А.А. Завьялов

Источник

1881 г.

5.-слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 28 Февраля 1881 г. за № 890, о том, что ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, рассмотрев всеподданнейше представленные Его Величеству ведомости: а) о священнослужителях, приговорённых к наказаниям по решении производившихся о них дел, за вторую половину 1880 года, и б) о священнослужителях, запрещённых в священнослужении до решения дел по обвинению в предосудительных поступках, за Сентябрьскую треть того же года-в 25-й день Февраля сего года Высочайше повелеть соизволил: означенные ведомости предложить на рассмотрение Святейшего Синода, для принятия надлежащих мер к предупреждению несовместных с духовным саном проступков в среде священнослужителей бдительным, со стороны Епархиальных Преосвященных наблюдением, чрез благочинных, коих назначать в силу 67 ст. Уст. Дух. Конс., по личному внимательному выбору Архиереев, из беспорочных, опытных, усердных и наиболее деятельных духовного лиц. Справка: I. В 22 день Декабря 1823 г. Высочайше утверждён доклад Святейшего Синода о наблюдении Епархиальным Архиереям за поведением и нравственным состоянием вверенного им духовенства; о порядке избрания и рукоположения ищущих сего звания, и об обращении особенного внимания на образ воспитания юношества в духовных училищах, с приложением правил судопроизводства о преступлениях, в церкви учинённых духовными лицами и такового-же для искоренения преступлений. В докладе сем между прочим прописано: Во исполнение Высочайшего повеления, Синод, к удержанию от бесчинных в церквах поступков и к искоренению сих преступлений, составил правила, заключающие в себе постепенные меры наказания, применённые к особенным обстоятельствам преступлений, руководство к немедленному и неослабному действию правосудия по сим делам. Представляя таковые правила ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ на усмотрение, Синод находил нужным, чтобы, ежели оные удостоены будут Высочайшего утверждения, при сем случае подтвердить всем Епархиальным Архиереям: 1) Дабы они усугубили бдительность надзора над поведением и нравственным состоянием вверенного им духовенства, к удалению его от действий и поступков, сему званию несоответственных, а в противном случае действовали бы на виновных по сим правилам и прочим узаконениям без малейшего послабления. 2) В избрании и рукоположении ищущих сего звания, поступали бы со страхом Божиим и со всяким опасением, смотря на лета и испытывая прилежно поведение и образ мыслей всякого поставляемого всеми возможными способами, удаляя от сего священного служения всех не только замеченных в каком либо пороке, но и сомнительных, равно не упражняющихся в чтении и разумении священного писания и незнающих важности и духовных обязанностей искомого ими сана; равным образом избирать и в Благочинные, для наблюдения в церкви Божией между служителями её порядка и исправности, из достойных протоиереев и священников и преимуществующих пред другими основательностью в суждении и назидательным поведением; и 3) Яко главные начальники духовных училищ обращали бы особенное внимание на образ воспитания в оных юношества, чтобы насаждаемо и укореняемо в оном было главное и единственное начало всякой премудрости: страх Господень и любовь ко Христу Спасителю; при усмотрении же в наставниках или учениках поступков и образа мыслей противных сему началу, или духа гордого и непокорного, делали бы неопустительно христианские увещания и пастырские наставления, смирение и кротость внушающие. С не внемлющими сему спасительному гласу, поступали бы по строгости церковных правил и училищных постановлений, а в важных случаях представляли бы Синоду. На докладе сем Высочайше резолюция воспоследовала следующая: «Быть по сему». Упомянутые правила судопроизводства о преступлениях в церкви учинённых духовными лицами и правила для искоренения преступлений вошли в Устав Духовных Консисторий. II. В циркулярном указе