П.П. Петрушевский

Источник

Происхождение и развитие паломничества в Церкви Христовой

При таком богоугодном значении своем паломничество существовало в Церкви с древнейших времен. Еще в первые века христиане имели обыкновение собираться на гробы мучеников к известным в году дням, – преимущественно дням их мученической кончины. Они чтили в особенности те места, которые отличены были какими-либо важнейшими событиями в жизни Основателя веры нашей Господа Иисуса Христа, особенно рождением, смертью, погребением и воскресением, а равно и подвигами св. Его Апостолов. В IV веке, когда сделалось возможным христианам открыто чествовать святыню, при деятельном участии св. и равноапостольного императора Константина Великого и матери его Елены, стали открываться в Палестине и в других местах одна за другою святыни: открыты были гроб Господень, животворящий Крест Христов, Голгофа, Вифлеемская пещера и ясли. С тех пор в Церкви особенно сильно стало развиваться паломничество ко святым местам. С принятием христианства, в конце X в., и наши предки стали посещать святые места Востока, особенно те, где жил и пострадал Спаситель наш. Уже в первой половине XI века мы встречаем много русских паломников, которые направляются в Иерусалим на поклонение живоносному гробу Господню. Древние наши письменные памятники XI–XII веков свидетельствуют, что паломничество у нас было очень развито, и наши предки очень любили слушать и читать рассказы о святых местах. До нас дошли многие из таких повествований,. известных под именем «Паломников»; некоторые из них дошли до нашего времени даже во множестве списков, напр. «Даниила, игумена земли Русской» (XII в.), «Трифона Коробейникова» (XVI в.).


Источник: Святые места и святыни на Востоке и в России / соч. Павла Петрушевского. - 3-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. П. Мартынова, 1899-. - (Приходская библиотека, издаваемая под ред. В. И. Шемякина). / Вып. 1: Святые места и святыни на Востоке. - 1899. - 355, [1].

Комментарии для сайта Cackle