священник Михаил Слуцкий

Источник

II. Святитель Иоасаф

(Нравственный облик подвижника)

Святитель Иоасаф епископ Белгородский

С портрета масляными красками, пожертвованного Андреем Феодоровичем Ковалевским в основанный им Высочиновский монастырь Харьковской губернии Змиевского уезда

В эти знаменательные для торжества веры дни, когда со всех концов необъятной нашей родины течет великая народная волна на поклонение новоявленному угоднику Божию Иоасафу, невольно пред умственным взором каждого благочестивого христианина предносится образ угодника и святителя Иоасафа во всем его духовном величии и святости. Взирая на этот светильник Церкви, льющий целебную благодатную силу чудотворения и ныне, невольно взываешь от умиления: какая дивная красота духа проявлена в жизни этого угодника Господня! Сколько добра сделано его любящей рукой бедным, обездоленным, несчастным! Сколько утешения принесено им было туда, где страдало человеческое сердце, где сироты и вдовы проливали слезы и вопли отчаяния! Какая мощная сила аскетизма таилась и сказывалась в этом подвижнике!

Вся жизнь его от дней детства до блаженной кончины отдана была на служение Богу и страждущему человечеству, вся она была исполнена добродетелями, поучительными уроками, вся она являла собою воплощение евангельского идеала, сияла величием святости и красотою духа.

Святитель Иоасаф родился 8 сентября 1705 г. в Прилуках, Полтавской губернии, происходя из знатного рода Горленко. Пред святителем, в мире Иоакимом Горленко, открывалась блестящая карьера военного, со всеми сладостями мира сего. Но семилетний отрок Иоаким уже мечтает об ином пути. Его детский взор и чистое непорочное сердце устремляется к Богу, ко храму, к святыням Господним. Семилетним ребенком Иоаким был отправлен родителями в Киев для образования. Воспитываясь у святынь киевских, Иоаким уже 11-летним отроком решает оставить светскую жизнь и постричься в монашество, зреет духовно, а на 18 году своей жизни открывает это святое свое желание и родителям. Тяжело было родительскому сердцу перенести эту неожиданную весть, все силы они употребляли к тому, чтобы удержать сына от его решения, но все напрасно. Нежная душа отрока, вкусившая сладость духовной жизни у святынь Киева, рвалась от сетей мира к Богу, к иноческой жизни в обители. И вот, после долгого искуса, юный подвижник в 1725 г. был пострижен в рясофор с именем Иллариона и вступил в число братии Киево- Межигорского монастыря.

Уже в эти юношеские годы будущий святитель проявляет великие подвиги аскетизма. Вода и корки черного хлеба являются его всегдашней пищей. Посещая иногда своих родителей, у которых нередко устраивались пиршества, юный и смиренный послушник, сын знатных родителей, и здесь остается верен своему аскетическому идеалу, не вкушая ничего, кроме корки хлеба. Таланты ума и высокая нравственность Иллариона привлекают скоро внимание руководителей духовной жизни монашества и его постригают в мантию с именем Иоасафа, a затем производят в сан иеродиакона, назначив учителем в Братскую академию. В 1737 году св. Иоасаф был возведен в сан иеромонаха и назначен настоятелем игуменом Лубенского монастыря. Здесь св. Иоасаф проявляет великую деятельность.

Сияя добродетелями иноческой жизни, подавая во всем пример братии, св. Иоасаф благоустрояет обитель и духовно, в внешне: он собирает пожертвования на храм не только у себя на родине, но предпринимает путешествие в Москву и Петербург. За свои подвиги он делается известным при Дворе Царском и 14 сентября 1744 г. получает сан архимандрита. По указу Святейшего Синода в 1745 году св. Иоасафу повелено принять Свято-Троицкую Сергиеву Лавру в свое управление. Много и здесь трудов и усилий положено св. Иоасафом по возобновлению после пожара церкви Рождества Предтечи, знаменитых монастырских стен с их башнями, храма Успения, братских келий, библиотеки и реставрирования замечательной церковной живописи. Вот почему в житии святителя Иоасафа справедливо сказано: «благочестивый паломник Свято- Троицкой лавры, когда ты услышишь бархатистый благовест лаврского колокола и придешь в восхищение при виде величественной монастырской колокольни, когда переступишь порог академического зала – вспомни с благодарностью архимандрита Иоасафа!»

1 января 1748 г. скончался митрополит белгородский Антоний. Духовная красота архимандрита Иоасафа так уже ярко сияла пред всеми, что архимандрит Иоасаф 2 июня в Петропавловском соборе в Петербурге, в присутствии самой Императрицы Елизаветы Петровны, был достойно рукоположен во епископа белгородского.

Епископские одежды святителя Иоасафа Белгородского

Если велик был св. Иоасаф до сего назначения и дивно сиял святостью и высотою своего подвига, то здесь на святительской кафедре он достигает высшей красоты христианина-подвижника и святителя, здесь проявляет изумительную силу могучего духовного богатыря.

Запущенная епархия процвела, закипела жизнь духа, благо- украсились селения и города храмами. «Времена апостольские повторились в пастве белгородской во время святительства Иоасафа», – говорит один из жизнеописателей.

Много благочестивых сказаний хранится об архипастырской ревности святителя, ибо это был поистине отец, непрестанно заботившийся о чадах своих.

Когда в 1749–50 гг. белгородскую епархию постиг голод, святитель Иоасаф явился благодетельным кормильцем своей паствы, всюду спеша с куском хлеба к голодным, нищим. По его настойчивому ходатайству пред сильными мира сего, со всех крестьян его епархии даже были сложены казенные подати.