Святейшего Синода от 17 Марта 1828 г. изъяснено: Синодальный Обер-Прокурор предложил Святейшему Синоду, что ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, рассматривая сведения о происшествиях за Майскую треть минувшего года и обратив внимание на приключение в Покровской церкви села Великой Весн (Черниговской епархии), Высочайше повелеть соизволил: подтвердить Епархиальным Начальствам иметь деятельнейший надзор за священнослужителями, и тех из них, кои уже замечены дурными, ныне же удалить от должностей, а тех, кои признаются сомнительного поведения, переместить под личный надзор Архиереев, для исправления. При рассуждении о способах точнейшим и благонадежнейшим образом исполнять сие Высочайшее повеление, Синод признал нужным учинить следующее: 1) предписать Епархиальным Преосвященным Архиереям, чтобы в благочинные, для надзора за исправностью и поведением священноцерковнослужителей, избираемы были с особенным тщанием люди примерного поведения, чтобы определённые в сию должность, но оказавшиеся мало способными к ней, были увольняемы и заменяемы способнейшими, а те, кои замечены будут в неверности надзора или злоупотреблениях, отрешаемы были от благочиннической должности и подвергаемы ответственности по мере вины; 2) Благочинным подтвердить, чтобы не ограничиваясь краткими ежегодными свидетельствами о поведении священноцерковнослужителей в клировых ведомостях, о тех, которые замечаются в проступках, противных должности, благочинию и благонравию каждый раз особо доносили Епархиальному Архиерею немедленно, с изъяснением обстоятельств и указанием свидетелей происшествия, под опасением в противном случае ответственности по 71 правилу Василия Великого. 3) Поставить Епархиальным Архиереям в непременную обязанность, чтобы надзор благочинных за исправностью и поведением причтов не редко поверяли своим личным усмотрением, и для того, согласно с архиерейскою присягою, каждый год хотя некоторую часть епархии попеременно посещали, и о том под конец года доносили во известие Святейшему Синоду. 4) Дела о преступлениях священноцерковнослужителей против должности и благоповедения производить тем порядком, какой предписан в Высочайше утверждённых 22 день Декабря 1823 г. правилах судопроизводства о преступлениях в церкви учинённых; поскольку в сих правилах заключается способ в отвращение медленности в судопроизводстве. 5) Если священнослужитель хотя и в первый раз судопроизводством обличён будет в невоздержании, но так, что по действиям его будет в нём оказываться страсть и закоснение в сем пороке, или откроются поступки производящие соблазн и делающие его презрительным в приходе, в таком случае для прекращения соблазна непременно удалять виновного из прихода, и с запрещением священнослужения определять на причетническое место под особенный надзор благочинного. 6) Так же с обличённым по исследованию в предосудительном поведении поступать и в том случае, когда все, или большая часть прихожан объявят, что не желают более иметь его при своей церкви. 7) Если кому вследствие судопроизводства Епархиальным Начальством положено будет для епитимии или для испытания и увещания пробыть в монастыре от одной до шести недель, такового решения не останавливать ожиданием от подсудимого удовольственного или неудовольственного отзыва, но исполнять оное немедленно. 8) Если о таком священнослужителе, который был уже судим и наказан за невоздержание или другие предосудительные поступки, от благочинного или прихожан донесено будет, что он вновь предаётся прежним порокам, такового немедленно удалять от должности и с запрещением священнослужения определять на причетническое место. Приказали: В исполнение изъяснённой Высочайшей воли в Бозе почившего Государя Императора, дав знать об оной Епархиальным Архиереям, учинить сверх того следующее: 1) предписать Епархиальным Преосвященным, чтобы согласно вышеизложенной Высочайшей воле и в силу 67 ст. Уст. Дух. Консисторий, для ближайшего и бдительнейшего наблюдения