною Духовною Консисторией вопроса пояснить, что при применении новых штатов Консисторий, относительно канцелярских чиновников, следует руководствоваться п. 4 прилож. к ст. 358 Уст. о служ. по опред. от прав. Т. III Св. Зак. (изд. 1857 г.) и ст. 4 сего же тома Уст. о пенс. и един. пособ. Определение же числа штатных канцелярских чиновников и вольнонаёмных писцов зависит от непосредственного усмотрения Епархиальных начальств, которые не должны лишь выходить, на основании ст. 998 Уст. о служ. Прав., из общей суммы, определённой штатом на канцелярских чиновников. Декабря 19 дня 1869 года.

62.-слушали ведение Правительствующего Сената, от 23 Ноября сего 1869 года за № 73, следующего содержания: «По указу Его Императорского Величества, Правительствующий Сенат слушал дело о пререкании между Мировым Судьёй Жиздринского округа и Калужскою Духовною Консисторией, о подсудности дела мещанина Азарова со священником Извековым. Мировой Судья 2 участка Жиздринского округа, рассмотрев прошение мещанина Азарова об обиде его на словах и действием священником села Хвастович Дмитрием Извековым, на основании 158 и 197 ст. Уст. Дух. Консис., по коим священнослужители за нанесение обид кому-либо подлежат наказанию по определению духовного суда, и руководствуясь 933 ст. Уст. Угол. Суд. и решением Уголовного Кассационного Департамента Правительствующего Сената 1866 г. № 284, отослал прошение Азарова в Калужскую Духовную Консисторию. Духовная Консистория, приняв во внимание, что иски, к коим, по 261 ст. X т. 2 ч. Св. Зак., принадлежат и обиды, должны быть, по 202 ст. X т. ч. 2 и 17 ст. т. ХV ч. 2, начинаемы в том суде, коему подведом ответчик, признала, что Азаров должен, если считает себя обиженным священником Извековым, войти с прошением прямо к Епархиальному Начальству, и посему возвратила к Мировому Судье прошение Азарова. Мировой Судья, имея в виду, что дела о нанесении оскорбления священнослужителями частным лицам, как объявлено решением Правительствующего Сената (1868 г. № 12.), не подлежат прекращению за примирением, каковые дела преследуются независимо от жалоб частных лиц, нашёл, что Духовная Консистория обязана была принять переданное ей дело, без принесения Азаровым жалобы прямо Епархиальному Начальству, и на основании 118 и 237 ст. Уст. Угол. Суд., представил о сем, для разрешения пререкания о подсудности, в Общее Собрание Кассационных Департаментов Правительствующего Сената. По выслушании заключения Обер-Прокурора, Правительствующий Сенат, в Общем Собрании Кассационных Департаментов, принимая во внимание, что жалоба мещанина Азарова передана была Мировым Судьёй в Духовную Консисторию на том основании, что священник Извеков обвинялся в оскорблении чести, т. е. таком преступлении, за которое он, на основании 210–213 ст. Уст. Дух. Консис., может быть подвергнут наказанию по определению Епархиального Начальства, и что Духовною Консисторией дело возвращено к Мировому Судье потому, что Азаров обратился не прямо к Епархиальному Начальству, находит, что таковое постановление Консистории, касающееся несоблюдения просителем формальности, а не заключающее в себе отказа в принятии дела, по неподсудности ей оного, не может служить основанием к признанию возникшего между судами гражданским и духовного ведомства о подсудности сего дела пререкания, о коем упоминается в 237 ст. Уст. Угол. Суд., и что за сим, так как действия Консистории, если бы в них действительно заключалось нарушение порядка для производства дел, в духовных судах установленного, ни в каком случае не подлежат обсуждению ни Мирового Судьи, ни Кассационных Департаментов Правительствующего Сената, – представление Мирового Судьи, как неосновательное, не требует разрешения. Вследствие сего Правительствующий Сенат определяет: Жиздринскому Мировому Съезду, для сообщения о вышеизложенном Мировому Судье 2 участка Жиздринского округа с возвращением дела, предписать указом, а Святейший Правительствующий Синод поставить в известность ведением.» И по справке Приказали: Об изъяснённом в вышеизложенном ведении Правительствующего Сената решении по делу о нанесении мещанину Азарову священником Извековым оскорбления словами и действием дать знать, для сведения и надлежащего в потребных случаях руководства и исполнения, по Духовному Ведомству печатными циркулярными указами. Декабря 31 дня 1869 года.


Источник: Циркулярные указы Святейшего правительствующего синода 1867-1900 гг. / Собр. и изд. А. Завьялов, секр. Святейшего синода. - 2-е изд., доп. - Санкт-Петербург : И.Л. Тузов, 1901. - 444 с.

Комментарии для сайта Cackle