П.П. Петрушевский

Источник

Посещения святых мест и святынь православной церкви

Много веков протекло со времени основания и утверждения Церкви Христовой, и много осталось в ней священных памятников прошлого. Православный христианин не пожелает оставаться в неведении о былых судьбах и делах ее и о самых местах, которые освящены особенными знамениями милости Божией и подвигами святых и праведных мужей ее. Как не дорожить теми местами, по которым ходил наш Спаситель, благоволивший положить за всех нас душу Свою? Как не дорожить теми местами, в которых с такою любовью и самоотвержением трудились для Церкви св. Апостолы и их преемники, св. отцы и учители, праведные и преподобные? Благоговейное почитание сих святых мест может располагать нас как посещать и поклоняться им, так и переноситься к ним душою, мыслью и сердцем при чтении благочестивых сказаний о них. Много душевной пользы человеку приносит посещение святых мест. Присутствуя там, где происходили священные события, – в виду тех самых предметов, которые были безмолвными их свидетелями, – он живо представляет в воображении своем самые эти события. Ничто, кажется, не способно так тепло и глубоко затронуть все стороны нашей души и пробудить в нас благочестивые мысли и чувствования, как лицезрение тех священных предметов, которые были свидетелями явления Божественных к нам милостей. Посещение святых мест и поклонение святыням имеет глубокое влияние на нашу душу. Сопряженное с некоторыми лишениями и трудами, оно есть подвиг богоугодный и апостольский. Благочестивый странник охотно отрекается от привычных удобств своей жизни, чтобы удовлетворить влечению своего сердца к святыне. С котомкой за плечами, с скудным запасом для дороги, возложив упование на Господа, он идет в места далекие и мало ему известные, лишь бы только исполнить заветное желание сердца своего, – поклониться животворящему гробу Господню, Вифлеемским яслям, гробнице Богоматери (в Гефсимании), покупаться в реке Иордане, приложиться к мощам святых угодников Божиих, побывать в пещерах, где подвизались эти угодники, и помолиться пред чудотворной иконой. Что лучше паломнического подвига для ознакомления с историей священных событий и для восприятия их всем своим существом, – и мыслью и сердцем? Среди паломников чаще всего ведутся разговоры и рассказы душеспасительные. Среди них нередко встречаются рассказчики или чтецы, которые во время остановок на пути к святым местам любят беседовать о духовных предметах или заниматься чтением душеспасительным, особенно относящимся к посещаемым святыням. Самое поклонение, лобызание и обозрение святынь, при молитвенном освещении и благословении Церкви, делает паломников причастниками сих святынь и участниками некогда бывших здесь священных событий. Такое действие святыни на душу паломника со временем усугубляется, если он переходит от одного святого места к другому. Пред ним постепенно как бы проходит вновь история домостроительства Божия о спасении человека, от воплощения Сына Божия на земле до наших дней.


Источник: Святые места и святыни на Востоке и в России / соч. Павла Петрушевского. - 3-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. П. Мартынова, 1899-. - (Приходская библиотека, издаваемая под ред. В. И. Шемякина). / Вып. 1: Святые места и святыни на Востоке. - 1899. - 355, [1].

Комментарии для сайта Cackle