за священнослужителями, Преосвященные назначали благочинных по личному внимательному архипастырскому своему выбору из беспорочных, опытных, усердных, и наиболее деятельных священнослужителей, принимая эти же качества во внимание и при назначении Преосвященными следователей для производства дознаний и следствий по делам епархии; 2) как в отношении избрания Благочинных, так и при удостоении ищущих священнослужительского сана и при наблюдении за их пастырскою деятельностью, а также в отношении надзора за рассадниками пастырей Церкви-духовно-учебными заведениями подтвердить Епархиальным Архиереям неуклонно и неослабно держаться указаний Святейшего Синода, прописанных выше в справке и изъяснённых в докладе Синода, Высочайше утверждённом 22 Декабря 1823 года и в Синодальном циркулярном указе от 17 Марта 1828 года. При сем поставить Епархиальным Начальствам в обязанность напоминать священнослужителям, в первый раз наказуемым за нетрезвость, что в случае вторичного обвинения (ст. 198 Уст. Дух. Конс.) они немедленно будут отрешены от должности; о чём и брать от них подписки; и 3) пригласить Преосвященных, чтобы личным и непосредственным Архипастырским обращением с пастырями церкви узнавали достойных и крепких духом и опытом, недостойных же наказывали, а слабых наставляли и поддерживали в верном служении великому делу пастырского звания; да памятуют присно и хранят глубоко в сердце своём Апостольское слово: Пасите еже в вас стадо Божие, посещающе не нуждею, но волею, и по Бозе: ниже неправедными прибытки, но усердно: ни яко обладаще причту но образи бывайте стаду (1Пет. 5:2. 3): чтобы Преосвященные особенное попечение имели о духовно-учебных заведениях, где воспитываются отроки и юноши, готовящиеся к пастырскому званию, и частым по возможности посещением наблюдали за здравым и неленостным в них преподаванием, за охранением чистоты нравов и доброго порядка, за ревностным чтением слова Божия и за приучением воспитанников к церковному Богослужению. Всё сие да приимут Преосвященные не токмо как веление и наставление от власти Церковной, но и как последнюю волю в Бозе почившего Благочестивейшего Государя Императора, всегда ревностно заботившегося о благоустроении Церкви. О чём и послать циркулярные печатные указы всем Епархиальным Преосвященным, а также Синодальным Конторам и Главным Священникам Гвардии и Гренадер и Армии и Флотов. Апреля 5 дня 1881 года.

8.-слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 12 Февраля 1881 года за № 2375, по поводу последовавшего в 1879 году определения Святейшего Синода относительно выдачи изъявившим желание отправиться в Томскую епархию, для занятия священнических мест, путевого содержания в размере, сверх прогонных денег, суточных по 60 коп. и в пособие по 300 р. И, по справке, Приказали: Во избежание могущих встретиться недоразумений, поставить епархиальных Преосвященных в известность указами, что объявленное в № 26 «Церковного Вестника» за 1879 год постановление Святейшего Синода, от 30 Мая/ 10 Июня того года, о выдаче изъявившим желание отправиться на служение в Томскую епархию, применительно к Высочайше утверждённому положению 26 Января 1863 года, относящемуся к одной лишь Иркутской епархии, сверх прогонов, на путевое содержание по 60 коп. в сутки и в пособие 300 руб., как вызванное случайными обстоятельствами, ныне не может уже иметь места и что на будущее время, при расчётах лиц, пожелавших отправиться на службу в Сибирские епархии (за исключением Иркутской, Камчатской и Якутской, состоящих в этом отношении на особом положении), епархиальным начальствам следует руководствоваться Высочайше утверждённым 7 Июля 1840 года определением Святейшего Синода, которым положено выдавать таковым лицам, сверх прогонов, на путевое содержание по 30 к. в сутки и пособие по 145 р. 65 коп., о чём и объявлять лицам, заявляющим желание отправиться на службу в Сибирские епархии предварительно распоряжений о назначении их в те епархии. Мая 7 дня 1881 года.