До каких границ доходило любвеобилие и милосердие св. Иоасафа к нищим, страждущим, лучшим показателем этого может служить его всегдашний обычай посылать своего келейника в жилища бедноты, в темницы, к людям бедным, многосемейным с деньгами, одеждой, пищей и топливом. Это поистине была Христова милостыня, ибо св. Иоасаф строго приказывал келейнику всякий дар класть у окна или порога дома, три раза стукнуть в стену, чтобы обратить внимание нуждающихся хозяев и самому быстро удаляться. И сколько слез благодарности, сколько горячих молитв неслось к Богу за этого неведомого благодетеля.

Когда преданный слуга келейник однажды заболел и не мог исполнить поручений своего владыки, последний дошел до такого самоотверженного подвига ради любви к бедным, что в одну темную декабрьскую ночь одел простую одежду своего келейника и незаметно отправился к жилищам бедности и нищеты. Не желая быть узнанным, св. Иоасаф хотел незаметно проскользнуть в калитку своего дома, почему и не откликнулся на зов сторожа.

Тогда в темноте сторож нанес ему несколько сильных ударов по спине, так что святитель с большим трудом добрался до своих покоев и сильно занемог. Храня от всех тайну своего благотворения, избегая славы людской, св. Иоасаф не открыл причины своей болезни, которая ведома была только Богу, ему и его келейнику, и сторожу, которого святитель наградил за бдительность и просил не оглашать о случившемся. В этих подвигах братолюбия особенно сказалось все величие и красота святой души св. Иоасафа, вся нежность и благородство его сердца.

Как архипастырь обширной белгородской епархии, св. Иоасаф проявил поистине богатырскую деятельность. Двери его сердца, как и двери его покоев, всегда были открыты для всех, кто имел в нем нужду. И знатные, и убогие, богатые и нищие без различия званий и положений, все с радостью были принимаемы святителем. Дело церкви он ставил выше своего даже необходимого отдыха.

Не взирая на слабость своих физических сил, св. Иоасаф днем и ночью разъезжал по епархии, всюду поднимая св. дело церкви Христовой на должную высоту, и не было ни одной церкви в его обширной епархии, которую бы он не посетил. Эти его самоотверженные подвиги невольно вызывали чувство удивления у всех современников-очевидцев.

Отдавая все свои силы, все свои таланты великие на благо церкви Христовой, святитель отдавал и средства свои на поднятие просвещения духовного юношества, вдохновляя будущих пастырей на предстоящий им подвиг.

В таких святых трудах, в таком делании добра протекла вся жизнь св. Иоасафа. Та сила христианской любви, которая пламенно горела в его божественно чистой и святой душе, невольно влекла к себе народные сердца. Как ни старался подвижник скрыть от взоров мира все свои подвиги благочестия, народная душа чуяла все благоухание его христианской жизни и невольно влеклась к его светлому облику.

Живя всегда душой в горнем мире, пламенея любовью к Спасителю, созрев душой для восприятия венца славы в обителях Небесного Отца, святитель предвидел свою скорую кончину.

Приготовив для себя склеп, св. Иоасаф 29 мая 1754 г. в последний раз отслужил литургию в белгородском соборе, простился со всеми, любовно благословил народ и предсказал, что уже

Белгорода не увидит. Пророчество сбылось. Поехав проститься со своими родителями в г. Прилуки, святитель на обратном пути в Грайвороне занемог и 10 декабря 1754 г., в 4 ч. 20 м. пополудни, тихо почил...

Тело почившего святителя было привезено в Белгород.

Трогательна и умилительна была встреча белгородцами со слезами и скорбью своего благодетеля-подвижника, тело коего оставалось нетленным на глазах всех современников, ибо св. Иоасаф был погребен в том самом склепе, который изготовил себе, только 28 февраля 1755 г., так как погребение епископа должен был совершить епископ.

Почил святитель, отошла в вечные обители его светлая душа.

Но не умерли те святые дела его, какие он совершил на земле.

Идеальный образ подвижника живет в народной душе, увлекая ее на путь добра, истины и красоты евангельской. И с высоты небес святитель простирает свою руку помощи всем страждущим и обремененным, источая реки чудес чрез свои святые останки.

Милосердный Господь, у престола Которого ныне угодник Божий св. Иоасаф непрестанно молится за весь род христианский, за всех страждущих, скорбящих, чающих утешения благодатного, прославил тело святителя нетлением и чудотворением.

Святые мощи угодника Божия открыли собою новый источник благодати Господней на радость и утешение всего православного мира. Потекли народные волны к этому святому месту, и какие бы преграды ни ставили этому движению религиозных душ клевета, злоба, ненависть врагов церкви Христовой, как бы ни старались они засорить этот родник благодати Божией, народные волны всегда смоют все эти наслоения безбожников.

Радуйся, св. Русь, и паки реку: радуйся! Господь, взирающий на твои страдания и раны, на твои скорби и печали, ныне посылает тебе святое утешение. Прильнем же душой и сердцем к тем святым мощам, в коих так свято протекла жизнь святителя и чрез кои, как чрез живой орган, и ныне Господь посылает свои милости и щедроты верующим сердцам.


Источник: Торжество православия в Белгороде / Свящ. М. Слуцкий. - Харьков: Тип. "Мирный труд", 1911. - 43 с.: ил.

Комментарии для сайта Cackle