И.А. Кюршунова

Источник

Мураш

Мураш ← мураш

Ср.: Мураш Федко Семенов, кр-н, п.Толвуйский, 1582/83, КЗПОП, 171.

По другим регионам – Мураш Яков, холоп, 1603, Новгород (Веселовский, 208); в перм. документах – Лучка Иванов сын Мураш, 1647, фамилия Мурашев (Полякова 2005, 251).

1. Мотив именования мог носить охранный характер. Известно мифологическое значение муравьев во многих религиях. Образ нашел широкое отражение в фольклоре, в том числе и в русском. Так, Вольга (русск. былинный герой) превращается в муравья, чтобы пройти через подворотню из рыбьего зуба; в русск. сказке «Хрустальная гора» Иван-царевич, обернувшись муравьем, проникает через маленькую трещину в хрустальную гору и освобождает царевну. С муравьями связывается и их спасительная функция, в частности целительная, их использовали в народ, медицине. У финно-угорских народов известен обряд жертвоприношения лесным духам, совершаемый на муравейниках. Довольно широко распространен вариант муравьиной помощи человеку (ср. русск. сказка «Василиса Прекрасная») (МНМ, 2, 181–182). В совр. поверьях считается, что муравьи, которые завелись в доме, приносят счастье: «Мураши в дом – к счастью» без указ. места (Даль, 2, 359), то же в медв., пуд. говорах Карелии.

2. Кроме того, в др.-русск. языке мурашъ – ‘мелкий муравей, водящийся в жилых помещениях’ (СлРЯ ХІ–ХVII, 9, 309), слово в данном значении известно и в совр. ноег. говорах (НОС, 5, 109). На основании сходства с внешним видом насекомого (малый размер) и его поведением (трудолюбие) так могли прозвать невысокого или трудолюбивого человека.


Источник: Словарь некалендарных личных имен, прозвищ и фамильных прозваний Северо-Западной Руси XV-XVII вв. / И.А. Коршунова. - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2010. - 667 с.

Комментарии для сайта Cackle