священник Михаил Слуцкий

Источник

I. Влечение народной души к святым угодникам Божиим

Взоры всего православного русского мира устремлены ныне к воссиявшей звезде Белгорода – угоднику Божию и святителю Иоасафу. Одни устремляют свой взор ради любопытства, другие анализируют психологию современной народной массы, третьи из лагеря «разрушителей веры» отыскивают материал, чтобы написать какую-нибудь карикатуру на наше православие и тенденциозным освещением религиозных торжеств оторвать хоть несколько овец из стада Христова... но все эти «микробы разрушения» совершенно утопают и исчезают в великих волнах народа-богоносца, идущего ныне со всех концов необъятной матушки Руси, чтобы, подобно древним волхвам востока, принести поклонение новоявленному угоднику Божию, помолиться у его святых нетленных останков, облобызать их своею любящею душою, пролить слезу глубокой веры, умиления у его поучительной гробницы.

Какая же неодолимая сила влечет эти великие волны народа к Угоднику Божию?

Что побуждает пахарей земли – этих тружеников и кормильцев св. Руси оставлять свои жилища и идти в далекий путь, проводить ночи под открытым небом, испытывать все невзгоды паломничества и часто голода, холода и нищеты?

Это – сила веры в помощь и защиту Угодника Божия, сила той глубокой веры, которая несомненно живет в народной душе. Среди всех невзгод жизни, среди холода и стужи сиротства, безысходного горя и нищеты, среди тяжких испытаний народ черпает великую нравственную силу и мощь духа только в вере, твердо убеждаясь, что, если в земной жизни царит часто неправда, жестокость и ложь, то выше этой жизни, в обителях небесных господствуют начала вечной любви, милосердия и справедливости. И вот, как полевой цветок влечется к живительным лучам солнца, так народная душа влечется, тянется к Богу, к Его святым подвижникам и угодникам – этим неусыпным ходатаям и молитвенникам за род христианский.

И какое великое успокоение, какую усладу обретает здесь у мощей, у этих драгоценных святынь истомленное, страждущее сердце! Здесь поистине сияет свет и радость, царит целебная спасительная любовь Угодника Божия, по молитвам которого благодать Божия и грешника милует, и праведника любовью объемлет. Здесь более, чем где-либо, чувствуется, что не погибла еще правда, что жив Господь и любвеобильны наши ходатаи – св. угодники... И как бы ни была измята жизнью ваша жизнь, у этой великой святыни вы всегда можете черпать здоровье, свежесть духа и сил. Святые угодники Божии, избравшие в земной своей жизни «узкий путь», испытавшие все виды страданий, всегда спешат на зов глубоко верующего сердца, и через свои честные останки, как через живой свой орган, подают людям неизреченные свои милости: утешают плачущих и скорбящих, поднимают падающих в жизненной борьбе, целительно касаются духовных и телесных ран болящих. Как небо усеяно бесчисленным множеством звезд, так каждый угодник Божий изобилует неисчисленными благодеяниями и чудесами.

Но не только жажда чуда влечет народное сердце к могилам и мощам святого. Нет, сюда еще влечет жажда идеала святости, жажда ближе стать к тому, кто среди грешной земли воплотил, осуществил в своем лице высокую евангельскую жизнь. Если телесная красота является мощной силой в мире, то красота и величие духа человеческого еще более пленительны и сильны.

Святые угодники Божии –это ведь лучшие, идеальнейшие люди. Хотя они и переселились уже к Богу, оставили землю, но они нужны нам. Нам нужен их святой живой образ, их общение, их молитвы, нужен их весь облик, зовущий к Богу, к небу, к правде, к добру, к любви и святости. Святые души праведников – это вечно ясные звезды для нас, с высоты небес озаряющие нам истинный путь на земле, открывающие нам поэзию и красоту духовной жизни.

И очень понятно, почему ищет святых народная душа: в их вере она находит ясное указание на то, что не погибла еще правда, а значит искать ее можно и теперь. Здесь, пред ликами угодников Божиих чувствуется невольно, что как бы ни была измята жизнью ваша жизнь, ваша природа, ваша душа, – но созерцание более прекрасной и святой души как бы выпрямляет, оживляет, бодрит и укрепляет вашу слабую и немощную душу. От созерцания величественно-прекрасных образов святых как бы исходит свежесть и здоровье духа. И не у этих ли кладезей святости для русского народа является неисчерпаемый источник самых лучших помыслов, самых высоких стремлений, отрадных надежд, чистых восторгов, сладких утешений?