11.-Прихожане московских единоверческих церквей и единоверцы из разных мест России, собиравшиеся на Нижегородской ярмарке в 1877 и 1878 годах, обратились в Святейший Синод с прошениями, в которых, ссылаясь на «тесноту рамок» для единоверия, определённых Высочайше утверждёнными 27-го Октября 1800 года правилами, и указывая на необходимость предоставления единоверческой церкви более прав относительно действий её на раскол, равно и для полнейшего единения с церковью православною, просили о пересмотре, исправлении и дополнении некоторых пунктов означенных правил, выражая при этом желание и надежду, что Святейший Синод благоволит «нарочитым актом, в ясных и точных выражениях» раскрыть смысл клятв, положенных московским собором 1667 года, и тем успокоить совесть как всех находящихся в союзе с православною церковью на правилах единоверия, так и раскольников, ищущих единения с православною церковью на тех же правилах. Рассмотрев всесторонне и с полным вниманием означенные прошения, Святейший Синод прежде всего нашёл необходимым вновь выразить, как было уже изъяснено в ответах Митрополита Платона на пункты 1800 года, что учреждение единоверческих церквей последовало по снисхождению православной церкви для облегчения отторгшимся от неё пути возвращения в лоно церкви; что единоверие, исповедуя догматы христианской веры в духе и истине вселенского православия, однако отправляет богослужение и церковные требы по книгам не чуждым, в словах и обрядностях, некоторых погрешностей, с отступлением общепринятого на всем православном востоке церковного чина. Посему некоторое дополнение правил единоверия хотя и может быть допущено, но с устранением всякого соблазна и недоумения, и лишь в смысле вящшего облегчения отщепенцам, упорствующим возвратиться в недра церкви путём единоверия. Согласно с сим, Святейший Синод полагал допустить следующие дополнения в Высочайше утверждённых 27 октября 1800 г. правилах единоверия: 1) По п. 14 означенных правил предоставлено единоверцам, сочетавшимся браком с православными, венчаться или в православных, или в единоверческих церквах, смотря по общему согласию брачующихся. Единоверцы из Нижнего-Новгорода просят, чтобы «и рождённые в этом браке дети сподоблялись крещения и прочих св. таинств в церкви единоверческой, или в храме православном». В виду бывших частных разрешений подобных просьб со стороны Святейшего Синода, представляется возможным дополнить 14 п. сказанных правил дозволением и детей, рождённых от браков православных с единоверцами, смотря по общему желанию их родителей, крестить в православной или единоверческой церкви, равно сподоблять и прочих св. таинств в церкви православной или в храме единоверческом. 2) По п. 5 правил единоверия 1800 г. дозволено присоединяться к единоверию незаписным раскольникам не иначе, как по исследовании от епископа, что присоединяющийся никогда дотоле в церковь православную не ходил и таинств её не принимал. Единоверцы просят, чтобы лицам, записанным в церковных православных метриках, но на деле к церкви не принадлежащим, в случае обращения их к церкви, было дозволено приписываться к приходам единоверческим. В разрешение этой просьбы и согласно с преподанными от Святейшего Синода некоторым Преосвященным по частным случаям наставлениями представляется достаточным 5 п. правил об единоверии дополнить разъяснением, что разрешается присоединиться к единоверию тем из записанных православными, кои по надлежащем расследовании окажутся издавна, не менее пяти лет, уклоняющимся от исполнения таинств православной церкви, но не иначе, как с особого относительно каждого из таковых лиц разрешения епархиального Преосвященного. 3) По 11 п. Правил единоверия дозволено православному принимать причащение от единоверческого священника лишь в крайней нужде в смертном случае, где нельзя найти православного священника и церкви. Московские единоверцы просят изложить 11 п. правил единоверия таким образом: «если кто из единоверцев пожелает исповедоваться и приобщаться св. тайн в православной церкви, равным образом если кто из православных пожелает быть на исповеди и у св. причастия в единоверческой церкви и у единоверческого священника, тем и другим дозволять сие безвозбранно». Препятствий к удовлетворению таковой просьбы Святейший Синод не встречает, с присовокуплением однако, что православные могут обращаться к единоверческим священникам, для исполнения христианского долга исповеди и св. причащения, лишь в особо уважительных случаях, с тем при том, чтобы подобное обращение отнюдь не служило поводом к перечислению православного в единоверие; для чего православный, обязывается представить своему приходскому священнику полученное им от единоверческого-свидетельство о бытии у исповеди и причастия св. тайн в единоверческой церкви, для внесения соответствующей записки о сем в книгу приходской церкви. 