Не из этого ли божественного родника православный русский народ черпает самую живую и крепкую силу для делания добра, для борьбы со злом, для перенесения горестей, для преодоления искушений! От колыбели до могилы воспитываясь искони под влиянием этой духовной поэзии христианства, русский народ воплотил в себе редкие качества, высоко ценимые евангелием: кротость, смирение, терпение, безропотность, незлобие и прощение обид.

Благодарение Богу, что горит еще на Руси этот священный огонь веры, освящающий и согревающий душу народа; что еще не угашен он ветром вольномыслия, волнующего умы нашего времени.

Эти народные толпы, идущие со всех сторон св. Руси на поклонение угоднику Божию Иоасафу, воочию убеждают всех, что русский народ-богоносец и ныне не забыл «дел Божиих», что чувствует народное сердце и в наши дни лихолетья, где черпать силу и бодрость духа, где надежное убежище от всех современных бурь и непогод.

Это – лучший залог того, что не погибнет и ныне св. Русь, несмотря на все полчища внешних в внутренних врагов и предателей, как не погибла она в тяжкие годы своей многострадальной истории.

Много грозных ураганов пронеслось над равнинами русской земли, много тяжелых испытаний пережил народ наш на протяжении своей истории. Бывали не раз страшные дни, когда враги России готовились уже торжествовать победу над нашей политической смертью. Что же всегда спасало нас? По громкому голосу русских летописей это – вера в Бога, вера в помощь и защиту угодников Божиих и силу молитв Богородицы.

В известные тяжкие моменты народной жизни эта вера, и только она одна, способна была эти тысячи, миллионы людей делать одной семьей, проникнутой одними и теми же мыслями, чувствами и желаниями.

Когда же народная могучая рать призвана на защиту родных святынь «во имя веры», тогда поистине нет силы, которая бы одолела народ наш, нет жертвы, которой он не принес бы этим заветным сокровищам и силам своей души и жизни.

Отнимите же вы эту веру, вырвите ее из недр народной души, и самоубийство народной жизни быстро наступит, ибо, отнимая веру, вы лишаете жизнь солнца, света и тепла, вы обрекаете ее на ужасный холод, который должен пронизывать душу человека среди мертвого мира, лишенного жизни Духа Святого. И кто измерит глубину скорби, тоски; кто поймет страшную пустоту души, лишенной веры?

Куда понесут тогда русские люди свои поникшие головы во время народных бедствий, если их великие святыни будут отняты и разбиты в прах?!...

Вот почему враги нашей родины, враги нашего счастья, враги мощи в силы России, желая потопить наш государственный корабль, а с ним похоронить счастье, славу и честь русского народа, теперь начали такую ожесточенную войну с нашей верой, которую всеми силами, хитростью, клеветой, подкупом и обманом стремятся подорвать в народе.

Все эти враги прекрасно понимают, где таятся вся слава, мощь и несокрушимость Руси. Они знают, что если русский народ в своей массе потеряет св. веру, утратить святыни, то он неизбежно будет носиться, как корабль без якоря и компаса, по беспредельному морю, пока не разобьется о подводные утесы и вражеские мины губителей.

Катитесь же, великие волны народа, к угоднику Божию, с любовью склоняйте колена перед святыми мощами его. Только здесь черпай, русский народ, бодрость и силы в постигающих тебя страданиях. Доколе ты будешь верен этим твоим исконным святыням, дотоле ты и твоя родина, яко гора Сион, не подвижется во век. Верь и ныне, как и встарь, что по молитвам угодников Божиих Господь никогда не допустит до погибели, пока в твоей душе будет гореть этот святой огонь веры.

Вход паломников в Белгород


Источник: Торжество православия в Белгороде / Свящ. М. Слуцкий. - Харьков: Тип. "Мирный труд", 1911. - 43 с.: ил.

Комментарии для сайта Cackle