4) Нижегородские единоверцы просят о разрешении совершать все церковные службы, требы и крестные ходы в единоверческих церквах и приходах по церковно-богослужебным книгам, напечатанным при первых пяти патриархах, т. е. просят дополнить 5 пункт правил о единоверии включением в оный упоминания о крестных ходах в церквах и приходах. Но как пятый пункт правил, при утверждении оных в 1800 г., оставлен без изменения согласно тексту (об отправлении в церквах соборных молений), предложенному самими искавшими тогда единения с православною церковью на правилах единоверия, то и ныне не усматривается оснований к какому-либо в сем пункте дополнению или изменению. 5) По той же причине не подлежит удовлетворению и просьба прихожан Московских единоверческих церквей, которые, указывая на противоречие якобы п. 3 правил единоверия с п. 15 тех же правил, просят, чтобы «моление за благочестивейшего Государя Императора и о всем Царствующем Доме, во время богослужений в единоверческих церквах, дозволено было совершать или во всём согласно по старопечатным книгам, или по вновь издаваемым Святейшим Синодом формам, смотря по желанию и согласию прихожан». И в этом пункте (15) правил единоверия, по мнению Святейшего Синода, не представляется оснований к дополнению оного, ибо возношение при богослужениях имён Августейшего Дома по Синодальным формам испрошено в 1800 г. самими же искавшими единоверия; нынешнее же ходатайство просителей клонится не к дополнению сего 15 пункта, а к совершенному уничтожению оного. 6) Наконец единоверцы просят о подтверждении п. 16 правил единоверия, возбраняющего распри, раздоры и хулы со стороны единоверцев и православных за содержание разных обрядов и разных книг, употребляемых при богослужении. Просьбу эту, признанную ещё в 1800 г. покойным Митрополитом Платоном за «требование благое и достойное, чтобы оное было от всех сохраняемо в точности», Святейший Синод не может не находить заслуживающею полного уважения, в надежде, что во-первых и сами единоверцы воздержатся от всякой укоризны на служение по исправленным книгам и обрядам и не станут чуждаться общения со всеми чадами единой святой и апостольской церкви в молитве и таинствах и препятствовать в том своим священникам. Но при том и все православные чада греко-российской церкви, в свою очередь, посещая единоверческие церкви, обязываются соблюдать как уважение к уставам и чинопоследованию оных, так и подобающее святыне храма благоговение. 7) Что же касается выраженного единоверцами желания касательно разъяснения Святейшим Синодом смысла клятв Московского собора 1667 г., то единоверцам должно быть известно, что клятвы сего собора положены не на обряды, содержимые приемлющими единоверие, а на тех, которые, по неразумному пристрастию к сим обрядам, вопреки любви христианской и послушанию, отделились и отделяются от православной церкви, почитая оную еретичествующею. А посему в особом подтверждении того, что явствует из подлинного смысла соборного постановления и неоднократно было в том же смысле подтверждаемо церковною властью, не представляется надобности. На основании изложенных соображений Святейший Синод определением 8 Мая-17 Июня 1881 г. постановил: просьбы единоверцев, изъяснённые в первых трёх пунктах настоящего определения, разрешить в указанном в сих пунктах смысле; на что и предоставил Г. Синодальному Обер-Прокурору испросить Высочайшее Его Императорского Величества соизволение. По всеподданнейшему Г. Синодальным Обер-Прокурором докладу такового определения Святейшего Синода Государь Император в 4-й день Июля 1881 г. Высочайше соизволил на предположенные Св. Синодом дополнения некоторых пунктов Высочайше утверждённых 27-го Октября 1800 года правил единоверия.


Источник: Циркулярные указы Святейшего правительствующего синода 1867-1900 гг. / Собр. и изд. А. Завьялов, секр. Святейшего синода. - 2-е изд., доп. - Санкт-Петербург : И.Л. Тузов, 1901. - 444 с.

Комментарии для сайта Cackle